ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАТНОСТИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 6
1.1. Сущность понятия «толерантность» 6
1.2. Функции, типы и уровни толерантности 10
1.3. Психолого-педагогические особенности детей среднего школьного
возраста 15
1.4. Педагогика толерантности. Формы и методы воспитания толерантности у
детей 18
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАТНОСТИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. .23
2.1. Диагностика исследования уровня сформированности толерантности у
детей среднего школьного возраста 23
2.2. Комплекс дидактических средств формирования толерантности у детей
среднего школьного возраста 28
2.3. Влияние дидактических средств на формирование толерантности у детей
среднего школьного возраста 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
Социальная нестабильность последнего десятилетия XX века привела к развитию негативных явлений практически во всех сферах социальных отношений. Не имея ясного представления о всеобщих универсальных ценностях, абсолютных и неизменных, человечество быстро превращается в сообщество, состоящее из индивидов и мелких групп.
Основными признаками деструктивных социальных трансформаций явились: повышение уровня социальной энтропии, возникновение кризисов поведения (девиантное, деликвентное, протестное, депрессии), рост агрессии. Обозначенные проблемы могут и должны решаться в нескольких плоскостях. С одной стороны, это общегосударственные меры политического и социально-экономического характера, а с другой стороны, это меры педагогические, образовательные.
При этом следует учитывать, что Российское общество сложно по своему социально-классовому и национальному составу, своей противоречивостью, повышенной сложностью связей и отношений, особенностями передачи духовных ценностей и моделей конструктивного взаимодействия с миром.
Поэтому постановка проблемы толерантного воспитания в условиях поликультурной России является, по нашему мнению, актуальной и прогрессивной тенденцией, имеющей социокультурную и политическую значимость, поскольку в поликультурных условиях особую важность приобретает задача консолидации общества на основе толерантных ценностей, готовности защиты интересов личности ребенка и общества в целом.
Межкультурному взаимопониманию, примирению нужно учить. Одной из задач, поэтому становится совершенствование содержания, организации толерантного воспитания, изучение природы толерантности, равно как и способов толерантного взаимодействия. Только толерантная личность, способная конструктивно разрешать конфликты, а не избегать их, готова жить и работать в непрерывно меняющемся современном мире, способна смело разрабатывать собственные стратегии поведения, самостоятельно и творчески мыслить, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность перед собой и обществом в целом.
Толерантность необходима для реализации прав человека и достижения мира. Конфликты, усугубленные проблемами нищеты, усилили темпы миграции, увеличили число беженцев и мигрантов, ищущих работу в тех странах и регионах, которые некогда были монокультурными. Школьные классы становятся микрокосмом культурного многообразия, и требование взаимопонимания становится объективным источником для формирования толерантности. Для многих школ это обстоятельство стало причиной сложных проблем.
Вышесказанное подтверждает актуальность выбранной нами темы: «Педагогические условия воспитания толерантности у детей среднего школьного возраста».
Объектом данного исследования является процесс воспитания толерантного отношения у детей друг к другу.
Предметом являются педагогические условия воспитания толерантности у детей на среднем этапе обучения.
Целью работы является определение и реализация на практике педагогических условий воспитания толерантности у детей среднего школьного возраста.
Для достижения цели были выдвинуты следующие задачи:
1. изучить проблемы толерантности в современной педагогике;
2. определить сущность принципа толерантности; ее функции, типы и уровни;
3. выявить психолого-педагогические особенности подростков;
4. провести диагностику уровня сформированности толерантности у учащихся на среднем этапе обучения;
5. разработать комплекс дидактических средств формирования толерантности у учащихся на среднем этапе обучения.
...
Как мы уже говорили, современная социокультурная ситуация определила насущную необходимость в формировании толерантности в качестве условия выживаемости человечества в будущем; как ценности социокультурной системы; как нормы гуманных человеческих отношений, как мировоззрения и осознанного ориентира построения взаимоотношений с окружающим миром. Это позволяет рассматривать толерантность как многокомпонентное явление объективной реальности.
Воспитание в духе толерантности, прежде всего, решает задачу раскрытия смысла бытия человека в мире через понимание характера и способов его взаимодействия с этим миром. Процесс образования и воспитания в толерантной среде состоит в осмыслении человеком своего места в мире, в овладении способами взаимодействия с ним. В конечном счете, речь идет о восприятии толерантности как личностно-значимой ценности.
Путь к толерантности - это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания.
В основе педагогической деятельности должен быть живой смысл и живое общение на основе живого слова, живого понятия, что, в свою очередь, важно не само по себе, а как путь не просто к толерантности, пониманию, а путь к толерантному взаимодействию, взаимному пониманию. Если педагог толерантен, он уверен, открыт, недирективен, доброжелателен. Он выступает по отношению к учащемуся в роли наставника.
Глобальное образование призвано воспитывать у учащихся чувство и сознание ответственности за настоящее и будущее мира, в котором они живут. Оно исходит из того, что предрассудки по отношению к чужим культурам (да и к своей собственной) возникают из-за отсутствия у людей знаний о народах и их отношениях, о национальных культурах и традициях.
Перед педагогами стоит задача приобщить учащихся к культурам и традициям различных национальностей, корректировать воздействие на детей социально-этнических факторов и формировать у них чувство и сознание граждан мира.
Предложения, сформулированные нами по воспитанию толерантности, вполне применимы в воспитательном процессе и, на наш взгляд, соответствуют теоретическим закономерностям воспитания толерантности. Воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.
Предлагаемая нами программа «Неделя толерантности» носит примерный, ориентировочный характер и может использоваться в средних образовательных школах с целью формирования толерантности у детей разных национальностей.
Таким образом, поставленная цель достигнута, задачи решены.
1. Асмолов А.Г. Толерантность от утопии к реальности. // На пути к толерантному сознанию. - М., 2000. - с. 5 - 7.
2. Асмолов А.Г. Толерантность в общественном сознании России. - М.: ИЭАРАЮ, 2002.
3. Бархота М.П. Мотивы толерантности или идея человеколюбия // Начальная школа.-2003. -№ 1.
4. Бобинова С.В. Воспитание культуры толерантности // Начальная школа. -2004. - № 8.
5. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - М.: Педагогика-пресс, 1999. - 533 с.
6. Даль В.Толковый словарь живого великорусского языка, 1998
7. Декларация принципов толерантности, 1995
8. Гатагова Л. Уроки толерантности или вражды? // История. - 2003. - № 33.
9. Зимбули А.Е. Почему терпимость и какая терпимость? // Вестник С- Петербургского университета. Сер.б. - 2003. - в.З. (№20) - с. 22 - 28.
10.Зиновьев Д.В. Повышение педагогического мастерства будущего педагога на основе формирования социокультурной толерантности. Дисс. канд. пед. наук, Красноярск - 2000.
11. Иванченко Г.В. Толерантность при социокультурном разнообразии: психологические аспекты // Электронное приложение к журналу «Ежегодник Российского Психологического Общества». Психологияи культура: Материалы 3 съезда РПО (25-28 июня 2003 г.).
12. Ильченко Л. Педагогика поликультурности и толерантности // Дошкольное воспитание. - 2004. - №8.
13. Кеннет Уэйн Образование и толерантность // Высшее образование в Европе. 1997. №2. Т XXI
14. Комогоров П.Ф. Формирование толерантности в межличностных
отношениях студентов высшего учебного заведения. Дисс. канд. пед. наук., Курган. - 2000, - 189 с.
15. Крутова K.B. Формирование у старшеклассников отношения к толерантности как социально значимой ценности в обучении гуманитарным дисциплинам. Дисс. канд. пед. наук. - Волгоград, 2002.
... всего 34 источников