Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования воспитания волевых качеств у подростков, занимающихся каратэ киокушинкай 8
1.1. Волевые качества и их значение в спортивной подготовке
подростков 8
1.2. Структура и общие характеристики волевых качеств 12
1.3. Педагогические условия воспитания волевых качеств у подростков,
занимающихся каратэ киокушинкай 22
Выводы по первой главе 24
глава 2. Организация и методы эмпирического исследования волевых качеств у подростков, занимающихся каратэ киокушинкай 25
2.1. Результаты констатирующего эксперимента исследования волевых
качеств у подростков 25
2.2. Реализация педагогических условий воспитания волевых качеств у
подростков, занимающихся каратэ киокушинкай 29
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по исследованию
волевых качеств у младших и старших подростков, занимающихся каратэ киокушинкай 36
Выводы по второй главе 42
Заключение 44
Библиографический список 47
Приложение 53
Приложение А 53
Приложение Б 54
Современные условия динамичного мира требует от педагогов осуществлять процесс воспитания так, чтобы растущее поколение, актуализируя волевой потенциал, уверенно достигало поставленные цели и справлялось с жизненными трудностями.
Самосознание у подростка находится в пике развития. Как и во все остальные возрастные этапы, только гораздо острее, в подростковый период у человека меняется жизненная ориентация, осознаются личностные особенности. Развитие самосознания подростка отличается пристальным вниманием и критичностью к собственным достоинствам и недостаткам. Идеальный образ «Я» у подростков складывается из ценимых ими достоинств других людей и ведет к применению волевого усилия, направленного на саморазвитие.
Многие в подростковом возрасте начинают заниматься саморазвитием воли, для подражания выбирается объект, обладающий авторитетом и значимостью, обычно это старшие по возрасту товарищи. В совместной с референтной группой деятельности подросток занимается в делами, требующими волевых усилий.
Подростки часто, если даже не делали этого раньше, начинают заниматься спортом, что благоприятствует воспитанию волевых качеств. В спорте они встречаются с большой физической нагрузкой, сталкиваются с риском, с ситуациями, где требуется сила и мужество. Волевые качества личности, сформировавшиеся и закрепившиеся в занятиях спортом, переносятся затем и на другие виды деятельности.
Воля выступает формой психического отражения, проявляющейся в способности к принятию решения, выбору действий с преодолением внутренних затруднений и внешних препятствий.
Достижение успехов в спорте обеспечивается не столько совершенством специальных знаний, умений и навыков, сколько способностью реализовать их в полной мере в экстремальных ситуациях, связанных с наличием дефицита времени, реальной опасности, высокой ответственности. Спортивная практика показывает, что спортсменам в сложных условиях соревнований необходимо регулировать свои психические состояния, мобилизовать дополнительную волевую активность и завоевывать победу. По этой причине очень много времени и усилий в спортивной подготовке уделяется воспитанию воли, что считается одним из самых сложных компонентов психологической подготовки спортсменов.
Воспитание волевых качеств эффективно влияет на повышение результативности спортсменов (А.Н. Мартыненко, А.С. Соснин, М.М. Чекиров). Волевая подготовка является одним из главных направлений в воспитании личности представителей подрастающей смены в спорте (К.П. Бакешин, С.Я. Самулкин, Б.Н. Смирнов). Необходимыми предпосылками для плодотворного воспитания волевых качеств выступают психологические возрастные особенности подростка, на что указывают Л.И. Божович, Т.В. Драгунова, И.С. Кон, В.А. Крутецкий, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др. Исследователями отмечается особая благотворная восприимчивость подростков к педагогическому руководству воспитанием воли, т.к. в этом возрасте уже накоплен достаточный опыт морального поведения, пробуждается нравственная потребность в самовоспитании.
Наблюдение занятий каратэ киокушинкай показывает (М. Ояма, Д. Миллер), что школьники совершенствуют процесс самовоспитания, развивают эмоциональную сферу, обогащают свои чувства, овладевают умением адекватно оценивать свои и чужие поступки. Волевая активность является одним из основных компонентов учебной тренировки; ее целью и результатом, ключевым двигателем тренировочного процесса. Воля, выступая в качестве условия и средства процесса самовоспитания, закаляется, направляя потенциальные ресурсы личности спортсмена на преодоление возникающих препятствий в решении задач самовоспитания. Практически, высокий уровень сформированное™ воли подростка обеспечивает необходимый импульс к началу процесса самовоспитания личности. В киокушинкай одной из стержневых задач является воспитание каждого ученика как активной самостоятельной личности, обладающей высокой нравственностью, способной творчески мыслить и действовать через преодоление.
...
В выполненной работе была достигнута цель: выявить
педагогические условия воспитания волевых качеств у юных спортсменов- каратистов, занимающихся каратэ киокушинкай.
Раскрыты сущность и содержание воспитания волевых качеств в структуре личности подростка.
Определены и обоснованы результативные педагогические условия воспитания волевых качеств личности у младших и старших подростков, занимающихся каратэ киокушинкай.
Охарактеризована специфика волевых качеств личности у младших подростков, занимающихся каратэ киокушинкай.
Анализ спортивной деятельности каратистов, выполненный на основе деятельностного подхода, позволил выявить основные препятствия, возникающие на пути к достижению цели в спортивной деятельности подростков. Установлено, что важной особенностью в спортивной деятельности является то, что препятствия имеют тенденцию к максимизации уровня трудности объективного и субъективного характера.
Преодоление препятствий разного характера и степени трудности осуществляется спортсменом при помощи волевых проявлений личности, обозначаемых как волевые качества. Теоретический анализ позволил выявить ведущие волевые качества, проявляемые в спортивной деятельности высококвалифицированных каратистов. Такими качествами оказались упорство, терпимость, настойчивость и сила воли. Эти качества личности, имеющие различную психофизиологическую основу, обеспечивают разные по направлению волевые действия.
Начальный этап спортивной подготовки каратистов осуществляется в подростковом возрасте, который считается самым головоломным, трудным и даже опасным из всех возрастных периодов жизни.
Нейтрализация большинства «негативных проявлений» в подростковом возрасте осуществляется путем индивидуального, личностно ориентированного подхода к ребенку. В этом возрасте возникает и активизируется стремление и способность детей к самовоспитанию.
Основным условием воспитания волевых качеств является преодоление препятствий различной степени трудности в процессе спортивной деятельности, в учебе и быту. Препятствия, возникающие в спортивной деятельности каратистов, можно классифицировать на объективные и субъективные, тренировочные и соревновательные, постоянные и неожиданные.
Выявленные педагогические условия воспитания волевых качеств у младших подростков, занимающихся каратэ киокушинкай, при всем их многообразии, включают в себя два обязательных:
• опора на субъективный спортивный опыт, возрастные и индивидуальные особенности личности;
• реализация упражнений с возрастающим уровнем сложности.
Таким образом, исследование позволяет заключить:
• на основе психологического анализа спортивной деятельности каратистов определены ведущие волевые качества юных спортсменов и выделены препятствия, возникающие на пути к достижению цели;
• в воспитании волевых качеств юных каратистов обязательной является опора на их личный спортивный опыт и индивидуальновозрастные особенности личности;
• воспитание волевых качеств осуществляется в процессе реализации упражнений с возрастающим уровнем сложности.
Указанные условия результативно способствуют активизации внутреннего духовного мира спортсменов, наполнению процесса спортивного совершенствования личностным смыслом, ценностным отношением, фиксирующимся в субъективном опыте.
Полученные позитивные результаты теоретического и экспериментального исследования определили перспективные
направления изучения проблемы. Интересным видится дальнейшее изучение субъективного опыта спортсменов при воспитании волевых качеств в спортивной деятельности, а также углубленное изучение механизмов и технологий мотивирования юных спортсменов к самовоспитанию волевых качеств спортсменов.
1. Абаев Н.В. Чань-буддизм и Шаолиньская школа у-шу // Буддизм и культурно-психологические традиции народов Востока. Новосибирск,
2013. - 178с.
2. Абзалов Р.А. Адаптация детского организма к различным физическим нагрузкам Теория и практика физической культуры. 2012. - C.39 - 40.
3. Аболин JI.M. Возрастные и квалификационные различия в соотношениях факторов эмоциональной устойчивости спортсменов. Теория и практика физической культуры. 2011. № 8. - 270с.
4. Аболин Л.М. Эмоциональные механизмы продуктивных форм соревновательного действия спортсменов. Теория и практика физической культуры. 2010. № 12. - C.12-21.
5. Абраменко В.В. Генезис отношений ребенка в социальной психологии детства: дисс. ... докт. психол. наук. М., 2000. - 420с.
6. Абрамов М.С., Раджабов Х.Н. Изучение морфофункциональных показателей школьников с использованием ЭВМ и современных математических методов//Теория и практика физической культуры. 2013.№ 3. - C.26-27.
7. Абрамовский И.Н. Зависимость между силой, весом и ростом спортсмена. Теория и практика физической культуры. 1968. - C.17-19.
8. Абросимова Л.И., Карасик В.Е. Определение физической работоспособности подростков // Новые исследования по возрастной физиологии. М.: Педагогика, 1977. Вып.2. - C.114-117.
9. Агашин М.Ф. Волновые тренажеры для тренировки, лечения, профилактики заболеваний и инвалидности детей школьного возраста // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2003, № 2. - C.48-50 .
10. Агашин М.Ф., Дмитриев P.M. Методические особенности применения тренажеров Агашина для дзюдоистов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2003, № 2 - C.30-31.
11. Адаме Б.А. Специальный курс скоростного боя (прикладное каратэ). Минск: Шерхол, 2013. - 180с.
12. Адаптация спортсменов к тренировочным нагрузкам: Сб.науч.тр. Киевский ГИФК. Киев, 1984. - 110с.
13. Айрепетян В.Б., Джуганян Р.Я., Казарян Ф.Г., Кеседжан М.А., Динамографическая установка для определения работоспособности мышечных групп Теория и практика физической культуры. 1974, № 9.
- C. 68-69.
14. Акимов А.Е. Эвристическое обсуждение проблемы поиска новых дальнодействий // Сознание и физический мир. 1995.- 344 с.
15. Александрова Н.И., Шульга Т.И. Изучение волевых качеств школьников с помощью методики «Нерешаемая задача» // Вопросы психологии, 2000. - 33с.
... всего 65 источников