Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №148443

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы60
Год сдачи2018
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
31
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Эмоциональный интеллект: психолого-педагогические
предпосылки исследования 7
1.2. Структура и содержание эмоционального интеллекта детей
старшего дошкольного возраста 13
1.3. Теоретическое обоснование педагогических условий
формирования эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста 22
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 36
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 39
2.1. Диагностический инструментарий изучения эмоционального
интеллекта детей старшего дошкольного возраста 39
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 41
2.3. Методические рекомендации по реализации педагогических условий формирования эмоционального интеллекта детей старшего
дошкольного возраста 44
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 59

Актуальность развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста обуславливается, прежде всего, целевыми ориентирами, которые предлагает Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. В разделе 2.6. ФГОС «Социально-коммуникативное развитие» отмечена важность развития социального и эмоционально интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Эмоциональная сфера играет важную роль в жизни детей, помогая им полнее и глубже воспринимать действительность, реагировать на нее. В старшем дошкольном возрасте складываются основные психические новообразования: качественное изменение содержания аффектов,
возникновение особых форм сопереживания, сочувствия другим людям, развитие эмоциональной децентрации. Этому способствует появление эмоционального предвосхищения, дающее возможность ребёнку не только предвидеть, но и переживать отдельные последствия своей деятельности, поступков, прочувствовать их смысл, как для себя, так и для окружающих.
Дошкольный возраст - время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания самого себя, своего «Я» в системе мира, развития познавательных способностей. Ребёнок не может стать частью социума, если не овладел теми знаниями, умениями, способностями, отношениями, которые существуют в человеческом обществе. Всё это он может освоить только в общении с другими людьми - носителями общественного опыта.
В последние годы в системе воспитания и обучения старших дошкольников стало уделяться недостаточно внимания развитию эмоциональной сферы. Как справедливо указывали Л. С. Выготский и А. В. Запорожец, только согласованное функционирование двух систем - эмоциональной сферы и интеллекта, их единство могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.
Умственное развитие ребёнка тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний.
Дошкольник живёт эмоциями, руководствуется ими при выборе способов поведения. Эмоции сопровождают его ощущения, практические действия, делают окружающий мир многоликим, удивительно прекрасными значимым.
Ребёнок учится своими эмоциями управлять. Но это возможно лишь в том случае, когда ребёнок к концу дошкольного периода обладает достаточным опытом эмоциональной жизни. Если опыт беден, у него просто не достанет «материала» для того, чтобы научится подобному управлению.
Эмоциональная жизнь ребёнка к концу дошкольного периода претерпевает существенные изменения. Как писал Л.С. Выготский «к моменту наступления школьной жизни эмоциональные реакции теряют свою непосредственную диктаторскую власть над поведением ребёнка».
Умение управлять своими эмоциями - главное достижение дошкольного возраста к моменту вхождения ребёнка в кризис семи лет. Эмоциональная функция потому и называется центральной психической функцией дошкольника, что к концу дошкольного периода она становится произвольной. Все это свидетельствует о важности формирования эмоционального интеллекта именно в дошкольном возрасте. Для того чтобы формирование было успешным необходимо создавать педагогические условия и понимать особенности эмоционального интеллекта детей на каждом возрастном этапе. Этим обусловлена актуальность выбранной темы.
Цель исследования: выявить и теоретически обосновать
педагогические условия формирования эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе исследования проблемы формирование эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в соответствии с поставленными целью и задачами получены следующие результаты:
1. Эмоциональный интеллект - это интерес к внутреннему миру (как к собственному, так и к миру окружающих людей), который даёт возможность настраиваться на эмоции и осмысливать их. Конечный продукт эмоционального интеллекта - принятие решений с учетом полученной эмоциональной информации и регуляция поведения, направленные на достижение благополучия. В каждом возрасте эмоциональный интеллект имеет свои особенности.
2. Эмоциональный интеллект детей старшего дошкольного возраста - это готовность ребёнка ориентироваться на другого человека, учитывать его эмоциональное состояние и на основе этих знаний регулировать отношения с ним и находить пути решения возникающих проблем.
3. В структуру эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста, входят следующие компоненты:
• направленность внимания ребёнка к миру людей и миру эмоций;
• эмоциональная ориентация ребёнка на другого;
• готовность ребёнка учитывать эмоциональное состояние другого в своей деятельности.
4. Выделены и теоретически обоснованы следующие педагогические условия:
• учет особенностей и закономерностей развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста;
• комплексное применение методов и приемов формирования эмоционального интеллекта;
- наполнение развивающей предметно-пространственной среды материалами, направленными на формирование эмоционального интеллекта.
5. С помощью проективной методики «Дорисовывание: мир вещей - мир людей - мир эмоций» и анкетирования педагогов определили ориентацию детей на мир вещей, мир людей или мир эмоций, а также выявили общий показатель уровня развития эмоционального интеллекта.
6. Разработаны методические рекомендации педагогам по формированию эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, все поставленные задачи решены, цель исследования достигнута.
Перспективы дальнейших исследований заключаются в поиске новых эффективных методов и средств формирования эмоционально интеллекта детей старшего дошкольного возраста, использование которых будет способствовать повышению уровня сформированности эмоционального интеллекта.


1. Андреева, И.Н. Азбука эмоционального интеллекта. СПб. БХВ- Петербург, 2012. 212 с.
2. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена // Вопросы психологии. 2006. №3. С. 78-86.
3. Андреева И.Н. О становлении понятия «эмоциональный интеллект» // Вопросы психологии. 2008. № 5. С. 83-95.
4. Балакирева Т.С.Эмоции и дети — комплексные занятия педагога- психолога // Дошкольное воспитание. 2005. С. 34-38.
5. Биологические и социальные предпосылки развития эмоционального интеллекта // Когнитивная психология: сб.статей / Под ред. А.П. Лобанова, Н.П. Радчиковой. Минск: БГПУ. 2006. 156 с.
6. Буршит И.Е. Развитие эмоциональной сферы дошкольника - путь к школьной успешности // Начальная школа плюс До и После. 2008. №12. С. 18-23.
7. Буянова А. Ю., Бледнова Е. Ю., Кудрявцева С. Ю., Зимуков Э. М. Теоретические аспекты развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста // Образование и воспитание. 2015. №3. С. 59-61. URL https://moluch.ru/th/4/archive/9/167/ (дата обращения: 20.05.2018).
8. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Социальная ситуация развития в дошкольном детстве. // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2008. №1 С. 12 - 20.
9. Выготский Л.С. Кризис семи лет // Собр.соч.: В 5 т. Т.1 С. 376-385.
10. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. М.: Смысл, Эксмо, 2005. 512 с.
11. Выготский Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии // Собр. соч. Т. 4-М., 1984. 433 с.
12. Гиппенрейтер, Ю.Б. Продолжаем общаться с ребёнком. Так? / Ю.Б. Гиппенрейтер. М. АСТ, Астрель, 2014. 288 с.
13. Горскова Г.Г. Введение понятия «эмоциональный интеллект» в психологическую теорию // Тез. науч.-практ. конф. «Ананьевские чтения». СПб., 1999. С. 25-2
14. Д. Гоулман, Р. Бояцис, Э. Макки. Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. М: Альпина Бизнес Букс, 2007. 145 с.
15. Ежкова Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста: в 2-х ч. Часть 1. М.: ВЛАДОС, 2010. 127 с.
... всего 42 источника


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ