Введение 3
Глава 1. Теоретические основы диалогической речи 6
1.1 Характеристика диалогической речи 6
1.2 Особенности развития диалогической речи у детей 10
1.3Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольной
образовательной организации 17
1.4 Методы и приёмы развития диалогической речи детей дошкольного возраста 22
Глава 2. Развитие диалогической речи в познавательно-исследовательской деятельности детей средней группы МБДОУ №7 г. Боготола 31
2.1 Изучение особенностей диалогической речи детей 31
2.2 Организация по развитию диалогической речи в процессе познавательноисследовательской деятельности 45
2.3 Контрольный этап исследования 50
Заключение 58
Список литературы 60
Приложения
Речь является одной из самых сложных высших психических функций человека, от степени сформированности которой в раннем детском возрасте во многом зависит уровень общей подготовленности ребенка к успешному обучению в общеобразовательной школе.
Работа по речевому развитию детей занимает одно из центральных мест в дошкольном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребёнка. Вопросы развития диалогической речи у детей дошкольного возраста не утрачивают своей актуальности и в настоящее время. Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте. В связи с введением в дошкольное образование ФГОС от 17 октября 2013 года, особое внимание заслуживает образовательная область «Речевое развитие», которая должна обеспечить владение речью как средством общения и культуры, развитость грамматически правильной диалогической речи.
До недавнего времени диалог детей дошкольного возраста изучался как обмен партнеров высказываниями-репликами. Над развитием диалогической речи у детей дошкольного возраста трудились исследователи Е. И. Тихеева (30 - 40 - е гг.), Е. А. Флерина, Е. И. Радина, О. И. Соловьева (50 - 60 - е гг.), А. М. Бородина, Ф. А. Сохин (70 - 80 - е гг.), А. Г. Арушанова, В. И. Яшина (90 - е г.). Наиболее изучен диалог как вопросно - ответная форма речи (М. М. Бахтин, Л. В. Щерба и др.), Согласно мнения Л. П. Якубинского, диалог это не только форма речи, но еще и разновидность человеческого поведения».
Психологи считают, что именно дошкольный возраст 4 - 5 года жизни сензитивен к усвоению речи, поэтому процесс речевого развития в
современном образовании является приоритетным.
Одним из эффективных средств развития диалогической речи
дошкольников является познавательно-исследовательская деятельность, поскольку в ней ребенок не просто выполняет требования взрослого, но и активно действует.
Опираясь на позицию С.Л. Рубинштейна , важно рассматривать вопрос формирования познавательной активности через потребности — мотивы — интересы. Потребности выступают источником активности, а процесс удовлетворения потребности выступает как целенаправленная деятельность. При этом важен характер познавательной деятельности.
Таким образом, становится очевидной социальная потребность в развитии диалогической речи детей 4-5 года жизни, так как отсутствие или дефицит диалогического общения ведёт к различного рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми, появлению серьёзных сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях.
Цель: способствовать развитию диалогических умений детей 4-5 лет в познавательно-исследовательской деятельности.
Объект исследования: развитие диалогической речи детей 4-5 лет
Предмет исследования: процесс познавательно-исследовательской деятельности.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что использование в процессе познавательно-исследовательской деятельности методов, направленных на развитие диалогических умений, будет способствовать развитию диалогической речи детей 4-5 лет.
Задачи:
1. Изучение литературных источников по проблеме.
2. изучить особенности практического применения методик развития диалогической речи у детей 4-5 лет.
3. На основе диагностики выявить особенности развития диалогической речи детей 4-5 лет.
4. Организовать работу по развитию диалогической речи детей 4-5 лет посредством познавательной деятельности.
Методы исследования: теоретические: анализ философских,
лингвистических и психолого-педагогических исследований; наблюдение; анализ и обобщение педагогического опыта; эмпирические.
Диалогическая речь наиболее социально значимая сфера исследования для дошкольной педагогики. Именно диалог представляет особое значение в речевом развитии дошкольников. В этом аспекте дошкольники по- настоящему чувствуют себя равными, свободными, раскованными. Здесь они учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю. Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет к различному рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми.
Коммуникативное взаимодействие в процессе игры, обучения и других жизненных ситуаций со взрослыми и сверстниками - это необходимое условие гармоничного развития ребенка. В случае, если диалогическая речь не развита или развита недостаточно, это накладывает серьезный отпечаток на развитие ребенка и на его коммуникативные навыки.
Неспособность к диалогической речи замедляет переход ребенка на следующий, более трудный и важный этап речевого развития - овладение монологической речью.
Диалогическая речь в большей степени ситуативна и контекстуальна, она более элементарна, чем монологическая речь. Являясь первичной, естественной формой языкового общения, эта форма речи состоит из обмена высказываниями, для которых характерны вопрос, ответ, добавления, пояснения, возражения, реплики. При этом особую роль играют мимика, жесты, интонации, которые могут изменять значение слова.
Для развития диалогической речи у детей 4-5 лет необходимо развивать умение строить диалог - спросить, ответить, объяснить, попросить, поддержать, пользуясь при этом разнообразными языковыми средствами в соответствии с ситуацией. Для этого проводятся беседы на самые различные темы, связанные с жизнью ребенка в семье, в детском саду, о его отношениях с друзьями и со взрослыми, о его интересах, желаниях. Именно в диалоге развивается умение выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста.
Констатирующий эксперимент в рамках настоящей работы показал, что уровень развития диалогической речи у дошкольников 4-5 лет невысок. Нарушения затрагивают как способность ребенка вступить в диалог, так и способность развивать диалог не только в контексте существующей ситуации, но и отвлеченно от нее. Некоторые дошкольники не проявляют особенной любознательности в диалоге, не задают дополнительных вопросов, полностью сосредоточены на текущей задаче построения фраз с целью общения. Ответы на вопросы односложны, зачастую ребенок ограничивается кивком головы или жестом, в ответах наблюдается ограниченность в использовании лексики. При этом такая скупость средств ведения диалога не говорит о нежелании общаться, т.к. дети легко принимают предложение об общении, вступают в игровое взаимодействие, охотно отвечают на вопросы так, как они могут ответить в соответствии со своим уровнем развития речи. Очевидно, что с детьми должна проводиться серьезная работа по развитию диалогической речи.
Цель данной работы заключалась в изучении особенностей развития диалогической речи у детей 4-5 лет.
Мы познакомились с литературными источниками по проблеме диалогической речи дошкольников, проанализировали ее, провели констатирующий эксперимент. В данной работе мы изучили особенности развития диалогической речи у детей 4-5 лет и возможности обучения их диалогическим умениям с помощью специально подобранных методов и приёмов. Мы выяснили, что у детей наблюдаются проблемы в развитии диалогической речи, некоторые не умеют высказываться, испытывают трудности в самоконтроле при разговоре и прочее.
Таким образом, для развития диалогической речи детей
необходимо обогатить содержание речевого воспитания и
совершенствовать формы и методы речевой работы.
1. Айдарова. Л. И. Психологические проблемы обучения младших школьников родному языку. М.: Проспект, 2010.
2. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2011
3. Арушанова А.Г, Дурова Н.В. Истоки диалога: старший дошкольный возраст // Дошкольное воспитание. - 2005. - №11. - С. 68-73; - 2008. - №2. - С. 33-39
4. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет: Методическое пособие для воспитателей детского сада/ А.Г. Арушанова.- Изд. 2-е, испр., доп. - М.:Мозаика - Синтез, 2004- 272с.
5. Арушанова, А.Г., Рычагова, Е., Дурова Н. Истоки диалога /А.Г. Арушанова, Е. Рычагова, Н. Дурова // Дошкольное воспитание. - 2002. - №10. - с. 82-90.
6. Арушанова, А.Г. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. - 2001. - №5. - С. 51-61.
7. Бородич А. М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 1981
8. Богуш, А. М. Обучение правильной речи в детском саду [Текст]: монография / А. М. Богуш. - Киев: Рад. шк., 1990. - С. 47-49.
9. Валлон А. Психическое развитие ребенка. - М.: Просвещение, 1967.
10. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии - 2006. -№ 6. - С. 62—76.
11. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 2008
12. Гербова В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. - 2006. - №9.- С.28-34
13. Глухов В.П., Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - М., 2004.
14. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения/ Под ред. А.Г Гогоберидзе, О.В Солнцевой.- СПб..: Питер, 2013.- 464с.:ил.
15. Исенина Е.И. Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни - М.: М.: ОАО ИГ Прогресс, 1999.
... всего 58 источников