Проведена опытно-экспериментальная работа.
База исследования: МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13.
Выборка исследования: 56 младших школьников, обучающиеся 4А (экспериментальная группа) и обучающиеся 4В (контрольная группа) классов.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 6
1.1. Понятие экологической грамотности: сущность и содержание 6
1.2. Психолого-педагогические аспекты формирования экологической грамотности младших школьников в условиях дополнительного образования 14
1.3. STEAM-технологии в формировании экологических представлений у детей школьного возраста 22
2. ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 27
2.1. Анализ программ экологической направленности в условиях дополнительного образования 27
2.2. Диагностика уровня экологической грамотности младших школьников 32
2.3. Методические рекомендации по формированию экологической грамотности в условиях школьного дополнительного образования 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 66
Актуальность темы исследования обусловлена напряженной экологической обстановкой, складывающейся в настоящее время. Серьезные опасения вызывают участившиеся случаи экологических бедствий, непрекращающиеся сообщения о загрязнениях воды, воздуха, почвы, влекущие ухудшение состояния здоровья населения. Очень часто причинами перечисленных проблем становится отсутствие у граждан знаний в сфере природопользования и природоохраны. В этой связи актуализируется проблематика экологического просвещения граждан, повышения их экологической культуры и формирование экологической грамотности.
Формирование экологической грамотности подрастающего поколения происходит не только в рамках школьной программы. Огромную лепту в экологическое образование вносит система дополнительного образования, которое в настоящее реализуется в различных направлениях и объединяет большое число школьников. Экологическая составляющая присутствует во всех программах дополнительного образования и реализуется в различных формах.
Об этом свидетельствуют многочисленные исследования, авторы которых анализируют различные аспекты обозначенной проблемы: вопросы развития экологических познаний младших школьников (Л.В. Моисеева, Ю.Г. Никитина, Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный и др.); вопросы организации внеурочной работы по экологическому воспитанию младших школьников (И.И. Петрова, О.Б. Волжина, Е.В. Рогалева, И.С. Сергеева, В.В. Макунина, И.В. Попова и др.); вопросы организации проектной деятельности по формированию экологической грамотности младших школьников (Л.В. Моисеева, Ю.Г. Никитина, Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный и др.). Все вышесказанное подтверждает актуальность выбора темы исследования.
Цель исследования: охарактеризовать процесс формирования экологической грамотности у детей младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования.
Объект исследования: формирование экологической грамотности у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: формирования экологической грамотности у детей младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования.
Для реализации поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. Проанализировать понятие экологической грамотности.
2. Охарактеризовать психолого-педагогические аспекты формирования экологической грамотности младших школьников в условиях дополнительного образования.
3. Рассмотреть STEAM-технологии в формировании экологических представлений у детей школьного возраста
4. Проанализировать программы экологической направленности в условиях дополнительного образования
5. Провести диагностику уровня экологической грамотности младших школьников.
6. Разработать методические рекомендации по формированию экологической грамотности в условиях школьного дополнительного образования.
Методы исследования: анализ научно-педагогической литературы, педагогический эксперимент, количественный и качественный эмпирических анализ данных, систематизация, обобщение.
База исследования: МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13.
Практическая значимость работы состоит в разработке методических рекомендаций по формированию экологической грамотности детей младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования. Полученные в ходе исследования данные можно использовать педагогам дополнительного образования, родителям. А также, представленный нами материал, могут использовать студенты при подготовке к занятиям, при написании рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Под экологической грамотностью младших школьников следует понимать овладение обучающимися необходимыми экологическими знаниями, умение ими пользоваться на практике, адекватно оценивая масштабы человеческого воздействия на окружающую среду, осознавая его отрицательные последствия и значимость предпринимаемых действий по их устранению. Формирование данного качества осуществляется постепенно в ходе целенаправленной педагогической работы с обучающимися.
Наиболее активно формирование экологической грамотности происходит в младшем школьном возрасте, когда дети наиболее восприимчивы к новым знаниям, проявляют познавательную активность и любознательность. Эффективное формирование экологической грамотности требует познавательной, творческой и практической деятельности младших школьников. Проектная деятельность подразумевает под собой непосредственную самостоятельную работу обучающихся в рамках определенной проблемы.
Проектная деятельность является эффективной педагогической технологией, позволяющей организовывать познавательную деятельность обучающихся, нацеленную на решение, в том числе, и экологических проблем. Важным условием организации экологической проектной деятельности является выбор темы и формата проектов, вызывающих интерес к деятельности.
С целью изучения особенностей формирования экологической грамотности младших школьников в проектной деятельности была проведена опытно-экспериментальная работа.
Так на констатирующем этапе было выявлено, что по 3 человека (11 % от общего числа обучающихся) обеих исследовательских групп имеет высокий уровень сформированности экологической грамотности, у 12 человек экспериментальной группы (43 % от общего числа обучающихся) и у 14 человек контрольной группы (50 %) выявлен средний уровень сформированности данного показателя, у 13 человек экспериментальной группы (46 % от общего числа обучающихся) и 11 человек контрольной группы (39 %) выявлен низкий уровень.
Формирующий этап эксперимента был посвящен разработке и апробации перечня проектов экологической направленности, нацеленных на формирование экологической грамотности младших школьников. Данный эксперимент проводился с обучающимися экспериментальной группы. Всего было подготовлено содержание 6 проектов экологической направленности, которые проводились в течение 12 недель - на один проект отводилось в среднем две недели.
Полученные на контрольном этапе эксперимента результаты подтвердили гипотезу исследования - процесс формирования экологической грамотности младших школьников в проектной деятельности будет эффективным, если: использовать в проектной деятельности младших школьников исследовательские проекты экологической направленности; включить в проектную деятельность младших школьников исследование и изучение природы родного края; использовать разнообразные формы конечного результата проектной деятельности (экологические плакаты, макеты, памятки с практическими рекомендациями); создать эмоционально¬ценностную среду для формирования экологической грамотности младших школьников; реализовать этапы работы с детьми с учетом логики формирования экологической грамотности младших школьников в проектной деятельности.
Тема бакалаврской работы раскрыта. Разработанное содержание проектной деятельности, способствующее формированию экологической грамотности младших школьников, может быть использовано в работе педагогов школьных образовательных организаций.
1. Аутлева, А.Н. Экологическая социализация младших школьников на основе событийного подхода / А. Н. Аутлева, Л. Л. Багова // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2019. - № 1. - С. 32-37.
2. Багова, Л. Л. Внеклассная работа по формированию экологической культуры младших школьников в рамках интегративного курса «Окружающий мир» / Л. Л. Багова // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2020. - № 3. - С. 61-65.
3. Бекк, Е. А. Инновационные технологии формирования экологической культуры младших школьников во внеклассной работе / Е. А. Бекк // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2020. - № 3. - С. 11¬13.
4. Быкова, Н. В. Особенности экологического воспитания в начальной школе / Н. В. Быкова // Наука, техника и образование. - 2019. - № 8. - С. 79-84.
5. Вакуленко, Л. Н. Экологическое воспитание школьников, как фактор формирования природоохранных компетенций / Л. Н. Вакуленко // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2021. - № 50. - С. 111-115.
6. Винокурова Н. Ф. Реализация средовых идей при формировании экологической ответственности во внеурочной деятельности школы / Н. Ф. Винокурова, А. А. Лощилова // Карельский научный журнал. - 2019. - № 4. - С. 7-9.
7. Виттенбек, В. К. Формирование основ экологической культуры личности младшего школьника / В. К. Виттенбек, П. Р. Сухорукова // Сборник трудов Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы теории и практики психологических, психолого-педагогических и педагогических исследований» (г. Москва. 15-16 апреля 2020 года). - Москва : Московский государственный областной университет, 2020. - С. 64-68.
8. Владышевский, Д. В. Экологический аспект устойчивого развития/ Д. В. Владышевский. Красноярск, Красноярский Гос. университет, 2022. — 195 с.
9. Власенко, О. В. Формирование экологической культуры младших школьников / О. В. Власенко // Сборник докладов VIII Всероссийской научно¬практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых учёных «Культурные тренды современной России: от национальных истоков к культурным инновациям» (г. Белгород, 22 октября 2020 года). - Белгород : Белгородский государственный институт искусств и культуры, 2020. - С. 95-99.
10. Глазачев С. Н., Козлова О. Н. Экологическая культура/ С. Н. Глазачев, О. Н. Козлова : Горизонт, 1997. - 208 с.
11. Гостева, С. Р. Экологическое образование / С. Р. Гостева // Евразийское Научное Объединение. - 2020. - № 6.- С. 433-435.
12. Давлетшина, Л. X. Современные образовательные технологии формирования основ экологического мировоззрения младших школьников (опыт эмпирического исследования) / Л. X. Давлетшина // Мир науки. Педагогика и психология. - 2019. - № 6. - С. 15-18.
13. Егоров, В. А. Правосознание и экологическая грамотность молодежи / В. А. Егоров, Д. С. Казарова // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. - 2020. - № 2. - С. 10-14.
14. Елсукова, А. Н. Сущность экологического образования обучающихся / А. Н. Елсукова, Л. В. Рыжкова // Вопросы педагогики. - 2020. - № 6. - С. 91-93.
15. Зайцева, С. А. Формирование экологической культуры младших школьников средствами учебных проектов / С. А. Зайцева, Л. И. Рыжечкина // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 62. - С. 86¬89.
16. Иванова Т. С. Экологическое образование и воспитание в начальной школе: Учебно-методическое пособие/ Т. С. Иванова. — М. : ЦГЛ, 2023. — 56 с.
17. Иргит, Е. Л. Об экологическом мышлении младших школьников / Е. Л. Иргит, А. С. Маношкина // Вестник Тувинского государственного университета. Педагогические науки. - 2020. - № 1. - С. 46-52.
18. Калинина, Н. В. Формирование экологической ответственности у младших школьников во внеурочной деятельности / Н. В. Калинина, Д. А. Егорова // Международный научно-исследовательский журнал. - 2020. - № 9. - С. 121-124.
19. Каргинова, С. Н. Осуществление междисциплинарного принцип в процессе экологического образования / С. Н. Каргинова // Таврический научный обозреватель. - 2021. - № 1. - С. 139-144.
20. Короткевич, А. В. Экологическое образование и образование для устойчивого развития / А. В. Короткевич // Сахаровские чтения 2020 года : экологические проблемы XXI века. материалы 20-й международной научной конференции, в двух частях. - Минск, 2020. - С. 173-175.
21. Красавина, К. В. Формирование экологических привычек как основы мировоззрения подрастающего поколения / К. В. Красавина, Т. Н. Макарова // Труды Братского государственного университета. Серия : Гуманитарные и социальные науки. - 2020. - Т. 1. - С. 34-36.
22. Курбатова, А. С. Роль внеклассной работы в развитии экологической культуры младших школьников / А. С. Курбатова, Т. К. Беляева // Государственный Советник. – 2019. - № 4. - С. 65-68.
23. Кушнир, А. В. Использование активных методов обучения в формировании экологических представлений у младших школьников во внеклассной работе / А. В. Кушнир // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. - 2021. - № 2. - С. 114-120.
24. Леонтьева, И. А. К вопросу об экологизации современного школьного образования / И. А. Леонтьева // Бюллетень науки и практики. - 2019. - № 2. - С. 304-309.
25. Лощилова, А. А. Методические условия воспитания экологической ответственности у членов школьного детского геоэкологического клуба : синергетический подход / А. А. Лощилова, Н. Ф. Винокурова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2019. - № 7. - С. 21-28.
26. Любченко, Л. Н. Становление и развитие экологического образования в России в XIX-XX веке в России : историко-правовой аспект / Л. Н. Любченко // Вопросы истории. - 2020. - № 10. - С. 15-18.
27. Мазанюк, Е. Ф. Воспитание экологической культуры обучающихся как педагогическая проблема / Е. Ф. Мазанюк // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 68. - С. 216-220.
28. Малкина, Л. Н. К вопросу об экологическом воспитании / Л. Н. Малкина // Инновационные идеи молодых исследователей для агропромышленного комплекса России. Сборник статей Международной научно-практической конференции молодых ученых (Пенза, 19-21 марта 202). - Пенза : Пензенский государственный аграрный университет, 2020. - С. 314-318.
29. Матвеева, Л. Н. Проект как средство экологического образования младших школьников / Л. Н. Матвеева, Д. А. Бакиева // Молодой ученый. - 2019. - № 18 (204). - С. 180-182.
30. Москвитина, И. В. Экологическая грамотность младшего школьника в современной школе / И. В. Москвитина // Academy. - 2022. - № 7. - С. 87-91.
31. Насибуллина, Э. Р. Приоритеты экологического образования и условия ее реализации в начальных классах / Э. Р. Насибуллина // KANT. - 2019. - № 2. - С. 109-112.
32. Невзорова, А. В. Образовательные результаты экологического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности / А. В. Невзорова // Ярославский педагогический вестник. - 2022. - № 5. - С. 70-74.
33. Оказова, 3. П. О формах экологического образования и воспитания / 3. П. Оказова, М .А. Сулиева, Ф. О. Дзагурова, М. С. Келехсаева // Известия Чеченского государственного педагогического института. - 2020. - № 1. - С. 97-99.
34. Оказова, 3. П. Экологическое образование и воспитание в начальной школе / 3. П. Оказова, С. С. Эльтемирова // Известия Чеченского государственного педагогического института. - 2020. - № 2 (30). - С. 183-188
35. Павлова, Е. П. Педагогический потенциал народных сказок в формировании экологической культуры младших школьников / Е. П. Павлова, А. П. Максимова // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 5. - С. 73¬75.
36. Полищук, В. Н. Экологические квесты как метод экологического образования младших школьников / В. Н. Полищук, Т. Б. Туча // Казанский педагогический журнал. - 2019. - № 1. - С. 126-129.
37. Привалов, А. А. Система формирования экологической компетентности обучающихся в условиях учреждения дополнительного образования / А. А. Привалов, С. В. Тарасова // Наука и Образование. - 2020. - № 2. - С. 254-256.
38. Пушкарева, С. С. Сторителлинг как средство формирования экологической грамотности младших школьников / С. С. Пушкарева, Н. А. Иванова // Молодой ученый. - 2022. - № 15.2 (149.2). - С. 154-156.
39. Сергеева, Б. В. Условия формирования экологических знаний младших школьников / Б. В. Сергеева, А. С. Станина // Молодой ученый. - 2021. - № 9. - С. 1181-1186.
40. Сергеева, Б.В. Формирование основ экологических знаний младших школьников во внеурочной деятельности / Б. В. Сергеева, А. С. Станина // Перспективы науки и образования. - 2019. - № 1. - С. 89-97
41. Софронов, Р. П. Система школьного дополнительного экологического образования как основа формирования экологической культуры обучающихся / Р. П. Софронов // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2019. - № 7. - С. 14-21.
42. Софронов, Р. П. Теоретические основы и практика дополнительного экологического образования в школе / Р. П. Софронов // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2019. - № 2. - С. 54-60.
43. Трегубова, О. Г. Воспитание экологической культуры у школьников как проблема формирования отношения к природе / О. Г. Трегубова // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. - 2022. - № 2. - С. 71-75.
44. Федорова, О. А. Роль экскурсии в экологическом образовании младших школьников / О. А. Фролова // Сборник научных статей «Вопросы биологии, экологии, химии и методики обучения. - Саратов: Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, 2020. - С. 51-53.
45. Федорова, Т. А. К вопросу о формировании экологической культуры младших школьников / Т. А. Федорова, М. А. Богачева // Молодой ученый. - 2022. - № 2 (136). - С. 634-637.
46. Харитонова, Л. Ю. Результаты апробации программы повышения уровня экологической культуры во внеурочной деятельности в условиях дополнительного образования детей / Л. Ю. Харитонова // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. - 2022. - № 2. - С. 64-71
47. Цагараева, Е. Ф. Экологическое воспитание младших школьников в рамках внеурочной деятельности / Е. Ф. Цагараева // Азимут научных исследовании: педагогика и психология. - 2019. - №4. - С. 228 - 230.
48. Чертков, П. В. Содержание, формы, методы и приемы внеклассной работы, направленные на экологическое образование учащихся / П. В. Чертков // Сборник статей «Школа-ВУЗ: современные формы взаимодействия в сфере эколого-географического образования» / Под ред. С. А. Куролапа, В. В. Свиридова, О. Ю. Сушковой. - Воронеж, 2020. - С. 310-315.
49. Шаньгинова, Г. А. Экологические знания младших школьников / Г. А. Шаньгинова // Материалы XV Всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Экология родного края: проблемы и пути их решения». 2020 (г. Киров, 18 мая 2020 года). - Киров: Вятский государственный университет. - С. 254-258