Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование экологической грамотности у детей младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования

Работа №148439

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы70
Год сдачи2024
Стоимость2000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
35
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведена опытно-экспериментальная работа.
База исследования: МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13.
Выборка исследования: 56 младших школьников, обучающиеся 4А (экспериментальная группа) и обучающиеся 4В (контрольная группа) классов.
Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 6
1.1. Понятие экологической грамотности: сущность и содержание 6
1.2. Психолого-педагогические аспекты формирования экологической грамотности младших школьников в условиях дополнительного образования 14
1.3. STEAM-технологии в формировании экологических представлений у детей школьного возраста 22
2. ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 27
2.1. Анализ программ экологической направленности в условиях дополнительного образования 27
2.2. Диагностика уровня экологической грамотности младших школьников 32
2.3. Методические рекомендации по формированию экологической грамотности в условиях школьного дополнительного образования 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 66

Актуальность темы исследования обусловлена напряженной экологической обстановкой, складывающейся в настоящее время. Серьезные опасения вызывают участившиеся случаи экологических бедствий, непрекращающиеся сообщения о загрязнениях воды, воздуха, почвы, влекущие ухудшение состояния здоровья населения. Очень часто причинами перечисленных проблем становится отсутствие у граждан знаний в сфере природопользования и природоохраны. В этой связи актуализируется проблематика экологического просвещения граждан, повышения их экологической культуры и формирование экологической грамотности.
Формирование экологической грамотности подрастающего поколения происходит не только в рамках школьной программы. Огромную лепту в экологическое образование вносит система дополнительного образования, которое в настоящее реализуется в различных направлениях и объединяет большое число школьников. Экологическая составляющая присутствует во всех программах дополнительного образования и реализуется в различных формах.
Об этом свидетельствуют многочисленные исследования, авторы которых анализируют различные аспекты обозначенной проблемы: вопросы развития экологических познаний младших школьников (Л.В. Моисеева, Ю.Г. Никитина, Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный и др.); вопросы организации внеурочной работы по экологическому воспитанию младших школьников (И.И. Петрова, О.Б. Волжина, Е.В. Рогалева, И.С. Сергеева, В.В. Макунина, И.В. Попова и др.); вопросы организации проектной деятельности по формированию экологической грамотности младших школьников (Л.В. Моисеева, Ю.Г. Никитина, Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный и др.). Все вышесказанное подтверждает актуальность выбора темы исследования.
Цель исследования: охарактеризовать процесс формирования экологической грамотности у детей младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования.
Объект исследования: формирование экологической грамотности у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: формирования экологической грамотности у детей младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования.
Для реализации поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. Проанализировать понятие экологической грамотности.
2. Охарактеризовать психолого-педагогические аспекты формирования экологической грамотности младших школьников в условиях дополнительного образования.
3. Рассмотреть STEAM-технологии в формировании экологических представлений у детей школьного возраста
4. Проанализировать программы экологической направленности в условиях дополнительного образования
5. Провести диагностику уровня экологической грамотности младших школьников.
6. Разработать методические рекомендации по формированию экологической грамотности в условиях школьного дополнительного образования.
Методы исследования: анализ научно-педагогической литературы, педагогический эксперимент, количественный и качественный эмпирических анализ данных, систематизация, обобщение.
База исследования: МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13.
Практическая значимость работы состоит в разработке методических рекомендаций по формированию экологической грамотности детей младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования. Полученные в ходе исследования данные можно использовать педагогам дополнительного образования, родителям. А также, представленный нами материал, могут использовать студенты при подготовке к занятиям, при написании рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Под экологической грамотностью младших школьников следует понимать овладение обучающимися необходимыми экологическими знаниями, умение ими пользоваться на практике, адекватно оценивая масштабы человеческого воздействия на окружающую среду, осознавая его отрицательные последствия и значимость предпринимаемых действий по их устранению. Формирование данного качества осуществляется постепенно в ходе целенаправленной педагогической работы с обучающимися.
Наиболее активно формирование экологической грамотности происходит в младшем школьном возрасте, когда дети наиболее восприимчивы к новым знаниям, проявляют познавательную активность и любознательность. Эффективное формирование экологической грамотности требует познавательной, творческой и практической деятельности младших школьников. Проектная деятельность подразумевает под собой непосредственную самостоятельную работу обучающихся в рамках определенной проблемы.
Проектная деятельность является эффективной педагогической технологией, позволяющей организовывать познавательную деятельность обучающихся, нацеленную на решение, в том числе, и экологических проблем. Важным условием организации экологической проектной деятельности является выбор темы и формата проектов, вызывающих интерес к деятельности.
С целью изучения особенностей формирования экологической грамотности младших школьников в проектной деятельности была проведена опытно-экспериментальная работа.
Так на констатирующем этапе было выявлено, что по 3 человека (11 % от общего числа обучающихся) обеих исследовательских групп имеет высокий уровень сформированности экологической грамотности, у 12 человек экспериментальной группы (43 % от общего числа обучающихся) и у 14 человек контрольной группы (50 %) выявлен средний уровень сформированности данного показателя, у 13 человек экспериментальной группы (46 % от общего числа обучающихся) и 11 человек контрольной группы (39 %) выявлен низкий уровень.
Формирующий этап эксперимента был посвящен разработке и апробации перечня проектов экологической направленности, нацеленных на формирование экологической грамотности младших школьников. Данный эксперимент проводился с обучающимися экспериментальной группы. Всего было подготовлено содержание 6 проектов экологической направленности, которые проводились в течение 12 недель - на один проект отводилось в среднем две недели.
Полученные на контрольном этапе эксперимента результаты подтвердили гипотезу исследования - процесс формирования экологической грамотности младших школьников в проектной деятельности будет эффективным, если: использовать в проектной деятельности младших школьников исследовательские проекты экологической направленности; включить в проектную деятельность младших школьников исследование и изучение природы родного края; использовать разнообразные формы конечного результата проектной деятельности (экологические плакаты, макеты, памятки с практическими рекомендациями); создать эмоционально¬ценностную среду для формирования экологической грамотности младших школьников; реализовать этапы работы с детьми с учетом логики формирования экологической грамотности младших школьников в проектной деятельности.
Тема бакалаврской работы раскрыта. Разработанное содержание проектной деятельности, способствующее формированию экологической грамотности младших школьников, может быть использовано в работе педагогов школьных образовательных организаций.



1. Аутлева, А.Н. Экологическая социализация младших школьников на основе событийного подхода / А. Н. Аутлева, Л. Л. Багова // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2019. - № 1. - С. 32-37.
2. Багова, Л. Л. Внеклассная работа по формированию экологической культуры младших школьников в рамках интегративного курса «Окружающий мир» / Л. Л. Багова // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2020. - № 3. - С. 61-65.
3. Бекк, Е. А. Инновационные технологии формирования экологической культуры младших школьников во внеклассной работе / Е. А. Бекк // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2020. - № 3. - С. 11¬13.
4. Быкова, Н. В. Особенности экологического воспитания в начальной школе / Н. В. Быкова // Наука, техника и образование. - 2019. - № 8. - С. 79-84.
5. Вакуленко, Л. Н. Экологическое воспитание школьников, как фактор формирования природоохранных компетенций / Л. Н. Вакуленко // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2021. - № 50. - С. 111-115.
6. Винокурова Н. Ф. Реализация средовых идей при формировании экологической ответственности во внеурочной деятельности школы / Н. Ф. Винокурова, А. А. Лощилова // Карельский научный журнал. - 2019. - № 4. - С. 7-9.
7. Виттенбек, В. К. Формирование основ экологической культуры личности младшего школьника / В. К. Виттенбек, П. Р. Сухорукова // Сборник трудов Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы теории и практики психологических, психолого-педагогических и педагогических исследований» (г. Москва. 15-16 апреля 2020 года). - Москва : Московский государственный областной университет, 2020. - С. 64-68.
8. Владышевский, Д. В. Экологический аспект устойчивого развития/ Д. В. Владышевский. Красноярск, Красноярский Гос. университет, 2022. — 195 с.
9. Власенко, О. В. Формирование экологической культуры младших школьников / О. В. Власенко // Сборник докладов VIII Всероссийской научно¬практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых учёных «Культурные тренды современной России: от национальных истоков к культурным инновациям» (г. Белгород, 22 октября 2020 года). - Белгород : Белгородский государственный институт искусств и культуры, 2020. - С. 95-99.
10. Глазачев С. Н., Козлова О. Н. Экологическая культура/ С. Н. Глазачев, О. Н. Козлова : Горизонт, 1997. - 208 с.
11. Гостева, С. Р. Экологическое образование / С. Р. Гостева // Евразийское Научное Объединение. - 2020. - № 6.- С. 433-435.
12. Давлетшина, Л. X. Современные образовательные технологии формирования основ экологического мировоззрения младших школьников (опыт эмпирического исследования) / Л. X. Давлетшина // Мир науки. Педагогика и психология. - 2019. - № 6. - С. 15-18.
13. Егоров, В. А. Правосознание и экологическая грамотность молодежи / В. А. Егоров, Д. С. Казарова // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. - 2020. - № 2. - С. 10-14.
14. Елсукова, А. Н. Сущность экологического образования обучающихся / А. Н. Елсукова, Л. В. Рыжкова // Вопросы педагогики. - 2020. - № 6. - С. 91-93.
15. Зайцева, С. А. Формирование экологической культуры младших школьников средствами учебных проектов / С. А. Зайцева, Л. И. Рыжечкина // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 62. - С. 86¬89.
16. Иванова Т. С. Экологическое образование и воспитание в начальной школе: Учебно-методическое пособие/ Т. С. Иванова. — М. : ЦГЛ, 2023. — 56 с.
17. Иргит, Е. Л. Об экологическом мышлении младших школьников / Е. Л. Иргит, А. С. Маношкина // Вестник Тувинского государственного университета. Педагогические науки. - 2020. - № 1. - С. 46-52.
18. Калинина, Н. В. Формирование экологической ответственности у младших школьников во внеурочной деятельности / Н. В. Калинина, Д. А. Егорова // Международный научно-исследовательский журнал. - 2020. - № 9. - С. 121-124.
19. Каргинова, С. Н. Осуществление междисциплинарного принцип в процессе экологического образования / С. Н. Каргинова // Таврический научный обозреватель. - 2021. - № 1. - С. 139-144.
20. Короткевич, А. В. Экологическое образование и образование для устойчивого развития / А. В. Короткевич // Сахаровские чтения 2020 года : экологические проблемы XXI века. материалы 20-й международной научной конференции, в двух частях. - Минск, 2020. - С. 173-175.
21. Красавина, К. В. Формирование экологических привычек как основы мировоззрения подрастающего поколения / К. В. Красавина, Т. Н. Макарова // Труды Братского государственного университета. Серия : Гуманитарные и социальные науки. - 2020. - Т. 1. - С. 34-36.
22. Курбатова, А. С. Роль внеклассной работы в развитии экологической культуры младших школьников / А. С. Курбатова, Т. К. Беляева // Государственный Советник. – 2019. - № 4. - С. 65-68.
23. Кушнир, А. В. Использование активных методов обучения в формировании экологических представлений у младших школьников во внеклассной работе / А. В. Кушнир // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. - 2021. - № 2. - С. 114-120.
24. Леонтьева, И. А. К вопросу об экологизации современного школьного образования / И. А. Леонтьева // Бюллетень науки и практики. - 2019. - № 2. - С. 304-309.
25. Лощилова, А. А. Методические условия воспитания экологической ответственности у членов школьного детского геоэкологического клуба : синергетический подход / А. А. Лощилова, Н. Ф. Винокурова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2019. - № 7. - С. 21-28.
26. Любченко, Л. Н. Становление и развитие экологического образования в России в XIX-XX веке в России : историко-правовой аспект / Л. Н. Любченко // Вопросы истории. - 2020. - № 10. - С. 15-18.
27. Мазанюк, Е. Ф. Воспитание экологической культуры обучающихся как педагогическая проблема / Е. Ф. Мазанюк // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 68. - С. 216-220.
28. Малкина, Л. Н. К вопросу об экологическом воспитании / Л. Н. Малкина // Инновационные идеи молодых исследователей для агропромышленного комплекса России. Сборник статей Международной научно-практической конференции молодых ученых (Пенза, 19-21 марта 202). - Пенза : Пензенский государственный аграрный университет, 2020. - С. 314-318.
29. Матвеева, Л. Н. Проект как средство экологического образования младших школьников / Л. Н. Матвеева, Д. А. Бакиева // Молодой ученый. - 2019. - № 18 (204). - С. 180-182.
30. Москвитина, И. В. Экологическая грамотность младшего школьника в современной школе / И. В. Москвитина // Academy. - 2022. - № 7. - С. 87-91.
31. Насибуллина, Э. Р. Приоритеты экологического образования и условия ее реализации в начальных классах / Э. Р. Насибуллина // KANT. - 2019. - № 2. - С. 109-112.
32. Невзорова, А. В. Образовательные результаты экологического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности / А. В. Невзорова // Ярославский педагогический вестник. - 2022. - № 5. - С. 70-74.
33. Оказова, 3. П. О формах экологического образования и воспитания / 3. П. Оказова, М .А. Сулиева, Ф. О. Дзагурова, М. С. Келехсаева // Известия Чеченского государственного педагогического института. - 2020. - № 1. - С. 97-99.
34. Оказова, 3. П. Экологическое образование и воспитание в начальной школе / 3. П. Оказова, С. С. Эльтемирова // Известия Чеченского государственного педагогического института. - 2020. - № 2 (30). - С. 183-188
35. Павлова, Е. П. Педагогический потенциал народных сказок в формировании экологической культуры младших школьников / Е. П. Павлова, А. П. Максимова // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 5. - С. 73¬75.
36. Полищук, В. Н. Экологические квесты как метод экологического образования младших школьников / В. Н. Полищук, Т. Б. Туча // Казанский педагогический журнал. - 2019. - № 1. - С. 126-129.
37. Привалов, А. А. Система формирования экологической компетентности обучающихся в условиях учреждения дополнительного образования / А. А. Привалов, С. В. Тарасова // Наука и Образование. - 2020. - № 2. - С. 254-256.
38. Пушкарева, С. С. Сторителлинг как средство формирования экологической грамотности младших школьников / С. С. Пушкарева, Н. А. Иванова // Молодой ученый. - 2022. - № 15.2 (149.2). - С. 154-156.
39. Сергеева, Б. В. Условия формирования экологических знаний младших школьников / Б. В. Сергеева, А. С. Станина // Молодой ученый. - 2021. - № 9. - С. 1181-1186.
40. Сергеева, Б.В. Формирование основ экологических знаний младших школьников во внеурочной деятельности / Б. В. Сергеева, А. С. Станина // Перспективы науки и образования. - 2019. - № 1. - С. 89-97
41. Софронов, Р. П. Система школьного дополнительного экологического образования как основа формирования экологической культуры обучающихся / Р. П. Софронов // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2019. - № 7. - С. 14-21.
42. Софронов, Р. П. Теоретические основы и практика дополнительного экологического образования в школе / Р. П. Софронов // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2019. - № 2. - С. 54-60.
43. Трегубова, О. Г. Воспитание экологической культуры у школьников как проблема формирования отношения к природе / О. Г. Трегубова // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. - 2022. - № 2. - С. 71-75.
44. Федорова, О. А. Роль экскурсии в экологическом образовании младших школьников / О. А. Фролова // Сборник научных статей «Вопросы биологии, экологии, химии и методики обучения. - Саратов: Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, 2020. - С. 51-53.
45. Федорова, Т. А. К вопросу о формировании экологической культуры младших школьников / Т. А. Федорова, М. А. Богачева // Молодой ученый. - 2022. - № 2 (136). - С. 634-637.
46. Харитонова, Л. Ю. Результаты апробации программы повышения уровня экологической культуры во внеурочной деятельности в условиях дополнительного образования детей / Л. Ю. Харитонова // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. - 2022. - № 2. - С. 64-71
47. Цагараева, Е. Ф. Экологическое воспитание младших школьников в рамках внеурочной деятельности / Е. Ф. Цагараева // Азимут научных исследовании: педагогика и психология. - 2019. - №4. - С. 228 - 230.
48. Чертков, П. В. Содержание, формы, методы и приемы внеклассной работы, направленные на экологическое образование учащихся / П. В. Чертков // Сборник статей «Школа-ВУЗ: современные формы взаимодействия в сфере эколого-географического образования» / Под ред. С. А. Куролапа, В. В. Свиридова, О. Ю. Сушковой. - Воронеж, 2020. - С. 310-315.
49. Шаньгинова, Г. А. Экологические знания младших школьников / Г. А. Шаньгинова // Материалы XV Всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Экология родного края: проблемы и пути их решения». 2020 (г. Киров, 18 мая 2020 года). - Киров: Вятский государственный университет. - С. 254-258

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ