Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование положительного отношения к произведениям изобразительного искусства у детей старшего дошкольного возраста (Челябинский педагогический колледж №2)

Работа №148438

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дошкольная педагогика

Объем работы96
Год сдачи2024
Стоимость2000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
21
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведена опытно-экспериментальная работа.
База исследования: «Детский сад № 423» (г. Челябинск).
Выборка: 20 воспитанников 6-7 лет.
Есть приложения.

Введение....3
Глава I. Теоретические основы процесса формирования положительного отношения у детей старшего дошкольного возраста к произведениям изобразительного искусства 8
1.1 Развитие проблемы формирования положительного отношения у детей старшего дошкольного возраста к произведениям изобразительного искусства………………..8
1.2 Психологические особенности формирования положительного отношения к произведениям изобразительного искусства у детей старшего дошкольного возраста …22
1.3 Педагогические условия формирования положительного отношения у детей старшего дошкольного возраста к произведениям изобразительного искусства …….………………26
Выводы по первой главе ………………………………………… 33
Глава II. Экспериментальная работа по формированию положительного отношения у детей старшего дошкольного возраста к произведениям изобразительного искусства……………36
2.1 Программа экспериментальной работы по формированию положительного отношения у детей старшего дошкольного возраста к произведениям изобразительного искусства………36
2.2 Внедрение педагогических условий формирования положительного отношения у детей старшего дошкольного возраста к произведениям изобразительного искусства ……………49
2.3 Результаты экспериментальной работы по формированию положительного отношения у детей старшего дошкольного возраста к произведениям изобразительного искусства55
Выводы по второй главе …………………….………68
Заключение……………………………………………………….... 71
Список использованных источников...……73
Приложения...……………………………………………………… 82

Актуальность избранной нами темы обусловлена требованиями современных Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Без воспитания эстетически грамотности в человеке, умения понимать и ценить искусство, умения разбираться в предметах живописи, без пробуждения творческого начала у детей невозможно становление цельной, гармоничной и творчески активной личности. Развитие российского общества предъявляет высокие требования к личностному развитию подрастающего поколения, которые отражены в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
Старшее дошкольное детство является наиболее благоприятным возрастным отрезком для развития эстетического восприятия. Именно в старшем дошкольном возрасте закладываются ценностные и эстетические установки личности. Знакомство детей дошкольного возраста с искусством выступает средством эстетического развития и духовно-нравственного воспитания.
Воспитание благородного, нравственного, творческого человека без приобщения искусству невозможно. Искусство пробуждает в ребенке самые светлые чувства, энергию радости, которая может активизировать творческую активность, благотворно влияет на здоровье ребенка. Для того, чтобы начать это испытывать, ребенок должен заметить красоту и воспринимать ее, ведь не воспринятая красота, сама по себе, практически ничего не даёт. Можно долго стоять, к примеру, перед восхитительным произведением искусства, но ничего не увидеть и не прочувствовать. Для того, чтобы этого не случилось, мы обязаны с самых первых дней жизни ребенка раскрывать в нем чувства восприятия прекрасного и для этого мы сами должны уметь замечать окружающую красоту и быть способными её прочувствовать, эмоционально откликаться на неё.
Ребёнок через взрослых, узнает мир, начинает видеть, слышать, чувствовать и понимать. И чем больше мы сами будем способны на это, тем больше сможет и ребенок. Вплоть до семи лет дети в особенности восприимчивы. Первые самые яркие и радостные впечатления закладываются у них на всю последующую жизнь и во многом определяют дальнейшее их развитие. Эволюция эстетических чувств детей позволит приблизить их к эстетическим оценкам, в общем, предметов, а так же и их отдельных качеств.
Для эстетического развития и воспитания детей и для совершенствования их изобразительных возможностей большое значение имеет их знакомство с произведениями изобразительного искусства. Яркость и выразительность художественных образов в картине, скульптуре, архитектуре и прикладном искусстве вызывает эстетическую эмпатию, помогает детям полнее и глубже воспринимать жизненные явления и находить образное выражение своих эмоций в рисунках, лепке и аппликации. Замечательным средством для совершенствования восприятия и понимания произведений изобразительного искусства является дидактическая игра.
Вопросы теории и практики знакомства детей дошкольного возраста с искусством разрабатывали Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.Г. Морозова, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, а также педагоги Н.В. Бутенко, Г.А. Вишнева, М.В. Грибанова, Л.Я. Дорфман, М.Б. Зацепина, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, Л.Н. Комиссарова, А.А. Мелик-Пашаев, Р.А. Мирошкина, Н.Б. Халезова, Р.М. Чумичева, Г.И. Щукина и др.
Изучение актуальности темы данного исследования позволило выявить следующие противоречия между:
- имеющимся заказом на гармонично развитую личность ребенка, и недостаточным вниманием в дошкольном образовании к формированию положительного отношения к произведениям изобразительного искусства;
- необходимостью воспитательной работы по формированию положительного отношения у детей старшего дошкольного возраста к произведениям изобразительного искусства и недостаточной разработанностью методического обеспечения процесса формирования положительного отношения к произведениям изобразительного искусства у детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность темы, выявленные противоречия, определили тему исследования «Формирование положительного отношения к произведениям изобразительного искусства у детей старшего дошкольного возраста».
Целью исследования является теоретическое обоснование и экспериментальная поверка результативности процесса формирования положительного отношения к произведениям изобразительного искусства у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс эстетического воспитания у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования положительного отношения у детей старшего дошкольного возраста к произведениям изобразительного искусства.
Гипотеза исследования: формирование положительного отношения к произведениям изобразительного искусства у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если обосновать и внедрить следующие педагогические условия, направленные на формирование положительного отношения к произведениям изобразительного искусства у детей старшего дошкольного возраста:
- обеспечение эмоционально-личностного восприятия старшими дошкольниками произведений изобразительного искусства;
- просвещение в области истории изобразительного искусства;
- использование информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы были определены следующие задачи:
1) изучить развитие проблемы формирования положительного отношения у детей старшего дошкольного возраста произведениям изобразительного искусства
2) определить педагогические условия, направленные на формирование положительного отношения к произведениям изобразительного искусства у детей старшего дошкольного возраста;
3) внедрить в практическую деятельность педагогические условия, направленные на формирование положительного отношения к произведениям изобразительного искусства у детей старшего дошкольного возраста:
4) проанализировать эффективность внедренных в практическую деятельность педагогических условий, направленных на формирование положительного отношения к произведениям изобразительного искусства у детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования:
- теоретические методы познания (изучение научной и учебно-методической литературы по проблеме исследования, моделирование, анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация, абстрагирование, аналогия);
- эмпирические методы (структурированное наблюдение, анкетирование, беседа, преобразующий эксперимент).
Практическая значимость исследования:
1) внедрены в образовательный процесс педагогические условия, направленные на формирование положительного отношения к произведениям изобразительного искусства у детей старшего дошкольного возраста.
2) определен диагностический инструментарий для оценки уровня сформированности положительного отношения к произведениям изобразительного искусства у детей старшего дошкольного возраста.
База исследования: МБДОУ «Детский сад № 423» город Челябинск.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Психологические характеристики дошкольного возраста позволяют определить данный возраст как сензитивный для формирования положительного оценочного отношения к произведениям изобразительного искусства у у детей старшего дошкольного возраста, поскольку в этом возрасте осуществляется переход от образного мышления к словесно-логическому как ведущему виду мышления, стремление к самостоятельности, общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности.
Дети имеют значительный лексический запас, способны к эмпатии и переносу воображаемой ситуации на собственный жизненный опыт и обратно. Дети этого возраста уже могут не только воспринимать, созерцать, но и вербализовывать, аргументировать свою точку зрения.
При формировании у дошкольников положительного оценочного отношения к произведениям изобразительного искусства ребенок соприкасается с такими духовно-нравственными ценностями, отраженными в искусстве, как красота, нравственные нормы, традиционные культурные ценности, в результате чего происходит как художественно-эстетическое, так и духовно-нравственное развитие человека.
Таким образом, формирование положительного оценочного отношения у детей старшего дошкольного возраста к произведениям изобразительного искусства выступает средством художественно-эстетического развития и духовно-нравственного воспитания.
Формирование положительного оценочного отношения ребенка к произведениям изобразительного искусства – это специально организованный процесс, направленный на актуализацию внутренних и внешних факторов восприятия ребенком произведений изобразительного искусства, культивирующий у него нравственно-эстетические переживания, познавательный интерес, формирующий представление о культурно-эстетической ценности произведений изобразительного искусства и стимулирующий желание ребенка заниматься изобразительной деятельностью.
В ходе исследования были разработаны, обоснованы и внедрены педагогические условия формирования положительного оценочного отношения к произведениям изобразительного искусства у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования была достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об утверждении стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. — URL: http://government.ru/docs/all/102075
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 [Электронный ресурс]. — URL: https://base.garant.ru/70512244/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33
3. Акофф, Р. Планирование будущего корпорации / Р. Акофф, пер. с англ.; общ. ред. и предисл. В. Бирюков. — М. : Сирин, 2002. — 256 с.
4. Бабаджан, Т. С. Музыкальное воспитание детей раннего возраста / Т. С. Бабаджан. — М. : Просвещение, 2007. — 267 с.
5. Барабанщиков, В. А. Принцип системности в современной психологии / В. А. Барабанщиков // Психология. Журнал ВШЭ. — 2004. — № 3. — С. 3-17.
6. Баранова, Э. А. Формирование у дошкольников познавательного интереса как интегративного психического образования / Э. А. Баранова // Интеграция образования. — 2006. — № 3. — С. 124-126.
7. Батюта, М. Б. Психологические условия развития восприятия и понимания художественных произведений у детей 10-12 лет: на материале живописи : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / Батюта Марина Борисовна. — Нижний Новгород, 2007. — 231 с.
8. Блонский, П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения : в 2 т. / П. П. Блонский. — М. : Педагогика, 1979. — Т. 2. — 399 с.
9. Валиулина, И. Ф. Формирование ценностных ориентаций младших школьников в театрально-игровой деятельности / И. Ф. Валиулина, И. В. Дуда // Молодой ученый. — 2016. — № 27. — С. 654-659.
10. Васильев, В. Н. Информационное общество и образование / В. Н. Васильев, М. В. Сухорукова // Высшее образование в России. — 2004. — № 7. — С. 122-129.
11. Вершинина, Н. А. Методика обучения дошкольников изобразительной деятельности как научная дисциплина: социологическая модель развития : монография / Н. А. Вершинина; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. — СПб. : ЛЕМА, 2008. — 140 с.
12. Виноградова, Е. В. Ознакомление детей дошкольного возраста с изобразительным искусством анималистического жанра как средство развития художественного творчества : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Виноградова Елена Владимировна. — М., 1997. — 258 с.
13. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. — СПб. : Союз, 1997. — 91 с.
14. Гавриловец, К. В. Теория и методика воспитания у школьников гуманного отношения к людям : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / Гавриловец Клара Всеволодовна. — Минск, 1989. — 433 с.
15. Гаранина, Н. С. Приобщение дошкольников к народной культуре средствами декоративно-прикладного искусства: в условиях музея дошкольного учреждения : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Гаранина Наталия Константиновна. — Москва, 2010. — 204 с.
16. Глебовский, В. А. Древние педагогические писатели в биографиях и образцах / В. А. Глебовский. — СПб. : Типография П.П. Сойкина, 1903. — 144 с. 142
17. Декарт, Р. Сочинения / Р. Декарт. — СПб. : Наука, 2006. — 648 с.
18. Дистервег, А. Избранные педагогические сочинения / А. Дистервег; [сост. и вступ. ст. В. А. Ротенберга]. — М. : Учпедгиз, 1956. — 374 с.
19. Додонов, Б. И. Эмоция как ценность / Б. И. Додонов. — М. : Политиздат, 1978. — 272 с.
20. Ефремова, Т. Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка : около 1900 словообразоват. единиц / Т. Ф. Ефремова. — 2-е изд., испр. — М. : Астрель, 2005. — 636 с.
21. Зимина, А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста : учебник для студентов вузов / А. Н. Зимина. — М. : Владос, 2000. — 302 с. 81. Зиммель, Г. Созерцание жизни / Г. Зиммель // Избранное : в 2 т. — М. : Юрист, 1996. — Т. 2. — 607 с.
22. Зиммель, Г. Созерцание жизни / Г. Зиммель // Избранное : в 2 т. — М. : Юрист, 1996. — Т. 2. — 607 с.
23. Зябкина, В. В. Нравственно-эстетическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Зябкина Виктория Викторовна. — Курск, 2012. — 219 с.
24. Ильичев, Л. Ф. Философский энциклопедический словарь / Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев и др. — М. : Сов. энциклопедия, 1983. — 840 c.
25. Кабалевский, Д. Б. Д.Б. Кабалевский о музыке и музыкальном воспитании : книга для учителя / сост. И. В. Пигарева; Департамент образования г. Москвы, Науч.-исслед. ин-т развития образования, Центр муз.-пед. образования им. Дмитрия Кабалевского. — М. : Книга, 2004. — 191 с.
26. Каган, М. С. Введение в историю мировой культуры : в 2 кн. / М. С. Каган. — М. : Юрайт, 2019. — Кн. 1. — 310 с.
27. Казакова, Р. Г. Смотрим и рисуем мультфильмы : методическое пособие / Р. Г. Казакова, Ж. В. Мацкевич. — М. : Творческий центр Сфера, 2013. — 125 с.
28. Калинина, Т. В. Новые информационные технологии в дошкольном детстве / Т. В. Калинина. — М. : Сфера, 2008. — 235 с.
29. Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант. — М. : Эксмо, 2016. — 736 с.
30. Каширина, Н. Н. Педагогическая концепция И.И. Бецкого / Н. Н. Каширина // Продуктивные модели современного образования : сб. науч. ст. — М., 2011. — С. 188-201.
31. Квятковский, Е. В. Через эмоции к высокой духовности (о художественном воспитании дошкольников) / Е. В. Квятковский // Дошкольное воспитание. — 1992. — № 1. — С. 57-61.
32. Кенеман, А. В. Музыкальная игра как одно из средств музыкального воспитания в советском детском саду : автореф. дис. … канд. пед. наук / Кенеман Александра Владимировна. — М., 1955. — 16 с.
33. Комарова, Т. С. Школа эстетического воспитания / Т. С. Комарова. — М. : Типография АО «Молодая гвардия», 2006. — 415 с.
34. Коменский, Я. А. Великая дидактика / Я. А. Коменский. — М. : Книга по требованию, 2012. — 321 с.
35. Корчак, Я. Как любить ребенка / Я. Корчак; пер. К. Э. Сенкевич. — Екатеринбург : У-Фактория, 2003. — 350 с.
36. Крупская, Н. К. Педагогические сочинения : в 10 т. / Н. К. Крупская; под ред. Н. К. Гончарова и др.; Акад. пед. наук РСФСР, Ин-т теории и истории педагогов. — М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1959. — Т. 6 : Дошкольное воспитание: Вопросы семейного воспитания и быта / подготовка текста и примеч. Н. И. Стриевской. — 464 с.
37. Левшина, И. С. Как воспринимается произведение искусства: (Из опыта социол. исслед.) / И. С. Левшина. — М. : Знание, 1983. — 96 с.
38. Леонтьев, Д. А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени / Д. А. Леонтьев // Психологическое обозрение. — 1998. — № 1. — С. 13-25.
39. Лесгафт, П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение / П. Ф. Лесгафт. — 8-е изд. — М. : Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. — 215 с.
40. Ломоносов, М. В. Избранные произведения / М. В. Ломоносов. — СПб. : Советский писатель, Ленингр. отд-ние, 1986. — 238c.
41. Луначарский, А. В. О воспитании и образовании : избр. ст. / А. В. Луначарский; под ред. А. М. Арсеньева и др. — М. : Педагогика, 1976. — 634 с.
42. Лурье, С. Я. Демокрит. Тексты, перевод, исследования / С. Я. Лурье. — Л. : Наука, 1970. — 664 с.
43. Лыкова, И. А. Интеграция искусств в детском саду. Изодеятельность и детская литература / И. А. Лыкова, Н. Е. Васюкова. — М. : Карапуз : Сфера, 2009. — 144 с.
44. Люшер, М. Цветовой тест / М. Люшер; пер. с англ. А. Никоновой. — М. : ЭКСМО-Пресс, 2002. — 190 c.
45. Макаренко, А. С. Коллектив и воспитание личности / А. С. Макаренко; сост. и автор вступ. ст. В. В. Кумарин. — М.: Педагогика, 1972. — 332 с.
46. Матвеева, Л. В. Музыкальное воспитание и образование ребенка в современной российской семье : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02 / Матвеева Лада Викторовна. — Екатеринбург, 2010. — 333 с.
47. Мацкевич, М. В. Эстетическое развитие у детей старшего дошкольного возраста в системе «художественный музей – детский сад» : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Мацкевич Марина Владимировна. — М., 2006. — 204 с.
48. Мелик-Пашаев, А. А. Педагогика искусства и творческие способности / А. А. Мелик-Пашаев. — М. : Знание, 1981. — 96 с.
49. Мельникова, Н. В. Статус эмоциональности дошкольника / Н. В. Мельникова, О. В. Калинина // Проблемы современного педагогического образования. — 2018. — № 58-4. — С. 328-330. 148. Меньшикова, Е. А. К вопросу о психолого-педагогической природе познавательной потребности / Е. А. Меньшикова // Сибирский педагогический журнал. — 2008. — № 4. — С. 311-322.
50. Меньшикова, Е. А. О психолого-педагогической природе любопытства и любознательности детей / Е. А. Меньшикова // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2009. — № 1. — С. 88-92.
51. Неменский, Б. М. Педагогика искусства / Б. М. Неменский. — М. : Просвещение, 2012. — 272 с.
52. Обухова, С. Н. Педагогические условия становления эстетически развитой личности дошкольника средствами народного и декоративноприкладного искусства / С. Н. Обухова // Вестник Костромского государственного университета. — 2009. — № 2. — С. 314-317.
53. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. — М. : Пед. общ-во России, 1998. — 640 с.
54. Песталоцци, И. Г. Лингард и Гертруда / И. Г. Песталоцци // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики : учебное пособие / сост. А. И. Пискунов. — 2-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 1981. — С. 276-280.
55. Платон. Полное собрание сочинений в одном томе / Платон. — М. : Альфа-Книга, 2013. — 1312 с.
56. Подласый, И. П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов : учеб. пособие для вузов / И. П. Подласый. — М. : ВЛАДОС-пресс, 2004. — 365 с.
57. Покровский, В. И. Николай Иванович Новиков: его жизнь и сочинения : сборник историко-литературных статей / сост. В. И. Покровский; Государственная публичная историческая библиотека России. — М. : ГПИБ, 2010. — 400 с.
58. Психология детства : учебник / под ред. чл.-корр. РАО А. А. Реана. — СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК», 2003. — 368 с.
59. Радынова, О. П. Художественно-эстетическое развитие ребенка в дошкольном детстве : метод. рекомендации / О. П. Радынова, Т. А. Копцева. — М. : Дрофа, 2014. — 382 с.
60. Развитие творческой активности школьников / [А. М. Матюшкин, И. С. Аверина, Г. Д. Чистякова и др.] ; под ред. А. М. Матюшкина; НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР. — М. : Педагогика, 1991. — 155 с.
61. Рачковская, Н. А. Эмоции человека в педагогическом взаимодействии: этнокультурный аспект / Н. А. Рачковская // Психология этнокультурного образования : материалы Международной научно-практической конференции «VII Левитовские чтения» (Москва, 18-19 апреля 2012 г.) : в 2 т. — М. : Изд-во МГОУ, 2012. — Т. 1. — С. 253-259.
62. Ревякин, Д. В. Формирование художественно-эстетического вкуса у младших школьников на занятиях изобразительным искусством в системе дополнительного образования : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Ревякин Дмитрий Владимирович. — Орел, 2013. — 260 с.
63. Рубинштейн, М. М. Эстетическое воспитание детей / М. М. Рубинштейн. — 2-е изд. — М. : Сивцев-Вражек : «Практические занятия», 1917. — 154 с.
64. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — СПб. : Питер, 2000. — 712 с.
65. Рудкевич, Е. Ю. Система ценностей общества: структурный анализ / Е. Ю. Рудкевич // Власть. — 2007. — № 1. — С. 92-95.
66. Скрипова, Н. Е. Системно-деятельностный подход к развитию ценностных ориентаций школьников как личностному результату образования в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Н. Е. Скрипова // Актуальные задачи педагогики : материалы III Международной научной конференции (Чита, февраль 2013 г.). — Чита : Изд-во «Молодой ученый», 2013. — С. 120-122.
67. Сластенин, В. А. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. — М. : Издат. центр «Академия», 2007. — 576 с.
68. Сорокин, П. А. Человек. Цивилизация. Общество / П. А. Сорокин; [общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонова]. — М. : Политиздат, 1992. — 542 с.
69. Сорокина, Е. В. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях лицея искусств : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07 / Сорокина Елена Владимировна. — Тамбов, 2006. — 185 с.
70. Сухомлинский, В. А. Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие / 158 В. А. Сухомлинский; сост. О. В. Сухомлинская. — М. : Педагогика, 1990. — 288 с.
71. Ушинский, К. Д. Педагогические идеи / К. Д. Ушинский. — М. : Знание, 1971. — 80 с. 159
72. Фадеева, С. А. Развитие оценочного отношения к музыке у у детей старшего дошкольного возраста : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07 / Фадеева Светлана Александровна. — М., 2001. — 192 с.
73. Фихте, И. Г. Сочинения / И. Г. Фихте. — М. : Наука, 2008. — 752 с.
74. Чумичева, Р. М. Ознакомление с социальной значимостью содержания жанровой живописи детей дошкольного возраста: Шестой год жизни : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Чумичева Раиса Михайловна. — М., 1985. — 223 с.
75. Шацкая, В. Н. Эстетическое воспитание в детском доме : (Пособие для воспитателя) / В. Н. Шацкая; под ред. действ. чл. АПН РСФСР проф. В. Н. Шацкой; Акад. пед. наук РСФСР, Ин-т худож. воспитания. — М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1953. — 248 с.
76. Шацкий, С. Т. Избранные педагогические сочинения : в 2 т. / С. Т. Шацкий; под ред. Н. П. Кузина, М. Н. Скаткина, В. Н. Шацкой. — М. : Педагогика, 1980. — Т. 1. — 304 с.
77. Шелер, М. Избранные произведения / М. Шелер, [пер. с нем.]; [сост., науч. ред., предисл. А. В. Денежкина ; послесл. Л. А. Чухиной]. — М. : Гнозис, 1994. — 413 с. 161
78. Шеллинг, Ф. В. И. Философия откровения : в 2 т. / Ф. В. И. Шеллинг. — СПб. : Наука, 2002. — Т. 2. — 480 с.
79. Шиллер, Ф. Избранные сочинения / Ф. Шиллер. — М. : Книжный Клуб Книговек, 2012. — 688 с.
80. Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах / Д. Б. Эльконин. — М. : Моск. псих.-соц. институт, 2001. — 416 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ