Формирование положительного отношения к произведениям изобразительного искусства у детей старшего дошкольного возраста (Челябинский педагогический колледж №2)
|
Проведена опытно-экспериментальная работа.
База исследования: «Детский сад № 423» (г. Челябинск).
Выборка: 20 воспитанников 6-7 лет.
Есть приложения.
Введение....3
Глава I. Теоретические основы процесса формирования положительного отношения у детей старшего дошкольного возраста к произведениям изобразительного искусства 8
1.1 Развитие проблемы формирования положительного отношения у детей старшего дошкольного возраста к произведениям изобразительного искусства………………..8
1.2 Психологические особенности формирования положительного отношения к произведениям изобразительного искусства у детей старшего дошкольного возраста …22
1.3 Педагогические условия формирования положительного отношения у детей старшего дошкольного возраста к произведениям изобразительного искусства …….………………26
Выводы по первой главе ………………………………………… 33
Глава II. Экспериментальная работа по формированию положительного отношения у детей старшего дошкольного возраста к произведениям изобразительного искусства……………36
2.1 Программа экспериментальной работы по формированию положительного отношения у детей старшего дошкольного возраста к произведениям изобразительного искусства………36
2.2 Внедрение педагогических условий формирования положительного отношения у детей старшего дошкольного возраста к произведениям изобразительного искусства ……………49
2.3 Результаты экспериментальной работы по формированию положительного отношения у детей старшего дошкольного возраста к произведениям изобразительного искусства55
Выводы по второй главе …………………….………68
Заключение……………………………………………………….... 71
Список использованных источников...……73
Приложения...……………………………………………………… 82
База исследования: «Детский сад № 423» (г. Челябинск).
Выборка: 20 воспитанников 6-7 лет.
Есть приложения.
Введение....3
Глава I. Теоретические основы процесса формирования положительного отношения у детей старшего дошкольного возраста к произведениям изобразительного искусства 8
1.1 Развитие проблемы формирования положительного отношения у детей старшего дошкольного возраста к произведениям изобразительного искусства………………..8
1.2 Психологические особенности формирования положительного отношения к произведениям изобразительного искусства у детей старшего дошкольного возраста …22
1.3 Педагогические условия формирования положительного отношения у детей старшего дошкольного возраста к произведениям изобразительного искусства …….………………26
Выводы по первой главе ………………………………………… 33
Глава II. Экспериментальная работа по формированию положительного отношения у детей старшего дошкольного возраста к произведениям изобразительного искусства……………36
2.1 Программа экспериментальной работы по формированию положительного отношения у детей старшего дошкольного возраста к произведениям изобразительного искусства………36
2.2 Внедрение педагогических условий формирования положительного отношения у детей старшего дошкольного возраста к произведениям изобразительного искусства ……………49
2.3 Результаты экспериментальной работы по формированию положительного отношения у детей старшего дошкольного возраста к произведениям изобразительного искусства55
Выводы по второй главе …………………….………68
Заключение……………………………………………………….... 71
Список использованных источников...……73
Приложения...……………………………………………………… 82
Актуальность избранной нами темы обусловлена требованиями современных Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Без воспитания эстетически грамотности в человеке, умения понимать и ценить искусство, умения разбираться в предметах живописи, без пробуждения творческого начала у детей невозможно становление цельной, гармоничной и творчески активной личности. Развитие российского общества предъявляет высокие требования к личностному развитию подрастающего поколения, которые отражены в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
Старшее дошкольное детство является наиболее благоприятным возрастным отрезком для развития эстетического восприятия. Именно в старшем дошкольном возрасте закладываются ценностные и эстетические установки личности. Знакомство детей дошкольного возраста с искусством выступает средством эстетического развития и духовно-нравственного воспитания.
Воспитание благородного, нравственного, творческого человека без приобщения искусству невозможно. Искусство пробуждает в ребенке самые светлые чувства, энергию радости, которая может активизировать творческую активность, благотворно влияет на здоровье ребенка. Для того, чтобы начать это испытывать, ребенок должен заметить красоту и воспринимать ее, ведь не воспринятая красота, сама по себе, практически ничего не даёт. Можно долго стоять, к примеру, перед восхитительным произведением искусства, но ничего не увидеть и не прочувствовать. Для того, чтобы этого не случилось, мы обязаны с самых первых дней жизни ребенка раскрывать в нем чувства восприятия прекрасного и для этого мы сами должны уметь замечать окружающую красоту и быть способными её прочувствовать, эмоционально откликаться на неё.
Ребёнок через взрослых, узнает мир, начинает видеть, слышать, чувствовать и понимать. И чем больше мы сами будем способны на это, тем больше сможет и ребенок. Вплоть до семи лет дети в особенности восприимчивы. Первые самые яркие и радостные впечатления закладываются у них на всю последующую жизнь и во многом определяют дальнейшее их развитие. Эволюция эстетических чувств детей позволит приблизить их к эстетическим оценкам, в общем, предметов, а так же и их отдельных качеств.
Для эстетического развития и воспитания детей и для совершенствования их изобразительных возможностей большое значение имеет их знакомство с произведениями изобразительного искусства. Яркость и выразительность художественных образов в картине, скульптуре, архитектуре и прикладном искусстве вызывает эстетическую эмпатию, помогает детям полнее и глубже воспринимать жизненные явления и находить образное выражение своих эмоций в рисунках, лепке и аппликации. Замечательным средством для совершенствования восприятия и понимания произведений изобразительного искусства является дидактическая игра.
Вопросы теории и практики знакомства детей дошкольного возраста с искусством разрабатывали Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.Г. Морозова, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, а также педагоги Н.В. Бутенко, Г.А. Вишнева, М.В. Грибанова, Л.Я. Дорфман, М.Б. Зацепина, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, Л.Н. Комиссарова, А.А. Мелик-Пашаев, Р.А. Мирошкина, Н.Б. Халезова, Р.М. Чумичева, Г.И. Щукина и др.
Изучение актуальности темы данного исследования позволило выявить следующие противоречия между:
- имеющимся заказом на гармонично развитую личность ребенка, и недостаточным вниманием в дошкольном образовании к формированию положительного отношения к произведениям изобразительного искусства;
- необходимостью воспитательной работы по формированию положительного отношения у детей старшего дошкольного возраста к произведениям изобразительного искусства и недостаточной разработанностью методического обеспечения процесса формирования положительного отношения к произведениям изобразительного искусства у детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность темы, выявленные противоречия, определили тему исследования «Формирование положительного отношения к произведениям изобразительного искусства у детей старшего дошкольного возраста».
Целью исследования является теоретическое обоснование и экспериментальная поверка результативности процесса формирования положительного отношения к произведениям изобразительного искусства у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс эстетического воспитания у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования положительного отношения у детей старшего дошкольного возраста к произведениям изобразительного искусства.
Гипотеза исследования: формирование положительного отношения к произведениям изобразительного искусства у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если обосновать и внедрить следующие педагогические условия, направленные на формирование положительного отношения к произведениям изобразительного искусства у детей старшего дошкольного возраста:
- обеспечение эмоционально-личностного восприятия старшими дошкольниками произведений изобразительного искусства;
- просвещение в области истории изобразительного искусства;
- использование информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы были определены следующие задачи:
1) изучить развитие проблемы формирования положительного отношения у детей старшего дошкольного возраста произведениям изобразительного искусства
2) определить педагогические условия, направленные на формирование положительного отношения к произведениям изобразительного искусства у детей старшего дошкольного возраста;
3) внедрить в практическую деятельность педагогические условия, направленные на формирование положительного отношения к произведениям изобразительного искусства у детей старшего дошкольного возраста:
4) проанализировать эффективность внедренных в практическую деятельность педагогических условий, направленных на формирование положительного отношения к произведениям изобразительного искусства у детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования:
- теоретические методы познания (изучение научной и учебно-методической литературы по проблеме исследования, моделирование, анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация, абстрагирование, аналогия);
- эмпирические методы (структурированное наблюдение, анкетирование, беседа, преобразующий эксперимент).
Практическая значимость исследования:
1) внедрены в образовательный процесс педагогические условия, направленные на формирование положительного отношения к произведениям изобразительного искусства у детей старшего дошкольного возраста.
2) определен диагностический инструментарий для оценки уровня сформированности положительного отношения к произведениям изобразительного искусства у детей старшего дошкольного возраста.
База исследования: МБДОУ «Детский сад № 423» город Челябинск.
Старшее дошкольное детство является наиболее благоприятным возрастным отрезком для развития эстетического восприятия. Именно в старшем дошкольном возрасте закладываются ценностные и эстетические установки личности. Знакомство детей дошкольного возраста с искусством выступает средством эстетического развития и духовно-нравственного воспитания.
Воспитание благородного, нравственного, творческого человека без приобщения искусству невозможно. Искусство пробуждает в ребенке самые светлые чувства, энергию радости, которая может активизировать творческую активность, благотворно влияет на здоровье ребенка. Для того, чтобы начать это испытывать, ребенок должен заметить красоту и воспринимать ее, ведь не воспринятая красота, сама по себе, практически ничего не даёт. Можно долго стоять, к примеру, перед восхитительным произведением искусства, но ничего не увидеть и не прочувствовать. Для того, чтобы этого не случилось, мы обязаны с самых первых дней жизни ребенка раскрывать в нем чувства восприятия прекрасного и для этого мы сами должны уметь замечать окружающую красоту и быть способными её прочувствовать, эмоционально откликаться на неё.
Ребёнок через взрослых, узнает мир, начинает видеть, слышать, чувствовать и понимать. И чем больше мы сами будем способны на это, тем больше сможет и ребенок. Вплоть до семи лет дети в особенности восприимчивы. Первые самые яркие и радостные впечатления закладываются у них на всю последующую жизнь и во многом определяют дальнейшее их развитие. Эволюция эстетических чувств детей позволит приблизить их к эстетическим оценкам, в общем, предметов, а так же и их отдельных качеств.
Для эстетического развития и воспитания детей и для совершенствования их изобразительных возможностей большое значение имеет их знакомство с произведениями изобразительного искусства. Яркость и выразительность художественных образов в картине, скульптуре, архитектуре и прикладном искусстве вызывает эстетическую эмпатию, помогает детям полнее и глубже воспринимать жизненные явления и находить образное выражение своих эмоций в рисунках, лепке и аппликации. Замечательным средством для совершенствования восприятия и понимания произведений изобразительного искусства является дидактическая игра.
Вопросы теории и практики знакомства детей дошкольного возраста с искусством разрабатывали Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.Г. Морозова, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, а также педагоги Н.В. Бутенко, Г.А. Вишнева, М.В. Грибанова, Л.Я. Дорфман, М.Б. Зацепина, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, Л.Н. Комиссарова, А.А. Мелик-Пашаев, Р.А. Мирошкина, Н.Б. Халезова, Р.М. Чумичева, Г.И. Щукина и др.
Изучение актуальности темы данного исследования позволило выявить следующие противоречия между:
- имеющимся заказом на гармонично развитую личность ребенка, и недостаточным вниманием в дошкольном образовании к формированию положительного отношения к произведениям изобразительного искусства;
- необходимостью воспитательной работы по формированию положительного отношения у детей старшего дошкольного возраста к произведениям изобразительного искусства и недостаточной разработанностью методического обеспечения процесса формирования положительного отношения к произведениям изобразительного искусства у детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность темы, выявленные противоречия, определили тему исследования «Формирование положительного отношения к произведениям изобразительного искусства у детей старшего дошкольного возраста».
Целью исследования является теоретическое обоснование и экспериментальная поверка результативности процесса формирования положительного отношения к произведениям изобразительного искусства у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс эстетического воспитания у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования положительного отношения у детей старшего дошкольного возраста к произведениям изобразительного искусства.
Гипотеза исследования: формирование положительного отношения к произведениям изобразительного искусства у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если обосновать и внедрить следующие педагогические условия, направленные на формирование положительного отношения к произведениям изобразительного искусства у детей старшего дошкольного возраста:
- обеспечение эмоционально-личностного восприятия старшими дошкольниками произведений изобразительного искусства;
- просвещение в области истории изобразительного искусства;
- использование информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы были определены следующие задачи:
1) изучить развитие проблемы формирования положительного отношения у детей старшего дошкольного возраста произведениям изобразительного искусства
2) определить педагогические условия, направленные на формирование положительного отношения к произведениям изобразительного искусства у детей старшего дошкольного возраста;
3) внедрить в практическую деятельность педагогические условия, направленные на формирование положительного отношения к произведениям изобразительного искусства у детей старшего дошкольного возраста:
4) проанализировать эффективность внедренных в практическую деятельность педагогических условий, направленных на формирование положительного отношения к произведениям изобразительного искусства у детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования:
- теоретические методы познания (изучение научной и учебно-методической литературы по проблеме исследования, моделирование, анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация, абстрагирование, аналогия);
- эмпирические методы (структурированное наблюдение, анкетирование, беседа, преобразующий эксперимент).
Практическая значимость исследования:
1) внедрены в образовательный процесс педагогические условия, направленные на формирование положительного отношения к произведениям изобразительного искусства у детей старшего дошкольного возраста.
2) определен диагностический инструментарий для оценки уровня сформированности положительного отношения к произведениям изобразительного искусства у детей старшего дошкольного возраста.
База исследования: МБДОУ «Детский сад № 423» город Челябинск.
Психологические характеристики дошкольного возраста позволяют определить данный возраст как сензитивный для формирования положительного оценочного отношения к произведениям изобразительного искусства у у детей старшего дошкольного возраста, поскольку в этом возрасте осуществляется переход от образного мышления к словесно-логическому как ведущему виду мышления, стремление к самостоятельности, общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности.
Дети имеют значительный лексический запас, способны к эмпатии и переносу воображаемой ситуации на собственный жизненный опыт и обратно. Дети этого возраста уже могут не только воспринимать, созерцать, но и вербализовывать, аргументировать свою точку зрения.
При формировании у дошкольников положительного оценочного отношения к произведениям изобразительного искусства ребенок соприкасается с такими духовно-нравственными ценностями, отраженными в искусстве, как красота, нравственные нормы, традиционные культурные ценности, в результате чего происходит как художественно-эстетическое, так и духовно-нравственное развитие человека.
Таким образом, формирование положительного оценочного отношения у детей старшего дошкольного возраста к произведениям изобразительного искусства выступает средством художественно-эстетического развития и духовно-нравственного воспитания.
Формирование положительного оценочного отношения ребенка к произведениям изобразительного искусства – это специально организованный процесс, направленный на актуализацию внутренних и внешних факторов восприятия ребенком произведений изобразительного искусства, культивирующий у него нравственно-эстетические переживания, познавательный интерес, формирующий представление о культурно-эстетической ценности произведений изобразительного искусства и стимулирующий желание ребенка заниматься изобразительной деятельностью.
В ходе исследования были разработаны, обоснованы и внедрены педагогические условия формирования положительного оценочного отношения к произведениям изобразительного искусства у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования была достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Дети имеют значительный лексический запас, способны к эмпатии и переносу воображаемой ситуации на собственный жизненный опыт и обратно. Дети этого возраста уже могут не только воспринимать, созерцать, но и вербализовывать, аргументировать свою точку зрения.
При формировании у дошкольников положительного оценочного отношения к произведениям изобразительного искусства ребенок соприкасается с такими духовно-нравственными ценностями, отраженными в искусстве, как красота, нравственные нормы, традиционные культурные ценности, в результате чего происходит как художественно-эстетическое, так и духовно-нравственное развитие человека.
Таким образом, формирование положительного оценочного отношения у детей старшего дошкольного возраста к произведениям изобразительного искусства выступает средством художественно-эстетического развития и духовно-нравственного воспитания.
Формирование положительного оценочного отношения ребенка к произведениям изобразительного искусства – это специально организованный процесс, направленный на актуализацию внутренних и внешних факторов восприятия ребенком произведений изобразительного искусства, культивирующий у него нравственно-эстетические переживания, познавательный интерес, формирующий представление о культурно-эстетической ценности произведений изобразительного искусства и стимулирующий желание ребенка заниматься изобразительной деятельностью.
В ходе исследования были разработаны, обоснованы и внедрены педагогические условия формирования положительного оценочного отношения к произведениям изобразительного искусства у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования была достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в беседах об искусстве
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2017 - Организация процесса по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста на материале изобразительного искусства
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2019 - Формирование исторического сознания у детей старшего дошкольного возраста в процессе реализации проектной деятельности в ДОО
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2021 - Организационно-педагогические условия развития эстетического восприятия у старших дошкольников в интегрированной художественной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2018 - Развитие нравственных чувств у дошкольников в художественной (изобразительной, музыкальной, театральной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017 - Создание педагогических условий для развития детей дошкольного возраста в художественно-творческой деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - Развитие у старших дошкольников эмоциональной отзывчивости в изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕКОРАТИВНОМУ РИСОВАНИЮ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕКОРАТИВНОМУ РИСОВАНИЮ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017



