Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ПОЗИТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ КАК ФАКТОРА СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ

Работа №14843

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы61стр.
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1063
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПОЗИТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ КАК ФАКТОРА СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ.
1.1. Проблема стрессоустойчивости личности в психологии 8
1.2. Исследование позитивного мышления в отечественной и зарубежной
психологии 16
1.3. Особенности мышления студентов вузов 24
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 28
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЗИТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ КАК ФАКТОРА СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ.
2.1. Организация и методы исследования 30
2.2. Анализ результатов исследования 36
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 54


Актуальность исследования. На протяжении нескольких веков быстро и постоянно меняющаяся динамика событий ставит людей в условия, когда тревожность и психическая неустойчивость стали привычными состояниями современного человека.
Научно-технический прогресс, рост темпа жизни, высокая конкуренция и появление новых требований к человеку на рынке труда, рост глобализации различных сфер экономики и социальной жизни привели к возникновению трудноразрешимых жизненных проблем, а, следовательно, возникновению всякого рода стрессам. Зачастую человек оказывается неспособным справиться с навалившимися стрессовыми ситуациями в связи с собственной философией, стилем мышления и психологической неустойчивостью, что в свою очередь приводит к снижению его качества жизни. Следовательно, проблема стрессоустойчивости личности становится все более острой и необходимой для современной психологии.
Актуальность данной проблемы определяется еще и тем, что проблема стрессоустойчивости в современном обществе имеет постоянный интерес, обусловленный социальным запросом. Особую актуальность проблема развития позитивного мышления и стрессоустойчивости приобретает в связи с социальной значимостью человека в обществе, с ростом научно¬технического прогресса, повышением конкурентности и увеличением требований к учебной и профессиональной деятельности.
Отечественные исследователи проблемы стресса считали стрессоустойчивость способностью быть эмоционально стабильным или психически устойчивым, важной характеристикой целостного процесса адаптации и связывали ее с регуляцией эмоциональных состояний (Л.А.Китаев-Смык, 1981; Ф.Б.Березин, 1988; В.Я.Апчел, 1999; Н.Е.Водопьянова, 2009; ).
Стрессоустойчивость связана с надситуативной активностью (1992, В.А.Петровский), с поисковой активностью (1984, В.С.Ротенберг,
В.В.Аршавский), с сопротивляемостью (1987, C.S.Carver, 1998;
A.Antonovsky), со смыслопорождением (1983, Ф.Е. Василюк), с творческим поведением, не привязанным к биологическим факторам (1983, Ф.Е. Василюк; 1994, К.Роджерс, А.Мас-лоу; 2002, Г.Олпорт; 2005, В.И. Кабрин и др.), с жизнестойкостью (1983, S. Kobasa, M.C. Pucetti; 2005, С.Мадди). Хорошо изучена и ярко представлена в научной литературе роль физиологических и психологических предпосылок в формировании устойчивости к стрессу. Во многих работах показана возможность целенаправленного ее формирования путем практического применения приемов и методов произвольной психической саморегуляции (1989, Б.В.Зейгарник; 1989, О.А.Конопкин; 1991, К.А.Абульханова-Славская; 1994,
A. В.Брушлинский; 1999, Л.Г.Дикая; 2001, В.И.Моросанова; 2004,
B. А.Бодров; 2007, Д.А.Леонтьев). В психологии и психофизиологии стрессоустойчивость исследуется как свойство личности, способствующее формированию позитивного мышления, особой личностной рефлексии.
Таким образом, проблема развития позитивного мышления, как особой личностной рефлексии, обеспечивающей обнаружение и снятие «ограничителей» личностного роста а также управление эмоциональным стрессом требует не отложенного решения. Вслед за Ю.М. Орловым и С.Н. Морозюк в исследовании такого мышления (особой личностной рефлексии) определено «саногенным».
Объективная необходимость решения указанной проблемы и недостаточные знания о влиянии позитивного мышления на стрессоустойчивость личности обуславливает научную актуальность данного исследования.
В нашем исследовании влияние позитивного мышления на стрессоустойчивость личности изучается на примере студентов вуза. Общепсихологическое и практическое значение данной проблемы и ее
Объект исследования: стрессоустойчивость личности Предмет исследования: позитивное мышление личности.
Гипотеза: основана на том, что позитивное мышление, являясь важным
качеством личности, положительно влияет на развитие стрессоустойчивости личности.
В соответствии с поставленной целью, предметом и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:
1) изучить и обобщить теоретические данные по проблеме исследования;
2) выявить уровень стрессоустойчивости студентов;
3) определить степень позитивизма мышления студентов;
4) сравнить уровень стрессоустойчивости студентов с выраженностью позитивного мышления.
Методы исследования:
1) теоретический (анализ научных исследований);
2) эмпирический (тестирование).
Собственно психологический комплекс состоял из следующих методик:
1. Тест на самооценку стрессоустойчивости личности (Н.В. Киршева, Н.В. Рябчикова);
2. Тест на оптимизм Ч. Шейера и М. Карвера LOT (Life orientation test). Экспериментальная база исследования: студенты психолого¬
педагогического факультета Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Алтайский государственный гуманитарно-педагогическый университет имени В.М. Шукшина».
Практическая значимость исследования: Полученные результаты могут служить теоретической и практической основой для психологического сопровождения процесса обучения в школах и вузах, а также организации практических семинаров для развития позитивного мышления учащихся.
Апробация результатов исследования Основные результаты исследования были представлены:
• на XX заочной Всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся «Наука и образование: Проблемы и перспективы». (27.04.2018г.) (презентация доклада на сайте и публикация статьи) (Приложение 1);
• 16-ой Всероссийской научно-практической конференции «Развитие личности в образовательном пространстве» (18.052018г.)
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Позитивное мышление выполняет ряд важных функций в жизнедеятельности человека:
1. Оздоровительную функцию. Функцию, которая приводит к изменению сложившегося стиля мышления, дает возможность переосмыслить привычную жизненную позицию, видеть благоприятные аспекты в каждой ситуации, а также осознать и принять жизни такой, какая она есть. Поэтому позитивное мышление укрепляет психическое и физическое здоровье человека, способствуя дальнейшему развитию личности.
2. Адаптационную функцию. Функцию, в которой позитивное мышление предполагает использование адекватных способов реагирования и поведения в жизненной ситуации, что позволяет человеку более гибко адаптироваться и приспосабливаться в современном динамичном мире, имеющем определенную степень неопределенности.
3. Функцию формирования активной жизненной позиции личности.
Устойчивое позитивное мышление не позволяет человеку поддаваться негативному влиянию, которое часто возникает в нашей жизненной ситуации, создавая отрицательных эмоций. Позитивное мышление помогает стать стресссоустойчивым человеком, активным созидателем собственной жизни, создающим «свою» реальность и берущим на себя контроль над происходящими событиями.
Работа проводилась с целью выявить влияние позитивного мышления студента на его уровень стрессоустойчивости.
Данное исследование показало наличие тенденции к взаимосвязи уровня оптимизма с уровнем стрессоустойчивости студентов вуза.
В группе испытуемых студентов в значительном количестве диагностирован высокий уровень оптимизма и высокий уровень стрессоустойчивости. Данные испытуемые значительно легко адаптируются к жизненным обстоятельствам, быстро находят пути к их решению, и не ждут помощи от других, испытуемые находят оптимальные пути решения проблемных ситуаций.
В группе исследуемых студентов в целом диагностирован средний уровень оптимизма и средний уровень стрессоустойчивости, в целом данные испытуемые достаточно легко адаптируются к новым жизненным ситуациям и негативному стрессовому фактору, опираясь на жизненный опыт и позитивный настрой.
В свою очередь, очень малая часть испытуемых была диагностирована с низким уровнем оптимизма и очень низким уровнем стрессоустойчивости. Таким испытуемым приходится с трудом адаптироваться к жизненным ситуациям, очень трудно им удается решить проблемные вопросы. Им в первую очередь необходима помощь и рекомендации для выхода из трудных ситуаций. Следовательно, требуется помощь в развитии позитивного мышления.
В итоге цели и задачи нашей работы были достигнуты, а поставленная гипотеза подтвердилась.
Исходя из этого, можно констатировать, что позитивное мышление является фактором личностного развития, адаптации к внешним факторам и
управления отрицательными эмоциональными состояниями, что в нашем исследовании является проявлением стрессоустойчивости.
Таким образом, формируя позитивное мышление студента, мы развиваем стрессоустойчивость личности.


1. Аболин, Л.М. Эмоциональная устойчивость и пути ее повышения / Л.М.Аболин // Вопросы психологии. - 1989.- №4.- С. 141- 150.
2. Антология современной психологии / Отв. Ред. Р. В. Габдреев. - Казань,
2001.
3. Баранов, А.А. Стрессоустойчивость в структуре личности и деятельности учителей высокого и низкого профессионального мастерства: Дис... канд. психол. наук.- Ижевск, 1995. 217с.
4. Березин, Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. / Ф.Б.Березин. - СПб.: Наука, 1998. - С. 56.
5. Бодров В.А. Информационный стресс: Учебное пособие для вузов / В.А. Бодров. — М.: ПЕР СЭ, 2000. — 352 с.
6. Варданян, Б.Х. Механизмы регуляции эмоциональной устойчивости [Текст] / Б.Х Варданян // Категории, принципы и методы психологии. Психологические процессы. - М.-2009. - с. 542-543.
7. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. - 5-е изд., исп. - М.: Лабиринт, 1999. - 351 с.
8. Гиссен, Л.Д. Время стрессов. Обоснование и практические результаты психопрофилактической работы в спортивных командах / Л.Д.Гиссен. - М.: ФиС, 1990. - 192 с.
9. Гордеева, Т. О. Диагностика оптимизма как стиля объяснения успехов и неудач: опросник СТОУН [Текст] / Т. О. Гордеева, Е. Н. Осин, В. Ю. Шевяхова. М. : Смысл, 2009.
10. Гусева, Т.А. Психология развития [Текст]: учебное пособие / Т.А. Гусева; Алтайская гос. академия образования им. В.М. Шукшина. - Бийск: АГАО им. В.М. Шукшина, 2014. - 138 с.
11. Иванова, Е. С. "Стресс-ФИЭ": методика измерения основных видов стресса / Е. С. Иванова // Психологическая диагностика. - 2008. - №5. - С. 82-101.
12. Игумнов, С.А. Управление стрессом: современные психологические и медикаментозные подходы [Текст] / С.А. Игумнов. - СПб.: Речь, 2007. - 217 с.
13. Изард, К. Эмоции человека [Текст] / К. Изард. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2009. - 440 с.
14. Кон, И. С. Психология ранней юности: книга для учителя [Текст] / И. С. Кон. - М. : Просвещение, 1989. - 255с.
15. Краткий психологический словарь [Текст] / Ред.-сост. Л. А. Карпенко; Под общ. Ред. А. В. Петровсого, М. Г. Ярошевского. - 2 изд., расш., испр. и доп. - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1998. - 512 с.
16. Леонтьев, А. А. Предисловие [Текст] // Леонтьев А. Н. Философия психологии: Из научного наследия / Под ред. А. А. Леонтьева, Д. А. Леонтьева. - М. : Изд-во МГУ, 1994. - 285 с.
17. Лобсанг Рампа, Т. За пределами 1/10 [Текст] / Т. Лобсанг Рампа. - Киев: «София», 2004. - 192 с.
18. Ломов, Б.Ф. Проблема общения в психологии / Б.Ф.Ломов // Проблема общения в психологии. - М., 1981. - С. 3-18.
19. Луиза Л. Хей, Живи позитивом! Аффирмации. Упражнения. Блокнот для записей, ISBN: 978-5-699-72587-8, Издательство: Эксмо, 2014. - 221с.
20. Мартин Селигман, Новая позитивная психология, ISBN: 5-91250-0268, Издательство: София, 2006. - 314с.
21. Мерлин, В.С. Психология формирования и развития личности / В.С.Мерлин. - М.: Наука, 1981. - 280 с.
22. Мещеряков, Б. Г. Большой психологический словарь [Текст] / Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. - М. : Прайм-Еврознак, 2003. - 672 с.
23. Муздыбаев, К. Оптимизм и пессимизм личности (опыт социолого-психологического исследования) [Текст] / К. Муздыбаев // Социологические исследования. - 2003. - № 12. - С. 87-96.
24. Норман Винсент Пил, Сила позитивного мышления, ISBN: 978-985-15-0538-4, Издательство: Попурри, 2009. - 256 с.
25. Орлов, Ю. М. Восхождение к индивидуальности [Текст] / Ю. М. Орлов. - М.: Просвещение, 1991. - 287 с.
26. Психологический словарь [Текст] / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. - М. : Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2006. - 479 с.
27. Психология личности: тесты, опросники, методики / сост. Н.В. Киршева, Н.В. Рябчикова. - М.: Геликон, 1995. - 220 с.
28. Психология подросткового и юношеского возраста [Текст] / Ф. Райс. - СПб. : Питер, 2000. - 624 с.
29. Психология развития: Учеб. для студ. высш. психол. учеб. заведений [Текст] / Под ред. Т. Д. Марцинковской. - М. : «Академия», 2005. - 528 с.
30. Реан, А.А. Психология изучения личности: Учеб. пособие / А.А.Реан. - СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999. - 288 с.
31. Рефлексия в науке и обучении. - Новосибирск, 1984. - С.100, 115, 229.
32. Рудаков А.Л. Стресс, стрессоустойчивость и саногенная рефлексия в спорте: монография / А.Л.Рудаков. - Красноярск, 2011. - С. 31-33.
33. Сборник статей / Сост. Орлов А.Б. М.: ООО «Вопросы психологии». 2001.
34. Секач, М.Ф. Психология здоровья: / М. Ф. Секач; Учебное пособие для высшей школы.— М: Академический Проект, 2003. — 192 с. ISBN 5-8291-0339-7
35. Селье, Г. Когда стресс не приносит горя / Г.Селье. - М., 1992. - С. 104-109, 116-135.
36. Семенов, И. Тенденции психологии развития мышления, рефлексии [Текст] / И. Семенов. - М. : Воронеж: МОДЭК, 2000. - 64 с.
37. Сычёв, О. А. Психология оптимизма [Текст] : учебно-методическое пособие к спецкурсу / О. А. Сычев; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина, 2008. - 69 с.
38. Шагиев Р.М. Структурно-функциональные характеристики стрессоустойчивости в спортивной деятельности : автореф. дис. ... канд. псих. наук : 19.00.03. - M., 2009. - С. 16-18.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ