Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Взаимосвязь индивидуально-типологических особенностей и отклоняющегося поведения в подростковом возрасте

Работа №14841

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы61стр.
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
919
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава I. Теоретические подходы к изучению индивидуально-типологических особенностей подростков, склонных к девиантному поведению 8
I.1. Психодинамические особенности личности 8
I.2. Характерологические особенности личности 14
I.3. Психодинамические и характерологические особенности подросткового возраста 20
I.4. Психологические особенности подростков, склонных к девиантному
поведению 26
Выводы по I главе 33
Глава II. Экспериментальное исследование темпераментальных и
характерологических особенностей подростков, склонных к
девиантному поведению 34
11.1. Организация и методы исследования 34
11.2. Описание и анализ результатов исследования 38
Выводы по II главе 49
Заключение 51
Список литературы 54
Приложения 59


Актуальность данной проблемы обусловлена усугубляющейся тенденцией к увеличению количества обозначенного контингента школьников, имеющих отклонения в поведении. Поэтому вопрос о предупреждении девиантного поведения подростков - один из ведущих факторов образовательного учреждения. В последнее время в силу ряда причин, в том числе из-за нестабильности общества и интенсивных социальных сдвигов, усилились негативные тенденции, предъявляющие повышенные требования к самоопределению и стабильности личности, а также провоцирующие ее девиантное поведение и нередко деградацию и саморазрушение.
Это связано с кризисом общества, глубокими социально-экономическими, политическими переменами, переходом к рыночным отношениям, что резко обострило социальные проблемы, увеличило обездоленность большого количества населения.
И все же в настоящее время именно в подростковом возрасте наблюдается относительный пик этих расстройств, определяемый психологическими особенностями подростка (возникшее противоречие потребностью проявить самостоятельность и реальными возможностями ее осуществления выступает в качестве своеобразного конфликтообразующего фактора), поведением субъективной ценности нравственного здоровья.
Трудности, которые испытывают подростки, обусловлены в том числе и его характерологическими особенностями. Заострение черт характера являются тем фоном, на котором быстрыми темпами продолжают распространяться алкоголизация и никотинизация подростков, увеличивается употребление наркотиков и токсических веществ, все более широкое распространение получают отступления от общечеловеческих норм нравственности.
На фоне обострения криминогенной обстановки в России в целом по всем видам и показателям растет молодежная преступность. При общем снижении возраста преступников наиболее криминогенно активной является возрастная группа в 14-17 лет. Резко увеличилось число подростков, стоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних.
Как мы видим, в нашем обществе существует ряд причин для развития личности с девиантным поведением. И одна из основных задач психолога - определение основных направлений восстановления нормального процесса социализации подростка, т.е. разработка основных профилактических мероприятий психолого-педагогического характера.
В литературе девиантное поведение рассматривается вместе с психологическими особенностями подросткового возраста. Сам по себе «переходный возраст» и его психологические особенности (норма и отклонение) давно интересуют ученых - психологов.
В отечественной психологии (М.А. Алеманский, Л.М. Зюбин, А.Н. Леонтьев, А.Е. Личко, А.Р. Лурия, Д.И. Фельдштейн и др.) и криминологи (В.Н. Кудрявцев, Г.М. Миньковский, А.Р. Ратиков, А.М. Яковлев и др.) убедительно показано, что девиантное поведение не определяется «прирожденными механизмами», обуславливаясь причинами социально-психологическими, в том числе характером микросреды и
недостатками воспитания.
Исследованию предупреждений девиантного поведения посвящены труды С.А. Беличевой, А.С. Белкина, В.П. Кащенко, Л.М. Семенюк и др.
Научной базой для изучения проблем подросткового возраста являются фундаментальные работы российских (Л.С. Выготского, И.С. Кона, Д.И. Фельдштейна и др.) ученых.
Л.С. Выготский подошел к проблеме критического возраста с точки зрения анализа новообразований в создании подростка и социальной ситуации развития, отражающей в каждом возрасте неповторимые отношения между ребенком и средой.
Цель исследования: изучение индивидуально-типологических особенностей подростков, склонных к девиантному поведению.
Объектом исследования является индивидуально-типологические особенности личности.
Предмет исследования: специфика проявления индивидуально-типологических особенностей подростков, склонных к девиантному поведению.
Гипотеза исследования строилась на предположении о том, что индивидуально-типологические особенности подростков, склонных к девиантному поведению определяются доминированием отдельных свойств темперамента и акцентуаций характера.
Задачи исследования:
1. Проанализировать и систематизировать материалы теоретических и прикладных исследований по проблеме организованности личности.
2. Определить свойства темперамента подростков.
3. Выявить тип акцентуации характера учащихся подросткового возраста.
4. Установить взаимосвязь между индивидуально-типологическими особенностями личности и склонностью подростков к девиантному поведению.
В качестве методов исследования использовались: изучение и анализ
психолого-педагогической литературы, тестирование (ОЧХ-В - «Опросник черт характера взрослых» О.Н. Маноловой, СОП - «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» А.Н. Орел, ЛОГУ - «Краткая форма личностного опросника Грея-Уилсона»), методы количественной и качественной обработки данных, методы математической статистики (Коэффициент корреляции Пирсона).
Экспериментальной базой исследования являлась МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 41». Выборку составили 39 подростков, учащиеся подросткового возраста.
Практическая значимость исследования Результаты исследования могут быть полезны в деятельности школьной психологической службы в рамках консультационной и коррекционно-развивающей работы.
Апробация результатов. Результаты исследования докладывались на заседании секции «Психолого-педагогические аспекты развития личности», в рамках работы Всероссийской научно-практической конференции аспирантов, студентов и учащихся «Наука и образование: проблемы и перспективы».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Рассмотрение теоретических и практических составляющих исследований индивидуально-типологических свойств подростков, склонных к девиантному поведению, позволяет сделать вывод о существовании различных подходов по данной проблеме.
Темперамент - это динамическая характеристика личности во всех ее действенных проявлениях и чувственная основа характера. Преобразуясь в процессе формирования характера, свойства темперамента переходят в черты характера, содержание которого неразрывно связано с направленностью личности. Изучением физиологических основ личности занимался русский физиолог И.П. Павлов. Как минимум две зарубежные психологические школы считают себя последователями И. П. Павлова. Во-первых, это школа Яна Стреляу в Польше и, во-вторых, британская школа, яркими представителями которой являются Ганс Айзенк и Джеффри Грей.
Характер представляет собой совокупность свойств личности, определяющая типичные способы ее реагирования на жизненные обстоятельства. Одна из ярких характеристик характера - акцентуация, которая рассматривается как крайний вариант нормы, при котором отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей устойчивости к другим. Иными словами, акцентуация представляет собой вариант психического здоровья (нормы), который характеризуется особой выраженностью, заостренностью, непропорциональностью некоторых черт характера всему складу личности и приводит ее к определенной дисгармонии. Акцентуация характера наиболее ярко проявляется в подростковом возрасте.
Подростковый возраст — это возраст «социального импринтинга» - повышенной впечатлительностью ко всему тому, что делает человека взрослым. В силу этих обстоятельств ряд авторов предлагают различать «первичную» и «вторичную» девиацию. Социологические и близкие к ним социально-психологические теории рассматривают девиантное поведение как результат социальных процессов, сложных взаимоотношений между обществом и конкретной личностью.
На этапе исследовательской работы были проведены диагностические методики, направленные на выявление акцентуаций характера, темпераментальных особенностей и измерение готовности (склонности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения.
Эмпирическое исследование проводилось в МБОУ «СОШ №41» города Бийска. Экспериментальную выборку составили 39 человек, учащиеся девятых классов.
Для определения темпераментальных особенностей подростков использовалась краткая форма личностного опросника Грея-Уилсона. Для диагностики особенностей характера был использован опросник черт характера взрослых (ОЧХ-В), разработанный О.Н. Маноловой на теоретической основе концепции акцентуированных личностей К. Леонгарда и специальной теории индивидуальности В.М. Русалова. Для определения склонности к отклоняющемуся поведению использовался тест А.Н. Орла СОП.
Сравнительно-сопоставительная характеристика полученных результатов после обработки данных позволяет констатировать наличие у респондентов высокого уровня тревожности (как характеристики темперамента), которая проявляется в тенденции оценивать явления, предметы, события, объективно не опасные, как угрожающие, с последующим переживанием состояния тревоги и импульсивности, свидетельствующей о затрудненности в самоконтроле. А так же выраженность акцентуаций характера возбудимого, экзальтированного, застревающего, педантичного, тревожного, эмотивного и гипертимного типов.
Далее для определения индивидуально-типологических особенностей подростков склонных к девиантному поведению был проведен корреляционный анализ показателей склонности к отклоняющемуся поведению с особенностями темперамента и характера.
Из результатов следует, что набольшее количество взаимосвязей с показателями девиантного поведения показывает САП - импульсивность, как характеристика темперамента. На достоверном уровне значимости САП коррелирует со шкалой установки на социальную нестабильность; со шкалой склонности к аддиктивному поведению; со шкалой склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению; со шкалой склонности к делинквентному поведению.
Далее, зафиксированы статистически значимые связи между:
•возбудимой акцентуацией и шкалой установки на социальную желательность; со шкалой склонности к саморазрушающему и самоповреждающему поведению; со шкалой склонности к агрессии и насилию; со шкалой склонности к деликвентному поведению.
•экзальтированной акцентуацией и шкалой волевого контроля эмоциональных реакций; со шкалой склонности к деликвентному поведению.
•застревающей, эмотивной и тревожной акцентуациями характера и шкалой установки на социальную желательность.
• педантичной и циклотимной акцентуациями и шкалой волевого контроля эмоциональных реакций.
• гипертимной акцентуацией и шкалой склонности к
самоповреждающему и саморазрушающему поведению.
Это подтверждает гипотезу исследования о том, что индивидуально-типологические особенности подростков, склонных к девиантному поведению, определяются доминированием отдельных свойств темперамента и акцентуаций характера.



1. Асмолов, А.Г. Психология личности [Текст] / А.Г. Асмолов. - М.: Изд-во МГУ, 2013. - 367с.
2. АхверДова, О.А. Дифференциальная психология: теоретические и прикладные аспекты исследования интегральной индивидуальности [Текст]: Учеб. пособие / О.А. Ахвердова, Н.Н. Волоскова, Т.В. Белых. - СПб.: Речь, 2013. - 168с.
3. БайярД, Р.Т. Ваш беспокойный подросток [Текст] / Р.Т. Байярд, Д. Байярд. - М.: Академический проект, 2015. - 198с.
4. Большой психологический словарь [Текст] / Сост. и общ. ред.
B. Мещеряков, В. Зинченко. - СПб.: Питер, 2014. - 440с.
5. Бурлачук, Л.Ф. Акцентуации личности: что диагностируем? [Текст] / Л.Ф. Бурлачук, В.Н. Духневич // Вопросы психологии. - 2018. - №2. -
C. 18-22.
6. Гомезо, М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: Учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов / М.В. Гомезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. - М.: Педагогическое общество России, 2014. - 226с.
7. Выготский, Л. С. Педология подростка [Текст] / Л.С. Выготский // Собр. соч. в 6 т. - т. 4-й. - М.: Педагогика, 2006. - 434с.
8. Грей, Дж. Нейропсихология эмоций и структура личности [Текст] / Дж. Грей // Журнал ВНД. - 2015. - Т.37. - Вып. 6. - С.1011-1024.
9. Журавлев, Д.В. Основы общей психологии [Текст]: Курс лекций /
Д.В. Журавлев. - Часть 2. - М.: Издательство Московского
государственного областного университета, 2003. - 168с.
10. Зманковская, Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения: [Текст]: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е.В. Зманковская. - 4-е изд., испр.- М.: Издательский центр «Академия», 2017.
11. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения [Текст]: Учебное пособие для вузов / Ю.А. Клейберг. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 160с.
12. Князев, Г.Г. Краткая форма личностного опросника Грея-Уилсона [Текст] / Г.Г. Князев, Е.Р. Слободская, М.В. Сафронова // Вопросы психологии. - 2014. - №4. - С.113-126.
13. Ковалев, А.Г. Психология личности [Текст] / А.Г. Ковалев. - М.: Просвещение, 2013. - 289с.
14. Корниенко, Н. А. Типология личности [Текст] / Н.А. Корниенко. - Новосибирск: НГПУ, 2013. - 165с.
15. Крупнов, А.И. Психологические проявления и структура темперамента [Текст]: Учеб. пособие / А.И. Крупнов. - М.: Изд. РУДН, 2013. - 254с.
16. КуДрявцев, В. Н. Причины правонарушений [Текст] / В.Н. Кудрявцев. - М.: Юр. норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. -460с.
17. Кулагина, И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека [Текст]: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: ТЦ «Сфера», при участии «Юрайт - М», 2013. - 213с.
18. Личко, А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков [Текст] / А.Е. Личко. - СПб.: Питер, 2016. - 230с.
19. Макарова, И.В. Психология [Текст]: конспект лекций / И. В. Макарова. — 2-е изд., доп. — М. : Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2013 — 237 с.
20. Манолова, О.Н. Темпераментальные основы характера [Текст] / О.Н. Манолова. - М.: Институт психологии РАН, 2013. - 200с.
21. МенДелевич, В.Д. Психология девиантного поведения [Текст]: Уебное пособие / В.Д. Манделевич.- СПб.: Речь, 2013. - 185с.
22. МенДелевич, В.Д. Клиническая психология [Текст]: Практическое руководство / В.Д. Манделевич. - М.: «МЕДпресс», 2018. - 263с.
23. Небылицын, В.Д. Жизнь и научное творчество [Текст] / В.Д. Небылицын. - М.: научно - издательский центр «Ладомир», 2016. - 152с.
24. Небылицын, В.Д. Темперамент. Психофизиологические исследования индивидуальных различий [Текст] / В.Д. Небылицын. - М.: Наука, 2013. - 169с.
25. Немов, Р.С. Практическая психология: Познание себя: Влияние на людей: [Текст]: Пособие для уч - ся / Р.С. Немов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2017. - 320с.
26. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология [Текст]: Учебник. - М., Российское педагогическое агентство, 2016. - 328с.
27. Общая психология [Текст] / Состав. Е.И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 2013. - 361с.
28. Овчинников, Б.В. Типы темперамента в практической психологии [Текст] / Б.В. Овчинников, И.М. Владимирова, К.В. Павлов.- СПб.: Питер, 2017. - 129с.
29.Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел) [Текст] / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М. Изд-во Института Психотерапии, 2013. - 312с.
30.Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел) [Текст] / Ю.А. Клейберг // Социальная психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов. - М., 2013. - 368с.
31. Петровский, А.В. Психология [Текст] Словарь / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - М.: Политиздат, 2012. - 369с.
32. Поливанова, Л.Б. Психологическое содержание подросткового возраста [Текст] / Л.Б. Поливанова // Вопросы психологии. - № 5. - 2014. - С.267¬307.
33. Психология индивидуальных различий [Текст] / Под ред.
Ю.Б. Гиппнрейтер и В.Я. Романова. - М.: ЧеРо, 2013. - 364с.
34. Психология развития: молодость, зрелость, старость» [Текст] / О.В. Хулаева, М., 2016. - 195с.
35. Психологический словарь [Текст] / Авт. - сост. В.Н. Копорулина, М.Н. Смирнова, Н.О. Гордеева, Л.М. Балабанова; Под общ. ред.. Ю.Л. Неймера. - Ростов - на - Дону, 2018. - 400с.
36. Рем ШмиДт Х. Подростковый и юношеский возраст [Текст] / Р.Х. Шмидт. М.: Мир, 2013. - 188с.
37. Психологическая типология [Текст]: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. - Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2013. - 211с.
38. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2014. - 369с.
39. СиДенко, Е.А. К вопросу об адаптации подростка [Текст] / Е.А. Сиденко // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2013. - №1. - С.28¬39.
40. Симонов П.В. Темперамент. Характер. Личность [Текст] / П.В. Симонов, П.М. Ершов. - М.: «Наука», 2013. - 236с.
41. СлобоДчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности [Текст]: Учеб. пособие для вузов / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М.: Школа - Пресс, 2017. - 362с.
42. Справочник практического психолога: Психотерапия [Текст] / сост. С.Л. Соловьева. - М.: АСТ; СПБ.: Сова, 2013. - 575с.
43. Столяренко, Л.Д. Основы психологии [Текст]: Учебное пособие / Л.Д. Столяренко. - 13-е изд. - Ростов - на - Дону: Феникс, 2014. - 690с.
44. Стреляу, Я. Роль темперамента в психическом развитии [Текст] / Я. Стреляу. - М.: «Прогресс», 2013. - 213с.
45. Таланов, В.Л. Справочник практического психолога [Текст] / В.Л. Таланов, И.Г. Малкина-Пых. - СПб.: Сова, М.: ЭКСМО, 2016. - 992с.
46. Теории личности [Текст] / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2013. - 608с.
47. Теплое, Б.М. Изучение основных свойств нервной системы и их значение для психологии индивидуальных различий [Текст] / Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын // Вопросы психологии. - 2013. - №5. - С.38-47.
48. Учителям и родителям о психологии подростка [Текст] / Под ред. Г.Г. Аракелова. - М.,2013. - 304с.
49. ШеванДрин, Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности [Текст] / Н.И. Шевардин. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. - 512с.
50.Эльконин, Д. Б. Возрастные особенности младших подростков [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: Наука, 2013. - 259с.
51. Реан, А.А. Методическое руководство по исследованию типов акцентуаций [Текст] / А.А. Реан, С.Е. Лукин. - СПб.: Питер, 2013. - 51с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ