Введение 4
Глава I. Теоретические подходы к изучению индивидуально-типологических особенностей подростков, склонных к девиантному поведению 8
I.1. Психодинамические особенности личности 8
I.2. Характерологические особенности личности 14
I.3. Психодинамические и характерологические особенности подросткового возраста 20
I.4. Психологические особенности подростков, склонных к девиантному
поведению 26
Выводы по I главе 33
Глава II. Экспериментальное исследование темпераментальных и
характерологических особенностей подростков, склонных к
девиантному поведению 34
11.1. Организация и методы исследования 34
11.2. Описание и анализ результатов исследования 38
Выводы по II главе 49
Заключение 51
Список литературы 54
Приложения 59
Актуальность данной проблемы обусловлена усугубляющейся тенденцией к увеличению количества обозначенного контингента школьников, имеющих отклонения в поведении. Поэтому вопрос о предупреждении девиантного поведения подростков - один из ведущих факторов образовательного учреждения. В последнее время в силу ряда причин, в том числе из-за нестабильности общества и интенсивных социальных сдвигов, усилились негативные тенденции, предъявляющие повышенные требования к самоопределению и стабильности личности, а также провоцирующие ее девиантное поведение и нередко деградацию и саморазрушение.
Это связано с кризисом общества, глубокими социально-экономическими, политическими переменами, переходом к рыночным отношениям, что резко обострило социальные проблемы, увеличило обездоленность большого количества населения.
И все же в настоящее время именно в подростковом возрасте наблюдается относительный пик этих расстройств, определяемый психологическими особенностями подростка (возникшее противоречие потребностью проявить самостоятельность и реальными возможностями ее осуществления выступает в качестве своеобразного конфликтообразующего фактора), поведением субъективной ценности нравственного здоровья.
Трудности, которые испытывают подростки, обусловлены в том числе и его характерологическими особенностями. Заострение черт характера являются тем фоном, на котором быстрыми темпами продолжают распространяться алкоголизация и никотинизация подростков, увеличивается употребление наркотиков и токсических веществ, все более широкое распространение получают отступления от общечеловеческих норм нравственности.
На фоне обострения криминогенной обстановки в России в целом по всем видам и показателям растет молодежная преступность. При общем снижении возраста преступников наиболее криминогенно активной является возрастная группа в 14-17 лет. Резко увеличилось число подростков, стоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних.
Как мы видим, в нашем обществе существует ряд причин для развития личности с девиантным поведением. И одна из основных задач психолога - определение основных направлений восстановления нормального процесса социализации подростка, т.е. разработка основных профилактических мероприятий психолого-педагогического характера.
В литературе девиантное поведение рассматривается вместе с психологическими особенностями подросткового возраста. Сам по себе «переходный возраст» и его психологические особенности (норма и отклонение) давно интересуют ученых - психологов.
В отечественной психологии (М.А. Алеманский, Л.М. Зюбин, А.Н. Леонтьев, А.Е. Личко, А.Р. Лурия, Д.И. Фельдштейн и др.) и криминологи (В.Н. Кудрявцев, Г.М. Миньковский, А.Р. Ратиков, А.М. Яковлев и др.) убедительно показано, что девиантное поведение не определяется «прирожденными механизмами», обуславливаясь причинами социально-психологическими, в том числе характером микросреды и
недостатками воспитания.
Исследованию предупреждений девиантного поведения посвящены труды С.А. Беличевой, А.С. Белкина, В.П. Кащенко, Л.М. Семенюк и др.
Научной базой для изучения проблем подросткового возраста являются фундаментальные работы российских (Л.С. Выготского, И.С. Кона, Д.И. Фельдштейна и др.) ученых.
Л.С. Выготский подошел к проблеме критического возраста с точки зрения анализа новообразований в создании подростка и социальной ситуации развития, отражающей в каждом возрасте неповторимые отношения между ребенком и средой.
Цель исследования: изучение индивидуально-типологических особенностей подростков, склонных к девиантному поведению.
Объектом исследования является индивидуально-типологические особенности личности.
Предмет исследования: специфика проявления индивидуально-типологических особенностей подростков, склонных к девиантному поведению.
Гипотеза исследования строилась на предположении о том, что индивидуально-типологические особенности подростков, склонных к девиантному поведению определяются доминированием отдельных свойств темперамента и акцентуаций характера.
Задачи исследования:
1. Проанализировать и систематизировать материалы теоретических и прикладных исследований по проблеме организованности личности.
2. Определить свойства темперамента подростков.
3. Выявить тип акцентуации характера учащихся подросткового возраста.
4. Установить взаимосвязь между индивидуально-типологическими особенностями личности и склонностью подростков к девиантному поведению.
В качестве методов исследования использовались: изучение и анализ
психолого-педагогической литературы, тестирование (ОЧХ-В - «Опросник черт характера взрослых» О.Н. Маноловой, СОП - «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» А.Н. Орел, ЛОГУ - «Краткая форма личностного опросника Грея-Уилсона»), методы количественной и качественной обработки данных, методы математической статистики (Коэффициент корреляции Пирсона).
Экспериментальной базой исследования являлась МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 41». Выборку составили 39 подростков, учащиеся подросткового возраста.
Практическая значимость исследования Результаты исследования могут быть полезны в деятельности школьной психологической службы в рамках консультационной и коррекционно-развивающей работы.
Апробация результатов. Результаты исследования докладывались на заседании секции «Психолого-педагогические аспекты развития личности», в рамках работы Всероссийской научно-практической конференции аспирантов, студентов и учащихся «Наука и образование: проблемы и перспективы».
Рассмотрение теоретических и практических составляющих исследований индивидуально-типологических свойств подростков, склонных к девиантному поведению, позволяет сделать вывод о существовании различных подходов по данной проблеме.
Темперамент - это динамическая характеристика личности во всех ее действенных проявлениях и чувственная основа характера. Преобразуясь в процессе формирования характера, свойства темперамента переходят в черты характера, содержание которого неразрывно связано с направленностью личности. Изучением физиологических основ личности занимался русский физиолог И.П. Павлов. Как минимум две зарубежные психологические школы считают себя последователями И. П. Павлова. Во-первых, это школа Яна Стреляу в Польше и, во-вторых, британская школа, яркими представителями которой являются Ганс Айзенк и Джеффри Грей.
Характер представляет собой совокупность свойств личности, определяющая типичные способы ее реагирования на жизненные обстоятельства. Одна из ярких характеристик характера - акцентуация, которая рассматривается как крайний вариант нормы, при котором отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей устойчивости к другим. Иными словами, акцентуация представляет собой вариант психического здоровья (нормы), который характеризуется особой выраженностью, заостренностью, непропорциональностью некоторых черт характера всему складу личности и приводит ее к определенной дисгармонии. Акцентуация характера наиболее ярко проявляется в подростковом возрасте.
Подростковый возраст — это возраст «социального импринтинга» - повышенной впечатлительностью ко всему тому, что делает человека взрослым. В силу этих обстоятельств ряд авторов предлагают различать «первичную» и «вторичную» девиацию. Социологические и близкие к ним социально-психологические теории рассматривают девиантное поведение как результат социальных процессов, сложных взаимоотношений между обществом и конкретной личностью.
На этапе исследовательской работы были проведены диагностические методики, направленные на выявление акцентуаций характера, темпераментальных особенностей и измерение готовности (склонности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения.
Эмпирическое исследование проводилось в МБОУ «СОШ №41» города Бийска. Экспериментальную выборку составили 39 человек, учащиеся девятых классов.
Для определения темпераментальных особенностей подростков использовалась краткая форма личностного опросника Грея-Уилсона. Для диагностики особенностей характера был использован опросник черт характера взрослых (ОЧХ-В), разработанный О.Н. Маноловой на теоретической основе концепции акцентуированных личностей К. Леонгарда и специальной теории индивидуальности В.М. Русалова. Для определения склонности к отклоняющемуся поведению использовался тест А.Н. Орла СОП.
Сравнительно-сопоставительная характеристика полученных результатов после обработки данных позволяет констатировать наличие у респондентов высокого уровня тревожности (как характеристики темперамента), которая проявляется в тенденции оценивать явления, предметы, события, объективно не опасные, как угрожающие, с последующим переживанием состояния тревоги и импульсивности, свидетельствующей о затрудненности в самоконтроле. А так же выраженность акцентуаций характера возбудимого, экзальтированного, застревающего, педантичного, тревожного, эмотивного и гипертимного типов.
Далее для определения индивидуально-типологических особенностей подростков склонных к девиантному поведению был проведен корреляционный анализ показателей склонности к отклоняющемуся поведению с особенностями темперамента и характера.
Из результатов следует, что набольшее количество взаимосвязей с показателями девиантного поведения показывает САП - импульсивность, как характеристика темперамента. На достоверном уровне значимости САП коррелирует со шкалой установки на социальную нестабильность; со шкалой склонности к аддиктивному поведению; со шкалой склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению; со шкалой склонности к делинквентному поведению.
Далее, зафиксированы статистически значимые связи между:
•возбудимой акцентуацией и шкалой установки на социальную желательность; со шкалой склонности к саморазрушающему и самоповреждающему поведению; со шкалой склонности к агрессии и насилию; со шкалой склонности к деликвентному поведению.
•экзальтированной акцентуацией и шкалой волевого контроля эмоциональных реакций; со шкалой склонности к деликвентному поведению.
•застревающей, эмотивной и тревожной акцентуациями характера и шкалой установки на социальную желательность.
• педантичной и циклотимной акцентуациями и шкалой волевого контроля эмоциональных реакций.
• гипертимной акцентуацией и шкалой склонности к
самоповреждающему и саморазрушающему поведению.
Это подтверждает гипотезу исследования о том, что индивидуально-типологические особенности подростков, склонных к девиантному поведению, определяются доминированием отдельных свойств темперамента и акцентуаций характера.