Анализ УМК по немецкому как второму иностранному языку в средней школе
|
Введение 5
Глава 1. Теоретические основы обучения немецкому языку как второму
иностранному 7
1.1 Особенности обучения иностранным языкам в школе 7
1.2 Обучение немецкому языку как второму иностранному 14
1.3 Современные УМК по обучению немецкому языку как второму
иностранному 23
Выводы по первой главе 34
Глава 2. Методика обучения учащихся немецкому языку как второму
иностранному с использованием Современных УМК 36
2.1. Отбор содержания обучения немецкому языку как второму
иностранному языку 36
2.2. Система упражнений для обучения учащихся немецкому языку как
второму иностранному языку с использованием современных УМК 48
2.3. Ход и анализ результатов экспериментального обучения учащихся
основной школы на немецком языке как втором иностранном 56
Выводы по второй главе 65
Заключение 66
Список литературы 68
Приложение 1 71
Приложение 2 75
Глава 1. Теоретические основы обучения немецкому языку как второму
иностранному 7
1.1 Особенности обучения иностранным языкам в школе 7
1.2 Обучение немецкому языку как второму иностранному 14
1.3 Современные УМК по обучению немецкому языку как второму
иностранному 23
Выводы по первой главе 34
Глава 2. Методика обучения учащихся немецкому языку как второму
иностранному с использованием Современных УМК 36
2.1. Отбор содержания обучения немецкому языку как второму
иностранному языку 36
2.2. Система упражнений для обучения учащихся немецкому языку как
второму иностранному языку с использованием современных УМК 48
2.3. Ход и анализ результатов экспериментального обучения учащихся
основной школы на немецком языке как втором иностранном 56
Выводы по второй главе 65
Заключение 66
Список литературы 68
Приложение 1 71
Приложение 2 75
Актуальность исследования. Социально-политические и экономические преобразования во всех сферах жизни нашего общества привели к существенным изменениям в сфере образования. Возможности и потребности личности школьника, желания и интересы родителей наряду с требованиями к обучению в целом стали во многом определять образовательную политику в стране. Изменился и статус иностранного языка как школьного учебного предмета.
Выбор немецкого языка для изучения в школе в качестве второго иностранного языка не случаен и объясняется интенсификацией сотрудничества между Россией и Германией в коммерческой и профессиональной жизни, увеличением личной мобильности, расширением контактов с немецкой культурой, возможностью обмениваться учениками и учителями. Немецкий язык является типично вторым иностранным языком. Как показывает практика, трое из четырех, изучающих немецкий язык как, изучали английский язык в качестве первого иностранного языка и могут использовать полученный опыт, знания, умения и навыки, которые могут быть перенесены во второй иностранный язык и значительно облегчить его изучение.
Практическое владение не одним, а несколькими иностранными языками стало восприниматься как личностно-значимое. Однако в настоящее время именно английский язык все чаще изучается как первый иностранный, а все другие (в том числе и немецкий язык) приобретают статус второго иностранного языка. При этом в основной школе в соответствии с новым учебным образовательным планом предусматривается введение второго иностранного языка в том случае, если школа выбирает соответствующий вариант учебного плана, в котором на второй иностранный язык выделяется 2 часа в неделю с 5 по 9 класс.
Учебно-методический комплект предназначен для изучения немецкого языка как второго иностранного после английского, ориентирован на европейские уровни языковых компетенций и с самого начала рассчитан на погружение в языковую среду. УМК разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по иностранным языкам российскими педагогами-практиками совместно с зарубежными авторами.
При создании учебника авторы исходили из актуальных потребностей современного российского общества, которое нацелено на международную интеграцию и высоко ценит выпускников средних общеобразовательных организаций, владеющих двумя иностранными языками.
Теоретическую основу исследования составили труды таких ученых как: М.Л. Вайсбурд, Н.Д. Гальскова, Н.В. Елухина, В.В. Журавлева, О.Ю. Зверлова, М.А. Лытаева, С.А. Матвеев, В.В. Матюшенко и др.
Объект исследования - обучениенемецкому языку в школе.
Предмет исследования - методика обучения учащихся немецкому языку как второму иностранному.
Цель работы - провести анализ современных УМК по немецкому языку как второму иностранному.
1. Рассмотреть особенности обучения иностранным языкам в школе.
2. Изучить обучение немецкому языку как второму иностранному.
3. Сопоставить УМК немецкого языка как первого с немецким как вторым.
4. Проанализировать методику обучения учащихся немецкому языку как второму иностранному с использованием современных УМК.
Выбор немецкого языка для изучения в школе в качестве второго иностранного языка не случаен и объясняется интенсификацией сотрудничества между Россией и Германией в коммерческой и профессиональной жизни, увеличением личной мобильности, расширением контактов с немецкой культурой, возможностью обмениваться учениками и учителями. Немецкий язык является типично вторым иностранным языком. Как показывает практика, трое из четырех, изучающих немецкий язык как, изучали английский язык в качестве первого иностранного языка и могут использовать полученный опыт, знания, умения и навыки, которые могут быть перенесены во второй иностранный язык и значительно облегчить его изучение.
Практическое владение не одним, а несколькими иностранными языками стало восприниматься как личностно-значимое. Однако в настоящее время именно английский язык все чаще изучается как первый иностранный, а все другие (в том числе и немецкий язык) приобретают статус второго иностранного языка. При этом в основной школе в соответствии с новым учебным образовательным планом предусматривается введение второго иностранного языка в том случае, если школа выбирает соответствующий вариант учебного плана, в котором на второй иностранный язык выделяется 2 часа в неделю с 5 по 9 класс.
Учебно-методический комплект предназначен для изучения немецкого языка как второго иностранного после английского, ориентирован на европейские уровни языковых компетенций и с самого начала рассчитан на погружение в языковую среду. УМК разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по иностранным языкам российскими педагогами-практиками совместно с зарубежными авторами.
При создании учебника авторы исходили из актуальных потребностей современного российского общества, которое нацелено на международную интеграцию и высоко ценит выпускников средних общеобразовательных организаций, владеющих двумя иностранными языками.
Теоретическую основу исследования составили труды таких ученых как: М.Л. Вайсбурд, Н.Д. Гальскова, Н.В. Елухина, В.В. Журавлева, О.Ю. Зверлова, М.А. Лытаева, С.А. Матвеев, В.В. Матюшенко и др.
Объект исследования - обучениенемецкому языку в школе.
Предмет исследования - методика обучения учащихся немецкому языку как второму иностранному.
Цель работы - провести анализ современных УМК по немецкому языку как второму иностранному.
1. Рассмотреть особенности обучения иностранным языкам в школе.
2. Изучить обучение немецкому языку как второму иностранному.
3. Сопоставить УМК немецкого языка как первого с немецким как вторым.
4. Проанализировать методику обучения учащихся немецкому языку как второму иностранному с использованием современных УМК.
Нами была достигнута цель исследования, которая заключалась в проведении анализасовременных УМК по немецкому языку как второму иностранному.
В ходе исследования были решены следующие задачи:
1. Рассмотрены особенности обучения иностранным языкам в школе.Иностранный язык - предмет важный и социально значимый в реализации перспективных задач развития личности. Непосредственной задачей обучения иностранному языку, как известно, является формирование коммуникативной компетенции в единстве с воспитанием уважения к культурным традициям разных народов и готовностью к межкультурному сотрудничеству. Совершенно очевидно, что чем раньше начать этот процесс, тем больше возможностей для достижения высоких результатов.
2. Изучено обучение немецкому языку как второму иностранному.Немецкий язык является типично вторым иностранным языком. Как показывает практика, трое из четырех, изучающих немецкий язык как ИЯ2, изучали английский язык в качестве первого иностранного языка и могут использовать полученный опыт, знания, умения и навыки, которые могут быть перенесены во второй иностранный язык и значительно облегчить его изучение.
При обучении немецкому языку как ИЯ2 после английского необходимо опираться на общие принципы, действующие при обучении любому иностранному языку. Несмотря на то, что у этих принципов много общего, они имеют все же некоторую модификацию применительно к ИЯ2, учитывая специфичность условий обучения, например, наличие трех контактирующих в процессе обучения языков (родной язык, ИЯ1 и ИЯ2), большого опыта в изучении неродного языка и т. д.
3. Описаны современные УМК по обучению немецкому языку как второму иностранному.Современные УМК по немецкому языку как второму иностранному предназначены для учащихся образовательных организаций и являются основным компонентом учебно-методического комплекта, в который также входят рабочая тетрадь, книга для учителя и аудиоприложение, которое доступно для скачивания. Современные УМК нацелены на формирование осознанности в освоении языка. Коммуникативно-когнитивный принцип здесь основной. Больше объяснений, решений конкретных проблем, меньше отработок. Этому помогает использование сравнений и контрастов при изучении любых аспектов языка. Обзор страниц учебника в презентации показал: алфавит изучается недолго и в связи с особенностями буквосочетаний в немецком. Лексика - быстро, с опорой на знакомые из английского и интернациональные слова, зато много внимания к сложным словам и способу словообразования в немецком.
Параллельно включаются упражнения на сравнение немецкого с английским. УМК по немецкому языку как второму иностранному предназначены для учащихся образовательных организаций и являются основным компонентом учебно-методического комплекта, в который также входят рабочая тетрадь, книга для учителя и аудиоприложение, которое доступно для скачивания. Учебная продукция соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.
4. Нами была разработана методика обучения учащихся немецкому
языку как второму иностранному с использованием Современных УМК.Созданный нами комплекс упражнений, содержащих примеры с сопоставляемыми звуками и грамматическими явлениями, способствует снижению интерференции и быстрому усвоению фонетических и грамматических особенностей немецкого языка. Система предлагаемых упражнений по ряду грамматических тем позволяет использовать фоновые знания обучаемых, их лингвистический опыт, снижая тем самым интерфенцию.
В ходе исследования были решены следующие задачи:
1. Рассмотрены особенности обучения иностранным языкам в школе.Иностранный язык - предмет важный и социально значимый в реализации перспективных задач развития личности. Непосредственной задачей обучения иностранному языку, как известно, является формирование коммуникативной компетенции в единстве с воспитанием уважения к культурным традициям разных народов и готовностью к межкультурному сотрудничеству. Совершенно очевидно, что чем раньше начать этот процесс, тем больше возможностей для достижения высоких результатов.
2. Изучено обучение немецкому языку как второму иностранному.Немецкий язык является типично вторым иностранным языком. Как показывает практика, трое из четырех, изучающих немецкий язык как ИЯ2, изучали английский язык в качестве первого иностранного языка и могут использовать полученный опыт, знания, умения и навыки, которые могут быть перенесены во второй иностранный язык и значительно облегчить его изучение.
При обучении немецкому языку как ИЯ2 после английского необходимо опираться на общие принципы, действующие при обучении любому иностранному языку. Несмотря на то, что у этих принципов много общего, они имеют все же некоторую модификацию применительно к ИЯ2, учитывая специфичность условий обучения, например, наличие трех контактирующих в процессе обучения языков (родной язык, ИЯ1 и ИЯ2), большого опыта в изучении неродного языка и т. д.
3. Описаны современные УМК по обучению немецкому языку как второму иностранному.Современные УМК по немецкому языку как второму иностранному предназначены для учащихся образовательных организаций и являются основным компонентом учебно-методического комплекта, в который также входят рабочая тетрадь, книга для учителя и аудиоприложение, которое доступно для скачивания. Современные УМК нацелены на формирование осознанности в освоении языка. Коммуникативно-когнитивный принцип здесь основной. Больше объяснений, решений конкретных проблем, меньше отработок. Этому помогает использование сравнений и контрастов при изучении любых аспектов языка. Обзор страниц учебника в презентации показал: алфавит изучается недолго и в связи с особенностями буквосочетаний в немецком. Лексика - быстро, с опорой на знакомые из английского и интернациональные слова, зато много внимания к сложным словам и способу словообразования в немецком.
Параллельно включаются упражнения на сравнение немецкого с английским. УМК по немецкому языку как второму иностранному предназначены для учащихся образовательных организаций и являются основным компонентом учебно-методического комплекта, в который также входят рабочая тетрадь, книга для учителя и аудиоприложение, которое доступно для скачивания. Учебная продукция соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.
4. Нами была разработана методика обучения учащихся немецкому
языку как второму иностранному с использованием Современных УМК.Созданный нами комплекс упражнений, содержащих примеры с сопоставляемыми звуками и грамматическими явлениями, способствует снижению интерференции и быстрому усвоению фонетических и грамматических особенностей немецкого языка. Система предлагаемых упражнений по ряду грамматических тем позволяет использовать фоновые знания обучаемых, их лингвистический опыт, снижая тем самым интерфенцию.



