Введение 4
1 Теоретические основы изучения проблемы потенциала ролевых
игр и дискуссий как средств развития речевой деятельности учащихся старшей школы на уроке немецкого языка 10
1.1 Психолого-педагогическая характеристика ролевой игры 10
1.2 Технологии проведения ролевой игры 14
1.3 Психолого-педагогическая характеристика учебной дискуссии19
1.4 Характеристика обучения монологической речи на уроке
иностранного языка 22
1.5 Особенности полилога как вида речевой деятельности 26
Выводы по главе 1 29
2 Опытная работа по использованию ролевых игр и дискуссий как
средств развития речевой деятельности учащихся старшей школы на уроке немецкого языка 32
2.1 Организация работы по проведению ролевой игры 32
2.2 Анализ реализованной ролевой игры 38
2.3 Апробация дискуссии в современной педагогической практике40
2.4 Анализ реализованной учебной дискуссии 43
Выводы по главе 2 46
Заключение 47
Библиографический список 49
Приложение А 53
Приложение Б 54
Приложение В 55
Приложение Г 56
Приложение Д 57
Приложение Е 59
Значительной проблемой на сегодняшний день является выбор такого способа обучения иностранному языку в школе, который бы максимально позволил развить иноязычную коммуникативную компетенцию, к которой относят языковую/лингвистическую, социокультурную, компенсаторную, учебно-познавательную и коммуникативную компетенции .
В связи с этим целью образования, согласно Федеральным государственным образовательным стандартам начального, основного общего и среднего полного образования, является формирование целостной системы универсальных знаний, умений и навыков. Иностранному языку выделяют роль предмета, где в большей степени учащиеся овладевают коммуникативной компетенцией. Это обусловлено тем, что иностранный язык выступает как средство для осуществления иноязычного межличностного и межкультурного общения с носителями языка.
Выпускники школы должны при этом обладать нужными знаниями, умениями и навыками, составляющими целостную картину мира. Необходимо уметь осуществлять разные виды деятельности: учебную, трудовую, эстетическую, исследовательскую. Кроме этого школьник должен иметь критическое мышление и современные ценностные ориентации, опыт творческой деятельности, пользоваться новыми информационными технологиями, быть готовым к межличностному и межкультурному сотрудничеству, как внутри своей страны, так и на международной арене, стремиться избегать и преодолевать конфликты, быть патриотом своей страны и частью иностранного сообщества.
Все это может быть достигнуто лишь при личностно-ориентированном подходе к образованию и воспитанию подрастающего поколения, когда учитываются потребности, возможности, склонности школьника, и он сам выступает в качестве активного субъекта деятельности учения. При этом учитель все чаще выполняет функции консультанта, помощника, партнера по общению
Таким образом, в современной практике педагог сталкивается с необходимостью совершенствования обучающегося. Как правило, это связано не только с предметными знаниями, но и с профессиональной подготовкой и информацией о бытовой жизни. Подходящей возможностью для развития характеристик подобного спектра является интенсивное использование современных педагогических технологий.
Наиболее актуальна рассматриваемая проблема представляется в учреждениях, где учащиеся владеют определенным объемом лексики и навыками грамматического и фонетического оформления речи. В таких случаях, необходимо говорить о переносе акцента с формы речи на качества, которые определяют творческий характер коммуникативной деятельности, например, спонтанность, беглость и инициативность. Однако, нельзя предполагать, что они могут быть сформированы самостоятельно. Для обучающихся в старших классах в школах с углубленным изучением иностранного языка требуется организовывать уроки, подключая такие продуктивные способы развития коммуникативной компетенции, как дискуссии и ролевые игры.
Известно, что в прошлом люди использовали игру как метод передачи опыта от старшего поколения к младшему. «На сегодняшний день в современной педагогической практике игровой метод выступает важной частью активизации и интенсификации учебного процесса. При корректном построение и организации игра способна выступать в качестве основной части урока, где основной целью игры будет выступать освоение темы».
...
Сегодня в школе необходимо организовывать деятельность, которая обеспечивала бы развитие индивидуального, творческого и профессионального потенциала [14].
Мы пришли к выводу, что реализация игрового метода на уроках иностранного языка есть важное и эффективное средство обучения. Как удалось установить, при использовании игры на уроке у учащихся увеличивается познавательный интерес не только к предмету, но и к теме обсуждения. Кроме того, у учащихся наблюдается повышение мотивации учебной деятельности в целом. Этому свидетельствовало своевременная сдача домашнего задания. Необходимо отметить, что, воспроизводя ту или иную ситуацию общения, участники игры готовятся к конструктивному взаимодействию и внутригрупповому сотрудничеству. Таким образом, игра выполняет воспитательную функцию.
Таким образом, можно заключить, что поставленные задачи решены:
1. изучена психолого-педагогическая литература по проблеме исследования;
2. охарактеризованы ролевая игра и дискуссия и выявлен их потенциал при обучении иностранному языку на старшем этапе.
3. проанализированы особенности полилога и монолога.
4. разработаны ролевые игры и дискуссии, направленные на развитие монологической и полилогической речи старшеклассников, и успешно внедрены в образовательный процесс средней школы.
Кроме того, реализовав задачи, которые мы поставили себе в начале исследования, мы подтвердили эффективность развития речевых умений в процессе ролевой игры и дискуссии на уроке немецкого языка.
Доказательным результатом нам послужили данные, полученные в ходе апробации технологии ролевой игры и дискуссии. Учащиеся были заинтересованы в проведении ролевых игр. После проведения игры 77% учащихся оценили себя положительно. Учитель оценивал устные высказывания, опираясь на решение коммуникативной задачи, организацию высказываний и их языковое оформлению. Учащиеся показали положительные результаты, свидетельствующие о развитие их навыков говорения. Итоговыми показателями эффективности проведения дискуссии при обучении монологу и полилогу стали увеличение количества фраз и улучшение грамматического оформления речи.
Подводя итоги, хотелось бы подчеркнуть, что на сегодняшний день имеется достаточно хорошо разработанная теоретическая база по данной теме. В будущем мы считаем полезным модернизировать некоторое количество уже разработанных игр. Однако методика работы над игровой деятельностью меняется. Дискуссии разнообразны, и если их организация, как правило, не вызывает трудностей, то в ходе исследовании замечена недостаточная разработанность вопроса использования дискуссии на уроке иностранного языка.
1. Вавилова Л.Н., Панина Т.С. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / под ред. Т.С. Паниной. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 176 с.
2. Винокурова Н.В. Особенности межкультурной коммуникации в ходе обучения иностранным языкам // Труды БГТУ. №5. 2014. С. 189-191.
3. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. - М.: Academa, 2004. - 336 с.
4. Гальскова Н.Д., Лясковская Е.В. Мозаика. 9 класс Mosaik, 3-е изд. - М.: 2011. - 163 с.
5. Ефименко С.В. Психологические особенности префессионально- ориентированного иноязычного общения // Известия Южного Федерального университета. 2014. С. 239-246.
6. Ефимова Р.Ю. Организационно-обучающие игры на уроках иностранного языка // Инновационные проекты и программы в образовании. №6. 2011. С. 58-64.
7. Жидкова О.Н, Зенина Л.В., Стрижова Е.В. Опыт использования ролевых игр в процессе обучения иностранному языку // Интернет-журнал науковедение. №6 (25). 2014. С. 1-15.
8. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности.- М.: Моск. Психол. - соц. И-т; Воронеж: Модэк, 2001. - 428 с.
9. Козлов С. В. Обучение иноязычной лексике учащихся старших классов на основе ролевых игр проблемной направленности // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С.Пушкина. № 3. 2012. С. 229-233.
10. Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку. - СПб.: КАРО, Мн.: Издательство «Четыре четверти», 2006. - 192 с.
11. Ламзин С.А. О видах речевой деятельности в обучении иностранным языкам // Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. № 7. 2011. С. 40-48.
12. Липич Т.И. Диалог как форма взаимодействия культур // Научные ведомости Белгородского государственного университета. №10 (59). 2009. С. 50-54.
13. Ломакина Г.Р., Скоробогатова А.С., О требованиях к результатам обучения иностранному языку в современном информационном обществе // Молодой ученый. №12 (59). 2013. С. 491-493.
14. Ляховицкий М.В. Принципы и методы обучения иностранным языкам // Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: Высшая школа, 1982. C. 58-74.
15. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность / Под ред. А.А. Миролюбова. - Обнинск: Титул, 2010. - 464 с.
... всего 36 источников