Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития мотивации у обучающихся 8 класса 8
1.1 Сущность понятия мотивация. Подходы к пониманию мотивации 8
1.2 Фитнес - аэробика и ее роль в повышении учебной мотивации 26
1.3 Психолого - физиологические особенности обучающихся 8 класса 31
Глава 2. Практические действия по развитию мотивации к занятиям физической культурой у обучающихся 8 класса 33
2.1 Диагностика уровня мотивации обучающихся 8 класса 33
2.2 Применение элементов фитнес - аэробики на занятиях физической культурой 41
Глава 3. Результаты исследований 46
3.1 Повышение мотивации у обучающихся 8 класса к занятиям физической культурой
46
Выводы 48
Практические рекомендации 50
Список используемой литературы 51
Приложение 54
Большинство современных детей испытывают «двигательный дефицит», проводя большую часть времени в статичном положении (за столами, телевизорами, компьютерами). Это вызывает утомление определенных мышечных групп, а как следствие, нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, ожирение, задержку в развитии основных физических качеств: быстроты, ловкости,
координации движений, выносливости, гибкости.
На протяжении последних лет сложилась тревожная ситуация - ухудшилось здоровье и физическая подготовка детей, прослеживается низкий уровень положительной мотивации к систематическим занятиям физической культурой, спортом, к здоровому образу жизни у обучающихся общеобразовательных школ [10].
Урок физической культуры как был, так и остался главным звеном в системе физического воспитания общеобразовательной школы. Он является обязательной формой занятий для всех обучающихся. Содержание и форма его проведения в значительной степени обуславливают уровень физической подготовленности и спортивной увлеченности школьников. Многие средства физического воспитания в школе не отражают современных модных тенденций, кажутся детям неинтересными - отсюда нежелание заниматься. В спортивных секциях как правило существует тенденция отбора одаренных детей, в результате чего большинство детей оказывается вне спорта, не получая нужную дозу физической активности, доставляющую радость и удовольствие.
Современная физкультура — это образ жизни, рассчитанный на длительную систематическую работу над своим телом. И кроме того — это психологическая готовность принять эту работу и научиться получать от нее удовольствие.
В последнее время проблемой физического воспитания в школе остается поиск нетрадиционных средств и методов построения и проведения занятий .
В утвержденной стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации предусмотрено в первую очередь: создание новой национальной системы физкультурно- спортивного воспитания подрастающего поколения; выработка комплекса эффективных мер по пропаганде здорового образа жизни, физической культуры и спорта; модернизация системы физического воспитания в дошкольных, школьных и профессиональных образовательных учреждениях. Как отметил президент РФ на встрече, посвященной развитию системы физического воспитания детей и детско- юношеского спорта «Спорт по праву вернулся в число приоритетов государственной политики». (Встреча по вопросам развития в России системы физического воспитания детей и детско- юношеского спорта. Дата обращения 05.06.2014.
На общероссийском родительском собрании 30.08.2016 года министр образования и науки РФ Ольга Васильева предложила творчески подойти к решению реализации третьего урока физической культуры в школе, услышав в ходе собрания родителей школьников волнующие их вопросы, в частности, жалобы на третий урок физической культуры, введенный в учебный план с 1 сентября 2011 года, назвав этот урок неинтересным для детей и обременительным для педагогов . «Что нам мешает сделать ритмику или спортивные музыкальные танцы? Мы мало думаем и делаем для художественного воспитания наших детей, музыкального воспитания. Можно сделать третий урок- ритмика, спортивные движения под музыку. Хорошо двигаться — это осанка, здоровый позвоночник, движения под музыку — это здоровье».
...
Наша гипотеза подтвердилась на основании результатов исследования до и после формирующего эксперимента. Уровень сформированное™ мотивации к занятиям физической культурой обучающихся 8 класса повысился.
1. В результате изучения теоретического и практического опыта по теме исследования, уточнено понятие «мотивация» и раскрыты подходы к ее структуре. Под мотивацией мы понимаем частный вид мотивации, включенной в деятельность обучения, которая проявляется через хорошее выполнение обучающимся всех предъявляемых требований, демонстрацию себя с лучшей стороны, активность в необходимой информации.
2. Подобраны и разработаны комплекс фитнес- упражнений,
направленных на повышение мотивации на занятиях физической культурой обучающихся 8 класса. Изучение интереса к занятиям физической культурой показывает, что низкий уровень наблюдается у 54,4% (13 человек) опрошенных, средний уровень у 32,55% (7 человек) обучающихся, а высокий уровень показали 13,05% (3 человека)
опрошенных. Мы видим, что преобладает низкий уровень мотивации.
Учитель физкультуры должен развивать у обучающихся потребность самостоятельно заниматься физической культурой на базе создания у них представления о здоровом образе жизни. Приобретение этих знаний меняет отношение учащихся к физической культуре, спорту и здоровью, побуждая их стать сильными, физически развитыми.
3. Экспериментальным путем проверена эффективность использования комплексов фитнес- аэробики на уроках физической культуры обучающихся 8 класса. Для выявления уровня мотивации к занятиям физической культурой были проанализированы ранее полученные данные, которые дали положительные результаты: если во время проведения констатирующего эксперимента у нас преобладал низкий уровень мотивации к занятиям физической культурой, то контрольный эксперимент показал следующие результаты: в классе стал преобладать средний уровень мотивации к занятиям физической культурой (54,4%) (13 человек), а низкий составлял 13,02% (3 человека), что более чем в 3 раза меньше по сравнению с констатирующим экспериментом. Таким образом, занятия фитнес- аэробикой обладают значительным потенциалом в формировании положительной мотивации к занятиям физической культурой.
Наша гипотеза подтвердилась на основании результатов исследования до и после формирующего эксперимента. Уровень сформированности мотивации к занятиям физической культурой обучающихся 8 класса повысился.
1. Алексеев, С.В. Спортивное право. Трудовые отношения в спорте: Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Юриспруденция» и «Физическая культура и спорт» / С.В. Алексеев. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, Закон и право, 2016.- 647 с.
2. Алексеев, С.В. Олимпийское право. Правовые основы олимпийского движения: Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Юриспруденция» и «Физическая культура и спорт» / С.В. Алексеев. - М.: ЮНИТИ- ДАНА, Закон и право, 2016.- 687 с.
3. Алексеев, С.В. Спортивное право России: Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Юриспруденция» и «Физическая культура и спорт» / С.В. Алексеев. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, Закон и право, 2017. - 695 с.
4. Арзуманов, С.Г. Физическое воспитание в школе учащихся 5- 9 классов / С.Г. Арзуманов. - М.: Феникс, 2018. - 112 с.
5. Божович, Л.И. Психология личности. Антология. 1999. Самара. Изд Бахрах. 324 стр.
6. Брин, В.Б. Нормальная физиология: учебник. Брин В.Б., Захаров Ю.М./ Под ред. Б.И. Ткаченко. 3-е изд., испр. и доп. 2012. - 688 с.:ил
7. Варзиев Сослан. Атлетический тюнинг. Новый взгляд на культуру физического совершенства. М.:2015.-
8. Васильева О.С. Здоровый образ жизни: стереотипные представления и реальная ситуация. / О.С. Васильева, Е.В. Журавлева. -М.:Народное образование, 2013г. - 198с.
9. Виноградов П.А. Основы физической культуры и здорового образа жизни. /
П.А. Виноградов, А.П. Душанин, В.И. Жолдак. - М.: Советский спорт, 2013.
418с.
10. Гендин А.М. Состояние и факторы развития физической культуры и здорового образа жизни школьников. / А.М. Гендин, Р.А. Майер, М.И. Сергеев. - Красноярск: ЮПИ, 2013г.
11. Глейберман, А.Н. Упражнения в парах / А.Н. Глейберман.-М.: Физкультура и спорт, 2013. - 264 с.
12. Далавье Фредерик. Анатомия силовых упражнений для мужчин и женщин.
13. Дегтярёва, В.П. Нормальная физиология: учебник: под ред. В. П. Дегтярёва, С. М. Будылиной. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012.
14. Дмитриев А.С. Атлетизм без железа. Екатеринбург: ФИЗОЖ, 2017г.
15. Донцов, А.Д. Общая психология: введение в общую психологию, психология познавательных процессов : учебное пособие / Д. А. Донцов ; под редакцией Б. Н. Рыжова, Д. А. Донцова. — Москва : ФЛИНТА, 2020. — 362 с
... всего 40 источников