ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАРОДОВЕДЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста 8
1.2. Народоведческие знания как педагогический феномен
14
1.3. Проект «Народоведческий уголок» как педагогическое средство обогащения народоведческих знаний детей старшего дошкольного возраста 21
Выводы по главе 1 36
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАРОДОВЕДЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «НАРОДОВЕДЧЕСКИЙ УГОЛОК» 38
2.1. Организация и методики исследования 38
2.2. Анализ и интерпретация результатов констатирующего и формирующего
этапов опытно-экспериментальной работы 44
2.3. Анализ и интерпретация результатов завершающего этапа опытно -
экспериментальной работы 55
Выводы по главе 2 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ 73
Современное общество переживает глобальные перемены в социокультурной жизни, обусловленные пересмотром общественных ценностей и ростом национального самосознания.
Процессы, происходящие сегодня в нашей стране, - демократизация общественного строя, стремление к повышению уровня культуры и толерантности с одной стороны и увеличение числа конфликтов и разногласий в обществе, в том числе на национальной почве с другой - способствуют концентрации внимания на духовной сфере жизни общества. Вступление России на путь демократических преобразований привело к активному пробуждению национального самосознания населяющих ее народов. Значительно актуализировалось стремление обратиться к духовным истокам своего народа, заново открыть для себя богатство его традиций, языка и культуры. Одним из важнейших компонентов духовной сферы жизни общества является народная культура .
Педагогические исследования, которые были проведены
отечественными учеными в XX в. показали, что дети способны воспринимать культурные ценности, проявлять заинтересованность к окружающей действительности (М.И. Богомолова, Р.И. Жуковская, Е.И. Радина, А.П. Усова и др.) усваивать конкретные знания о мире и давать оценку действиям и поступкам окружающих людей с позиции проявления ими патриотических качеств (Г.Н. Абросимова, Э.П. Костина, Н.Н. Кочнева и др.).
Исследователи пришли к выводу, что детям дошкольного возраста, с учетом их возрастных особенностей, легче понять и принять культуру своего ближайшего окружения, следовательно, важно приобщать их к культурным ценностям родного города или деревни. Этот шаг станет первым для ребенка в освоении богатств мировой культуры, применении к себе общечеловеческих ценностей, и началом формирования личностной культуры. В основе этого процесса лежит интерес ребенка к познанию окружающего мира. Сенситивным периодом для развития такого интереса является старший дошкольный возраст, поскольку он характеризуется развитием самооценки детей, способности к произвольному поведению, волевым действиям, обеспечивающим преодоление трудностей при стремлении к результату, формирование уверенности в себе (В.С. Мухина) [34].
Так же системные изменения в образовании, которые связаны с переходом образовательных учреждений на новые образовательные стандарты, определяют потребность педагогического сообщества в поиске и научном обосновании эффективных способов повышения качества обучения и воспитания в соответствие с социальным заказом государства.
Основные принципы регулирования и развития системы образования отражаются в основных законодательных актах нашей страны. Так федеральный закон №273 «Об образовании в РФ» (2012 г.) предоставил возможность строить образовательную систему с учетом национально-культурных особенностей регионов. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) в число основных принципов дошкольного образования входят: построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования; содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей . Важным средством реализации этих принципов является проектная деятельность, которая по данным российских исследователей (В.С. Близнецова, Л.И. Борщева, В.В. Кухлинская, Р.М. Чумичева) позволяет развивать детскую познавательную инициативу, конструировать собственное знание, получать
позитивный опыт реализации собственных замыслов в виде творческого продукта, а также формировать умения совместной деятельности [21].
Анализ научной педагогической литературы позволил прийти к выводу о том, что проблема формирования народоведческих знаний детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности недостаточно исследована.
Все сказанное позволило выделить противоречие между необходимостью общества, государства и педагогического сообщества в личности со сформированными знаниями о культуре народов проживающих на территории РФ и недостаточная их сформированность у подрастающего поколения.
...
Анализ научной психолого-педагогического литературы и результатов эмпирического исследования позволил утверждать, что для дошкольника приобщение к культуре разных народов - это мир неизвестных ему вещей и ярких впечатлений. Если мир этот станет близким и понятным с детства, то у ребенка сформируется необходимость познания исторических сведений, потребность бывать в музее, ценить достоинства культур других народов, что, бесспорно, будет являться неотъемлемой чертой его духовного становления, социального развития.
Согласно проявляющимся в образовании тенденциям, обновляются и меняются задачи, которые ставят перед собой дошкольные образовательные организации. Среди множества факторов, обуславливающих развитие ребенка, наиболее мощными выступает культура (ценности которой воплотились в различных видах искусств, предметах), которая представляет собой явление, имеющее общие человеческие ценности и региональное своеобразие, где отражаются мир внутреннего «я» человека, мир природы, мир социальных явлений, мир предметов.
Анализ исследований по данной проблеме позволил нам определить, что дошкольникам, с учетом их возрастных особенностей, легче понять и принять культуру своего близкого окружения, в связи с чем важно приобщать их к культурным ценностям родного города, что становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании личностной культуры.
Для того чтобы народная культура оказывала эффективное воздействие на духовное и нравственное развитие ребенка, а ребенок испытывал потребность, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, для воссоздания культуры. Уровень познания детей о родной стране повышается в результате целенаправленного педагогического воздействия,
включающего создание предметно-развивающей среды и использование специальной педагогической технологии, предполагающей деятельностный подход к познанию детьми своей родины (проектная деятельность).
Проектная деятельность, как педагогическое средство имеет большой потенциал в обогащении народоведческих знаний детей старшего дошкольного возраста. Метод проектов является интегративным видом деятельности, синтезирующим элементы игровой, познавательной, ценностно-ориентированнной, преобразовательной, коммуникативной деятельности, связанной с творчеством (Н.В. Матяш). Дошкольники приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов. При правильной организации данной деятельности развиваются творческие способности и самостоятельность дошкольников в обучении, осуществляются непосредственные связи между приобретением знаний и умений и их применением в решении практических задач.
В процессе анализа полученных данных в практической работе по выявлению уровня сформированности народоведческих знаний по трем показателям: интерес к народной культуре; знания детей о родном городе и ближайшем окружении; знания о народной культуре у детей старшего дошкольного возраста, нами было отмечено, что дети, которые показали полные и достоверные знания о Родине, проявляли
эмоционально-положительное отношение к явлениям, о которых говорили. Это отражалось в положительном эмоциональном состоянии, творческой деятельности, вопросах, желании узнать больше о городе, стране, ее культуре. У детей, которые не демонстрировали эмоционального отклика на происходящие события, обнаружились неполные знания, слабый интерес к явлениям общественной жизни и одновременно слабого.
...
1. Бабынина Т.Ф. Традиции национальных культур: учебно
методическое пособие Казань. 2013. 188 с.
2. Большой энциклопедический словарь. URL: http: //www/upweb.ru (дата обращения: 02.11.2019).
3. Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика: Учебник для вузов. СПб. 2014. 624 с.
4. Вавилова Л.Д. Педагогические условия приобщения дошкольников к национальной культуре в детских садах республики Коми: дис. ... канд. пед. наук. СПб. 1993. 252 с.
5. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений. М. 2008. 112 с.
6. Виноградова Н.Ф. Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю у детей 5-7 лет // Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста. М. 1983. С. 24-29.
7. Виноградова Н.Ф. Условия эффективного воспитания у старших дошкольников интереса к окружающему // Современные проблемы воспитания и обучения дошкольников в детском саду и семье. М. 1982. С. 21-26.
8. Галкина И.А., Галеева Е.В. Теоретико-методологические основы формирования национального сознания дошкольников // Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. № 5-2. С. 193-197.
9. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации на 2016-2020 годы» URL:
http: //static. government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH 1j sKAErrx2dE4q0ws .pdf. (Дата обращения 01.12.2019).
10. Грива А.А. Социально-педагогические основы формирования толерантности у детей и молодежи в условиях поликультурной среды: монография. М. 2005. 228 с.
11. Доронова Т.И. Радуга: программа и метод, руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 5 - 6 лет в детском саду. 2012. 56 с.
12. Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир: программа и методические рекомендации М. 2005. 88 с.
13. Дюдяева Н.С., Лукьянова Е.А. Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста // Материалы всероссийской научнопрактической конференции «Компетентностный подход: инновационная практика образовательных организаций в реализации ФГОС» (г. Вольск, 26 - 27 февраля 2016 г.). Вольск 2016. С 158-159.
14. Ильмиева С.Р. Организация предметно-пространственной среды в рамках реализации регионального компонента, парциальной программы «Крымский веночек» и ООПДО // Молодой ученый. 2017. №33. С. 58-62. URL: ttps://moluch.ru/archive/167/45399/ (дата обращения: 22.12.2019).
15. Ищенко Е. Д. Диагностика уровня знаний детей старшего дошкольного возраста о бытовой культуре русского народа // Молодой ученый. 2017. № 32 (166). С. 90-92. URL: https://moluch.ru/archive/166/45273/ (дата обращения: 27.03.2020).
... всего 53 источников