Техника «кинусайга» как средство эстетического развития учащихся старших классов в рамках курса дополнительного образования (Алтайский государственный университет)
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНИКИ КИНУСАЙГА С ЦЕЛЬЮ ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ В СФЕРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 7
1.1. Понятие и принципы эстетического развития учащихся старших классов в рамках курса дополнительного образования 7
1.2. Роль техники кинусайга в дополнительном образовании учащихся старших классов 22
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ЧЕРЕЗ ОСВОЕНИЕ ТЕХНИКИ КИНУСАЙГА 27
2.1. Анализ образовательных программ дополнительного образования 27
2.2. Разработка наглядного пособия дополнительного образования учащихся старших классов 33
2.3 Апробация ………47
Заключение 50
Список использованных источников 54
Приложения ……………………………………………………………………..60
Исследование техники «кинусайга» как средства эстетического развития учащихся старших классов в рамках курса дополнительного образования приобретает особую актуальность в современных условиях. В условиях стремительного развития информационно-коммуникационных технологий и виртуализации реальности все большее значение приобретает поиск новых эффективных средств эстетического воспитания и развития молодого поколения. Техника «кинусайга», представляющая собой японское искусство лоскутного шитья, обладает рядом уникальных особенностей, которые делают ее идеальным инструментом для решения этой задачи.
Во-первых, «кинусайга» позволяет учащимся старших классов познакомиться с богатым культурным наследием Японии и приобщиться к традициям этой страны. Изучая историю, принципы и приемы создания лоскутных картин в технике «кинусайга», учащиеся расширяют свой кругозор, развивают уважение к другим культурам и формируют толерантное отношение к различиям.
Во-вторых, «кинусайга» является эффективным средством развития творческих способностей и эстетического вкуса. В процессе создания лоскутных картин учащиеся учатся сочетать цвета, формы и фактуры, развивают воображение, фантазию и пространственное мышление. Занятия «кинусайга» способствуют формированию гармоничного восприятия окружающего мира, развитию чувства прекрасного и умению видеть красоту в повседневных вещах.
В-третьих, «кинусайга» оказывает положительное влияние на психоэмоциональное состояние учащихся. Занятия этим видом искусства способствуют развитию мелкой моторики, координации движений и усидчивости. Создание лоскутных картин в технике «кинусайга» требует концентрации внимания, терпения и аккуратности, что помогает учащимся научиться контролировать свои эмоции и развивать самодисциплину.
В-четвертых, «кинусайга» является эффективным средством социальной адаптации и коммуникации. Совместное творчество в рамках курса дополнительного образования способствует развитию навыков сотрудничества, взаимопомощи и толерантности. Учащиеся учатся работать в команде, находить компромиссы и уважать мнение других. Кроме того, занятия «кинусайга» могут стать прекрасной площадкой для обмена опытом, приобретения новых знаний и развития творческих контактов.
В целом, актуальность исследования техники «кинусайга» как средства эстетического развития учащихся старших классов в рамках курса дополнительного образования обусловлена ее уникальным сочетанием культурно-образовательных, творческих, психоэмоциональных и социальных факторов. Изучение и освоение этой техники способствует формированию гармоничной личности с развитым эстетическим вкусом, творческим мышлением и высоким уровнем социальной адаптации.
Исследованиями в области ознакомления обучающихся с зарубежным декоративным искусством занимались следующие учёные:. Кавалерова Н.А., Шацкий С.Т., Казанская В.Г., Моросанова В.И. и др.
В частности, Н.А. Кавалерова в 1970-е гг. рассматривала подход, при котором среда рассматривается как полноценный обучающий элемент. В работе «Эстетическое воспитание сельских школьников» она проанализировала структуру среды, обособила социальный и прикладной аспект. Педагогическая реальность, таким образом, складывается, в том числе, предметной средой, включая ее эстетический компонент. Школьные здания и помещения – как площадка для творческого эксперимента при организации среды рассматриваются в работах множества авторов (И. Е. Астровой, И. Заболис, Ю. В. Изюмского, С. Ю. Преображенского, Н. Ф. Соломенного, В. И. Степанова, Л. Н. Тасаловой, А. Л. Урсу, Ю. Л. Филенкова, К. Г. Юлаева и др.). При этом как отдельная категория среда ранее не изучалась в таких масштабах [14, с. 37].
По мнению С. Т. Шацкого, задача педагогов – учесть все факторы и аспекты при воспитании личности. Это означает, что педагогический потенциал присутствует и в организации среды. Он обосновал свой подход научно, выдвинул теорию изменения личности после того, как произведено воздействие на среду [7, с. 96].
В.Г. Казанская утверждала, что в подростковом возрасте происходят изменения в заинтересованностях старших школьников. Большую актуальность приобретают вопросы социально-политического плана. Учащийся проявляет большую заинтересованность к своему будущему, к тому, какое положение он займет в обществе. Эти изменения происходят совместно с развитием познавательного интереса старшего школьника. Область того, что интересует подростка и что он собирается познать становится все шире и шире. Как правило, познавательные интересы старшего школьника определяются его планами на будущее [13].
В.И. Моросанова писала о том, что учащиеся этого возраста стараются делать акцент на свое будущее, а настоящее для них выдвигается в свете новоиспеченной устремленности к их личности. У них вырабатывается мировоззрение, моральное «Я», устойчивые убеждения о мире, независимо от внешних факторов и мнения окружающих [25].
Однако, несмотря на огромный интерес к теме зарубежного декоративно-прикладного искусства, в настоящее время не существует подробного и детального описания методики ознакомления обучающихся с эстетическими особенностями японского изобразительного искусства, как в общеобразовательных школах, так и в школах дополнительного образования.
Несмотря на достаточную изученность вопроса формирования и развития эстетических качеств учащихся школьного возраста, вместе с тем продолжает оставаться актуальной проблема создания необходимых педагогических условий формирования их в творческой деятельности.
Цель исследования – создание наглядного пособия, для эстетического развития старших школьников с использованием техники кинусайга.
Для достижения цели, были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Раскрыть понятие и принципы эстетического развития старших школьников в дополнительном образовании
2. Выявить особенности техники кинусайга
3. Провести анализ образовательных программ дополнительного образования с применением техники кинусайга
4. Проработать концепцию наглядного пособия по технике кинусайга
Объект исследования – «кинусайга» как средство эстетического развития учащихся старших классов
Предмет исследования – эстетическое развитие учащихся старших школьников, по средствам техники «кинусайга»
Теоретические основы исследования. Эстетическое развитие школьников носит комплексный характер и сформировано на базе исследований в области особенностей искусства, раскрытых в трудах А.Д. Алёхина, Б.М. Неменского, С.В. Погодиной, Т.Я. Шпикаловой и др.
Методы исследования:
– теоретические – анализ современной психолого-педагогической и учебно-методической литературы;
– эмпирические – целенаправленное педагогическое наблюдение, диагностирование, беседа, анализ творческих работ учащихся, эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), количественный и качественный анализ результатов исследования.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложения.
Тема данного исследования посвящена одной из актуальных проблем современного школьного образования – это эстетическое развитие старших школьников с использованием техники кинусайга.
В ходе исследования был сделан вывод о том, что техника кинусайга, играет значительную роль в эстетическом развитии учащихся старших классов в рамках курса дополнительного образования. Кинусайга предоставляет уникальную возможность для развития художественных способностей, пространственного мышления, мелкой моторики и усидчивости. Процесс создания картин из ткани развивает эстетическое восприятие, чувство цвета и композиции. Учащиеся осваивают различные техники кроя и шитья, что способствует развитию их творческих способностей и воображения. Погружение в культуру Японии и изучение традиционных японских мотивов и орнаментов обогащает кругозор учащихся, формирует их художественный вкус и способствует развитию межкультурного диалога.
Кинусайга также является отличным средством для снятия стресса и эмоциональной разгрузки, что особенно важно для учащихся старших классов в период интенсивной подготовки к экзаменам. Кроме того, кинусайга способствует развитию мелкой моторики, что положительно сказывается на развитии речи и интеллектуальных способностей учащихся. Таким образом, техника кинусайга является комплексным и эффективным средством эстетического развития учащихся старших классов, которое не только формирует их художественные навыки, но и способствует их личностному и интеллектуальному росту.
В ходе проведенного исследования были решены все поставленные задачи. В теоретической части данного исследования были освещены важные вопросы, такие как: характеристика понятия «эстетического развития»; роль кинусайги в формировании эстетических умений старших школьников; выделены и теоретически обоснованы условия эстетического развития старших школьников.
На основе изучения научной психолого-педагогической, искусствоведческой и научно-методической литературы, мы пришли к следующим выводам:
Эстетическое развитие – это реализация субъектом в материале: эскизах, чертежах, рисунках, моделях, изделиях идеальных образов, представлений, фантазий, применяя при этом знания, приемы выполнения, приобретенные на уроках окружающего мира, рисования, технологии, математики. Базовое эстетическое развитие включает в себя зрительную память, художественно-творческое мышление, пространственное выражение и воображение, которые составляют внутреннюю умственную и психологическую деятельность школьника.
Эстетическое развитие позволяет воплотить результаты этой деятельности в визуальных и эстетических формах. В системе эстетического развития, составляющей технику рисования (формообразующие движения, обобщенные способы изображения, сенсорные способности к рисованию), выделяются: исполнительские умения (умение пользоваться законами воздушной и линейной перспективы в процессе рисования); инструментальные умения (умение работать с различными рисовальными материалами (карандаш, краска, гуашь, пастель, сангина) и использовать их основные свойства; художественно-выразительные умения (умение использовать основные выразительные средства рисунка: точка, линия, штрих, пятно; умение графическими средствами достигать образного решения в передаче объектов при создании художественного образа.
В современных программах для старшеклассников содержатся систематизированные учебные материалы по ознакомлению обучающихся с дизайнерским искусством, начиная с изучения способов графического самовыражения и заканчивая созданием произведений искусства. На занятиях обучающиеся знакомятся с разнообразными видами дизайна, а также осваивают широкий комплекс умений: исполнительских, инструментальных и художественно-выразительных, способствующих художественно-творческому развитию детей. Практическая работа, направленная на приобретение и закрепление дизайнерских умений, как один из структурных компонентов урока, включается в содержание большинства занятий.
В ходе анализа научно-методической литературы был выделен комплекс педагогических условий, способствующий эстетическому развитию у старших школьников с использованием техники кинусайга, а именно: оформление соответствующей предметно-пространственной образовательной среды; разработка комплекса занятий с использованием техники кинусайга.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе «Центра развития детей и творчества». В исследовании принимали участие учащиеся 2, 6-8 классов в количестве 7 человек.
На этапе констатирующего эксперимента были выбраны критерии оценки эстетического развития, которые были разработаны А.В. Хуторским. По результатам исследования на данном этапе, был сделан вывод, что у большинства учащихся имеются трудности в умениях изобразить и передать на рисунок форму, пропорцию предмета, а также применять навыки художественной деятельности в разных изобразительных тематиках.
Исходя из результатов констатирующего этапа исследования, был проведен следующий этап исследования по реализации педагогических условий эстетического развития старших школьников на основе техники кинусайга.
В ходе реализации педагогических условий старших школьников на основе техники кинусайга, было разработано наглядное пособие по эстетическому развитию школьников.
На этапе контрольного эксперимента был проведен повторный срез уровня эстетического развития обучающихся обеих экспериментальных групп и проведен сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов. Анализ полученных данных показал, что положительная динамика в эстетическом развитии у школьников ЭГ выше, чем у школьников КГ. Таким образом, положительные изменения в ЭГ подтверждают эффективность выбранных педагогических условий с использованием техники кинусайга, направленных на эстетическое развитие старших школьников.
1. Андреева, Г. М. Социальная психология: учебник для студентов высших учебных заведений / Г. М. Андреева. – 5-е изд., испр. и доп. М.: Аспект пресс, 2009. – 362 с. 2. Бим-Бад, Б. М. Педагогический
2. Асалханова, М.В. Искусство орнамента в традиционном индонезийском батике / М.В. Асалханова // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2014. – Т. 2, N 2. – С. 8- 15.
3. Борев, Ю. Б. Эстетика / Ю. Б. Борев. – 4-е изд., доп. – М.: Политиздат, 1988. – 496 с
4. Буровкина, Л.А. Художественные техники в декоративно– прикладном искусстве: учебное пособие / Л.А. Буровкина. – М.: МГПУ, 2009. – 148 с.
5. Бхаскаран, Л. Дизайн и время: Стили и направления в современном искусстве и архитектуре / Л. Бхаскаран. – М.: Арт–Родник, 2007. – 256 с.
6. Ветрова, И.Б. Неформальная композиция: от образа к творчеству: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 052400 "Дизайн" / И.Б. Ветрова. – М.: Ижица, 2004. – 171 с.
7. Гадельшина, Э.А., Применение акриловых красок для росписи тканей в технике батик / Э.А Гадельшина, А.И. Вильданова, Л.Д. Валеева, А.Ю. Миротворцева // Вестник Казанского технологического университета.– 2014. – Т. 17, N 5. – С. 42–44.
8. Ганова, Т.В. Проблемы стилизации, художественной трансформации и интерпретации в процессе профессиональной подготовки художников декоративно-прикладного искусства / Т.В. Ганова, А.В. Игнатьева, К.В. Мамонтов, О.Н. Шемягина // Научное мнение. – 2016. – № 7– 8 – С. 104–113. 7.
9. Гильман, Р.А. Художественная роспись тканей: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Декоративно–прикладное искусство и народные промыслы» / Р.А. Гильман. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 159 с.
10. Гинзбург, М.Я. Стиль и эпоха. Проблемы современной архитектуры / М.Я. Гинзбург. – М.: StrelkaPress, совместное издание с Музеем современного искусства «Гараж», 2021. – 222 с.
11. Гомперц, У. Непонятное искусство. От Моне до Бэнкси / Уилл Гомперц; [пер. с англ. И. Литвиновой]. – М.: Синбад, 2019. – 464 с.
12. Давыдов, С.Г. Батик. Техника, приемы, изделия – Энциклопедия / С.Г. Давыдов. – М.: Аст–пресс, 2005. – 181 с.
13. Даглдиян, К.Т. Декоративная композиция / К.Т. Даглдиян. – Ростов–на–Дону: Феникс, 2010. – 312 с.
14. Дворкина, И.А. Батик. Горячий. Холодный. Узелковый / И.А. Дворкина. – М.: Радуга, 2000. – 240 с.
15. Дворцы, руины и темницы. Джованни Батиста Пиранези и итальянские архитектурные фантазии XVIII века: каталог выставки в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург, 8 декабря 2011 года – 12 марта 2012 года / Государственный Эрмитаж; [сост.: А. В. Ипполитов, М. Ф. Коршунова, В. М. Успенский]. – Санкт-Петербург: Издательство Государственного Эрмитажа, 2011. – 399 с.
16. Дмитриева, М. Б. Развитие художественного интереса подростков в условиях внешкольной работы (на материале деятельности 53 учреждений дополнительного образования): дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / М. Б. Дмитриева. – Екатеринбург, 2013. – 23 с.
17. Иванов, А.О. Архитектурные фантазии в изобразительном искусстве и архитектуре: к уточнению понятия / А.О. Иванов // Культура и цивилизация. –2017. – Т.7, N 4А. – С. 405–418.
18. Иконников, А.В. Утопическое мышление и архитектура: Социальные, мировоззренческие и идеологические тенденции в развитии архитектуры / А.В. Иконников; Российская академия архитектуры и строительных наук, Научно-исследовательский институт теории архитектуры и градостроительства (НИИТАГ). – М.: Издательство «Архитектура–С», 2004. – 400 с.
19. Ильина, Е.В. Применение техники кинусайга на уроках технологии для оформления интерьера // Студенческий форум. 2022. № 3-1 (182). С. 50-5
20. Кантор, А.М. Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь / А.М. Кантор – М.: Элисс Лак, 1997. – 736 с.
21. Климова, А.В. Роль колорита в технике художественной росписи ткани / А.В. Климова // Проблемы современного гуманитарного образования глазами молодежи. – М.: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный университет дизайна и технологии», 2014. – С. 299–301.
22. Кон, И.С. Психология старшеклассника: пособие для учителей / И. С. Кон. – М.: Просвещение. 1980. – 191 с.
23. Корешков, В.В. Роль и место декоративно-прикладного искусства в современных условиях мирового глобализационного процесса / В.В. Корешков, Л.В. Новикова // Современные проблемы высшего образования. Теория и практика / Под общ. ред. С.М. Низамутдиновой. – М.: Общество с ограниченной ответственностью «Учебный центр «Перспектива», 2020. – С. 535–539.
24. Коровина, Е.Ф. Сравнительный анализ и влияние декоративности техники «Батик» на приемы печатной графики / У.Ф. Коровина, С.Ю. Кузьмина // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации. Часть 3 от 15 мая 2017 / Отв. ред. Г.Ю. Гуляев. – Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2017. – С. 121–127.
25. Краткий словарь по эстетике: Кн. для учителя / Под ред. М. Ф. Овсянникова. – М.: Просвещение, 1983. – 223 с.
26. Кудряшов, К.В. Архитектурная графика: учебн. пособие / К.В. Кудряшов. – М.: Архитектура–С, 2006. – 312 с.
27. Кузнецова, А.Н. Особенности техники кинусайга и её современные возможности // Научные исследования и разработки в области дизайна и технологий. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Сост. и отв. редактор Т.В. Лебедева. Кострома, 2023. С. 198-201.
28. Кулененок, В.В. Теоретические и методологические основы дизайн–проектирования предметно–пространственной среды: монография / В.В. Кулененок. – Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2013. – 164 с.
29. Лисицина, Я.Ю. Творческий метод архитектора-художника Я.Г. Чернихова как феномен отечественной культуры XX века: автореф. дис. ... канд. ист. наук: 24.00.01 / Лисицина Яна Юрьевна. – Улан–Удэ, 2013. – 19 с.
30. Лихачев, Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников: учеб. пособие по спецкурсу для пед. ин-тов / Б. Т. Лихачев. – М.: Просвещение, 1985. – 175 с.
31. Лихачев, Б. Т. Философия воспитания: специальный курс / Б. Т. Лихачев. – М.: ВЛАДОС, 2010. – 334 с.
32. Логвиненко, Г.М. Декоративная композиция: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Изобразительное искусство» / Г.М. Логвиненко. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012. – 144 с.
33. Макарова, Э.П. Кружок «Кинусайга» как оптимальная форма дополнения уроков технологии // Матрица научного познания. 2022. № 11-2. С. 255-258.
34. Махмутова, Х. Предметы интерьера в технике батик и аппликация. Делаем сами: практическое руководство / Х. Махмутова. – М.: Стрекоза, 2006. – 64 с.
35. Медведь, Э. И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования: учеб. пособие / Э. И. Медведь. – М.: МГПИ, 2012. – 50 с.
36. Медведь, Э. И. Практикоориентированная подготовка студентов к эстетическому воспитанию школьников в условиях педагогического вуза / Э. И. Медведь // Профессионально-ориентированная подготовка студентов к воспитанию школьников в условиях педагогического вуза: коллектив. моногр. / авт. ст.: Э. И. Медведь, О. Л. Косибород, В. И. Портников, М. Г. Кайтанджян, Н. И. Льговская, С. Ш. Умеркаева, Е. В. Дольгирева. – Москва, 2007. – С. 5–27
37. Наливайко, И. Кинусайга: пэчворк без иголки // Обруч. Образование: ребенок и ученик. 2016. № 2. С. 28-29.
38. Опарина, Н. А. Любительское художественное творчество в сфере современного досуга / Н. А. Опарина, И. Д. Левина, М. Г. Кайтанджян // Среднее профессиональное образование. – 2021. – № 5. – С. 57–61.
39. Панова, Н. Г. Педагогические основы культурно-творческой деятельности в сфере досуга: учеб. пособие / Н. Г. Панова. – М.: МГПУ, 2015. – 71 с.
40. Панова, Н. Г. Творческое развитие учащихся в системе дополнительного образования как путь к успешной социальнокультурной интеграции / Н. Г. Панова // Современное гуманитарное образование в социокультурном пространстве столичного мегаполиса: сб. науч. ст. / под ред. А. Г. Кутузова, Л. И. Осечкиной. – Москва, 2011. - Вып. 5, т. 2. – С. 286–290.
41. Педагогика и методика развития художественной деятельности детей: учеб.-метод. пособие / авт.-сост. О. В. Ситникова. – М.: ДиректМедиа, 2016. – 107 с.
42. Педагогика культуротворческого досуга: учеб. пособие / Н. Г. Панова, С. Ш. Умеркаева, М. Г. Кайтанджян, Г. И. Грибкова, Э. И. Медведь, О. И. Киселева, Н. А. Опарина, В. И. Портников, Г. В. Ганьшина, И. Д. Левина, Т. И. Бакланова; под общ. ред. Э. И. Медведь. – М.: УЦ Перспектива, 2016. – 259 с.
43. Подповетная, Е. В. Интегративный подход к формированию творческого воображения школьников / Е. В. Подповетная // Искусство и образование. – 2021. – № 5. – С. 148–160.
44. Салтанова, Ю.С. Исполнительское мастерство. Художественная роспись ткани / Ю.С. Салтанова. – СПб.: Высшая школа народных искусств (академия), 2017. – 92 с.
45. Синеглазова, М.О. Распишем ткань сами / М.О. Синеглазова. – М.: Профиздат, 2001. – 111 с.
46. Скижали–Вейс, А.В. Жанр архитектурной фантастики / А.В. Скижали–Вейс // Архитектура и строительство Москвы. – 2005. – N 4. – С. 47–48.
47. Скребцова, Т.О. Шелковые картины в технике холодного батика / Т.О. Скребцова, Л.А. Данильченко. – Ростов–на–Дону: Феникс, 2007. – 187 с.
48. Стоку, С. Батик: современный подход к традиционному искусству росписи тканей / Сузи Стоку. – М.: Ниола 21–й век, 2006. – 96 с.
49. Таирова, М.М. Формирование эстетического воспитания и эстетической культуры на уроках. Роспись ткани в вузе / М.М. Таирова // Мировая наука. – 2019. – N 2 (23). – С. 227–233.
50. Хохлова, Т.Д. Создание современного панно в технике кинусайга по мотивам картины Ильи Репина // Региональные культурные стратегии в современном мире. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). Пермь, 2023. С. 91-96.
51. Чернихов, Я.Г. Архитектурные фантазии. 101 композиция / Я.Г. Чернихов. – М.: Аватар, 2008. – 220 с.
52. Чернихов, Я.Г. Орнамент. Композиционно-классические построения / Я.Г. Чернихов. – М.: Сварог и К, 2007. – 200 с.
53. Яков Чернихов. Документы и репродукции из архива Алексея и Дмитрия Черниховых. // под ред. К. Ольмо и А. де Маджистрис. – Турин– Лондон: «Umberto Allemandi и С», 2000. – 324 с.
54. Khmelnitsky, Dmitry S. Yakov Chernikhov: Architectural Fantasies in Russian Constructivism / Dmitry S. Khmelnitsky. – Berlin: DOM publishers, 2013. – p. 144. Электронные ресурсы
55. Конструктивизм [Электронный ресурс] // Википедия. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Конструктивизм
56. Футуризм [Электронный ресурс] // Википедия. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Футуризм
57. Потоцкая А.А. Дополнительная общеразвивающая программа «Кинусайга» https://infourok.ru/rabochaya-programma-po-kinusajge-6989156.html
58. Бородулина И.П. Программа внеурочной деятельности «Кинусайга» https://infourok.ru/programma-vneurochnoj-deyatelnosti-kinusajga-5501450.html
59. Дополнительная общеразвивающая программа «Время творчества (техника Кинусайга)» https://dopobr.petersburgedu.ru/programs/71330/
60. Черкашина Е.А. Рабочая программа кружка Кинусайга «Лоскутная мозаика» https://kcson-kuragino.krn.socinfo.ru/media/2021/08/19/1304274374/PROGRAMMA_kinusajga.pdf