Введение 4
Глава 1. Вынужденное автономное существование человека в природе как психолого-педагогическая проблема 6
1.1 Содержание понятия «вынужденное автономное существование»
человека в природе 6
1.2 Причины и проблемы вынужденного автономного существования
человека в природе 9
1.3.Психофизиологическое состояние обучающихся в условиях вынужденного автономного существования 13
Глава 2. Подготовка обучающихся на уроках основы безопасности жизнедеятельности к вынужденному автономному существованию в экстремальных ситуациях 16
2.1 Основы обучения обучающихся к выживанию в вынужденном
автономном существовании в природной среде 16
2.2 Определение своего местонахождения 23
2.3 Подача сигналов бедствия 31
2.4 Устройство убежища 32
2.5 Добыча воды и пищи 33
2.6 Методика обучения обучающихся правилам поведения при
вынужденном автономном существовании в природной среде на уроках основ безопасности жизнедеятельности 39
Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по подготовке обучающихся на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности» к выживанию в условиях вынужденного автономного существования 46
3.1. Констатирующий эксперимент 46
3.1.1. Оценка знаний у школьников в вопросах выживания в условиях
вынужденного автономного существования (тестирование, анализ результатов, оценка результатов) 46
3.1.2. Разработка и обоснование методических рекомендаций по
подготовке обучающихся на уроках «Основ безопасности жизнедеятельности» к выживанию в условиях вынужденного автономного существования 49
Выводы: 51
Список литературы: 52
Приложение 1 53
Приложение 2 56
Исходя из наблюдений можно сказать что большая часть школьников не готовы к условиям возможной автономии, некоторые не имеют даже представления как развести костер, как собрать и заготовить дрова, многие просто растеряны находясь вне зоны своего комфорта который есть в городе и по этому считаю что нужно проводить практические занятия на уроках ОБЖ.
Но так же ребята которые обладают необходимыми знаниями и навыками для выживания. Знаком и неоднократно работал с учителем, ученики которого в какой- то степени готовы к экстремальным ситуациям как физически, так и психологически.
Актуальность моей темы заключается в том чтобы подготовить школьников к условиям вынужденной автономии, установка грамотного поведения в экстремальных ситуациях.
Объект исследования: процесс совершенствования образовательного процесса на уроках основ безопасности жизнедеятельности.
Предмет исследования: обучение школьников на уроках основы безопасности жизнедеятельности к адекватному поведению в вынужденном автономном существовании в природе.
Гипотеза заключается в подготовке школьников на уроках ОБЖ к выживанию в автономных условиях существования будет эффективной, если будут учитываться возрастные психолого-педагогические особенности и использоваться в организации образовательного процесса активные методы обучения.
Практическая значимость исследования: разработанные нами практические рекомендации в рамках исследуемой проблемы могут использоваться в образовательных учреждениях для подготовки школьников к безопасному поведению в условиях вынужденного автономного выживания.
Цель исследования: определить основные составляющие эффективного формирования культуры безопасного поведения школьников на уроках основ безопасности жизнедеятельности в условиях вынужденного автономного существования.
Задачи исследования:
1. Выявить основные причины и проблемы вынужденного автономного существования человека в природе.
2. Изучить основные методы и средства формирования безопасного поведения учащихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности в условиях вынужденного автономного существования.
3. Разработать методические рекомендации по подготовке школьников к выживанию в условиях вынужденного автономного существования на уроках основ безопасности жизнедеятельности.
Выводы:
1. Нами были выявлены основные причины по которым человек оказывается в условиях автономии и вероятные проблемы с которыми сталкивается человек в условиях вынужденного автономного существования.
2. Так же нами были изучены методы и средства, благодаря которым, на уроках основ безопасности жизнедеятельности можно сформировать безопасное поведение обучающихся в условиях вынужденного автономного существования.
3. Нами разработаны методические рекомендации, с помощью которых можно осуществлять подготовку обучающихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности к выживания в условиях вынужденного автономного существования.
1. Баленко В.С. Школа выживания. Ч.ч. 1-2. - М.: Зарубежное военное
обозрение. Ч.1.-1992; ч.2-1994.
2. Безопасность жизнедеятельности : Учебник /Под общ. редакцией С.В.
Белова. 3-е изд., испр. И доп. М.,2001.
3. Бубнов И.А. Военная топография. - М.: Воениздат, 1969.
4. Виноградов А.В., Шаховец В.В. Медицинская помощь в чрезвычайных
ситуациях. - М., 1996.
5. В лесу и в поле - как дома. 2-е изд. Минск: Полымя, 1989.
6. Волович В.Г. Академия выживания. - М.: Толк/Техноплюс, 1996
7. Дзыбов М., Пучков В. Оценка опасностей чрезвычайных ситуаций //
Гражданская защита. - 1998. -№7.
8.Зайцев А.П. Чрезвычайные ситуации: Краткая характеристика и
классификация. - М., 1996.
9. Малышева М.Ф. Валеология и безопасность жизнедеятельности. -М., 1997.
10. Мельзан Р Загадка боли. - М.: Медицина, 1981.
11. Пряхин В.Н., Попов В.Я. Защита населения в чрезвычайных ситуациях. -
М., 1997.
12. Ревякин А.А., Ревякина Г. А. Автономное выживание человека. Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «безопасность жизнедеятельности». Шадринск. Издательство Шадринского пединститута, 2003.