ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Образовательная инклюзия учащихся-мигрантов как психолого-педагогическая проблема 5
1.1 Социально-психологические особенности обучаемых-мигрантов и их
готовность к школьному обучению 5
1.2 Трудности в образовательной инклюзии обучаемых-мигрантов 13
Вывод по главе 1 22
Глава.2. Опытно - экспериментальное исследование познавательного и социально - психологического компонентов готовности первоклассников - мигрантов к школьному обучению 24
2.1 Диагностика готовности первоклассников мигрантов к школьному
обучению ( на примере школы № 39) 24
2.2 Психолого -педагогическая программа для педагогов и родителей по
обеспечению образовательной инклюзии первоклассников -мигрантов 47
Вывод по главе 2 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
Список использованных источников 54
Приложение 57
В современном мире миграция детей становится все более актуальной и значимой проблемой, особенно в контексте образования и социальной интеграции. В связи с этим, вопросы социально - образовательной инклюзии и адаптации мигрантов, особенно детей школьного возраста, привлекают все большее внимание общества, образовательных учреждений и научного сообщества.
Сложности, с которыми сталкиваются дети - мигранты при адаптации к новой социокультурной среде и учебной среде, являются предметом серьёзного изучения и научного анализа. Особое внимание уделяется психологическим особенностям в процессе социально - образовательной инклюзии, так как психологическое благополучие и адаптация являются важными факторами успешного включения в образовательный процесс и общество в целом.
Несмотря на растущий интерес к проблеме инклюзии мигрантов в образовании, исследования, посвящённые выявлению психологических трудно стей, с которыми сталкиваются мигрантские дети, в особенности первоклассники, все ещё остаются недо статочно разработанными.
Целью данного исследования является выявление и анализ психологических трудностей, с которыми сталкиваются первоклассники -мигранты в процессе социально -образовательной инклюзии в образовательных учреждениях.
В рамках данного исследования будут поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать актуальные теоретические и эмпирические исследования в области образовательной инклюзии мигрантов.
2. Изучить познавательные способности первоклассников -мигрантов в образовательной среде.
3. Выявить особенности их социально -психологической готовности к школе
4. Проанализировать результаты диагностического исследования
5. Разработать программу психолого - педагогического сопровождения
первоклассников - мигрантов, испытывающих затруднения в обучении
6. Объектом исследования является образовательная инклюзия учащихся - мигрантов.
Предметом исследования являются познавательные способности первоклассников - мигрантов в контексте их общей готовности к школе и успешности социально - образовательной инклюзии
Гипотеза исследования заключается в том, что диагностическое изучение познавательных способностей первоклассников - мигрантов в контексте их общей готовности к школе, разработка и реализация специальной программы психолого - педагогического сопровождения по преодолению трудностей может способствовать их успешной социально - образовательной инклюзии
Для достижения поставленных целей и задач будет использована комплексная методика, включающая анализ научной литературы, анкетирование мигрантских детей, наблюдение за поведением и эмоциональным состоянием детей, метод экспертного опроса, а также изучение продуктов деятельности. беседа с учителями, родителями.
Структура дипломной работы представляет собой: введение, две главы, выводы, заключение, список литературы и приложения.
На основе целей и задач выпускной квалификационной работы, мы можем сделать следующие выводы. Проанализировав психолого-педагогической литературы, определили сущность основных понятий по теме исследования. Выяснили, что первоклассники-мигранты это дети, которые переехали в новую страну или регион и начинают свое обучение в первом классе образовательного учреждения, отличного от системы образования их родной страны. Эти дети сталкиваются с рядом вызовов, включая языковой барьер, адаптацию к новой культуре и образовательной системе, а также социальную интеграцию. Интеграция детей мигрантов как результат вхождения в общество происходит в процессе адаптации и социализации.
На основании анализа психолого-педагогической литературы и выдвинутой нами гипотезы, мы провели опытно-экспериментальное выявление особенностей готовности первоклассников-мигрантов к обучению в образовательной школе. (Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя школа №39" г. Красноярск) В исследовании принимали участие 27 детей в полном составе 1”Б” класса из которых, восемь детей нерусской национальности (1 узбекской и 8 таджикской национальности). По трем компонентам: интеллектуальной, учебной и социально-психологической готовности. На первом этапе изучили познавательные спо собности интеллектуальная готовность к школе - Выявили что у детей мигрантов 4 чел имеют низкий уровень развития интеллектуальной готовности. На втором этапе мы выявили особенности социально-психологической готовности детей. В большей степени дети имеют предпочитаемый уровень. На третьем этапе предметом изучения явилась учебная готовность - по результатам методического экспертного опроса можно сделать что некоторые дети пока не готовы принять статус школьника им тяжело в изучении основных предметов. Полученные результаты стали основополагающим фактором разработки психолого-педагогическая программа для педагогов и родителей.