Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Судьба книжной культуры в антиутопических романах Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» и Уолтера Стоуна Тевиса «Пересмешник» (Московский педагогический государственный университет)

Работа №148332

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

литература

Объем работы69
Год сдачи2024
Стоимость2000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Книжная культура в антиутопическом романе «451 градус по Фаренгейту» Р. Брэдбери 8
1.1 История создания романа 8
1.2 Сюжет книги и основные темы, которые поднимает автор. 13
1.3 Символика и метафоры, связанные с книгами. 19
Глава 2 Книжная культура в антиутопическом романе «Пересмешник» У. С. Тевис 30
2.1 История создания романа. 30
2.2 Сюжет книги и основные темы, которые поднимает автор 33
2.3 Символика и метафоры, связанные с книгами. 39
Глава 3 Сравнительный анализ судьбы книжной культуры в двух антиутопических романах Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» и С.Т. Уолтера «Пересмешник». 46
3.1 Сходства и различия в изображении книжной культуры 46
3.2 Влияние запрета на чтение на характеры героев и общество в целом. 52
3.3 Соотношение идеологии и книжной культуры в обоих произведениях. 57
Заключение. 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 65

Начало ХХ столетия – весьма неоднозначный этап в истории всего мира, который стал отправной точкой создания литературных произведений жанра антиутопии. В своих трудах писатели начали освещать проблемы этого периода, проводили разнообразные исследования и поднимали такие темы как: будущее человечества, взаимодействие народа и власти, противостояния личности и толпы, стремления понимания сути происходящего и предложения пути развития общества после преодоления значительнейшего кризиса.
Особенную популярность жанр антиутопии приобретает в ХХ в. Это жанр литературы, в котором обрисовано общество, в большинстве случаев тоталитарное, или мир в совокупности, где преобладают отрицательные тенденции развития человеческого общества такие как: потеря индивидуальности, контроля над информацией, экологических катастроф.
Конфликт в антиутопиях возникает там, где герой восстает против власти. Эксцентричность многих героев антиутопий проявляется в их творческом порыве, в стремлении овладеть даром, не подвластным тотальному контролю. Обычно острота конфликта зависит только от поведения героя, от степени его сопротивления .
В романах-антиутопиях часто поднимаются вопросы культуры человека и книжной культуры, которая представляет собой исторически определенную социальную деятельность по формированию, распространению, применению и хранению книги и прочих носителей сведений. Понятие книжной культуры, характеризующее определенный способ познания и осмысления окружающего мира, закрепления, хранения и передачи культурного опыта и знаний. Как одна из основных форм духовной деятельности человека на определенном этапе истории человечества, Книжная культура оказалась связана с развитием письменности. Главной единицей и самостоятельным предметом книжной культуры является книга, в которой посредством письменного слова сосредоточены духовный потенциал человека и социокультурный опыт мировой цивилизации. Книжная культура также является уровнем, достигнутым книжной сферой в комбинации с исторически сформировавшимися обычаями и реалиями в отношении народа к книге, а также составляющую истории страны и социокультурной истории социума с самых ранних времен, значимую составляющую отечественной и мировой культуры.
Литературный жанр антиутопии, достаточно распространенный в ХХ столетии, остается весьма интересным для современного литературоведения. Данный жанр наиболее полно коррелирует с проблемами реального мира, которые присутствуют в каждой эпохе и каждом социуме. Актуальность исследования заключатся в том, что с учетом современных тенденций в области литературных учений и социокультурных изменений, в современном мире, где цифровизация и технологическое развитие приводят к изменениям в способах восприятия информации и чтения, вопрос сохранения и значимости книжной культуры становится все более актуальным.
Одним из наиболее ярких представителей жанра антиутопии выступает роман Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», в котором отображены актуальные проблемы социума на момент своего создания и до сих пор остается актуальным во многих аспектах. В таких как: стремление каждой отдельной личности и всего общества в совокупности к комфорту и потреблению, всепоглощающий эгоизм, материальная зависимость, подражание популярным лицам и утрата собственной индивидуальности, отстранение от духовности и нравственности.
«Пересмешник» Уолтера Тевиса так же является антиутопией в духе «451 по Фаренгейту». В «дивном новом мире» по Уолтеру Тевису роботы распоряжаются жизнью вымирающих, утративших интерес к жизни людей; но один герой произведения открывает для себя забытое удовольствие чтения, а далее и такую абсолютно невообразимую вещь, как любовь. При этом за период, прошедший с момента создания произведения, определенные тенденции развития социума и склонностей людей вынуждают современников основательно задуматься.
Подобная тематика затрагивается также в других произведениях. К примеру, «Книжная лавка» Пенелопы Фицджеральд. Сюжет данного произведения происходит в 1959 году, главная героиня произведения Флоренс Грин потерявшая мужа, решается на авантюрную затею – открыть в маленьком приморском городке Хардборо первую и единственную книжную лавку. Героиня стремится разнообразить жизнь своих соседей и знакомых и донести до них мысль о важность литературы, однако владельцы других магазинов настороженно и недоброжелательно воспринимают замысел Флоренс.
Отдельного упоминания заслуживает роман «Книжный вор» Маркуса Зусака. Произведение повествует о гитлеровской Германии 1939-1945 гг., в котором рассказ ведется от имени Смерти, три раза встречавшейся с центральным персонажем романа – Лизель Мемингер. Для нее книги являются единственным средством отстраниться от действительности и справиться с трудностями.
Объект исследования – романы Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» и У.С. Тевиса «Пересмешник».
Предмет исследования – книжная культура в романах Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» и У.С. Тевиса «Пересмешник».
Цель исследования – изучить судьбу книжной культуры в антиутопических романах Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» и У.С. Тевиса «Пересмешник».
Задачи исследования:
- изучить историю создания, основные темы, художественные средства создания образности романа Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»;
- изучить историю создания, основные темы, художественные средства создания образности романа «Пересмешник» У. С. Тевис
- рассмотреть сходства и различия в изображении книжной культуры в романах Р. Брэдбери и У. С. Тевис;
- изучить влияние запрета на чтение на характеры героев и общество в целом в романах Р. Брэдбери и У. С. Тевис;
- сопоставить идеологию и книжную культуру в романах Р. Брэдбери и У. С. Тевис.
Основой исследования антиутопий выступили труды таких ученых, как: Литвинова В.В, Малкова А.И. Ю.Л. Латынина, А.Ф. Любимова, Е.О. Нурмухамедова, О.А. Халявина, Литвинова В.В, Малкова А.И.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты вносят вклад в изучение особенностей жанра антиутопии, а также в рассмотрение книжной культуры в рассматриваемых романах.
Практическая значимость исследования состоит в комплексном изучении антиутопических мотивов, а также в сопоставлении произведений двух различных писателей, детальном изучении созданных ими романов в контексте антиутопического сознания, а также в изучении судьбы книжной культуры в двух рассматриваемых произведениях.
Исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературных источников.
Новизна выбранной мною темы заключается в глубоком анализе и сравнительном исследовании двух выдающихся произведений литературы, фокусируясь на эволюции книжной культуры в контексте антиутопической литературы. Эта работа предлагает оригинальный взгляд на влияние цензуры, технологий, идеологии и социокультурных изменений на развитие книжной культуры, представленное через призму двух различных произведений. Исследование новаторски подходит к анализу влияния литературы на формирование общественного мнения и свободы слова, а также предлагает интересные выводы о том, как эти аспекты отражаются на современном мире информационных технологий и цифровой культуры.
Для исследования темы «Судьба книжной культуры в антиутопических романах Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» и Уолтера Стоуна Тевиса «Пересмешник» я использовала несколько методов исследования. В своей работе я провела литературный анализ текстов романов для выявления ключевых тем, мотивов, символов и отношения к книжной культуре. Так же в своей работе я провела сравнительный анализ, в котором сопоставила сходства и различия в подходах Р. Брэдбери и У. Тевиса к представлению книжной культуры в своих произведениях.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Оба романа демонстрируют, что книжная культура в антиутопических обществах становится центром борьбы за интеллектуальную свободу и противостояния государственной идеологии. В «451 градусе по Фаренгейту» книги сжигаются как символы диссидентства и носители опасных идей, способных разрушить искусственно созданную гармонию и однородность общества. Рэй Брэдбери показывает, что потеря книг приводит к деградации критического мышления, эмоциональной ограниченности и утрате глубоких человеческих связей. Таким образом, книжная культура в его романе является не только источником знаний, но и символом сопротивления упрощению мира и его превращению в механистическую систему.
В романе «Пересмешник» отсутствие книг служит признаком культурной амнезии, где люди лишены возможности учиться на истории или развивать литературное наследие. Уолтер Тевис через своего главного героя Пола, который открывает для себя книги и через них — истинную историю человечества, иллюстрирует, как литература может возродить потерянные знания и вдохновить на поиск новых путей развития.
Из этих двух примеров можно сделать вывод, что книжная культура в антиутопических обществах играет ключевую роль в сохранении человечности, культурной памяти и интеллектуального разнообразия. Она становится символом возможности другой жизни, мира, где ценятся свобода мысли и высокие человеческие идеалы. Таким образом, судьба книжной культуры в данных произведениях не только отражает борьбу против тирании и цензуры, но и подчеркивает вечную потребность человека в самовыражении и стремлении к истине.
Это понимание книжной культуры как непоколебимого оплота свободы особенно важно в контексте антиутопических обществ, где каждый аспект жизни подвергается контролю и цензуре. В таких условиях литература не просто служит средством развлечения или досуга, но превращается в инструмент просвещения и возрождения индивидуального сознания. Она вызывает к жизни дремлющие в человеке страсти и амбиции, напоминает о прошлом, которое стараются стереть или искажать, и заставляет задуматься о будущем, которое можно изменить. Так, в обоих романах литература выступает как важнейший элемент, способный оживить угасающий свет человечности в условиях деспотии и репрессий.
В обоих произведениях герои, обращающиеся к книгам, вопреки запретам и опасностям, становятся символами мужества, надежды и возможности изменений. Они показывают, что даже в самых мрачных временах необходимо бороться за право знать и понимать, право делать собственные выборы и формировать будущее. Таким образом, книжная культура в этих романах не просто средство передачи информации, но и катализатор социальных изменений, благодаря которому возможно восстановление разрушенной цивилизационной ткани.
Сравнительный анализ книжной культуры в романах «451 градус по Фаренгейту» и «Пересмешник» позволяет глубже понять значение литературы в борьбе против угнетения. Он подчеркивает её роль как жизненно важного элемента, способного вызвать к действию, вдохновить на бунт и сохранить человеческое достоинство в условиях тоталитаризма. Книги в этих романах не просто выживают в условиях антиутопии — они помогают переосмыслить и возможно, изменить саму реальность.
В заключение, анализируя романы Брэдбери и Тевиса, мы видим, что в условиях антиутопии, книги остаются последним бастионом свободы и надежды на будущее, где возможно восстановление утраченных человеческих ценностей и культурного разнообразия.



1. Антиутопия // Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А.Н. Николюкина. Институт научной информации по общественным наукам РАН. – М.: НПК-«Интелвас», 2001. – С. 38-39.
2. Бережной С. Живые машины времени или рассказ о том, как Брэдбери стал Брэдбери // Мир фантастики, № 8 (108), август 2012. — М., 2012. — 148 с.
3. Брэдбэри Р. 451 градус по Фаренгейту. – М.: Эксмо; СПб.: Домино, 2013. – 240 с.
4. Волков В.В. Литературная утопия и антиутопия: жанровое своеобразие, аспекты герменевтического исследования / В.В. Волков, Н.В. Волкова // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология. – 2020. – № 3(66). – С. 26-40.
5. Денисова Л.В. Антиутопия как форма социально-гуманитарного познания // Восьмой Российский Философский Конгресс «Философия в полицентричном мире». Секции (II). Сборник научных статей. – М.: РФО ИФРАН. МГУ. Издательство «Логос», ООО «Новые печатные технологии» (Москва), 2020. – С. 2167-2169.
6. Жаданов Ю.А. Жанровые находки и открытия антиутопии второй половины двадцатого века. // Мировая литература на перекрестье культур и цивилизаций. – 2012. – № 3. – С. 134-151.
7. Киктева К. С. Методический потенциал англоязычных антиутопий young adult // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. – 2020. – № 3(53). – С. 76-84.
8. Конышева О. История еще до конца не написана. О поиске пути к «нечитающему» человеку // Библиотечное дело. – 2013. – № 12. – С. 22-25.
9. Коршунова Е.С. Роль метафор и сравнений в создании художественных образов в романе Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2023. – № 2. – С. 64-71.
10. Кравец О.В. Средства создания образа в произведениях Рэя Брэдбери. // The Scientific Heritage. – 2022. – № 94. – С. 88-89.
11. Ланин Б. А. Картина мира в современной утопии/дистопии/антиутопии // Картина мира в системно-структурном и антропоцентрическом аспектах: поиски общих закономерностей: сборник материалов IX Всероссийской научно-практической конференции, Биробиджан, 30 ноября 2020 года. – Биробиджан: Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема, 2021. – С. 62-66.
12. Латынина Ю.Л. Литературные истоки антиутопического жанра: автореф. дис. канд. филол. наук. – М., 1992. – 20 с.
13. Леонова М. Что нам делать в странном «светлом будущем»? Место книги в потребительских предпочтениях «человека из завтра» // Библиотека. – 2014. – № 6. – С. 6-8.
14. Литвинова В.В. Базовые приемы создания образности в романах Рэя Брэдбери «Вино из одуванчиков» и «451° по Фаренгейту». // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2009. – № 5. – С. 197-200.
15. Любимова А.Ф. Жанр антиутопии в XX веке: содержательные и поэтологические аспекты: учебное пособие по спецкурсу. – Пермь, 2001. – 162 с.
16. Малкова А.И. Функциональные особенности средств художественной выразительности в романе Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». / А.И. Малкова, Л.Н. Мирошниченко. // Иностранные языки: лингвистические и методические аспекты. – 2019. – № 45. – С. 1-8.
17. Морсон Г. Границы жанра. – Утопия и утопическое мышление. – М.: АСТ 1991. – с. 233-251.
18. Нурмухамедова Е.О. Эволюция утопических взглядов английских писателей XX века :автореф. дис. канд. филол. наук. – М.: МГОУ, 2009. – 163 с.
19. Прашкевич Г. Брэдбери. – М.: Молодая гвардия, 2014. – 351 с.
20. Сметанникова Н. Читатели нового поколения и новая культура чтения / Н. Сметанникова, М. Белоконенко // Библиотечное дело. – 2012. – № 18. – С. 2-7.
21. Соколов А. Библиоутопии и библиоантиутопии в эпоху кризиса книжности // Библиотечное дело. – 2014. – № 6. – С.2-6.
22. Солдатов В.Е. Социокультурное пространство в антиутопиях: основные черты моделируемого социума. / В.Е. Солдатов, И.Д. Тузовский. // Вестник культуры и искусств. – 2010. – № 3. – С. 40-49.
23. Степанова А. «Состав стабилен, но есть тенденции к сокращению». Читатели российской провинции глазами библиотекаря // Библиотечное дело. – 2012. – № 1. – С. 27-29.
24. Тихомирова И. Чтение в образовании и чтение в культуре: в чём разница? // Библиотечное дело. – 2012. – № 1. – С. 30-34.
25. Уолтер Тевис «Пересмешник». Издательская Группа «Азбука-Аттикус», перевод Е. Доброхотова-Майкова, 2017.
26. Файзрахманова, А. А. Типология жанра литературной утопии // Вестник ЧГУ. – Челябинск, 2010. – № 13. Сер. Филология. Искусствоведение. – Вып. 43. – С. 136 – 145.
27. Хабибуллина Л.Ф. Национальный миф в английской литературе второй половины ХХ века: автореф. дис. доктор филол. наук. – Казань: ТГГПУ, 2010. – 392 с.
28. Халявина О.А. Судьба книги и чтения в романах-антиутопиях / О.А. Халявина; Вологодская областная юношеская библиотека им. В.Ф. Тендрякова, читальный зал. – Вологда: ВОЮБ, 2014. – 23 с.
29. Черняк М. Современная антиутопия на страже чтения // Библиотечное дело. – 2014. – № 6. – С. 7-13.
30. Шалимова Н.С. Нарратив становления героя в романе Р.Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». / Н.С. Шалимова, Я.В. Дрянговская. // Сибирский филологический форум. – 2019. – № 3. – С. 80-86.
31. Шестаков В.П. Эсхатология и утопия. – М: ВЛАДОС, 1995. – 208 с.
32. Шипилова Ю.В. Антиутопия: феномен популярности в XXI веке. / Ю.В. Шипилова, А.В. Грунь // Евразийское Научное Объединение. – 2021. – № 3-5(73). – С. 456-459.
33. Шитов А. Утопии опасны [Электронный ресурс]: интервью Р.Д. Брэдбери журналу «Эхо планеты» №18 (109) 28 апреля – 4 мая 1990. – Режим доступа: http://raybradbury.ru/person/interview/1990_planet_echo Дата обращения: 20.01.2024.
34. Шишкина С.Г. Литературная утопия: к вопросу о границах жанра // Вестник Ивановского ГХТУ. – Иваново, 2007. – № 2. – С. 199 – 209.
35. Щербитко А.В. Тема и образ книги в романе Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». // Rhema. Рема. – 2011. – № 1. – С. 55-60.
36. Якушева Н.Б. Трансформация утопии в антиутопию в культуре ХХ века: автореф. дис. доктор филос. Наук. – СПб: СПБГУ, 2001. – 18 с.
37. Брэдбэри Р. Дзен в искусстве написания книг // Эксмо: Москва, 2014. – 33-36 с.
38. Харпер Ли. Убить пересмешника //пер. с англ. Норы Галь, Р Облонской – Москва: АСТ, 2014, = 412, [4] с.
39. Захаров Денис Владимирович НЕИЗВЕСТНАЯ ХАРПЕР ЛИ. К ШЕСТИДЕСЯТИЛЕТИЮ ВЫХОДА РОМАНА "УБИТЬ ПЕРЕСМЕШНИКА" // Литература двух Америк. 2020. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/neizvestnaya-harper-li-k-shestidesyatiletiyu-vyhoda-romana-ubit-peresmeshnika (дата обращения: 26.05.2024).
40. Справка о создании романа. URL: https://mel.fm/zhizn/knigi/3508479-kill_mockingbird (дата обращения: 26.05.2024).
41. David Agranoff. "Postcards from a Dying World: Book Review: Mockingbird by Walter Tevis." URL: https://davidagranoff.blogspot.com/2021/01/book-review-mockingbird-by-walter-tevis.html (Дата обращения 26.05.2024).
42. Joan Walsh. "The Walter Tevis Renaissance." The Nation. URL: https://www.thenation.com/article/archive/walter-tevis-renaissance/ (Дата обращения 26.05.2024).
43. Rum and Writing. URL: https://rumandwriting.com/2021/01/19/book-review-mockingbird-by-walter-tevis/ (Дата обращения 25.05.2024).
44. Penguin Random House. URL: https://www.penguinrandomhouse.com/books/288206/mockingbird-by-walter-tevis/ (Дата обращения 25.05.2024).
45. Kara.Reviews. URL: https://kara.reviews/mockingbird-by-walter-tevis/ (Дата обращения 25.05.2024).
46. SF Gateway. URL: https://www.sfgateway.com/titles/walter-tevis/mockingbird/9781473212915/ (Дата обращения 25.05.2024).
47. Корольченко А.Я., Корольченко Д.А. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов, и средства их тушения // Ассоциация «Пожнаука», 2004.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ