Введение 3
Глава I. ТЕОРИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В ИДЕЙНОМ
НАСЛЕДИИ РОССИЙСКИХ ЛИБЕРАЛОВ НАЧАЛА XX ВЕКА 13
1.1 Воззрения российских либералов начала XX века на происхождение
власти и государства 13
1.2 Либеральная концепция судебной власти 24
Глава II. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИЙСКИХ
ЛИБЕРАЛОВ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА XX 35
2.1 Отношение к революционному террору 35
2.2 Думская деятельность либералов в 1905-1917 гг. 37
2.3 Либералы в 1917 году 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
Список литературы 58
Актуальность темы. В условиях тяжелого системного кризиса, в котором оказалась Россия в начале XX века, либеральные мыслители и деятели предлагали российскому обществу один из альтернативных вариантов дальнейшего движения. Последовавший провал попытки реализации этого варианта произошел в условиях жесткой борьбы с конкурирующим проектом, что вовсе не отменяет значимости идейного наследия российских либералов начала XX века, хотя бы в силу того что в конце XX-начале XXI вв. общественная мысль страны вновь вернулась к нему. Воззрения теоретиков российского либерализма начала XX века на политико-правовое устройство общества значимы для нас не просто как важная составная часть истории нашего прошлого, но и как часть той реальности, в которой мы все еще сегодня живем.
Степень изученности проблемы. Историографическая традиция изучения российского либерализма начала ХХ в. берет свое начало с периода Первой российской революции 1905-1907 гг. в работах представителей различных политических партий. Авторы того времени были, как правило, участниками описываемых событий, и поэтому их работы носили отчасти и мемуарный характер.
Дореволюционные работы нельзя отнести к исторической науке в академическом смысле этого слова, поскольку все они несли на себе отпечаток публицистичности и политической полемики. Тем не менее, они оказали существенное влияние на последующие исторические исследования. В них рождались и развивались исторические концепции, интерпретировались уже известные факты с различных идейных позиций, этими статьями и книгами вводился в оборот новый фактический материал. В дореволюционный период земско-либеральное движение рассматривалось в трудах И.П. Белоконского, Б.Б. Веселовского, Д.И. Шаховского. Изучение истории либеральных политических партий велось в рамках одинаковой для разных политических направлений тематики: программные требования либералов и их деятельность в Государственной думе. К наиболее серьезным работам относятся некоторые меньшевистские («Борьба общественных сил в русской революции», «Общественное движение в России в начале ХХ века») и кадетские («Первая Государственная дума», Винавер М.М. «Конфликты в первой думе», Каминка А.И., Набоков В.Д. «Вторая Государственная дума» и др.) издания. Несмотря на свою политическую ангажированность в них присутствовали элементы научного анализа.
Уже после всех революционных потрясений, с наступлением советского периода определенный вклад в изучение либеральной тематики внесло российское эмигрантское зарубежье. Основным жанром эмигрантской литературы по истории российского либерализма являлись мемуары. Их характеризовало стремление авторов выйти за классические рамки жанра, поделившись с читателями не только воспоминаниями, но и собственной интерпретацией пережитых событий, что превращало многие работы в мемуарно-исследовательские. Это относится к трудам П.Н. Милюкова, А.А. Кизеветтера, В.А. Маклакова и др. В эмиграции появилось небольшое количество и собственно научных работ по истории российского либерализма (С.П. Мельгунов7, В.В. Леонтович, Г.М. Катков, М.М. Карпович и др.), которые внесли свой вклад в изучение проблемы.
В тот период эмигрантские авторы были полностью отрезаны от архивов, оставшихся в Советской России, что определило узость их источниковедческой базы и довольно ограниченную тематику работ, носивших по преимуществу историософский характер. Размышления над российским либерализмом превалировали над его изучением, а многие высказанные гипотезы не подкреплялись конкретно-историческим материалом. Уже с начала 1920-х гг. российская эмиграция была главным образом занята поиском виновных в произошедшей катастрофе и здесь сразу
же определились две противостоящие друг другу концепции: консервативная, согласно которой Россию погубили либералы своей борьбой с исторической властью, и либеральная, по которой главный виновник революции - монархия, не пожелавшая вовремя пойти на необходимые реформы и своей бездумной политикой оттолкнувшая от себя общество. В рамках этих двух концепций и выходило подавляющее большинство мемуарноисследовательских, историко-публицистических и собственно научных работ.
В СССР историческая наука стала частью государственной идеологии, что определило подходы исследователей к истории российского либерализма. Работы В.И. Ленина и большевистская публицистика стали методологической основой всей советской историографии. Советская историография традиционно делится на три периода: 1920-е - начало 1930-х гг.; середина 1930-х - середина 1950-х гг.; конец 1950-х - 1980-е гг. Такое деление исходит из общественно-политических условий, в которых работали историки.
...
Целью данной работы являлось дать комплексное изложение и анализ теории и практики российских либералов начала XX века. В результате проведенного исследования было установлено то, что в начале XX века российский либерализм переживал период подъема, как в теоретическом, интеллектуальном плане, так и в плане организационном. В этот период была предпринята достаточно успешная попытка создания политических партий, пытавшихся воплотить положения либеральной теории в жизнь. Вместе с тем достаточно четко выявилась тенденция к смещению в радикализм части либеральной оппозиции, стремившейся достичь своих целей с использованием революционных методов.
В начале XX века российские либеральные мыслители активно разрабатывали политико-правовую доктрину, основу которой составляла научная и философская теория, определявшая ключевые принципы взаимоотношений государства, общества и личности.
В их числе были приоритет человеческой личности, ее прав и свобод как абсолютной универсальной ценности, необходимость народного представительства при формировании органов законодательной власти и органов местного самоуправления, создание независимого суда и пр.
Политическим идеалом российских либеральных мыслителей являлось правовое государство, они охотно писали о его признаках, об условиях его формирования и функционирования в соответствии с теми теоретическими посылками, которые до этого были разработаны в западной юриспруденции. Часть либеральных теоретиков полагала, что правовое государство вполне можно совместить с конституционной монархией, другая часть выступала за республику.
Либеральные теории, на основе которых должно было осуществляться государственно-правовое строительство, ориентировались на ценности, которые сами либеральные мыслители и деятели склонны именовать универсальными и общечеловеческими. Следование им с точки зрения либералов обеспечит для России вхождение в «семью цивилизованных народов». Многие традиционные ценности российского общества являются препятствием и тормозом для этого.
Вместе с тем политико-правовая доктрина российского либерализма в тот период не базировалась на какой-то единой теоретической или политической концепции, а представляла множество течений и направлений, часто противоречащих друг другу и соперничающих между собой. Политически это ослабляло позиции российских либералов. Но в теоретическом плане свидетельствовало о возможности дальнейшего развития.
В России либерально-правовая доктрина создавалась в принципиально иных условиях, чем на Западе, в силу особенностей исторического развития в России не было ни развитого гражданского общества, ни самостоятельной независимой личности.
Либеральный правовед Б.А. Кистяковский сетовал тогда по поводу низкой правовой культуры русского народа и признавал, что при наличии сильных теоретиков не было в России ни одного труда по теории права, который получил бы широкий общественный резонанс, как это было с трудами Гоббса и Локка в Англии, Монтескье и Руссо во Франции.
Представляется что в чем-то он действительно был прав, то что ранее потрясало основы и переворачивало сознание людей по всей Европе в российских реалиях было мало кому интересно, в силу этого прочной социальной базы у российского либерализма не было.
Противодействие же либеральным идеям здесь всегда было довольно значительным, еще российские консерваторы обвиняли либералов в том, что у них нет ни одной своей оригинальной идеи, что отсутствие конкретного дела побуждает их к бесплодному фантазированию. Полностью игнорируя теорию либералов, они всегда сосредотачивались исключительно на их политической практике.
...
1. Алексеев А.С. Начало верховенства права в современном государстве.
• М.: издательство "Владимир", 1910. Кн.2. — 16 с.
2. Алексеев И.А. Общее учение о праве. — Симферополь, 1919. — 160 с.
3. Барсенков А.С. История России (1917-2009) — М.: Аспект пресс, 2010.
• 846 с.
4. Бердяев Н. Истоки и смысл русского коммунизма — М.: Наука,1990. — 224 с.
5. Беспалова А. Г., Корнилов Е. А., Короченский А. П. и др. История мировой журналистики. Москва - Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2003. — 432 с.
6. Богородицкая Н.А. История России: Учебное пособие, Часть 2, Н. Новгород: НИМБ, 2004. — 99 с.
7. Боханов А.Н., Горинов М.М., Дмитриенко В.П. История России. XX век — М.: ООО Издательство ACT. 2001. — 608 с.
8. Виноградов П. Г. Очерки по теории права — М.: Ленанд. 2015. — 160 с.
9. Вышеславцев Б.П. Гарантии прав граждан. — М.: Народный учитель. 1917. - 32 с.
10. Гейфман А.А. Революционный террор в России 1894-1917 - М.: КРОН-ПРЕСС, 1997. - 448 с.
11. Гессен В.М. Административное право. - СПб. : паровая скоропечатня Г. Пожарова, 1903. - 242 с.
12. Гессен В.М. Общее учение о государстве. - СПб. .: Типолитография И. Трофимова, 1912. - 190 с.
13. Гессен В. М. Основы конституционного права. - Петроград.: Изд. юр. кн. склада «Право», 1917. - 439 с.
14. Гессен В.М. Теория правового государства. - СПб.: Касса взаимопомощи студентов СПб. политехнического ин-та, 1913. - 68 с.
15. Деникин А.И. Очерки русской смуты, в 3-х томах - Москва: Айрис пресс, 2003 г.
... всего 61 источник