ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ, ЗАДАЧИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ПРИЗАЩИТЕ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ 6
1.1. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ 6
1.2. ЗАДАЧИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ПО СОБЛЮДЕНИЮ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ 11
2. НАПРАВЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ 17
2.1. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ЗАКОННОСТЬЮ ЗАДЕРЖАНИЯ И ПРИВЛЕЧЕНИЯ К УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 17
2.2 ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ПРИМЕНЕНИЕМ К НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ 22
2.3. УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 27
2.4 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ 31
АНАЛИЗ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ 37
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ ДР 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
Актуальность темы дипломной работы. Борьба с преступностью несовершеннолетних является одной из актуальных проблем современности. Преступность несовершеннолетних можно определить как самостоятельный вид преступности, который характеризуется особенностями личности преступника, мотивами, целями и способами совершения преступления, а также методикой расследования преступлений1. Учитывая высокий уровень преступности несовершеннолетних, изучаются, в первую очередь, методы борьбы с преступностью несовершеннолетних, а также меры предупреждения и профилактики.
Контроль над соблюдением законности расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними, считается одним из главных направлений прокурорской деятельности. В результате прокурорских проверок выявлено большое количество нарушений закона, которые допущены следственными органами. До сегодняшнего дня нарушения, выявленные прокурорам, продолжают увеличиваться.
Нарушения законодательства при расследовании преступлений, совершенных несовершеннолетними, приводят к негативным последствиям, порой вплоть до отмены приговора.
Ограничение полномочий прокурора является не вполне удачным решением законодателя, поскольку не отвечает в полной мере потребностям реальной практической ситуации. Целесообразно отметить одну из проблем, это не качественное законодательство, регулирующее защиту прав несовершеннолетнего в уголовном процессе.
Цель исследования — выявление проблем правового регулирования защиты прав несовершеннолетних при прокурорском надзоре в уголовном процессе и разработка мер по их решению. Стурза К. И. К вопросу о защите интересов государственного заказчика при размещении заказов, заключении и исполнении государственных контрактов // Мир экономики и права. 2012. № 7. С. 50.
На основании поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:
1. Оценить уголовно-процессуальное законодательство в сфере защиты прав несовершеннолетних на предмет соответствия данным целям;
2. Определить основные задачи прокурорского надзора по соблюдению прав несовершеннолетних в уголовном процессе;
3. Определить специфику участия прокурора в уголовном процессе;
4. Выявить основные проблемы прокурорского надзора за соблюдением прав несовершеннолетних в уголовном процессе и предложить их пути решения;
Объект исследования: правоприменительная деятельность
прокуратуры по защите прав несовершеннолетних в уголовном процессе.
Предмет исследования: проблемные аспекты правового регулирования прокурорского надзора при защите прав несовершеннолетних в уголовном процессе.
Нормативно - правовую основу исследования составили: Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.)1, Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ2(далее УК РФ), Уголовно - процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 г.№ 174-ФЗ (в ред. от 17.04.2017 г., с изм. от 01.06.2017 г.)3(далее УПК РФ), Постановление Пленума Верховного Суда от 19.02.2013 г. и др....
Исходя из цели работы, был проведен анализ деятельности органов прокуратуры по надзору за соблюдением прав несовершеннолетних в уголовном процессе.
Оценив основные нормативно - правовые акты, которыми руководствуются работники прокуратуры в надзоре за соблюдением прав несовершеннолетних, можно сделать следующий вывод: что на данный момент нет единой научной и обоснованной системы российского законодательства о несовершеннолетних, а только лишь отдельные нормативно-правовые акты.
Исследуя уголовно-процессуальное законодательство в сфере защиты прав несовершеннолетних, можно сказать, что по большей части эти нормы закреплены в главе 50 УПК РФ. Наряду с ним выстраивают систему и другие нормативные документы: Федеральные законы, Приказы Генеральной прокуратуры.
В работе определены общие задачи прокурорского надзора, такие как, обеспечение прав и законных интересов несовершеннолетних и предупреждение совершения ими правонарушений. Помимо, общих рассмотрены и специальные задачи прокурорского надзора по делам несовершеннолетних в уголовном процессе.
Осуществление проверки за обоснованностью задержания и привлечения к уголовной ответственности прокурорского надзора на стадии предварительного следствия, является одной из основных функций.
В судебном процессе, роль прокурора не менее важна, чем в досудебных. Прокурор не только представляет в судебном заседании доказательства обвинения, но также активно участвует в исследовании доказательств, представленных стороной защиты.
Выявлены основные проблемы прокурорского надзора за соблюдением прав несовершеннолетних в уголовном процессе.
Одна из проблем - нарушение принципа единства при выполнении надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних.
Проанализировав судебную практику, проблемной частью, является досудебное производство. На данном этапе, большинство выявленных нарушений в деятельности органов дознания и следственных органов:
— проблема взаимоотношение прокурора и следователя.
— нарушение соблюдения прав несовершеннолетних на участие законного представителя по уголовному делу.
— проблема применения принудительных мер воспитательного воздействия, к несовершеннолетним.
— проблема законности в системе учета преступлений.
На судебной стадии, система прокурорского надзора, более чем налажена. На законодательном уровне все нюансы закреплены.
Одним из возможных вариантов повышения эффективности надзора за соблюдением прав несовершеннолетних, может быть предложено создание горячей линии в прокуратуре Свердловской области для детей и подростков, которые могли бы обращаться в прокуратуру за помощью. Номер телефона необходимо разместить на информационных стендах во всех учебных заведениях.
Целесообразно отметить, необходимость скорейшего принятия и реализации разработанной Генпрокуратурой РФ федеральной целевой программы «Создание и внедрение государственной автоматизированной системы правовой статистики», предусматривающей поэтапное создание такой системы в период с 2018 по 2022 г....
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) // Российская газета 1993. 25 дек.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г.№ 63 - ФЗ (в ред. от 17.04.2017 г.)// Российская газета. 1996.25 июн.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ(в ред. от 17.04.2017 г.) // Российская газета 2001. 22 дек.
4. Федеральный закон от 24 июля 1998 г № 124-ФЗ (в ред. от 28.12. 2016 г.) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»//Собрание законодательства 1998.№31. Ст. 3802
5. Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ (в ред. от 03.07.2016 г.) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»//Собрание законодательства 1996. № 26. Ст. 3177.
6. Федеральный закон №119-ФЗ от 20.09.2004г. «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» (в ред. от 07.02.2017 г.)//Собрание законодательства Российской Федерации. 2004.№ 34. Ст. 3534.
7. Федерльный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 г. №2202-1-ФЗ(далее Закон о прокуратуре РФ)//Российская газета 1995. 25 ноя.
8. Указ Президента Российской Федерации № 942 от 14.09.1995 г. «Об утверждении Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национального плана действий в интересах детей)» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 38.
Судебная практика
1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 г. № 1 (в ред. от 29.11.2016 г.) «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних»//Российская газета 2011. 25 янв.
2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2013 г.№ 41 (в ред. от 24.05.2016 г.) «О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и залога».// Российская газета 2014 №2.
3. Постановление о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия от 27.01.2016 г. URL: http://www.prokuratura.ur.ru/mai№.php?id=175(дата обращения 15.04.2017).
4. Уголовное дело №1764 - 8768 в отношении Крохиной от 12.04.2015 г. URL: http://www.prokuratura.ur.ru/mai№.php?id=175(дата обращения 17.04.2017).
5. Приговор Курчатовского городского суда Курской области от 16.12.2014 г. № 22-202-2014г. URL: https://rospravosudie.com/court-kurskij- oblast№oj-sud-kurskaya-oblast-s/vidpr-ugolov№oe/ (дата обращения 12.05.2017).
6. Постановление Нижегородского районного суда г. Нижегородской области от 18.02.2014 URL: http://oblsud№№.ru/i№dex.php/obzory-sudeb№oj- praktiki/1263-obzor-sudeb№oj-praktiki-№izhegorod. (дата обращения 10.05.2017).
7. Постановлением Канавинского районного суда г. Нижнего Новгорода от 03.09.2014 г. URL: http://oblsud№№.ru/i№dex.php/obzory-sudeb№oj- praktiki/1291-obzor-sudeb№oj-praktiki-№izhegorodskogo-oblast№ogo-suda- za-pervoe-polugodie-2010g-po-grazhda№skim-delam-9 (дата обращения
10.05.2017)....(59)