Введение 4
Глава 1. Теоретические основы эстетического развития детей среднего
дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой 8
1.1. Сущность понятий «эстетическое воспитание» и «эстетическое развитие» 8
1.2. Роль природы в эстетическом развитии детей дошкольного возраста. 11
1.3. Методы, формы и условия эстетического развития детей среднего
дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой 15
Выводы по главе 1 19
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование эстетического развития детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой 21
2.1. Выявление уровня эстетического развития детей среднего
дошкольного возраста 22
2.2. Организация работы по эстетическому развитию детей среднего
дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой 26
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы 37
Вывод по главе 2 42
Заключение 44
Список литературы 46
Эстетическое развитие в настоящее время приобретает особую актуальность, которая связана с негативными изменениями окружающей среды под влиянием человеческой деятельности. Уже примелькалась и от этого потеряла свой первозданный смысл известная фраза Ф.М. Достоевского о красоте, которая спасет мир. А мир действительно надо спасать. Цивилизация, давшая человечеству много житейских благ, породила и проблемы глобального масштаба: экологические кризисы, демографические проблемы. Как указывает Л.М. Макарова, одной из причин всего этого являются прагматизм и техницизм современного человека, его удаление от природы, которая поистине прекрасна, так как красота, мера и гармония - три кита эстетики присущи ей изначально [25].
Природа - источник ощущения прекрасного. Первоначальным звеном эстетического развития, ощущением прекрасного является сама природа. Чувствовать природу человек начинает с колыбели. Важнейшая задача - ввести ребенка в природу, научить видеть, понимать и чувствовать ее красоту. Сделать это - значит, открыть путь к обогащению человеческой личности, ее эстетической, интеллектуальной и моральной сфер. Человек, ощущающий прекрасное в природе, удивляется ее совершенству, испытывает стремление разгадать ее тайны [48].
Эстетическое отношение к природе делает человека лучше и в нравственном отношении, так как человек, наделенный чувством прекрасного, стремится жить по законам красоты. Кто отдаляется от природы, тот лишается не только многих знаний, но и ощущений прекрасного, наполняющих жизнь счастьем. Очень важно обращать внимание ребенка на прекрасное в природе.
Сегодня проблема эстетического развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д.Б. Кабалевский, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, В.Н. Шацкая, и другие. Эти учёные представляют различные подходы к определениям понятий, выбору путей и средств эстетического развития.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования эстетическое развитие предполагает: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру.
Цель исследования: выявить эффективность условий эстетического развития детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой.
Объект исследования: условия эстетического развития детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой.
Предмет исследования: образовательный процесс по эстетическому развитию детей среднего дошкольного возраста при ознакомлении с природой.
Гипотеза: предполагается, что эстетическое развитие детей среднего дошкольного возраста будет эффективным, если использовать следующие условия:
- планово проводить прогулки-наблюдения с детьми среднего дошкольного возраста по ознакомлению с эстетической составляющей природы, согласуя её с интересами, развитием и возрастом детей;
- дидактически соответствующим образом подбирать материал об эстетической составляющей природы;
- поддержание эмоциональной настроенности и положительного мотива у детей к ознакомлению с эстетической составляющей природы.
Для достижения цели исследования необходимо решить ряд задач:
1. Теоретически обосновать проблему эстетического развития детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой.
2. Выявить уровень эстетического развития детей среднего дошкольного возраста.
3. Разработать и экспериментально проверить эффективность
комплекса прогулок-наблюдений эстетического развития детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой.
4. Выявить эффективность условий.
Методы исследования:
• теоретический анализ литературы;
• педагогическое наблюдение;
• психолого-педагогический эксперимент;
• методы количественной и качественной обработки данных.
Апробация дипломной работы прошла в рамках Всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Наука и образование: проблемы и перспективы». Была опубликована статья по теме «Эстетическое развитие детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой».
Практическая значимость исследования: состоит в разработке комплекса прогулок-наблюдений эстетического развития детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой.
Экспериментальная база исследования: Практическая часть исследования проводилась на базе МБДОУ «Детский сад № 85» г. Бийска. В исследовании приняли участие дети двух групп среднего дошкольного возраста.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.
Во введении определены практическая значимость и актуальность темы, сформулированы цели и задачи дипломной работы, определен предмет и объект исследования.
В первой главе раскрыты теоретические основы эстетического развития детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой.
Во второй главе описано экспериментальное исследование по выявлению эффективности, разработанного комплекса прогулок-наблюдений в эстетическом развитии детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой.
В заключении сделаны обобщающие выводы.
Изучение и анализ литературы показал, что что объектом эстетики как науки является прекрасное. Выяснили что эстетическое развитие - это процесс приобщения человека ко всему прекрасному, что есть в жизни, природе, искусстве.
Всестороннее развитие и воспитание детей в процессе ознакомления с природой происходит не само по себе, а только в том случае, если педагог решает все задачи не сухо, не формально, а в соответствии с требованиями. Используя, методы и приемы вызывающие положительный эмоциональный отклик детей, чем богаче впечатление детей, чем содержательнее, полнее и интереснее их жизнь, тем более будет развиваться их воображение.
Констатирующий этап эксперимента показал, что у детей данного возраста эстетическое развитие в процессе ознакомления с природой находится на среднем уровне. Проведение комплекса прогулок-наблюдений на формирующем этапе с детьми среднего дошкольного возраста экспериментальной группы повысило их уровень по сравнению с детьми контрольной группы, что подтверждено повторным проведением диагностики на контрольном этапе. Следовательно, комплекс прогулок- наблюдений, направленных на эстетическое развитие детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой является эффективным.
Таким образом, полученные результаты констатирующего этапа эксперимента подтвердили, что эстетическое развитие детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой будет более эффективным в случае соблюдения следующих условий:
- планово проводить прогулки-наблюдения с детьми среднего дошкольного возраста по ознакомлению с эстетической составляющей природы, согласуя её с интересами, развитием и возрастом детей;
- дидактически соответствующим образом подбирать материал об эстетической составляющей природы;
- поддержание эмоциональной настроенности и положительного мотива у детей к ознакомлению с эстетической составляющей природы.
Поставленная цель и задачи исследования реализованы, а выдвинутая гипотеза доказана.
1. Аристовский, Т. В. Экологические представления о живой природе [Текст]: учебное пособие / Т.В. Аристовский, И.Д. Зверева, З.П. Плохий. - М.: Наука, 2013. - 634 с.
2. Бондаренко, В.Д. Культура общения с природой [Текст]: методическое пособие / В.Д. Бондаренко. - М.: Агропромиздат, 1987. - 174 с.
3. Букин, А.П. В дружбе с людьми и природой[Текст]: книга для учителя / А.П. Букин. - М.: Просвещение, 1991. - 159 с.
4. Веретенникова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой [Текст]: методическое пособие / С.А. Веретенникова. - М.: Просвещение, 2011. - 345 с.
5. Выготский, Л.С. Психология [Текст]: учебник / Л.С. Выготский. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2004. - 308 с.
6. Глазачев, С. Н. Воспитание положительного отношения к природе [Текст] / С.Н. Глазачев // Дошкольное воспитание. - 2012. - №5. - С.45- 69.
7. Гудошникова, Н.М. Удивительный мир природы [Текст] / Н.М. Гудошникова // Начальная школа плюс до и после. - 2009. - №2. -С. 42-44.
8. Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников [Текст]: методическое пособие / Л.И. Егоренков. - М.: Просвещение, 2000. - 126 с.
9. Запорожец, И.Д. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника [Текст]: методическое пособие / И.Д. Запорожец. - М., 1985. - 186 с.
10. Зенина, Т. Наблюдаем, познаем, любим [Текст] / Т. Зенина. // Дошкольное воспитание. 2003. - № 7. - С. 31-34.
11. Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду [Текст]: методическое пособие / А.И. Иванова. - М.: Сфера, 2004. - 56 с.
12. Иванова, Н.Н. Описание экскурсии "Путешествие в осенний лес"
[Текст] / Н.Н. Иванова // Дошкольная педагогика. - 2013. - № 7. - С. 11-13.
13. Каменева, Л.А. Как знакомить дошкольников с природой [Текст]: методическое пособие / Л.А. Каменева. - М.: Академия, - 2005. - 232 с.
14. Карпова, Ю.В. Проект обустройства и озеленения детского сада "Красота спасет мир" [Текст] / Ю.В. Карпова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2013. - № 8. - С. 37-39.
15. Кирике, Г. Ребёнок и природа [Текст] / Г. Кирике // Дошкольное воспитание, 2015. - № 7. - С. 24-29.
16. Ковалев, А.Г. Воспитание чувств [Текст]: методическое пособие / А.Г. Ковалев. - М.: Академия, - 2001. - 94 с.
17. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов средних, педагогических учебных заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 416 с.
18. Культурология [Текст] / Под ред. А.А. Радугин. — М.: Центр, 2001. - 304 с.
19. Кушаев, Н.А. Основы эстетического воспитания [Текст]: методическое пособие / Н.А. Кушаев. - М.: Просвещение, - 1986. - 240 с.
20. Ладутько, Л.К. Ребенок познает мир природы [Текст]: методическое пособие / Л.К. Ладутько. - Минск: Технопринт, 2015. - 228 с.
21. Лихачев, Б.Т. Педагогика [Текст] / учебное пособие / Б.Т. Лихачев. - М.: Юрайт, 1998. - 464 с.
22. Лучич, М. В. Детям о природе [Текст]: книга для воспитателей детского сада / М.В. Лучич. - М.: Просвещение, 1973. - 143 с.
23. Лучич, М. В. Прогулки с детьми в природу [Текст]: книга для воспитателей детского сада / М.В. Лучич. - М.: Просвещение, 1989. - 144 с.
24. Любимова, Ю.С. Диагностика эстетической воспитанности учащихся начальных классов [Текст] / Ю. С. Любимова // Пачатковая школа. -2016. - № 9. - С. 60-64.
25. Макарова, Л.М. Экологическая психология и педагогика [Текст]: учебное пособие / Л.М. Макарова. - Самара, 2014. - 123 с.
26. Маневцова, Л.Н. Ребенок познает мир природы [Текст] / Л.Н. Маневцова // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 2. - С. 17-19.
27. Марковская, М.М. Уголок природы в детском саду [Текст]: методическое пособие / М.М. Марковская. - М., 1987. - 192 с.
28. Методика ознакомления детей с природой в детском саду [Текст]:
методическое пособие / Под ред. П.Г. Саморуковой. - М.:Просвещение, 2004. - 263 с.
29. Муратова, Г.Б. "Там, на неведомых дорожках". Туристический поход по территории детского сада [Текст] / Г.Б. Муратова// Дошкольная педагогика. - 2015. - № 3. - С. 45-47.
30. Неменский, Б.М. Мудрость красоты [Текст]: методическое пособие / Б.М. Неменский. - М.: Просвещение, 2006 - 192 с.
31. Николаева, С.Н. Теория и методика эстетического образования детей [Текст]: учебное пособие / С.Н. Николаева. - М.: Академия, 2007. - 336 с.
32. Николаева, С. Н. Общение с природой начинается с детства [Текст]: методическое пособие / С.Н. Николаева. - Пермь, 1992. - 234 с.
33. Новиков, Ю.В. Природа и человек [Текст]: методическое пособие / Ю.В. Новиков. - М.: Просвещение, 1991. - 223 с.
34. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Под ред. М.М. Бим-Бад. - М. : Большая Российская энциклопедия, 2008. - 528 с.
35. Попелыш, Н.Ю. Программа "Совенок. Лучший друг природы" [Текст] / Н.Ю. Попелыш // Современный детский сад. - 2014. - № 8. - С. 20-23.
36. Рукавицын, М.М. Эстетическое воспитание детей [Текст]: методическое пособие / М.М. Рукавицын. - М.: Знание, - 2002. - 432 с.
37. Саморукова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой [Текст]: методическое пособие / С.А. Саморукова. - М., 2008. - 56 с.
38. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст]: учебное пособие / В.А. Сластенин. - М.: Академия, 2002. - 340 с.
39. Тимошенко, Т.В. Технология формирования социальных эмоций у дошкольников в процессе ознакомления с живой природой [Текст]/ Т.В. Тимошенко // Современный детский сад. - 2014. - № 8. - С. 31-36.
40. Тисленкова, И.А. Эстетическое воспитание в средней школе. Материалы для занятий и общешкольные мероприятия для учащихся 9¬11 классов [Текст]: методическое пособие / И.А. Тисленкова. - М.: Учитель, 2007. - 240 с.
41. Туловьева, А. С душой к природе [Текст] / А. Туловьева // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 8. - С. 28-30.
42. Удальцов, Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников [Текст]: методическое пособие / Е.И. Удальцова. - М., 1986. - 186 с.
43. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения [Текст]: методическое пособие / К.Д. Ушинский. - М., 1974. - 287 с.
44. Ушкова, Н.В. Размышление об эстетическом воспитании [Текст] / Н.В. Ушкова // Молодой ученый. - 2012. - №10. - С. 392-394.
45. Фокина, В.Г. Эстетическое воспитание дошкольников средствами природы [Текст] / В.Г. Фокина // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2011. - № 9. - С. 108-113.
46. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 года № 1155, зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2013 № 30384.
47. Экологическое воспитание дошкольников [Текст]: учебное пособие
/ Под ред. И. Г. Суравегиной. - Пермь, 2012. - 328 с.
48.Экологическое и эстетическое воспитание детей [Текст] / Под редакцией Л.П. Песко. - М., 1984. - 223 с.