ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ОСУЖДЕННЫХ К
ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ 6
1.1. Права осужденных к лишению свободы как объект защиты 6
1.2. Понятие и особенности защиты прав осужденных к лишению
свободы 13
1.3. Источники правового регулирования защиты прав осужденных
к лишению свободы 20
2. ФОРМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ
СВОБОДЫ 26
2.1. Формы защиты прав осужденных к лишению свободы на
внутригосударственном уровне 26
2.2. Формы защиты прав осужденных к лишению свободы на
международном уровне 33
АНАЛИЗ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ 42
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
Актуальность исследования защиты прав осужденных к лишению свободы обусловлена следующими обстоятельствами.
Одним из основных признаков правового государства является его способность обеспечить соблюдение прав и свобод своих граждан, в том числе и осужденных. В рамках этой задачи в России происходят процессы гуманизации уголовно-исполнительной политики, реформирования пенитенциарной системы, уголовного и уголовно-исполнительного законодательства. Г осударство отказывается от чрезмерной репрессивности в сфере исполнения наказаний и одновременно усиливает защитную и охранительную составляющие в деятельности своих органов. Активизация этих процессов во многом обусловлена вступлением России в Совет Европы и принятием ею на себя обязательств, в том числе, по приведению своего пенитенциарного законодательства и практики исполнения наказаний в соответствие с международными стандартами, поскольку вопросам соблюдения прав осужденных странами Евросоюза уделяется самое пристальное внимание. В то же время, процесс вхождения российской уголовно-исполнительной системы (УИС) в ряд наиболее развитых в гуманитарном отношении аналогичных систем других стран связан с наличием определенных трудностей и, в том числе, экономического характера.
В силу специфики правоотношений, возникающих в процессе исполнения уголовных наказаний, правового и социального статуса осужденные относятся к одной из наименее защищенных категорий граждан с точки зрения наличия возможностей самостоятельно отстаивать свои права и свободы. Это является одной из причин, по которой нарушения их прав в местах лишения свободы продолжают оставаться достаточно распространенными. Однако, имеется и ряд других обстоятельств, негативно влияющих на обеспечение законности в местах лишения свободы. К ним, прежде всего, следует отнести недостаточный уровень правовой грамотности осужденных, который является одним из важных условий для эффективной защиты и восстановления ими своих прав и свобод. Кроме того, осужденные не только сами плохо осведомлены о широком комплексе предоставляемых им международно-правовыми актами, уголовно-исполнительным и иным законодательством прав, свобод и законных интересов, но и не всегда надлежащим образом информируются об этом администрацией исправительного учреждения. Не менее важными проблемами остаются противоречия в отраслевом и смежном законодательстве, затрагивающем правовой статус осужденных, недостатки в организации контроля и надзора за законностью исполнения уголовных наказаний и др.
Таким образом, тема дипломного исследования является актуальной.
Объектом исследования являются уголовно-исполнительные правоотношения, складывающиеся по поводу защиты прав осужденных к лишению свободы.
Предмет исследования составляют правовые нормы, регулирующие названные отношения, и практика их применения.
Целью работы является анализ правового регулирования защиты прав осужденных к лишению свободы, выявление проблем этого регулирования и разработка направленных на их разрешение предложений по совершенствованию законодательства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• рассмотреть права осужденных к лишению свободы, как объект правовой защиты;
• сформулировать понятие и выявить особенности защиты прав осужденных к лишению свободы;
• охарактеризовать международные и внутригосударственные источники правового регулирования защиты прав осужденных к лишению свободы;
• исследовать внутригосударственные и международные формы защиты прав осужденных к лишению свободы;
...
По результатам дипломного исследования можно сделать следующие выводы и предложения.
Основу правового статуса осужденных к лишению свободы составляют права, предусмотренные статями 12-15 УИК РФ. Эти права называют основными правами осужденных. В данной работе именно эти права рассмотрены как объекты нарушения и защиты.
Защита прав осужденных к лишению свободы - это совокупность предусмотренных международными и внутригосударственными актами мер, направленных на восстановление нарушенного права. Это правомерная реакция на негативную реализацию права, когда нормальная реализация прервана правонарушением.
Механизм применения этих мер, т.е. механизм защиты прав осужденных к лишению свободы, можно определить как систему закрепленных законом направлений, способов и средств, применяемых субъектами правозащитной деятельности в установленных формах, в целях оказания помощи, по восстановлению нарушенного права осужденного к лишению свободы лица.
К особенностям защиты прав осужденных к лишению свободы можно отнести: во-первых, большую легкость и латентность нарушения их прав по сравнению с обычными гражданами; во-вторых, практическую невозможность самозащиты нарушенных прав и объективную затруднительность их опосредованной защиты в условиях изоляции от общества; в-третьих, традиционно существует проблема законности действий персонала колоний, например, в сфере дисциплинарной политики, применения мер безопасности, представления к досрочному освобождению и в других сферах при наличии возможности придать нарушению прав осужденных видимость правомерности; в-четвертых, для обеспечения конституционно гарантированного равенства с учетом вышеназванных правозащитных препятствий необходимы дополнительные специальные методы, способы и средства для осуществления эффективной защиты нарушенных прав осужденных к лишению свободы.
Как уже было отмечено, защита прав осужденных к лишению свободы осуществляется в определенных формах, что предполагает организованность деятельности по обеспечению правовой защиты. Формы защиты прав осужденных к лишению свободы - это правомерная упорядоченная систематически осуществляемая деятельность внутригосударственных и международных компетентных органов и иных субъектов, направленная на устранение препятствий, возникших в процессе реализации права, на восстановление нарушенного права.
Формы защиты делятся традиционно на юрисдикционные и неюрисдикционные. Юрисдикционные формы - это правозащитная деятельность суда или других компетентных государственных органов. Неюрисдикционные формы защиты - это самозащита и правозащитная деятельность негосударственных субъектов, например, многочисленных неправительственных организаций.
На внутригосударственном уровне - это регулируемая на межотраслевом уровне деятельность по обеспечению правовой защиты осужденных к лишению свободы, осуществляемая, в первую очередь, посредством применяемых во взаимосвязи друг с другом различных форм контроля (надзора): президентский контроль; конституционный контроль; судебный контроль; парламентский контроль; прокурорский надзор; административный контроль; ведомственный контроль; контроль уполномоченного по правам человека; общественный контроль.
Международные формы защиты носят субсидиарный характер, применяются после исчерпания возможностей внутригосударственной защиты, при их недостаточности.
...
Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (в ред. от 21 июля 2014) // Российская газета. 1993. 25 дек.
Всеобщая декларация прав человека (принята Г енеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948) // Российская газета. 1995. 05 апр.
Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят 16 декабря 1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. №12
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Принят 16 декабря 1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. №12
Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (Заключена 10 декабря 1984) // Ведомости ВС СССР. 1987. №45.
Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04 ноября 1950) (с изм. от 13 мая 2004) (вместе с Протоколом № 1) (Подписан в г. Париже 20 марта 1952) // Собрание законодательства РФ. 2001. 8 янв.
Минимальные стандартные Правила обращения с заключенными (Приняты в г. Женеве 30 августа 1955) // Юридическая литература. 1990. С. 290 - 311.
Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (Принят 17 декабря 1979 Резолюцией 34/169 на 106-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Юридическая литература.1990. С. 319 - 325.
Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 № 1-ФКЗ (ред. от 31 января 2016) «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // Российская газета. 1997. 4 мар.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 № 63-ФЗ (ред. от 07 июня 2017) // Российская газета. 1996. 18 июн.
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации №1-ФЗ (в ред. от 28 мая 2017) // Российская газета. 1997. 16 янв.
Федеральный закон от 17 января 1992 № 2202-1 (ред. от 07 марта 2017) «О прокуратуре Российской Федерации» // Российская газета. 1992. 18 фев.
Федеральный закон от 31 мая 2002 № 62-ФЗ (ред. от 01 мая 2016) «О гражданстве Российской Федерации» // Российская газета. 2002. 5 июн.
Федеральный закон от 10 июня 2008 № 76-ФЗ (ред. от 07 июня 2017) «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» // Собрание законодательства РФ.2008. 16 июн.
Федеральный закон от 31 мая 2002 № 63-ФЗ (ред. от 02 июня 2016) «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // Российская газета. 2002. 5 июн.
Закон РФ от 21 июля 1993 № 5473-1 (ред. от 28 декабря 2016) «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. 19 авг.
Приказ ФСИН РФ от 28 ноября 2008 № 652 «Об утверждении Положения о порядке посещения учреждений уголовно-исполнительной системы членами общественных наблюдательных комиссий» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2009. 26 янв.
Приказ Минюста России от 06 октября 2006 № 311 (ред. от 15 августа
2016) «Об утверждении Правил внутреннего распорядка воспитательных
колоний уголовно-исполнительной системы» // Российская газета. 2006. 18 окт.
... всего 51 источник