ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ, КАК ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ
ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ
РОДИТЕЛЕЙ 6
2. ПОРЯДОК И ПОСЛЕДСТВИЯ ПЕРЕДАЧИ РЕБЕНКА В
ПРИЕМНУЮ СЕМЬЮ
10
2.1. Порядок передачи ребенка в приемную семью 10
2.2. Правовое регулирование социальных
выплат 15
2.3. Ответственность приемных
родителей 19
АНАЛИЗ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ
ПРАКТИКИ 23
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
Более 58-и тысяч детей находятся на попечении у государства, с каждым годом это число заметно снижается, но тема не перестает быть актуальной. Дело в том, что доминирующий природный инстинкт непрошедший должного эволюционного развития и низкий порог моральнонравственных качеств обусловленный рядом факторов в том числе и экономическим вызывает всплеск количества детей оставшихся без попечения родителей.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 06 февраля 2016 №85 «О Координационном совете при Правительстве Российской Федерации по реализации Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» 1 основными задачами политики нашего государства являются пропаганда семейного благополучия и традиционных семейных ценностей, укрепление института семьи и брака.
На сегодняшний день перед нами стоит задача формирования для детей, оказавшихся на попечении у государства, условий для их дальнейшего развития и социальной адаптации. Как можно заметить выпускники из детских домов социально дезадаптированные, они не владеют навыками необходимыми им в «реальном» мире, теми навыками, которые могут быть получены только в том случаи если воспитание детей производится в семье. Наша задача помочь детям в их конституционном праве на семью.
Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием от 12 декабря 1993 года ( в ред. от 21.07.2014 г. ).2 Материнство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации). Принцип особой государственной защиты прав ребенка закреплен в преамбуле Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»3, согласно которой государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе.
Вопросы защиты семьи, материнства, отцовства и детства, а также вопросы социальной защиты являются предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72 Конституции Российской Федерации). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).4
Объектом дипломной работы является отношения по устройству детей, оставшихся без попечения родителей. Предметом следует считать нормы семейного законодательства, регулирующие устройство, воспитание и содержание детей в приемных семьях и практика их применения.
Целью дипломной работы является комплексный анализ института приемной семьи, как формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.
...
Подводя итоги дипломной работы хочется отметить, что данная тема не так широко освещена и доступна, как например бракоразводные процессы, алиментные обязательства, вступление в брак.
Изначально, формами воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являлись усыновление и опека, СК РФ закрепил такое понятие как приемная семья.
Приемная семья - это форма воспитания детей оставшихся без попечения родителей, государство должно приложить все усилия для комфортного существования будущего страны, у них нет более надежного защитника.
В силу ст. 151 СК РФ приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью, заключаемого между органом опеки и попечительства и приемными родителями. Примерная форма и содержание договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью установлены Положением о приемной семье.
Договор о передаче ребёнка в приёмную семью представляет собой совместную договорённость сторон (родителя-воспитателя и органа опеки и попечительства), выражающую их общую волю на установление прав и обязанностей в отношении друг друга, возникающих в связи с передачей ребёнка, лишившегося родительского попечения, в семью, а также последующего его воспитания, образования и материального обеспечения ответственным лицом - приёмным родителем.
Договор о передаче ребёнка в приёмную семью прекращает своё действие в силу: а) достижения приёмным ребёнком восемнадцати лет; б) вступления несовершеннолетнего в брак до наступления совершеннолетия; в) эмансипации несовершеннолетнего; г) истечения срока действия договора (п. 1 ст. 151 СК РФ); д) смерти приёмного родителя, объявление его умершим или безвестно отсутствующим; е) смерти воспитанника. Договор может быть расторгнут досрочно по инициативе приемных родителей при наличии уважительных причин (болезни, изменений семейного или имущественного положения, отсутствия взаимопонимания с ребенком (детьми), конфликтных отношений между детьми и других), а также по инициативе органа опеки и попечительства в случае возникновения в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребенка (детей), или в случае возвращения ребенка (детей) родителям, или в случае усыновления ребенка (детей).
Оценка условий содержания приемного ребенка, проверка исполнений опекунами их прямых обязанностей по защите интересов подопечного и его прав осуществляется путем:
• посещения ребенка по месту жительства
• направления запросов в медицинские, образовательные и другие организации по месту пребывания ребенка.
• личное общение с приемным ребенком
• общение с людьми которые его окружают (приемные родители другие члены семьи)
Однажды данное социальное явление уже прекращало свое существование, не стоит допускать это снова. Число приемных семей растет и на 2015 год по России насчитывается 87 060 семей, которые взяли на себя обязательства по воспитанию, развитию и обучению детей по каким либо причинам оставшихся без родительской опеки, в свердловской области опекунами стали по данным на 2015 год 2 189 семей, по сравнению с прошлым годом когда эта цифра составляла 2 160 семей.
В результате исследования была выделена следующая проблема, часто причиной устройства детей в приемную семью являются корыстные мотивы, а именно получение денежных средств от государства по договору о приемной семье.
Об этой проблеме уже ведутся рассуждения в государственной думе. Депутаты предлагают передавать детей только родственникам и только родственники могут выступать в качестве приемных родителей.
Произошло разделение голосов, одни за этот законопроект другие разумеется против. В качестве аргумента против они рассматривают такую позицию, что это подрывает авторитет порядочных не корыстных приемных семей.
...
Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (в ред. от 21.07.2014 г.) // Российская газета 1993. 25 дек.
Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (ред. от 28.03.2017 г.) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 1. Ст. 16.
Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30 ноября 1994 № 51-ФЗ (ред. от 28.03.2017г.) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 № 174-ФЗ (ред. от 17.04.2017) // Парламентская газета. 2001. № 241-242.
Федеральный закон от 24 апреля 2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (ред. от 28.11.2015) // Собрание законодательства РФ. 2008. № 17. Ст. 1755.
Федеральный закон от 19 мая 1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (ред. от 28.03.2017) // Собрание законодательства РФ.1995. № 21. Ст. 1929.
Постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» (ред. от 10.09.2015) // Собрание
законодательства РФ. 2009. № 21. Ст. 2572.
Постановление Правительства РФ от 19 мая 2009 № 432 «О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации» (ред. от 10.02.2014) // Собрание законодательства РФ. 2009. № 21. Ст. 2581.
Постановление Правительства РФ от 06 февраля 2016 №85 «О Координационном совете при Правительстве Российской Федерации по реализации Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства РФ. 2016 №7. Ст. 995.
Закон Свердловской области от 19 ноября 2008 № 107-ОЗ «О денежных средствах на содержание ребенка, находящегося под опекой или попечительством» // Областная газета. 2008. № 366-367.
Указ Президента Российской Федерации от 01 июня 2012 №761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» Собрание законодательства РФ. 2012. № 23.
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 31.08. 2016 г. по делу № 33-14414/2016 // URL: http:// www.consultant.ru /cons/cgi/online.cgi?req= doc & base = RASVR & n = 89172 & dst = 0 & profile = 0&mb = ARB & div = ARB & BASENODE = 2556475799 -1940428056 & SORTTYPE = 0 & rnd = 261745. 1898524238 & SEM = - & ts = 003643260120239782 & 73 = %7C30765#0 (дата обращения 20.05.2017г.)
Апелляционное определение Московского областного суда от 08.06.2015 г. по делу № 33-13137 // URL: http: //www.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi req = doc & base = RAMSMARB & n = 900811 & dst = 0 & profile = 0 & mb = ARB & div = ARB & BASENODE = 25564757992904155219 & SORTTYPE = 0 & rnd = 261745.167173068 & SEM = -& ts = 003643260120239782 & 73 = %7C30765#0 (дата обращения 20.05.2017г.)
Апелляционное определение Московского областного суда от 26.04. 2017г. № 33-16124/2017// URL: http:// www.
consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req = doc & base = SOJ & n = 1922467 & dst = 0 & profile = 0 & mb = ARB & div = ARB & BASENODE = 2556475799 - 3222513132&SORTTYPE = 0&rnd = 263249.17529612 & SEM = - & ts = 0018139450242348287 & 73 = % 7C30764 # 0 (дата обращения 16.06.017г.)
Апелляционное определение от 11.05.2017 г. по делу № 33-3249/2017 // URL: http://sudact.ru/regular/doc/j4QhBu8iXpdw/ (дата обращения 16.06.017г.)
Решение от 26.04.2017г. по делу № 2-2177/2017 // URL:
http://sudact.ru/regular/doc/utt8qyeq4eVQ/ (дата обращения 16.06.017г.)
Решение от 12.05.2017г. по делу № 2-913/2017 // URL:
http://sudact.ru/regular/doc/cT8pcCZlrd68/ (дата обращения 16.06.017г.)
Решение от 30.05.2017 г. по делу № 2-6486/2016. URL: http:// sudact.ru / regular / doc / mz2F1WV2gQ11 / (дата обращения 16.06.2017г.)
... всего 51 источник