Введение 4
Глава 1. Теоретические основы воспитания звуковой культуры
речи в процессе театрализованной деятельности старших дошкольников 8
1.1. Понятие «звуковая культура речи», его значение для общего и
речевого развития детей 8
1.2. Методика работы по воспитанию звуковой культуры речи детей в
дошкольном образовательном учреждении 14
1.3. Театрализованная деятельность, ее организация с детьми старшего
дошкольного возраста 20
Выводы по первой главе 26
Глава 2. Экспериментальное исследование по выявлению влияния театрализованной деятельности на воспитание звуковой культуры речи старших дошкольников 28
2.1. Исследование уровня развития звуковой культуры речи старших
дошкольников 28
2.2. Реализация комплекса театрализованной деятельности,
направленного на воспитание звуковой культуры речи 37
2.3. Анализ результатов исследования 49
Выводы по второй главе 58
Заключение 60
Список использованной литературы 63
Воспитание звуковой культуры речи - одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для ее решения. Систематическая работа над развитием звуковой культуры речи помогает ребенку формировать и совершенствовать фонетико-фонематические процессы в речевом развитии, которые способствуют овладению родным языком, и в дальнейшем успешному обучению в школе. Поэтому воспитание звуковой культуры речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.
Владение культурой речи позволяет человеку корректно изъясняться, с учетом определенных условий, цели разговора, а также использовать все языковые средства (интонацию, лексику, грамматику). Звуковая культура речи составляет общее умение общаться друг с другом.
В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Дошкольного Образования образовательная область «Речевое развитие» включает в себя - овладение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха и т.д. Работа по формированию звуковой культуры речи проводится на занятиях, включается в режимные моменты (различные игры, упражнения в игровой форме и др.).
Звуковая культура речи предполагает отбор языковых средств, соответствующих условиям и задачам общения. Исследования отечественных психологов и психолингвистов, таких, как Л.С. Выготского, И.А. Зимней, Ф.А. Сохиной, О.С. Ушаковой, и др. [7; 13; 30; 42] указывают на то, что это качество обязательно должно соотноситься с функциональным стилем, пониманием ситуации, чтобы при выборе слов и выражений учитывать специфику условий речи.
Вопросами воспитания звуковой культуры речи занимались М.М. Алексеева, А.М. Бородич, Ф.Г. Даскалова, А.М. Леушина, Г.М. Лямлина, А.И. Максаков и др. [1; 6; 11; 17; 19; 20], которые указывают на то, что привычку к выразительной публичной речи можно воспитывать только путем привлечения ребенка к выступлениям перед аудиторией. Огромную помощь в этом может оказать театрализованная деятельность, которая является интересным, понятным и доступным для детей видом деятельности, что обусловливает практическую значимость выбранной темы.
Основными средствами воспитания культуры речи являются дидактические игры, игровые упражнения с включением речевого материала: чистоговорки, скороговорки, поговорки, потешки, стихи, пословицы,загадки, рассказы в соответствии с программным содержанием по родному языку, театрализованная деятельность.
И.А. Агапова, Л.Л. Муравьева, С.П. Откидач, М.И. Родина, Е.А. Флерина и др.[2; 22; 24; 31; 47] одним из важнейших средств развития звуковой культуры речи называют театрализованную деятельность. По их мнению, театрализованная деятельность имеет социальную направленность, игровую природу и универсальность, а также обладает коррекционными возможностями, направленными на воспитание звуковой культуры речи ребенка через знакомство с ярким выразительным народным языком, знакомство с новыми словами и выражениями. Это обусловливает актуальность темы исследования «Театрализованная деятельность, как средство воспитания звуковой культуры речи старших дошкольников.
Цель: является определение эффективности театрализованной деятельности в воспитании звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: образовательный процесс, направленный на воспитание звуковой культуры речи старших дошкольников.
Предмет исследования: процесс воспитания звуковой культуры речи старших дошкольников в театрализованной деятельности.
Гипотеза: театрализованная деятельность будет эффективной в процессе воспитания звуковой культуры речи старших дошкольников.
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему воспитания звуковой культуры речи в процессе театрализованной деятельности старших дошкольников.
2. Выявить уровень развития звуковой культуры речи старших дошкольников.
3. Разработать комплекс мероприятий в театрализованной деятельности, неправленый на воспитание звуковой культуры речи старших дошкольников и внедрить его в образовательный процесс дошкольного учреждения.
4. Проверить эффективность комплекса мероприятий по театрализованной деятельности в воспитании звуковой культуры речи старших дошкольников.
Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, эксперимент, наблюдение за детьми, анализ продуктов деятельности детей, количественная и качественная обработка данных.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный в ходе исследования комплекс мероприятий может быть использован воспитателями дошкольных учреждений в практической деятельности с целью воспитания звуковой культуры речи старших дошкольников.
Экспериментальная база: исследование проводилось на базе МБДОУ детский сад № 2 «Ландыш» структурное подразделение детский сад №1 «Огонек», с. Советское, Советского района, Алтайского края. В эксперименте приняли участие 40 детей , 2 группы старших дошкольников: группа № 6, группа № 2.
Апробация работы: материалы исследования апробированы в виде статьи посредством участия в Международной онлайн - конференции в июне 2018 года. Номер свидетельства 472338.1 Центр Научного Сотрудничества г. Чебоксары.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.
Во введении определены практическая значимость и актуальность темы, сформулированы цели и задачи дипломной работы, определен предмет и объект исследования.
В первой главе раскрыты теоретические основы воспитания звуковой культуры речи в процессе театрализованной деятельности.
Во второй главе описано экспериментальное исследование по выявлению эффективности театрализованной деятельности на воспитание звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста.
В заключении сделаны выводы по воспитанию звуковой культуры речи в процессе театрализованной деятельности.
Список литературы составил 51 источник.
В приложении представлены критерии развития звуковой культуры речи, диагностики для определения уровней ее развития, протоколы исследования на констатирующем и контрольном этапах, конспекты мероприятий с использованием театрализованной деятельности.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что звуковая культура речи включает в себя произносительные качества, элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп и др.), двигательные средства выразительности (мимика, жесты), элементы культуры речевого общения.
Методика работы по воспитанию звуковой культуры речи направлена на воспитание речевого слуха детей, его основных компонентов; формирование произносительной стороны речи; развитие произношения слов согласно нормам орфоэпии русского литературного языка; воспитание интонационной выразительности речи. В данной работе используются разнообразные формы, методы, приемы и средства: дидактические игры, подвижные или хороводные игры с текстом, сюжетные игры, упражнения с включением речевого материала, дидактические рассказы с включением учебных задании детям, метод упражнений, занятия по пересказу, заучиванию стихотворений, использование театрализованной деятельности и т.п.
Театрализованная деятельность - это творческая деятельность ребёнка, связанная с моделированием образов, отношений, с использованием различных выразительных средств: мимики, жестов, пантомимики. Она решает задачи педагогического характера: воспитание звуковой культуры речи ребенка, интеллектуальное и художественно-эстетическое воспитание. В театрализованной деятельности можно использовать следующие виды игр: игры в кукольный театр; игры-драматизации; игры-спектакли; театрализованное действие, занятие-игра, театрализованный рассказ, викторина-развлечение.
Экспериментальная работа была организована на базе МБДОУ детский сад №2 «Ландыш» структурное подразделение детский сад № 1 «Огонек», с. Советское, Советского района, Алтайского края. В эксперименте приняли участие 40 детей старшего дошкольного возраста, контрольной и экспериментальной групп.
На констатирующем этапе результаты исследования показали, что в большинство детей старшего дошкольного возраста имеют средний или низкий уровень развития звуковой культуры речи, что не соответствует возрастным особенностям и программным требованиям. Многие старшие дошкольники имеют недостаточный уровень развития звукопроизношения, низкую сформированность интонационной выразительности и навыков речевого общения, что приводит к низкому общему уровню развития звуковой культуры речи.
В ходе формирующего этапа была создана предметно-развивающая среда, способствующая развитию звуковой культуры речи старших дошкольников. Была разработана и внедрена в образовательный процесс дошкольного учреждения серия мероприятий, с использованием театрализованной деятельности, направленных на развитие звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста. Все мероприятия были направлены на развитие слухового восприятия и фонематического слуха, способствовали повышению уровня звукопроизношения и интонационной выразительности речи, развивали речевое общение и воспитывали культуру общения.
На контрольном этапе была сделана повторная диагностика, результаты которой показали, что в экспериментальной группе высокий уровень звуковой культуры речи вырос на 5 % , средний уровень вырос на 15 %, и соответственно уменьшился низкий уровень на 20 % . Это указывает на то, что после проведения комплекса занятий дети экспериментальной группы стали на более высоком уровне дифференцировать звуки, произносить звуки в звукосочетаниях и словах, воспроизводить интонационные конструкции, воспроизводить темп речи. Дошкольники стали охотнее вступать в общение с детьми и взрослыми, поддерживать разговор на знакомую тему, вежливо обращаться ко взрослым и сверстникам, выслушивать собеседника, выступать перед аудиторией, прислушиваться к замечаниям и исправлять их. Можно утверждать, что занятия с использованием театрализованной деятельности повышают уровень развития звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста.
Следовательно, цель исследования достигнута, а гипотеза подтверждена.
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: пособие для студентов пед. ун-тов / М.М. Алексеева,B. И. Яшина. - М.: Просвещение, 2009. - 258 с.
2. Агапова, И.А. Театральные занятия и игры в детском саду [Текст]: пособие для воспитателей дошкольных учр-й. / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. - М.: Аркти, 2012. - 143 с.
3. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников [Текст]: книга для воспитателей детского сада. / Л.В. Артемова. - М.: Просвещение, 2001. -127 с.
4. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика. [Текст]: пособие для студентов пед. ун-тов / Л.Р. Болотина. - М.: Академия, 2009. - 232с.
5. Большакова, С.Е. Работа логопеда с дошкольниками, игры и упражнения [Текст]: книга для воспитателей детского сада. /C. Е. Большакова. - М.: АПО, 2009. - 417с.
6. Бородич, А.М. Методика развития речи детей. [Электронный ресурс]: пособие для воспитателей детского сада / А.М. Бородич. - М.: Просвещение, 2011. - 255с. - Режим доступа. - http://pedlib.ru/Books/5/ 0174/5_0174- 162.shtml
7. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст]: пособие для студентов пед. ун-тов / Л.С. Выготский. - М.: АСТ ПРЕСС, 2009. - 672 с.
8. Гербова, В. Занятия по развитию речи в средней группе [Текст]: пособие для воспитателей детского сада / В. Гербова. // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 3. - С. 78-80.
9. Горшкова, Е. Учите детей общаться [Текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Е. Горшкова. // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 12. - С. 91-93.
10. ДавыДович, Л. Правильно ли говорит ваш ребёнок [Текст] / Л. Давыдович // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 8. - С. 35-37.
11. Даскалова, Ф.Г. Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста как объект воздействия при обучении родному языку в детском саду [Текст]: Педагогические условия формирования социальной активности у детей дошкольного возраста / Ф.Г. Даскалова. - М.: Просвещение, 2009. - 145 с.
12. Занятия по развитию речи в детском саду [Текст]: книга для воспитателей детского сада / Под ред. О.С. Ушаковой. - М.: Современность,2009. - 363 с.
13. Зимняя, И.А. Психология обучения народному языку [Текст]: пособие для студентов пед. ун-тов / И.А. Зимняя. — М.: Русский язык, 1999.- 334 с.
14. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст]: пособие для студентов пед. ун-тов / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2008. - 416 с.
15. Колодяжная, Т.П. Речевое развитие ребенка в детском саду: новые подходы [Текст]: методические рекомендации для руководителей и воспитателей ДОУ. / Т.П. Колодяжная, Л.А. Колунова. - Ростов - н/Д: Учитель, 2008. - 132 с.
16. Короткова, Э.Л. Обеспечение речевой практики при взаимосвязи работы над развитием диалогической и монологической речи [Текст]: хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Э.Л. Короткова и др. Сост. М.М. Алексеева. - М.: Академия, 2009.- 345 с.
17. Леушина, А.М. Развитие связной речи у дошкольника [Текст]: пособие для студентов пед. ун-тов / А.М. Леушина. - М.: Просвещение, 2006.- 312 с.
18. Лурия, А.Р. Язык и сознание [Текст]: пособие для студентов пед. ун-тов / А.Р. Лурия - М.: Издательство московского университета, 1998. - 379 с.
19. Лямина, Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Г.М. Лямина и др. Сост. М.М. Алексеева. - М.: Академия, 2011. - 321 с.
20. Максаков, А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников [Электронный ресурс]: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / А.И. Максаков. - М.: Мозаика-Синтез, 2009. - 64 с. - Режим доступа. - http://pedlib.rU/Books/2/0167/2-0167-1.shtml
21. Мингулина, М.П. Формирование звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ с учетом ФГОС [Электронный ресурс] / М.П. Мингулина. // «Открытый урок. 1 сентября». - Режим доступа. - Ы1р://открытыйурок.рф/статьи/66П55/
22. Муравьева, Л.Л. Игры с элементами театрализации для детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]: Методические рекомендации и игры / Л.Л. Муравьева. // Дошколенок.ру. - Режим доступа. - https://dohcolonoc.ru/utrennici/1052-igry-s-elementami-teatralizatsii-dlya-detej-doshkolnogo-vozrasta.html
23. Основы теории речевой деятельности [Текст]: пособие для студентов пед. ун-тов / Под ред. А.А. Леонтьева. — М.: Просвещение, 1994. - 148 с.
24. Откидач, С.П. Игра-драматизация как средство речевого развития детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / С.П. Откидач // Логопедический портал. - Режим доступа. - http://logoportal.ru/
25. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 292 с.
26. Придумай слово [Текст]: Речевые игры и упражнения для дошкольников. / под ред. А.К. Бондаренко. - М.: Изд-во ин-та психотерапии, 2011. - 223 с.
27. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст]: методические рекомендации для руководителей и воспитателей ДОУ. // под ред. М.А. Васильевой, В.В, Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.: Просвещение, 2014, —357 с.
28. Программа и методика развития речи детей дошкольного возраста в детском саду [Текст]: методические рекомендации для руководителей и воспитателей ДОУ./ Автор-составитель О.С. Ушакова. - М.: АПО, 2014. - 163 с.
29. Психолого-педагогические вопросы развития речи в детском саду [Текст]: Сб. науч. трудов. Редкол. Ф.А. Сохин. - М.: Просвещение, 1997. - 120 с.
30. Развитие речи детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]: пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 1979. - 223 с. - Режим доступа. - http://pedlib.rU/Books/1/0265/1_0265-44.shtml
31. Родина, М.И. Учебно-методическое пособие по театрализованной деятельности [Текст]: книга для воспитателя детского сада / М.И. Родина, А.И. Буренина. - С-П.: Муз. Палитра, 2008. - 241 с.
32. Рождественский, Н.С. Речевое развитие младших дошкольников. [Текст]: пособие для студентов пед. вузов / Н.С. Рождественский. - М.: Просвещение, 2009. - 371 с.
33. Розмахова, О.Б. Формы, методы и приемы работы по воспитанию звуковой культуры речи [Электронный ресурс] / О.Б. Розмахова. // «Социальная сеть работников образования». - Режим доступа. - https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2013/12/14/formy-metody-i-priyomy-raboty-po-vospitaniyu-zvukovoy-kultury
34. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст]: пособие для студентов пед. университетов / С.Л. Рубинштейн. - М.: Просвещение, 1996. - 379 с.
35. Соловьева, О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду [Текст]: пособие для воспитателя ДОУ / О.И. Соловьева. - М.: Просвещение, 2010. - 175 с.
36. Сорокина, Н.Д. Сценарии театральных кукольных занятий [Текст]: книга для воспитателя ДОУ / Н.Д. Сорокина. - М.: Аркти, 2008. - 274 с.
37. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольников [Текст] / Ф.А. Сохин. // Вопросы психологии. - 1999. - № 3. - С. 21-24.
38. Слатвицкая, О.В. Игра-драматизация - средство развития воображения детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / О.В. Слатвицкая // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - Режим доступа. - http://festival.1september.ru/articles/417258/
39. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников [Текст]: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.А. Стародубова. - М.: Академия, 2008. - 256 с.
40. Султанова, Н.В. Проблема развития звуковой культуры речи в современной практике работы дошкольных учреждений [Электронный ресурс]: статья по логопедии. / Н.В. Сульанова // Социальная сеть работников образования. - Режим доступа. - https://nsportal.ru/detskiy- sad/logopediya/2015/_02/27/doklad=problema-razyitiya-zyukoyoy-kultury-rechi=y-sovremennoy
41. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей [Текст]: книга для воспитателя детского сада и родителей / Е.И. Тихеева. - М.: Просвещение, 2012. - 280 с.
42. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольника [Текст]: пособие для педагогов ДОУ / О.С. Ушакова. - М.: Изд-во института психотерапии, 2008.- 237 с.
43. Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения [Текст]: пособие для студентов пед. ун-тов / К.Д. Ушинский. - М.: Просвещение, 1990. - 437 с.
44. ФГОС в ДОУ «от теории к практике». По программе «От рождения к школе» [Текст] / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - Волгоград: Учитель, 2015. - 415 с.
45. Филичева, Т.Б. Дидактический материал для обследования и формирования речи детей дошкольного возраста [Текст] / Т.Б. Филичева. - М.: Дрофа, 2009. - 234 с.
46. Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Т.Б. Филичева. - М.: Дрофа, 2010. -256 с.
47. Флерина, Е.А. Разговорная речь в детском саду [Текст]: Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Е.А. Флерина и др. Сост. М. М. Алексеева. - М.: Академия, 2009. - 341 с.
48. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения. Практикум по логопедии [Текст]: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец.0308 «Дошк.воспитание». / М.Ф. Фомичева. - М.: Просвещение, 2009. - 239 с.
49. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 1999. - 560 с.
50. Эльконин, Д.Б. Развитие речи. Психология детей дошкольного возраста [Текст]: пособие для студентов пед. ун-тов. / Д.Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 1994. - 279 с.
51. Яшина, В.И. Теория и методика развития речи детей [Электронный ресурс]: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В.И. Яшина, М.М. Алексеева; под общ. ред. В.И. Яшиной. - М.: Академия, 2013. 448 с. - Режим доступа. - http://www.academia-moscow.ru/ftp share/_books/fragments/fragment_22738.pdf