Театрализованная деятельность как средство воспитания звуковой культуры речи старших дошкольников
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы воспитания звуковой культуры
речи в процессе театрализованной деятельности старших дошкольников 8
1.1. Понятие «звуковая культура речи», его значение для общего и
речевого развития детей 8
1.2. Методика работы по воспитанию звуковой культуры речи детей в
дошкольном образовательном учреждении 14
1.3. Театрализованная деятельность, ее организация с детьми старшего
дошкольного возраста 20
Выводы по первой главе 26
Глава 2. Экспериментальное исследование по выявлению влияния театрализованной деятельности на воспитание звуковой культуры речи старших дошкольников 28
2.1. Исследование уровня развития звуковой культуры речи старших
дошкольников 28
2.2. Реализация комплекса театрализованной деятельности,
направленного на воспитание звуковой культуры речи 37
2.3. Анализ результатов исследования 49
Выводы по второй главе 58
Заключение 60
Список использованной литературы 63
Глава 1. Теоретические основы воспитания звуковой культуры
речи в процессе театрализованной деятельности старших дошкольников 8
1.1. Понятие «звуковая культура речи», его значение для общего и
речевого развития детей 8
1.2. Методика работы по воспитанию звуковой культуры речи детей в
дошкольном образовательном учреждении 14
1.3. Театрализованная деятельность, ее организация с детьми старшего
дошкольного возраста 20
Выводы по первой главе 26
Глава 2. Экспериментальное исследование по выявлению влияния театрализованной деятельности на воспитание звуковой культуры речи старших дошкольников 28
2.1. Исследование уровня развития звуковой культуры речи старших
дошкольников 28
2.2. Реализация комплекса театрализованной деятельности,
направленного на воспитание звуковой культуры речи 37
2.3. Анализ результатов исследования 49
Выводы по второй главе 58
Заключение 60
Список использованной литературы 63
Воспитание звуковой культуры речи - одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для ее решения. Систематическая работа над развитием звуковой культуры речи помогает ребенку формировать и совершенствовать фонетико-фонематические процессы в речевом развитии, которые способствуют овладению родным языком, и в дальнейшем успешному обучению в школе. Поэтому воспитание звуковой культуры речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.
Владение культурой речи позволяет человеку корректно изъясняться, с учетом определенных условий, цели разговора, а также использовать все языковые средства (интонацию, лексику, грамматику). Звуковая культура речи составляет общее умение общаться друг с другом.
В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Дошкольного Образования образовательная область «Речевое развитие» включает в себя - овладение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха и т.д. Работа по формированию звуковой культуры речи проводится на занятиях, включается в режимные моменты (различные игры, упражнения в игровой форме и др.).
Звуковая культура речи предполагает отбор языковых средств, соответствующих условиям и задачам общения. Исследования отечественных психологов и психолингвистов, таких, как Л.С. Выготского, И.А. Зимней, Ф.А. Сохиной, О.С. Ушаковой, и др. [7; 13; 30; 42] указывают на то, что это качество обязательно должно соотноситься с функциональным стилем, пониманием ситуации, чтобы при выборе слов и выражений учитывать специфику условий речи.
Вопросами воспитания звуковой культуры речи занимались М.М. Алексеева, А.М. Бородич, Ф.Г. Даскалова, А.М. Леушина, Г.М. Лямлина, А.И. Максаков и др. [1; 6; 11; 17; 19; 20], которые указывают на то, что привычку к выразительной публичной речи можно воспитывать только путем привлечения ребенка к выступлениям перед аудиторией. Огромную помощь в этом может оказать театрализованная деятельность, которая является интересным, понятным и доступным для детей видом деятельности, что обусловливает практическую значимость выбранной темы.
Основными средствами воспитания культуры речи являются дидактические игры, игровые упражнения с включением речевого материала: чистоговорки, скороговорки, поговорки, потешки, стихи, пословицы,загадки, рассказы в соответствии с программным содержанием по родному языку, театрализованная деятельность.
И.А. Агапова, Л.Л. Муравьева, С.П. Откидач, М.И. Родина, Е.А. Флерина и др.[2; 22; 24; 31; 47] одним из важнейших средств развития звуковой культуры речи называют театрализованную деятельность. По их мнению, театрализованная деятельность имеет социальную направленность, игровую природу и универсальность, а также обладает коррекционными возможностями, направленными на воспитание звуковой культуры речи ребенка через знакомство с ярким выразительным народным языком, знакомство с новыми словами и выражениями. Это обусловливает актуальность темы исследования «Театрализованная деятельность, как средство воспитания звуковой культуры речи старших дошкольников.
Цель: является определение эффективности театрализованной деятельности в воспитании звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: образовательный процесс, направленный на воспитание звуковой культуры речи старших дошкольников.
Предмет исследования: процесс воспитания звуковой культуры речи старших дошкольников в театрализованной деятельности.
Гипотеза: театрализованная деятельность будет эффективной в процессе воспитания звуковой культуры речи старших дошкольников.
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему воспитания звуковой культуры речи в процессе театрализованной деятельности старших дошкольников.
2. Выявить уровень развития звуковой культуры речи старших дошкольников.
3. Разработать комплекс мероприятий в театрализованной деятельности, неправленый на воспитание звуковой культуры речи старших дошкольников и внедрить его в образовательный процесс дошкольного учреждения.
4. Проверить эффективность комплекса мероприятий по театрализованной деятельности в воспитании звуковой культуры речи старших дошкольников.
Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, эксперимент, наблюдение за детьми, анализ продуктов деятельности детей, количественная и качественная обработка данных.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный в ходе исследования комплекс мероприятий может быть использован воспитателями дошкольных учреждений в практической деятельности с целью воспитания звуковой культуры речи старших дошкольников.
Экспериментальная база: исследование проводилось на базе МБДОУ детский сад № 2 «Ландыш» структурное подразделение детский сад №1 «Огонек», с. Советское, Советского района, Алтайского края. В эксперименте приняли участие 40 детей , 2 группы старших дошкольников: группа № 6, группа № 2.
Апробация работы: материалы исследования апробированы в виде статьи посредством участия в Международной онлайн - конференции в июне 2018 года. Номер свидетельства 472338.1 Центр Научного Сотрудничества г. Чебоксары.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.
Во введении определены практическая значимость и актуальность темы, сформулированы цели и задачи дипломной работы, определен предмет и объект исследования.
В первой главе раскрыты теоретические основы воспитания звуковой культуры речи в процессе театрализованной деятельности.
Во второй главе описано экспериментальное исследование по выявлению эффективности театрализованной деятельности на воспитание звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста.
В заключении сделаны выводы по воспитанию звуковой культуры речи в процессе театрализованной деятельности.
Список литературы составил 51 источник.
В приложении представлены критерии развития звуковой культуры речи, диагностики для определения уровней ее развития, протоколы исследования на констатирующем и контрольном этапах, конспекты мероприятий с использованием театрализованной деятельности.
Владение культурой речи позволяет человеку корректно изъясняться, с учетом определенных условий, цели разговора, а также использовать все языковые средства (интонацию, лексику, грамматику). Звуковая культура речи составляет общее умение общаться друг с другом.
В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Дошкольного Образования образовательная область «Речевое развитие» включает в себя - овладение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха и т.д. Работа по формированию звуковой культуры речи проводится на занятиях, включается в режимные моменты (различные игры, упражнения в игровой форме и др.).
Звуковая культура речи предполагает отбор языковых средств, соответствующих условиям и задачам общения. Исследования отечественных психологов и психолингвистов, таких, как Л.С. Выготского, И.А. Зимней, Ф.А. Сохиной, О.С. Ушаковой, и др. [7; 13; 30; 42] указывают на то, что это качество обязательно должно соотноситься с функциональным стилем, пониманием ситуации, чтобы при выборе слов и выражений учитывать специфику условий речи.
Вопросами воспитания звуковой культуры речи занимались М.М. Алексеева, А.М. Бородич, Ф.Г. Даскалова, А.М. Леушина, Г.М. Лямлина, А.И. Максаков и др. [1; 6; 11; 17; 19; 20], которые указывают на то, что привычку к выразительной публичной речи можно воспитывать только путем привлечения ребенка к выступлениям перед аудиторией. Огромную помощь в этом может оказать театрализованная деятельность, которая является интересным, понятным и доступным для детей видом деятельности, что обусловливает практическую значимость выбранной темы.
Основными средствами воспитания культуры речи являются дидактические игры, игровые упражнения с включением речевого материала: чистоговорки, скороговорки, поговорки, потешки, стихи, пословицы,загадки, рассказы в соответствии с программным содержанием по родному языку, театрализованная деятельность.
И.А. Агапова, Л.Л. Муравьева, С.П. Откидач, М.И. Родина, Е.А. Флерина и др.[2; 22; 24; 31; 47] одним из важнейших средств развития звуковой культуры речи называют театрализованную деятельность. По их мнению, театрализованная деятельность имеет социальную направленность, игровую природу и универсальность, а также обладает коррекционными возможностями, направленными на воспитание звуковой культуры речи ребенка через знакомство с ярким выразительным народным языком, знакомство с новыми словами и выражениями. Это обусловливает актуальность темы исследования «Театрализованная деятельность, как средство воспитания звуковой культуры речи старших дошкольников.
Цель: является определение эффективности театрализованной деятельности в воспитании звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: образовательный процесс, направленный на воспитание звуковой культуры речи старших дошкольников.
Предмет исследования: процесс воспитания звуковой культуры речи старших дошкольников в театрализованной деятельности.
Гипотеза: театрализованная деятельность будет эффективной в процессе воспитания звуковой культуры речи старших дошкольников.
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему воспитания звуковой культуры речи в процессе театрализованной деятельности старших дошкольников.
2. Выявить уровень развития звуковой культуры речи старших дошкольников.
3. Разработать комплекс мероприятий в театрализованной деятельности, неправленый на воспитание звуковой культуры речи старших дошкольников и внедрить его в образовательный процесс дошкольного учреждения.
4. Проверить эффективность комплекса мероприятий по театрализованной деятельности в воспитании звуковой культуры речи старших дошкольников.
Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, эксперимент, наблюдение за детьми, анализ продуктов деятельности детей, количественная и качественная обработка данных.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный в ходе исследования комплекс мероприятий может быть использован воспитателями дошкольных учреждений в практической деятельности с целью воспитания звуковой культуры речи старших дошкольников.
Экспериментальная база: исследование проводилось на базе МБДОУ детский сад № 2 «Ландыш» структурное подразделение детский сад №1 «Огонек», с. Советское, Советского района, Алтайского края. В эксперименте приняли участие 40 детей , 2 группы старших дошкольников: группа № 6, группа № 2.
Апробация работы: материалы исследования апробированы в виде статьи посредством участия в Международной онлайн - конференции в июне 2018 года. Номер свидетельства 472338.1 Центр Научного Сотрудничества г. Чебоксары.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.
Во введении определены практическая значимость и актуальность темы, сформулированы цели и задачи дипломной работы, определен предмет и объект исследования.
В первой главе раскрыты теоретические основы воспитания звуковой культуры речи в процессе театрализованной деятельности.
Во второй главе описано экспериментальное исследование по выявлению эффективности театрализованной деятельности на воспитание звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста.
В заключении сделаны выводы по воспитанию звуковой культуры речи в процессе театрализованной деятельности.
Список литературы составил 51 источник.
В приложении представлены критерии развития звуковой культуры речи, диагностики для определения уровней ее развития, протоколы исследования на констатирующем и контрольном этапах, конспекты мероприятий с использованием театрализованной деятельности.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что звуковая культура речи включает в себя произносительные качества, элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп и др.), двигательные средства выразительности (мимика, жесты), элементы культуры речевого общения.
Методика работы по воспитанию звуковой культуры речи направлена на воспитание речевого слуха детей, его основных компонентов; формирование произносительной стороны речи; развитие произношения слов согласно нормам орфоэпии русского литературного языка; воспитание интонационной выразительности речи. В данной работе используются разнообразные формы, методы, приемы и средства: дидактические игры, подвижные или хороводные игры с текстом, сюжетные игры, упражнения с включением речевого материала, дидактические рассказы с включением учебных задании детям, метод упражнений, занятия по пересказу, заучиванию стихотворений, использование театрализованной деятельности и т.п.
Театрализованная деятельность - это творческая деятельность ребёнка, связанная с моделированием образов, отношений, с использованием различных выразительных средств: мимики, жестов, пантомимики. Она решает задачи педагогического характера: воспитание звуковой культуры речи ребенка, интеллектуальное и художественно-эстетическое воспитание. В театрализованной деятельности можно использовать следующие виды игр: игры в кукольный театр; игры-драматизации; игры-спектакли; театрализованное действие, занятие-игра, театрализованный рассказ, викторина-развлечение.
Экспериментальная работа была организована на базе МБДОУ детский сад №2 «Ландыш» структурное подразделение детский сад № 1 «Огонек», с. Советское, Советского района, Алтайского края. В эксперименте приняли участие 40 детей старшего дошкольного возраста, контрольной и экспериментальной групп.
На констатирующем этапе результаты исследования показали, что в большинство детей старшего дошкольного возраста имеют средний или низкий уровень развития звуковой культуры речи, что не соответствует возрастным особенностям и программным требованиям. Многие старшие дошкольники имеют недостаточный уровень развития звукопроизношения, низкую сформированность интонационной выразительности и навыков речевого общения, что приводит к низкому общему уровню развития звуковой культуры речи.
В ходе формирующего этапа была создана предметно-развивающая среда, способствующая развитию звуковой культуры речи старших дошкольников. Была разработана и внедрена в образовательный процесс дошкольного учреждения серия мероприятий, с использованием театрализованной деятельности, направленных на развитие звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста. Все мероприятия были направлены на развитие слухового восприятия и фонематического слуха, способствовали повышению уровня звукопроизношения и интонационной выразительности речи, развивали речевое общение и воспитывали культуру общения.
На контрольном этапе была сделана повторная диагностика, результаты которой показали, что в экспериментальной группе высокий уровень звуковой культуры речи вырос на 5 % , средний уровень вырос на 15 %, и соответственно уменьшился низкий уровень на 20 % . Это указывает на то, что после проведения комплекса занятий дети экспериментальной группы стали на более высоком уровне дифференцировать звуки, произносить звуки в звукосочетаниях и словах, воспроизводить интонационные конструкции, воспроизводить темп речи. Дошкольники стали охотнее вступать в общение с детьми и взрослыми, поддерживать разговор на знакомую тему, вежливо обращаться ко взрослым и сверстникам, выслушивать собеседника, выступать перед аудиторией, прислушиваться к замечаниям и исправлять их. Можно утверждать, что занятия с использованием театрализованной деятельности повышают уровень развития звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста.
Следовательно, цель исследования достигнута, а гипотеза подтверждена.
Методика работы по воспитанию звуковой культуры речи направлена на воспитание речевого слуха детей, его основных компонентов; формирование произносительной стороны речи; развитие произношения слов согласно нормам орфоэпии русского литературного языка; воспитание интонационной выразительности речи. В данной работе используются разнообразные формы, методы, приемы и средства: дидактические игры, подвижные или хороводные игры с текстом, сюжетные игры, упражнения с включением речевого материала, дидактические рассказы с включением учебных задании детям, метод упражнений, занятия по пересказу, заучиванию стихотворений, использование театрализованной деятельности и т.п.
Театрализованная деятельность - это творческая деятельность ребёнка, связанная с моделированием образов, отношений, с использованием различных выразительных средств: мимики, жестов, пантомимики. Она решает задачи педагогического характера: воспитание звуковой культуры речи ребенка, интеллектуальное и художественно-эстетическое воспитание. В театрализованной деятельности можно использовать следующие виды игр: игры в кукольный театр; игры-драматизации; игры-спектакли; театрализованное действие, занятие-игра, театрализованный рассказ, викторина-развлечение.
Экспериментальная работа была организована на базе МБДОУ детский сад №2 «Ландыш» структурное подразделение детский сад № 1 «Огонек», с. Советское, Советского района, Алтайского края. В эксперименте приняли участие 40 детей старшего дошкольного возраста, контрольной и экспериментальной групп.
На констатирующем этапе результаты исследования показали, что в большинство детей старшего дошкольного возраста имеют средний или низкий уровень развития звуковой культуры речи, что не соответствует возрастным особенностям и программным требованиям. Многие старшие дошкольники имеют недостаточный уровень развития звукопроизношения, низкую сформированность интонационной выразительности и навыков речевого общения, что приводит к низкому общему уровню развития звуковой культуры речи.
В ходе формирующего этапа была создана предметно-развивающая среда, способствующая развитию звуковой культуры речи старших дошкольников. Была разработана и внедрена в образовательный процесс дошкольного учреждения серия мероприятий, с использованием театрализованной деятельности, направленных на развитие звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста. Все мероприятия были направлены на развитие слухового восприятия и фонематического слуха, способствовали повышению уровня звукопроизношения и интонационной выразительности речи, развивали речевое общение и воспитывали культуру общения.
На контрольном этапе была сделана повторная диагностика, результаты которой показали, что в экспериментальной группе высокий уровень звуковой культуры речи вырос на 5 % , средний уровень вырос на 15 %, и соответственно уменьшился низкий уровень на 20 % . Это указывает на то, что после проведения комплекса занятий дети экспериментальной группы стали на более высоком уровне дифференцировать звуки, произносить звуки в звукосочетаниях и словах, воспроизводить интонационные конструкции, воспроизводить темп речи. Дошкольники стали охотнее вступать в общение с детьми и взрослыми, поддерживать разговор на знакомую тему, вежливо обращаться ко взрослым и сверстникам, выслушивать собеседника, выступать перед аудиторией, прислушиваться к замечаниям и исправлять их. Можно утверждать, что занятия с использованием театрализованной деятельности повышают уровень развития звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста.
Следовательно, цель исследования достигнута, а гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- Организация деятельности педагога по совершенствованию звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Организация деятельности педагога по формированию звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2017 - Формирование звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2017 - Формирование звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Формирования звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Методические основы формирования звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности (Уральский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2019 - Совершенствование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - Совершенствование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017 - Развитие интонационной выразительности речи у детей среднего дошкольного возраста в театрализованной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2017



