ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Теоретические основы использования устного народного творчества в нравственном воспитании старших дошкольников
1.1 Сущность понятия «нравственное воспитание» в психолого¬педагогической литературе 8
1.2 Средства и методы нравственного воспитания детей дошкольного возраста 15
1.3 Устное народное творчество и его потенциал в нравственном воспитании дошкольников 19
Выводы по главе 1 26
Глава 2. Экспериментальное изучение использования устного народного творчества в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста
2.1 Исследование уровня сформированности нравственных качеств старших дошкольников 28
2.2 Реализация комплекса мероприятий, на основе устного народного
творчества, направленного на повышение уровня нравственной воспитанности старших дошкольников 33
2.3 Анализ эффективности использования направленных на повышение
уровня сформированности нравственных качеств старших дошкольников 42
Выводы по главе 2 47
Заключение 48
Список литературы 51
В настоящее время материальные ценности доминируют над нравственными, поэтому на сегодняшний день существует самая большая опасность - это разрушение личности.
Исходя из этого основной задачей государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Важнейшим периодом становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре является дошкольное детство.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОСДО), регламентирующий содержание дошкольного образования в Российской Федерации закрепил приоритет нравственного воспитания дошкольников. Одной из задач стандарта является: объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества [51].
Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с давних времен, Сократом, Платоном, Аристотелем. Дальнейшее развитие проблемы нравственного воспитания получили в работах Я.А. Каменского, И.Г. Песталоцци, Р. Оуэна, русские просветители А.Н. Радищев,В.Г. Белинский, А. И. Герцен.
Осмысливая проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста современные исследователи С.В. Петерина; А.М Виноградова, М.В. Воробева, Р.С. Бурез значительное место отводят разным аспектам нравственного воспитания: формирование культуры поведения, формирование гуманных отношений, формирование любви к Родине.
С.А. Козлова, Л.И. Беляева, Н.Ф. Виноградова, Р.И. Жуковская,Э.К. Суслова отмечают важность воспитания нравственно-волевых качеств,нравственной сознательности, развития нравственных чувств и формировании привычек и навыков нравственного поведения с самого раннего детства. Все они считают незаменимым средством воспитания нравственных качеств детей дошкольного возраста устное народное творчество.
По мнению С.А. Газиева, Н.С. Карпинской, О.И. Соловьёвой, Х.И. Салимханова нравственное воспитание детей наиболее успешно под влиянием разнообразных жанров устного народного творчества: формируются разнообразные нравственные качества, понятия о нормах поведения в семье, обществе.
Устное народное творчество содержит в себе основы и принципы морали, сформировавшиеся за многие века в определенной культуре. Понятия о добре и зле, доброте, заботе о ближнем, уважение к старшим - все они нашли отражение в различных жанрах устного народного творчества, именно поэтому, народное творчество является мощнейшим средством нравственного воспитания, средством формирования нравственной культуры.
Цель исследования: выявить эффективность устного народного творчества в нравственном воспитании старших дошкольников.
Объект исследования: нравственное воспитание старших дошкольников.
Предмет исследования: процесс нравственного воспитания дошкольников посредством устного народного творчества.
Гипотеза исследования заключается в том, что устное народное творчество является эффективным средством нравственного воспитания старших дошкольников.
Для решения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
1. Теоретически обосновать проблему нравственного воспитания старших дошкольников в процессе ознакомления с устным народным творчеством
2. Выявить уровень нравственного воспитания детей дошкольного возраста
3. Разработать и провести комплекс мероприятий по нравственному воспитанию старших дошкольников посредством устного народного творчества.
4. Проанализировать результаты экспериментального исследования.
Методы исследования:
-теоретический (анализ психологической литературы по проблеме исследования);
-эмпирические методы (педагогический эксперимент);
-методы качественного и количественного анализа эмпирических данных.
Экспериментальная база: В исследовании принимали участие 46 детей шестого года жизни МБДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад №42»старшая группа №7 «Непоседы» (23 ребёнка), и МБДОУ «Детский сад №4»старшая группа №3 «Мультяшки» (23 ребёнка)
Практическая значимость: заключается в том, что работа может быть использована воспитателями, педагогами, психологами и родителями по нравственному воспитанию дошкольников в процессе ознакомления с устным народным творчеством.
Апробация дипломной работы прошла в рамках Всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Наука и образование: проблемы и перспективы». Была опубликована статья по теме «Нравственное воспитание старших дошкольников посредством устного народного творчества».
Структура исследования: дипломная работа состоит из введения, двух глав, первая глава теоретическая, вторая экспериментальная, заключения, списка литературы, приложения, содержит иллюстрационный материал (рисунки- гистограммы.)
Во введении обоснована актуальность выбранной темы, сформулирована цель, определены основные задачи, обозначены объект и предмет дипломной работы, на основе которых выдвинута гипотеза.
В первой главе рассматриваются понятие «нравственное воспитание», методы и средства нравственного воспитания детей дошкольного возраста, а также раскрыты понятие, значение и виды устного народного творчества как одного из средств нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Вторая глава содержит описание экспериментального исследования по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Представлен анализ комплекса мероприятий, направленный на повышение нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста
В заключении даны обобщающие выводы.
Нравственное воспитание - это одна из форм воспроизводства, наследования нравственности; целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества; формирование моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения.
Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. «Нравственная воспитанность» - это устойчивость положительных привычек и привычных норм поведения, культура отношений и общения в условиях здорового детского коллектива.
Для достижения нравственной воспитанности нужны сформированные нравственные качества. Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.
Дошкольный возраст является чрезвычайно важным в нравственном становлении личности ребенка. Комплексное использование методов и средств нравственного воспитания поможет педагогу успешно решать задачи нравственного воспитания и развития каждого ребенка.
Существует несколько средств нравственного воспитания дошкольников, но одним из наиболее важных и эффективных средств нравственного воспитания является устное народное творчество.
Устное народное творчество играет большую роль в формировании личностной культуры каждого ребенка. Это неисчерпаемый источник педагогического материала, одна из основ нравственного и патриотического воспитания. Устное народное творчество позволяет решать многие задачи стоящие перед педагогом, в том числе и по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Учитывая огромную значимость устного народного творчества в нравственном воспитании старшего дошкольного возраста детей работу можно проводить как на занятии, так и в свободное время в совместной деятельности.
С помощью методики «Закончи историю», целью методики является выявление сформированности у старших дошкольников таких нравственных качеств, как доброта-злость, щедрость-жадность, трудолюбие-лень, правдивость-лживость, было проведено исследование детей дошкольного возраста. При выполнении диагностических заданий некоторые дети испытывали сложности.
Анализируя полученные результаты, можно сделать следующий вывод, что уровень нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста обеих групп (экспериментальной и контрольной) на констатирующем этапе находился на среднем уровне.
В процессе исследовательской работы по повышению уровней нравственной воспитанности посредством устного народного творчества были отмечены определенные изменения.
После проведения формирующего этапа исследования повторно была проведена контрольная диагностика, где по методике, использованной на констатирующем этапе исследования, был вторично выявлен уровень нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста.
Анализируя данные можно сделать вывод, что на контрольном этапе высокий уровень развития нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста повысился на 31%, а низкий уровень снился 16%. Дошкольники самостоятельно оценивают поведение детей как положительное или отрицательное, называют нравственную норму и мотивируют свою оценку.
Результаты контрольного исследования позволяют говорить о том, что уровень нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста у экспериментальной группы значительно повысился.
В результате проведенной работы подтвердилась гипотеза исследования, что ознакомления с устным народным творчеством будет эффективно в нравственном воспитании старших дошкольников.
1. Алябьева, Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками [Текст]: пособие для воспитателей / Е.А. Алябьева. - М.: ТЦ Сфера, 2003. —128 с.
2. Аникин, В.П. Русское устное народное творчество [Текст]: учебник для вузов / В.П. Аникин. - М.: Высшая школа, 2004. — 735 с.
3. Аникин, В.П. Русский фольклор [Текст]: учебное пособие для вузов / В.П. Аникин. - М.: Высшая школа, 1987. — 286 с.
4. Аникин, В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор [Текст: учебное пособие для вузов В.П. Аникин. - М.:Вече, 2014. - 139 с.
5. Ахмерова, Д.Ф. Возрастная психология [Текст]: учебное пособие / Д. Ф. Ахмерова, Ю.Ю. Моисеенко, Т.М. Чурекова. - Омск. : «СТИВЭС», 2011. - 99 с.
6. Амонашвили, Ш. Гуманная педагогика [Текст]: актуальные вопросы воспитания и развития личности / Ш. Амонашвили. - М.: Амрита, 2010. -288 с.
7. Бахтин, В. С. От былины до считалки [Текст]: рассказы о фольклоре / В. С. Бахтин - М.: 1988. - 84 с.
8. Богданова, О.С. Азбука нравственного воспитания [Текст]: пособие для учителя / О.С. Богдановой, И.А. Каирова. - М.: Просвещение, 2009 - 117 с.
9. Бородич, А.М. Методика развития речи детей [Текст] / А.М. Бородич. - М.: Просвещение, 1981. - 255 с.
10. Буре, Р.С. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников [Текст]: учебное пособие для вузов / Р.С. Буре, А.М. Виноградовой. - М.: Просвещение, 2014. - 342 с.
11. Васильева М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / М. А. Васильева - М.: Просвещение, 2008. - 136 с.
12. Волков Б. С. Возрастная психология. Ч.1 : От рождения, до вступления в школу. [Текст] / Б. С. Волков. - М.: ВЛАДОС, 2005. - 366 с.
13. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст]: классические труды / Л. С. Выготский. - М.: Астрель, 2005. -571 с.
14. Выготский, Л.С. Психология [Текст]: учебник для вузов / Л.С. Выготский. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2004. - 308 с.
15. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада [Текст]: методическое пособие для воспитателей / В.В. Гербова. - М.: Мозаика-синтез, 2012. - 105 с.
16. Гурович, Л.М. Ребенок и книга [Текст]: книга для воспитателей детского сада / Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, В.И. Логинова. - М.: Просвещение, - 1992. - 64 с.
17. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст]: учеб. пособие / И. А. Зимняя. - Ростов на Дону.: Феникс, 1997. - 480 с.
18. Зуева, Т.В. Русский фольклор [Текст]: Учебник для высших учебных заведений / Кирдан Б.П - М.: Флинта: Наука, 2002. - 400 с.
19. Жуков, В.П. Словарь русских пословиц и поговорок [Текст]: В.П. Жуков. - М.: Русский язык, 2000. — 544 с.
20. Кадырова, Р. М. Нравственное воспитание детей в условиях детского сада: его составляющие, принципы, направления, средства и методы [Текст] / Р. М. Кадырова // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 23-27.
21. Каменская, О.А. Колыбельная песня как источник формирования личности ребёнка-дошкольника [Текст] / О.А. Каменская// Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №3. — С. 33-35.
22. Капица, Ф.С. Русский детский фольклор [Текст]: учеб. Пособие / Ф. С. Капица, Т.М. Колядич. — М.: Наука, 2002. — 314 с.
23. Козлова, С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников. [Текст]: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко. - М.: «Академия», 2002. -59 с.
24. Князева, О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. [Текст]: Учебно-методическое пособие. - 2-е изд., - СПб: Детство-Пресс,1998. - 304 с.
25. Константинов Н.А История Педагогики [Текст] / Н.А. Константинов, Е. Н. Медынский, М.Ф. Шабаева. - М.: Просвещение, 2010. - 447 с.
26. Курочкина, И.В. О культуре поведения и этикете [Текст] / И.В. Курочкина // Дошкольное воспитание. -2003. -№11. - С. 61-65.
27. Лопатина, А. А. Воспитание нравственных качеств у детей. [Текст]: Конспекты занятий / А.А. Лопатина, М.В. Скребцова - М.: Книголюб, 2007. - 112 с.
28. Максаков, А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок [Текст] /
A. И.Максаков. - М.: Просвещение, - 2003. - 159с.
29. Нечаева В.Г. Нравственное воспитание в детском саду [Текст] /
B. Г. Нечаевой, Т.А. Марковой. - М.: 1984, - 52 с.
30. Орлова, Н.А. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми [Текст] / Н. А. Орлова // дошкольное воспитание. - 1984. - №11. - С.24- 26
31. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 304 с.
32. Свадковский, И.Ф. Нравственное воспитание [Текст] /
И.Ф. Свадковский. - М.: Педагогика, 1972. -144 с.
33. Сластенин, В.А. Педагогика. [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. -М.: Академия, 2002. - 576 с.
34. Сохин, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. [Текст] / Ф.А.Сохин. - М.: Просвещение, 2000. - 223с.
35. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям. [Текст] / В.А. Сухомлинский — М.: Академия, 2014. -362с.
36. Трубайчук, Л.В. Формирование положительного отношения к миру, другим людям и самому себе у ребёнка дошкольного возраста [Текст] / Л.В.
Трубайчук // Начальная школа плюс до и после: журнал. - 2014 .- №5 .¬С. 13 -18.
37. Мельникова, Н. Дошкольный возраст: о первоначальном формировании моральных представлений и норм [Текст] / Н. Мельникова // Дошкольное воспитание. - 2006. - №10. - С. 82-85.
38. Мулько, И.Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет. [Текст] / И.Ф. Мулько. - М.: Детство-Пресс, 2010. — 96 с.
39. Петерина, С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. [Текст] / С.В. Петерена - М.: Академия, 2006. - 123 с.
40. Петрова, В.Н. Этические беседы с детьми 4-7 лет: нравственное воспитание в детском саду [Текст]: пособие для педагогов и методистов/ - М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 75 с.
41. Пикупина, Н.С. Потешки, игры, жмурки для плачущего малыша [Текст] / Н. С. Пикупина. - М.: Просвещение, 1999. - 146 с.
42. Поддъяков, Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста [Текст]: методическое пособие / Н.Н. Поддъяков. - М.: Академия, 2006. - 216 с.
43. Рождественская, В.И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста [Текст] / В.И.Рождественская, Е.И.Радина - М.: Просвещение, 2002. - 432 с.
44. Усова, А.П. Обучение в детском саду [Текст] / А.П. Усова, А.В. Запорожец. - М.: Просвещение, 1981. - 400 с.
45. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология [Текст] / Г. А. Урунтаева 5-е изд. - М.: Академия: 2001, - 336 с.
46. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 3-5 лет [Текст] / О. С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 62 с.
47. Ушакова, О.С. Программа развитие речи дошкольников [Текст] / О. С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 56 с.
48. Ушакова, О.С. Развитие речи и творчества дошкольников: игры,
упражнения, конспекты занятий [Текст] / О. С. Ушакова - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 176 с.
49. Ушакова, О.С. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст]: Пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 288с.
50. Чепикова Л.В. О преемственности в воспитании нравственной культуры у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / Л.В. Чепикова // Воспитание школьников. - 2007. - № 8. - С. 37-38.
51. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 [Текст] // Российская газета - Федеральный выпуск 2013. - №6241.