Нравственное воспитание старших дошкольников посредством устного народного творчества
|
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Теоретические основы использования устного народного творчества в нравственном воспитании старших дошкольников
1.1 Сущность понятия «нравственное воспитание» в психолого¬педагогической литературе 8
1.2 Средства и методы нравственного воспитания детей дошкольного возраста 15
1.3 Устное народное творчество и его потенциал в нравственном воспитании дошкольников 19
Выводы по главе 1 26
Глава 2. Экспериментальное изучение использования устного народного творчества в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста
2.1 Исследование уровня сформированности нравственных качеств старших дошкольников 28
2.2 Реализация комплекса мероприятий, на основе устного народного
творчества, направленного на повышение уровня нравственной воспитанности старших дошкольников 33
2.3 Анализ эффективности использования направленных на повышение
уровня сформированности нравственных качеств старших дошкольников 42
Выводы по главе 2 47
Заключение 48
Список литературы 51
Глава 1. Теоретические основы использования устного народного творчества в нравственном воспитании старших дошкольников
1.1 Сущность понятия «нравственное воспитание» в психолого¬педагогической литературе 8
1.2 Средства и методы нравственного воспитания детей дошкольного возраста 15
1.3 Устное народное творчество и его потенциал в нравственном воспитании дошкольников 19
Выводы по главе 1 26
Глава 2. Экспериментальное изучение использования устного народного творчества в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста
2.1 Исследование уровня сформированности нравственных качеств старших дошкольников 28
2.2 Реализация комплекса мероприятий, на основе устного народного
творчества, направленного на повышение уровня нравственной воспитанности старших дошкольников 33
2.3 Анализ эффективности использования направленных на повышение
уровня сформированности нравственных качеств старших дошкольников 42
Выводы по главе 2 47
Заключение 48
Список литературы 51
В настоящее время материальные ценности доминируют над нравственными, поэтому на сегодняшний день существует самая большая опасность - это разрушение личности.
Исходя из этого основной задачей государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Важнейшим периодом становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре является дошкольное детство.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОСДО), регламентирующий содержание дошкольного образования в Российской Федерации закрепил приоритет нравственного воспитания дошкольников. Одной из задач стандарта является: объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества [51].
Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с давних времен, Сократом, Платоном, Аристотелем. Дальнейшее развитие проблемы нравственного воспитания получили в работах Я.А. Каменского, И.Г. Песталоцци, Р. Оуэна, русские просветители А.Н. Радищев,В.Г. Белинский, А. И. Герцен.
Осмысливая проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста современные исследователи С.В. Петерина; А.М Виноградова, М.В. Воробева, Р.С. Бурез значительное место отводят разным аспектам нравственного воспитания: формирование культуры поведения, формирование гуманных отношений, формирование любви к Родине.
С.А. Козлова, Л.И. Беляева, Н.Ф. Виноградова, Р.И. Жуковская,Э.К. Суслова отмечают важность воспитания нравственно-волевых качеств,нравственной сознательности, развития нравственных чувств и формировании привычек и навыков нравственного поведения с самого раннего детства. Все они считают незаменимым средством воспитания нравственных качеств детей дошкольного возраста устное народное творчество.
По мнению С.А. Газиева, Н.С. Карпинской, О.И. Соловьёвой, Х.И. Салимханова нравственное воспитание детей наиболее успешно под влиянием разнообразных жанров устного народного творчества: формируются разнообразные нравственные качества, понятия о нормах поведения в семье, обществе.
Устное народное творчество содержит в себе основы и принципы морали, сформировавшиеся за многие века в определенной культуре. Понятия о добре и зле, доброте, заботе о ближнем, уважение к старшим - все они нашли отражение в различных жанрах устного народного творчества, именно поэтому, народное творчество является мощнейшим средством нравственного воспитания, средством формирования нравственной культуры.
Цель исследования: выявить эффективность устного народного творчества в нравственном воспитании старших дошкольников.
Объект исследования: нравственное воспитание старших дошкольников.
Предмет исследования: процесс нравственного воспитания дошкольников посредством устного народного творчества.
Гипотеза исследования заключается в том, что устное народное творчество является эффективным средством нравственного воспитания старших дошкольников.
Для решения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
1. Теоретически обосновать проблему нравственного воспитания старших дошкольников в процессе ознакомления с устным народным творчеством
2. Выявить уровень нравственного воспитания детей дошкольного возраста
3. Разработать и провести комплекс мероприятий по нравственному воспитанию старших дошкольников посредством устного народного творчества.
4. Проанализировать результаты экспериментального исследования.
Методы исследования:
-теоретический (анализ психологической литературы по проблеме исследования);
-эмпирические методы (педагогический эксперимент);
-методы качественного и количественного анализа эмпирических данных.
Экспериментальная база: В исследовании принимали участие 46 детей шестого года жизни МБДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад №42»старшая группа №7 «Непоседы» (23 ребёнка), и МБДОУ «Детский сад №4»старшая группа №3 «Мультяшки» (23 ребёнка)
Практическая значимость: заключается в том, что работа может быть использована воспитателями, педагогами, психологами и родителями по нравственному воспитанию дошкольников в процессе ознакомления с устным народным творчеством.
Апробация дипломной работы прошла в рамках Всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Наука и образование: проблемы и перспективы». Была опубликована статья по теме «Нравственное воспитание старших дошкольников посредством устного народного творчества».
Структура исследования: дипломная работа состоит из введения, двух глав, первая глава теоретическая, вторая экспериментальная, заключения, списка литературы, приложения, содержит иллюстрационный материал (рисунки- гистограммы.)
Во введении обоснована актуальность выбранной темы, сформулирована цель, определены основные задачи, обозначены объект и предмет дипломной работы, на основе которых выдвинута гипотеза.
В первой главе рассматриваются понятие «нравственное воспитание», методы и средства нравственного воспитания детей дошкольного возраста, а также раскрыты понятие, значение и виды устного народного творчества как одного из средств нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Вторая глава содержит описание экспериментального исследования по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Представлен анализ комплекса мероприятий, направленный на повышение нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста
В заключении даны обобщающие выводы.
Исходя из этого основной задачей государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Важнейшим периодом становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре является дошкольное детство.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОСДО), регламентирующий содержание дошкольного образования в Российской Федерации закрепил приоритет нравственного воспитания дошкольников. Одной из задач стандарта является: объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества [51].
Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с давних времен, Сократом, Платоном, Аристотелем. Дальнейшее развитие проблемы нравственного воспитания получили в работах Я.А. Каменского, И.Г. Песталоцци, Р. Оуэна, русские просветители А.Н. Радищев,В.Г. Белинский, А. И. Герцен.
Осмысливая проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста современные исследователи С.В. Петерина; А.М Виноградова, М.В. Воробева, Р.С. Бурез значительное место отводят разным аспектам нравственного воспитания: формирование культуры поведения, формирование гуманных отношений, формирование любви к Родине.
С.А. Козлова, Л.И. Беляева, Н.Ф. Виноградова, Р.И. Жуковская,Э.К. Суслова отмечают важность воспитания нравственно-волевых качеств,нравственной сознательности, развития нравственных чувств и формировании привычек и навыков нравственного поведения с самого раннего детства. Все они считают незаменимым средством воспитания нравственных качеств детей дошкольного возраста устное народное творчество.
По мнению С.А. Газиева, Н.С. Карпинской, О.И. Соловьёвой, Х.И. Салимханова нравственное воспитание детей наиболее успешно под влиянием разнообразных жанров устного народного творчества: формируются разнообразные нравственные качества, понятия о нормах поведения в семье, обществе.
Устное народное творчество содержит в себе основы и принципы морали, сформировавшиеся за многие века в определенной культуре. Понятия о добре и зле, доброте, заботе о ближнем, уважение к старшим - все они нашли отражение в различных жанрах устного народного творчества, именно поэтому, народное творчество является мощнейшим средством нравственного воспитания, средством формирования нравственной культуры.
Цель исследования: выявить эффективность устного народного творчества в нравственном воспитании старших дошкольников.
Объект исследования: нравственное воспитание старших дошкольников.
Предмет исследования: процесс нравственного воспитания дошкольников посредством устного народного творчества.
Гипотеза исследования заключается в том, что устное народное творчество является эффективным средством нравственного воспитания старших дошкольников.
Для решения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
1. Теоретически обосновать проблему нравственного воспитания старших дошкольников в процессе ознакомления с устным народным творчеством
2. Выявить уровень нравственного воспитания детей дошкольного возраста
3. Разработать и провести комплекс мероприятий по нравственному воспитанию старших дошкольников посредством устного народного творчества.
4. Проанализировать результаты экспериментального исследования.
Методы исследования:
-теоретический (анализ психологической литературы по проблеме исследования);
-эмпирические методы (педагогический эксперимент);
-методы качественного и количественного анализа эмпирических данных.
Экспериментальная база: В исследовании принимали участие 46 детей шестого года жизни МБДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад №42»старшая группа №7 «Непоседы» (23 ребёнка), и МБДОУ «Детский сад №4»старшая группа №3 «Мультяшки» (23 ребёнка)
Практическая значимость: заключается в том, что работа может быть использована воспитателями, педагогами, психологами и родителями по нравственному воспитанию дошкольников в процессе ознакомления с устным народным творчеством.
Апробация дипломной работы прошла в рамках Всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Наука и образование: проблемы и перспективы». Была опубликована статья по теме «Нравственное воспитание старших дошкольников посредством устного народного творчества».
Структура исследования: дипломная работа состоит из введения, двух глав, первая глава теоретическая, вторая экспериментальная, заключения, списка литературы, приложения, содержит иллюстрационный материал (рисунки- гистограммы.)
Во введении обоснована актуальность выбранной темы, сформулирована цель, определены основные задачи, обозначены объект и предмет дипломной работы, на основе которых выдвинута гипотеза.
В первой главе рассматриваются понятие «нравственное воспитание», методы и средства нравственного воспитания детей дошкольного возраста, а также раскрыты понятие, значение и виды устного народного творчества как одного из средств нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Вторая глава содержит описание экспериментального исследования по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Представлен анализ комплекса мероприятий, направленный на повышение нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста
В заключении даны обобщающие выводы.
Нравственное воспитание - это одна из форм воспроизводства, наследования нравственности; целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества; формирование моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения.
Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. «Нравственная воспитанность» - это устойчивость положительных привычек и привычных норм поведения, культура отношений и общения в условиях здорового детского коллектива.
Для достижения нравственной воспитанности нужны сформированные нравственные качества. Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.
Дошкольный возраст является чрезвычайно важным в нравственном становлении личности ребенка. Комплексное использование методов и средств нравственного воспитания поможет педагогу успешно решать задачи нравственного воспитания и развития каждого ребенка.
Существует несколько средств нравственного воспитания дошкольников, но одним из наиболее важных и эффективных средств нравственного воспитания является устное народное творчество.
Устное народное творчество играет большую роль в формировании личностной культуры каждого ребенка. Это неисчерпаемый источник педагогического материала, одна из основ нравственного и патриотического воспитания. Устное народное творчество позволяет решать многие задачи стоящие перед педагогом, в том числе и по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Учитывая огромную значимость устного народного творчества в нравственном воспитании старшего дошкольного возраста детей работу можно проводить как на занятии, так и в свободное время в совместной деятельности.
С помощью методики «Закончи историю», целью методики является выявление сформированности у старших дошкольников таких нравственных качеств, как доброта-злость, щедрость-жадность, трудолюбие-лень, правдивость-лживость, было проведено исследование детей дошкольного возраста. При выполнении диагностических заданий некоторые дети испытывали сложности.
Анализируя полученные результаты, можно сделать следующий вывод, что уровень нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста обеих групп (экспериментальной и контрольной) на констатирующем этапе находился на среднем уровне.
В процессе исследовательской работы по повышению уровней нравственной воспитанности посредством устного народного творчества были отмечены определенные изменения.
После проведения формирующего этапа исследования повторно была проведена контрольная диагностика, где по методике, использованной на констатирующем этапе исследования, был вторично выявлен уровень нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста.
Анализируя данные можно сделать вывод, что на контрольном этапе высокий уровень развития нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста повысился на 31%, а низкий уровень снился 16%. Дошкольники самостоятельно оценивают поведение детей как положительное или отрицательное, называют нравственную норму и мотивируют свою оценку.
Результаты контрольного исследования позволяют говорить о том, что уровень нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста у экспериментальной группы значительно повысился.
В результате проведенной работы подтвердилась гипотеза исследования, что ознакомления с устным народным творчеством будет эффективно в нравственном воспитании старших дошкольников.
Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. «Нравственная воспитанность» - это устойчивость положительных привычек и привычных норм поведения, культура отношений и общения в условиях здорового детского коллектива.
Для достижения нравственной воспитанности нужны сформированные нравственные качества. Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.
Дошкольный возраст является чрезвычайно важным в нравственном становлении личности ребенка. Комплексное использование методов и средств нравственного воспитания поможет педагогу успешно решать задачи нравственного воспитания и развития каждого ребенка.
Существует несколько средств нравственного воспитания дошкольников, но одним из наиболее важных и эффективных средств нравственного воспитания является устное народное творчество.
Устное народное творчество играет большую роль в формировании личностной культуры каждого ребенка. Это неисчерпаемый источник педагогического материала, одна из основ нравственного и патриотического воспитания. Устное народное творчество позволяет решать многие задачи стоящие перед педагогом, в том числе и по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Учитывая огромную значимость устного народного творчества в нравственном воспитании старшего дошкольного возраста детей работу можно проводить как на занятии, так и в свободное время в совместной деятельности.
С помощью методики «Закончи историю», целью методики является выявление сформированности у старших дошкольников таких нравственных качеств, как доброта-злость, щедрость-жадность, трудолюбие-лень, правдивость-лживость, было проведено исследование детей дошкольного возраста. При выполнении диагностических заданий некоторые дети испытывали сложности.
Анализируя полученные результаты, можно сделать следующий вывод, что уровень нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста обеих групп (экспериментальной и контрольной) на констатирующем этапе находился на среднем уровне.
В процессе исследовательской работы по повышению уровней нравственной воспитанности посредством устного народного творчества были отмечены определенные изменения.
После проведения формирующего этапа исследования повторно была проведена контрольная диагностика, где по методике, использованной на констатирующем этапе исследования, был вторично выявлен уровень нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста.
Анализируя данные можно сделать вывод, что на контрольном этапе высокий уровень развития нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста повысился на 31%, а низкий уровень снился 16%. Дошкольники самостоятельно оценивают поведение детей как положительное или отрицательное, называют нравственную норму и мотивируют свою оценку.
Результаты контрольного исследования позволяют говорить о том, что уровень нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста у экспериментальной группы значительно повысился.
В результате проведенной работы подтвердилась гипотеза исследования, что ознакомления с устным народным творчеством будет эффективно в нравственном воспитании старших дошкольников.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ РУССКОГО НАРОДА ПОСРЕДСТВОМ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2020 - Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ РУССКОГО НАРОДНОГО ФОЛЬКЛОРА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с произведениями устного народного творчества
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (НА МАТЕРИАЛЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА)
Магистерская диссертация, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 5350 р. Год сдачи: 2017 - Технология нравственного воспитания детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой (Шадринский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - Нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством фольклора
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Организационно-педагогические условия формирования нравственных представлений у старших дошкольников на материале фольклора
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2019 - Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2017



