только Word
Введение
Глава 1. Теоретические основы революционного народничества 1860 – 1880-х гг
§ 1. Причины и предпосылки возникновения и распространения народничества
§ 2. Проблемы периодизации истории народничества. Мотивы революционного терроризма
§ 3. Основные идеологи народничества
Глава 2. Деятельность революционных народников в 60 – середине 70-х гг. XIX в
§ 1. Поиски путей и средств борьбы в 1860-х гг
§ 2. Народнические кружки 1870 – 1873 гг. «Хождение в народ»
Глава 3. Революционное народничество середины 70-х – 80-х гг. XIX в
§ 1. Борьба с революционным народничеством. Процессы «50-ти» и «193-х»…
§ 2. Деятельность «Народной воли» и «Черного передела»
Глава 4. Применение результатов исследования в преподавании истории в средних общеобразовательных учреждениях
Заключение
Список использованных источников и литературы
Выпускная квалификационная работа посвящена анализу проблемы возникновения революционного народничества. Рассматриваются особенности этого процесса, а также факторы, этапы и последствия его развития. В работе уделяется внимание возникновению и трактовке основных идеологических течений народничества, а также деятельности революционных организаций в исследуемый период.
Актуальность данной темы исследования обусловлена рядом обстоятельств.
Терроризм, ставший одним из бедствий человечества в последние несколько десятилетий, а с недавних пор захлестнувший весь мир, заставляет еще раз оглянуться назад, в историю. С этой точки зрения интересно обращение ко второй половине XIX в. – времени, когда зарождается революционный терроризм, проявление которого мы наблюдаем в деятельности народников.
В нашей работе мы стремились показать происхождение и генезис террористических идей в России, от их зарождения в 1860-х годах до оформления в систему в работах идеологов терроризма конца 1870-х годов XIX.
Революционное народничество – одно из ключевых течений общественной мысли России второй половины ХIХ – начала ХХ в. Оно зародилось во времена острых споров западников и славянофилов о путях дальнейшего развития страны и предложило свою оригинальную модель ее дальнейшего развития, на основе традиционных институтов и ценностей (община, принципы моральной солидарности, артель и др.).
В советское время история народничества была забыта и только в последние десятилетия с развитием плюрализма данная тема снова заинтересовала исследователей.
Проблема революционного народничества – одна из самых сложных и спорных в исторической науке. Это вполне объяснимо, так как само понятие «народничества» многоаспектно и противоречиво и включает в себя сочетание революционных, либеральных и реакционных идей.
Поэтому народничество как одна из ведущих тенденций и модель исторического процесса сохраняет свою актуальность для современной России.
Объектом нашего исследования является революционное народничество 1860 – 1880-х гг. как носитель терроризма, а предметом – факторы, мотивы, этапы и особенности его развития, а так же идеологическое наследие народников в виде воспоминаний и правительственных документов исследуемого периода.
Степень изученности темы.
В современной историографии народничества следует различать четыре этапа: 1) с 1917 г. до середины 1930-х гг.; 2) со второй половины 1930-х до середины 1950-х; 3) со второй половины 1950-х по начало 1990-х годов, то есть до распада СССР; 4) с начала 1990-х по настоящее время.
На первом этапе революционное народничество исследовалось интенсивно и плодотворно, после победы Октября рос интерес к революционному прошлому, к национальным традициям освободительной борьбы. Начинают издаваться и переиздаваться речи и воспоминания живых участников революционной борьбы второй половины ХIХ в. Появляются первые монографические исследования по данной тематике1. Однако, у изданных в этот период работ имелись недостатки: народничество в них идеализировалось и трактовалось слишком узко.
После убийства С. М. Кирова ситуация кардинально изменилась и с 1935 г., после роспуска Всесоюзного общества политкаторжан, являвшегося центром исследования народничества, научное изучение истории народничества оказалось под запретом. Вся работа по исследованию указанного вопроса свелась к переизданию и трактовке работ А. И. Герцена и Н. Г. Чернышевского, а также к оценке их печатной деятельности2. Все остальные общественные деятели 1860 – 1880-х гг. объявлялись «врагами народа»3.
Наступление следующего этапа условно можно считать с 1956 г. После ХХ съезда КПСС наблюдается «потепление» в вопросах, связанных с историей революционного народничества. На страницах журналов «Вопросы истории», «История СССР», ежегодника Академии наук «Исторические записки» начинают появляться статьи, посвященные дискуссионным вопросам темы4.
Общий очерк движения революционных народников от Герцена и Чернышевского до «Народной воли» первым после XX съезда КПСС опубликовал Ш. М. Левин5. Он доказал, будто народничество «окончательно сложилось как доктрина» лишь к 1870-м годам. Менее подробно, но более точно и современно для того периода изложил всю историю революционного народничества В. Ф. Антонов6. В его труде показано принципиальное единство революционно-народнического движения 1860 – 1870-х гг.
О «хождении в народ» почти одновременно были подготовлены две монографии Б. С. Итенберга7 и Р. В. Филиппова8. Б. С. Итенберг впервые комплексно рассмотрел все стороны «хождения в народ» как исследовательской проблемы. Опираясь на огромный массив источников, он выявил предпосылки «хождения» и проследил его эволюцию и преемственность. Филиппов Р. В. выдвинул версию о том, что главным тактическим направлением в народничестве 1870-х гг. было «революционно-пропагандистское», воплощенное в тактике Большого общества пропаганды 1871 – 1874 гг....
Революционное движение в России второй половины XIX века, в том числе его крайняя форма – терроризм, было порождено незавершенностью реформ 1860-х годов. Причем наиболее пострадавшей стороной при сворачивании реформ оказалось общество. Однако, народ безмолвствовал. А те, кто стремился выражать его интересы, были от народа «страшно далеки». Отсюда и выросло единоборство интеллигенции с самодержавием.
Освободительное движение было порождено не только незавершенностью реформ; оно было их закономерным следствием. Реформы запоздали едва ли не на столетие.
Реформы привели к появлению в России разночинцев – образованных или чаще полуобразованных людей, стремящихся к самореализации, и, для начала – к устранению внешних для этого препятствий. Они хотели принести благо народу, перед которым считали себя в долгу и переустроить его жизнь на началах равенства и справедливости.
Теоретическое обоснование своей активности и какое-то объяснение пассивности народа разночинцы нашли в идеях П. Л. Лаврова и Н. К. Михайловского. Наиболее эффективные, по их мнению, средства борьбы – это кинжал, револьвер, бомба. От рук террористов пали тысячи людей, начиная с императора Александра II и заканчивая безивестными квартальными и случайными прохожими.
В переходе к террору сыграли роль несколько факторов: разочарование в готовности народных масс к восстанию, пассивность большей части общества, желание отомстить за преследования со стороны правительства. Своеобразным провоцирующим фактором было политическое устройство России.
Персонификация власти, сакральность фигуры царя вызывали великий соблазн – одним ударом разрушить могущество этой власти, расчистить дорогу для осуществления идей, которые должны привести к всеобщему благоденствию.
Возникновению и живучести терроризма в России способствовала в значительной степени сама власть. Дело было в том, что власть изначально придавала революционерам чрезмерное значение, возвышая их тем самым и в собственных глазах и в глазах общества.
Власть рассматривала террористов как по существу равную сторону, ей противостоящую. У терроризма было два «автора»: радикалы, стремившиеся путем политических убийств подтолкнуть историю, и правительство, своей несоразмерной жестокостью провоцировавшее ответное насилие.
Терроризм должен был способствовать дезорганизации правительства; в то же время он являлся своеобразной формой «диалога» с ним – угрозы новых покушений должны были заставить власть изменить политику; терроризм рассматривался как средство «возбуждения» народа, с тем, чтобы, возможно, подтолкнуть его к восстанию или хотя бы привлечь внимание к деятельности революционеров, наконец, подорвать влияние правительственной силы.
Цареубийство 1 марта стало ключевым моментом в истории терроризма в России. Это был величайший успех и величайшая неудача террористов. Дело было не только в том, что успех дался партии чересчур дорогой ценой и вскоре почти все ее лидеры были арестованы или вынуждены бежать заграницу. Не произошло каких-либо народных волнений; власть, недолго поколебавшись, отказалась идти на уступки обществу, не говоря уже о террористах.
Однако успех народовольцев, обернувшийся гибелью партии, имел и другие последствия. Цареубийство 1 марта 1881 года доказало, что хорошо организованная группа обыкновенных людей может достичь поставленной цели, какой бы невероятной она ни казалась. Убить «помазанника Божия» в центре столицы, объявив ему заранее приговор. Возможно, важнейший итог события 1 марта 1881 года – «десакрализация» власти.
Террористическая идея надолго стала господствующей в умах и душах русских революционеров; прежние противники терроризма, от П. Л. Лаврова до Г. В. Плеханова, вынуждены были в той или иной форме его признать. Даже после гибели «Народной воли» и постоянных неудач попыток ее возрождения, идея возобновления террористической борьбы продолжала активно отстаиваться и развиваться на страницах эмигрантской печати.....
1. Аптекман, О. В. Общество «Земля и воля» 70-х гг. по личным воспоминаниям / О. В. Аптекман. – Петроград : Колос, 1924. – 2-е изд-е испр. и значительно доп. – 460 с. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://mirknig.su/knigi/history/82093-obschestvo-zemlya-i-volya-70-h-gg-po-lichnym-vospominaniyam.html (Дата обращения: 18.12.2016).
2. Бакунин, М. А. Избранные сочинения. В 5-ти т. / М. А. Бакунин. – Петербург – М. : Голос труда, 1919 – 1922. – Т. 1. Государственность и анархия. – М. : Голос труда, 1919. – 320 с. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://vk.com/doc35927296_363253664?hash=68479aa9d9c75f4b4c&dl=a6ed10a8629bad216c (Дата обращения: 26.01.2017).
3. Бакунин, М. А. Избранные сочинения. В 5-ти т. / М. А. Бакунин. – Петербург – М. : Голос труда, 1919 – 1922. – Т. 2. Кнуто-германская империя и социальная революция. – М. : Голос труда, 1919. – 296 с. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://vk.com/doc35927296_363253697?hash=16ec287c86fc5e2c1d&dl=be04674434e36f8f54(Дата обращения: 26.01.2017).
4. Герцен, А. И. Собрание сочинений: в 30 т. / А. И. Герцен. – М. : Издательство Академии наук СССР, 1959. – Т. 18. Статьи из «Колокола» и другие произведения 1864 – 1865 годов. – 750 с.
5. Засулич, В. И. Избранные произведения / Ред. кол.: М. Т. Иовчук (отв. ред.) и др. / В. И. Засулич. – М. : Мысль, 1983. – 508 с.
6. Иванский, А. И. Жизнь как факел: История героической борьбы и трагической гибели Александра Ульянова, рассказанная его современниками / А. И. Иванский. – М. : Политиздат, 1966. – 520 с.
7. Из заявления И. Н. Мышкина товарищу обер-прокурора Сената В. А. Желиховскому // Революционное народничество 70-х годов XIX века: Сб. док. и материалов в 2-х т. – Т. 1. Революционное народничество 70-х годов XIX века: 1870 – 1875 гг. / Под ред. Б. С. Итенберга. – М. ; Л. : Наука, 1964. – С. 181 – 196.
8. Из письма И. М. Овчинниковой М. Г. Селенкиной о неудаче пропагандистской деятельности среди крестьян // Там же. – С. 266 – 267.
9. Из письма С. Л. Аронзона С. С. Голоушеву // Там же. – С. 277.
10. Из показаний Д. В. Каракозова следственной комиссии по делу о покушении на Александра II 4 апреля 1866 г. // Политическая полиция и политический терроризм в России (вторая половина XIX – начало XX в.). Сборник документов. – М. : АИРО – ХХ, 2001. – С. 27 – 29.
11. Кони, А. Ф. Избранные произведения в 2-х т. / А. Ф. Кони. – Т. 2. – М. : Госюриздат, 1959. – 536 с.
12. Кропоткин, П. А. Записки революционера / П. А. Кропоткин [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://royallib.com/read/kropotkin_petr/zapiski_revolyutsionera.html#1003520 (Дата обращения: 25.01.2017).
13. Лавров, П. Л. Избранные сочинения на социально-политические темы. В 8-ми т. / П. Л. Лавров. – М. : Всес. о-во политкаторжан и ссыльно-поселенцев, 1934 – 1935. – Т. 4. 1875 – 1876. – 431 с. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://elib.shpl.ru/ru/nodes/21420-t-4-1875-1876-1935#page/359/mode/grid/zoom/1 (Дата обращения: 26.01.2017).
14. Лавров, П. Л. Исторические письма / П. Л. Лавров. – 4-е изд-е. – С.–Пб. : Типография Н. Н. Клобукова, 1906. – 382 с. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.ergojournal.ru/wp-content/uploads/2014/04/%D0%9B%D0%B0%D0%B2%D1%80%D0%BE%D0%B2-%D0%9F.%D0%9B..pdf (Дата обращения: 26.01.2017).
15. «Народная воля» и «Черный передел». Воспоминания участников революционного движения в Петербурге в 1879 – 1882 г. / сост. В. Н. Гинев, А. Н. Цамутали. Научн. ред. С. С. Волк. – М. : Лениздат, 1989. – 413 с.....87