ВВЕДЕНИЕ 4
Глава I. Теоретические основы обучения детей старшего дошкольного
возраста творческому рассказыванию посредством театрализованной деятельности 8
1.1 Творческое рассказывание, его значение для общего и речевого
развития дошкольников 8
1.2 Методика обучения творческому рассказыванию детей дошкольного
возраста 15
1.3 Театрализованная деятельность и её место в образовательном
процессе 23
Глава II. Исследовательская работа по обучению детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию посредством театрализованной деятельности 31
2.1 Исследование уровня развития умения составлять творческий
рассказ у детей старшего дошкольного возраста 31
2.2 Реализация комплекса мероприятий, направленных на обучение
детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию посредством театрализованной деятельности 34
2.3 Анализ результатов исследования 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
В условиях стандартизации дошкольного образования развитию творческой личности дошкольника придаётся особое значение. В связи с этим перед дошкольными учреждениями стоит важная задача творческого развития каждого ребенка как уникальной личности, от решения которой зависит успех воспитания и обучения ребенка.
Развитие речевого творчества дошкольников в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования происходит в рамках образовательной области «Речевое развитие» и предполагает обучение детей различным видам рассказывания, в том числе и творческому рассказыванию .
Л.В. Ворошнина отмечает, что среди всех видов связной монологической речи творческое рассказывание является наиболее сложным, поскольку это деятельность направлена на воссоздание элементов прошлого опыта в новых сочинениях. Результатом такой деятельности является придуманный ребенком рассказ с самостоятельно созданными новыми образами, ситуациями, действиями, с естественно развивающимся сюжетом, логически построенным и облаченным в словесную форму, соответствующую содержанию .
Современная методика обучения детей творческому рассказыванию основывается на результатах исследований психологов, лингвистов, педагогов: Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Е.И. Тихеевой, О.С. Ушаковой, Е.А. Флериной, Д.Б. Эльконина и других.
Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире. Творческое рассказывание приближает ребенка к тому уровню развития монологической речи, который потребуется для успешного школьного обучения.
Обучение дошкольников составлению творческих рассказов осуществляется в различных видах деятельности: организованной образовательной деятельности, игровой деятельности, в процессе выполнения режимных моментов. Наиболее полно реализовать основные направления работы по обучению дошкольников творческому рассказыванию позволяет театрализованная деятельность.
Педагогические возможности театрализованной деятельности рассматривали Л.В. Артемова, Т.Н. Доронова, М.Д. Маханева, которые внесли вклад в практико-теоретическое осмысление театрализованной
деятельности и рассмотрели особенности ее организации.
Театрализованная деятельность - это уникальное средство обучения составлению творческих рассказов дошкольников, поэтому необходимо создание определённых условий для реализации данного вида деятельности, которые будут способствовать возникновению у детей творческого рассказа.
Цель исследования: выявить эффективность театрализованной деятельности в обучении детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов.
Объект исследования: образовательный процесс дошкольного учреждения, направленный на развитие речи детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию посредством театрализованной деятельности.
Гипотеза: театрализованная деятельность является эффективным средством в обучении детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов.
Для решения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
1. Теоретически обосновать проблему обучения творческому рассказыванию детей дошкольного возраста.
2. Выявить уровень развития умения детей старшего дошкольного возраста составлять творческий рассказ.
3. Разработать и провести комплекс мероприятий, направленных на обучение детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов посредством театрализованной деятельности.
4. Проанализировать результаты экспериментального исследования.
Методы исследования: изучение, анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение за детьми, анализ продуктов деятельности детей, эксперимент.
Практическая значимость исследования заключается в том, что комплекс мероприятий может быть использован воспитателями в практической деятельности с целью обучения творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста.
Экспериментальная база исследования: МБДОУ «Детский сад №4» старшая группа №3 «Мультяшки» (21 ребёнок) и МБДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад №42» старшая группа №7 «Непоседы» (21 ребёнок). Всего в диагностике участвовало 42 человека.
Апробация дипломной работы прошла в рамках Всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Наука и образование: проблемы и перспективы». Была опубликована статья по теме «Театрализованная деятельность как средство обучения старших дошкольников составлению творческих рассказов» (Бийск, 28 апреля 2018 г.).
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении обоснована актуальность выбранной темы, сформулирована цель, определены основные задачи, обозначены объект и предмет дипломной работы, на основе которых выдвинута гипотеза.
В первой главе «Теоретические основы обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию посредством театрализованной деятельности» рассматриваются понятие, значение и виды творческих рассказов, методика и педагогические условия обучения творческому рассказыванию детей дошкольного возраста.
Вторая глава содержит описание исследования уровня развития умения составлять творческий рассказ у детей старшего дошкольного возраста. Представлен анализ предметно-развивающей среды и комплекса мероприятий, направленных на обучение дошкольников творческому рассказыванию посредством театрализованной деятельности.
В заключении даны обобщающие выводы.
Творческое рассказывание является одним из наиболее сложных видов монологической речи. Под творческим рассказыванием понимается деятельность воображения, направленная на отображение прошлого опыта, результатом которой является придуманный ребенком рассказ с самостоятельно созданными новыми образами и ситуациями. Творческие рассказы играют важную роль в формировании личности ребенка, способствуют развитию речи, воображения и мыслительных способностей дошкольников.
Обучение детей творческому рассказыванию осуществляется в процессе определенной системы обучения. Занятие и дидактическая игра являются основными формами обучения детей составлению творческих рассказов. Приемы обучения дошкольников рассказыванию многообразны (образец и план рассказа, коллективное составление рассказов, вспомогательные вопросы, указания, подсказ воспитателя и моделирование). Методика их использования изменяется на разных этапах обучения и зависит от стоящих задач, от уровня умений детей, от их активности и самостоятельности.
В ряде работ говорится о необходимости создания педагогических условий, способствующих успешному обучению дошкольников творческому рассказыванию. К педагогическим условиям относятся: постоянное обогащение опыта детей впечатлениями из жизни, обогащение и активизация словаря, сформированность у дошкольников определенных навыков связных развернутых высказываний, понимание детьми задания «придумать».
Театрализованная деятельность наиболее полно реализует основные направления работы по обучению дошкольников творческому рассказыванию. Театрализованная деятельность является специфическим видом художественно-творческой деятельности, в процессе которой дети участвуют в подготовке и разыгрывании разного вида театральных представлений.
Результаты констатирующего этапа показали, что дошкольники испытывали трудности в составлении творческих рассказов. На данном этапе исследования уровень развития умения составлять творческий рассказ у экспериментальной и контрольной групп находился фактически на одинаковом уровне.
На формирующем этапе исследования были внедрены три этапа, в ходе которых был реализован комплекс мероприятий, направленных на обучение детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов посредством театрализованной деятельности. К концу формирующего эксперимента дошкольники стали проявлять большой интерес к созданию творческих рассказов. Разработанный и апробированный комплекс мероприятий по обучению детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию посредством театрализованной деятельности является педагогически оправданным.
Анализируя результаты контрольного исследования можно сделать вывод, что уровень развития умения составлять творческий рассказ у экспериментальной группы значительно повысился.
Проведенное исследование подтверждает гипотезу о том, что обучение детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию будет эффективным при использовании театрализованной деятельности.
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: учебное пособие / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 2013. — 400 с.
2. Алексеева, С.А. Активизация словесного творчества детей [Текст] / С.А. Алексеева // Дошкольное воспитание. - 1970. - №9. - С. 10-16.
3. Антипова, Е.А. Театральные представления в детском саду [Текст]: методическое пособие для воспитателей / Е.А. Антипова. - М.: Сфера, 2017. - 128 с.
4. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников [Текст]: методическое пособие для воспитателей / Л.В. Артемова. - М.: Просвещение, 1991.— 127 с.
5. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей [Текст]: методическое пособие для воспитателей / А.Г. Арушанова. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 272 с.
6. Белошистая, А. Развиваем связную речь [Текст] / А. Белошистая // Дошкольное воспитание. - 2009. - №7. - С. 20-25.
7. Бочкарева, Л.П. Театрально-игровая деятельность дошкольников [Текст]: методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию / Л.П. Бочкарева. - Ульяновск: ИПКПРО, 1993. - 48 с.
8. Бородич, А.М. Методика развития речи детей [Текст]: методическое пособие / А.М. Бородич. - М.: Просвещение, 1981. - 255 с.
9. Величко, Ю.В. О соотношении понятий «Креативность», «Творческие способности», «Творческое воображение», «Творческое мышление» в исследованиях отечественных и зарубежных психологов [Текст] / Ю.В. Величко // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2014. №2-3. - С. 629-631.
10. Ворошнина, Л.В. Обучение творческому рассказыванию [Текст] / Л.В. Ворошнина // Дошкольное воспитание. - 1991. - № 2. - С. 43 - 50.
11. Ворошнина, Л.В. Особенности овладения старшими дошкольниками творческим рассказыванием в условиях специальной системы обучения //
Хрестоматия к курсу «Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста» [Текст] / сост. Л.В. Ворошнина. - Пермь, 2001. - С. 45-48.
12. Ворошнина, Л.В. Творческое рассказывание [Текст] / Л.В. Ворошнина // Дошкольное воспитание. - 1982. - №9. - С. 23-29.
13. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст]: психологический очерк / Л.С. Выготский. - СПб.: СОЮЗ, 1997. - 96 с.
14. Граб, Л.М. Творческое рассказывание. Обучение детей 5-7 лет [Текст]: методическое пособие для воспитателей / Л.М. Граб. - М.: Учитель, 2013. -
136 с.
15. Давидович, А.Л. Развитие речевого творчества старших дошкольников [Текст]: методическое пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / А.Л. Давидович. - М.: Белый ветер, 2014. - 104 с.
16. Дерягина, Л.Б. Театрализованная деятельность в ДОУ [Текст]: учебно-методическое пособие для воспитателей / Л.Б. Дерягина. - М.: Обруч, 2014. - 159 с.
17. Доронова, Т.Н. Театрализованная деятельность как средство развития детей 4-6 лет [Текст]: методическое пособие для воспитателей / Т.Н. Доронова. - М.: Линка-пресс, 2014. - 136 с.
18. Дьяченко, О.М. Развитие воображения дошкольника [Текст]: методическое пособие / О.М. Дьяченко. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 129 с.
19. Ельцова, О.М. Детское речевое творчество на основе сказочного сюжета [Текст]: методическое пособие для воспитателей / О.М. Ельцова. - М.: Детство Пресс, 2016. - 192 с.
20. Зацепина, М.Б. Развитие ребенка в театрализованной деятельности [Текст]: методическое пособие для воспитателей и руководителей театральных студий / М.Б. Зацепина. - М.: Сфера, 2010. - 128 с.
21. Казакова, Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество [Текст]: методическое пособие для воспитателей / Т.Г. Казакова. - М.: Владос, 2006. - 256 с.
22. Козырева, Е.И. Школа педагога-исследователя как условие развития педагогической культуры [Текст] / Е.И. Козырева. - Омск: ОмГПУ, 1999. - 124 с.
23. Короткова, Э.П. Воспитывать интерес к творческому рассказыванию [Текст] / Э.П. Короткова // Дошкольное воспитание. - 1973. - № 6. - С. 43-47.
24. Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию [Текст]: методическое пособие для воспитателей / Э.П.Короткова. - М.: Просвещение, 1978. - 398 с.
25. Кравцова, Е.Е. Психология и педагогика обучения дошкольников [Текст]: учебное пособие / Е.Е. Кравцова, Г.Г. Кравцов. - М.: Мозаика- Синтез, 2013. - 264 с.
26. Кудрявцев, В.Т. О смысле детского словотворчества [Текст] / В.Т. Кудрявцева // Детский сад от А до Я. - 2005. - №2. - С. 142-147.
27. Кузнецова, А.Б. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине [Текст] / А.Б. Кузнецова, Т.А. Сидорчук // Дошкольное образование. - 2002. - №4.
28. Лашкова, Л.Л. Речевое развитие детейв условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Текст] / Л.Л. Лашкова, А.Р. Филиппова // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2015. №1(34). - С. 62-67.
29. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики [Текст]: учебник / А.Н. Леонтьев. - М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1959. - 345 с.
30. Маханева, М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду [Текст]: методическое пособие для воспитателей / М.Д. Маханева. - М.: Сфера, 2009. - 128 с.
31. Мигунова, Е.В. Театральная педагогика в детском саду [Текст]: методическое пособие для воспитателей / Е.В. Мигунова. - М.: Сфера, 2009. - 128 с.
32. Миронова, Н. Использование текстов художественной литературы в речевом развитии дошкольников [Текст] / Н. Миронова // Дошкольное воспитание. - 2006. №10.
33. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи [Текст]: методическое пособие для воспитателей / под ред. О.С. Ушаковой. - М.:Сфера, 2017. - 288 с.
34. Прохорова, Л. Развиваем творческую активность дошкольников [Текст] / Л. Прохорова // Дошкольное воспитание. - 1996. №5. С. 21-27.
35. Приобщение дошкольников к театрально-игровой деятельности. Художественное творчество в детском саду [Текст]: методическое пособие для воспитателей и музыкальных руководителей / Н.С. Кофман; под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: Просвещение, 1974. - 72 с.
36. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст]: методическое пособие / под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 1979. - 223 с.
37. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий [Текст]: методическое пособие для воспитателей / под ред. О.С. Ушаковой. - М.: Сфера, 2015. - 176 с.
38. Русакова, А.С. Ключи к детской душе. Как рассказывать и сочинять истории и сказки [Текст]: учебное пособие / А.С. Русакова. - М.: Обруч,2015. - 190 с.
39. Сидорчук, Т.А. Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине [Текст]: методическое пособие для воспитателей и родителей / Т.А. Сидорчук, С.В. Лелюх. - М.: АРКТИ, 2014. - 40 с.
40. Смирнова, Е.А. Использование серий сюжетных картин в развитии связной речи старших дошкольников // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 2001. - С. 434 - 439.
41. Танникова, Е.Б. Формирование речевого творчества у дошкольников (обучение сочинению сказок) [Текст]: методическое пособие для воспитателей и студентов / Е.Б. Танникова. - М.: Сфера, 2008. - 96 с.
42. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) [Текст]: методическое пособие для воспитателей / Е.И. Тихеева. - М.: Просвещение, 2003. - 159 с.
43. Ткаченко, Т.А. Обучение творческому рассказыванию по картинам [Текст]: методическое пособие для логопеда / Т.А. Ткаченко. - М.: Владос, 2014. - 48 с.
44. Томилова, С.Д. Формирование художественно-речевых умений старших дошкольников в процессе творческого рассказывания [Текст] / С.Д. Томилова // Педагогическое образование в России. - 2015. №2. - С. 100¬107.
45. Томчикова, С.Н. Подготовка студентов к творческому развитию дошкольников в театрализованной деятельности [Текст]: учебно¬методическое пособие / С.Н. Томчикова. - Магнитогорск: МаГУ, 2002. - 90 с.
46. Улашенко, Н.Б. Организация театрализованной деятельности. Старшая группа [Текст]: методическое пособие / Н.Б. Улашенко. - Волгоград: Корифей, 2009. - 112 с.
47. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: учебно-методическое пособие / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. - М.: Детство Пресс, 2013. - 128 с.
48. Ушакова, О.С. О словесном творчестве детей // Художественное творчество и ребенок [Текст] / под ред. Н. Ветлугиной. - М., 1972, С. 145-147
49. Шибицкая, А.Е. Словесное творчество детей 6-7 лет на материале русских народных сказок [Текст]: методическое пособие / А.Е. Шибицкая. - М.: Педагогика, 1974. - 82 с.
50. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 [Текст] // Российская газета - Федеральный выпуск 2013. - №6241.