Только Word
Введение 3
Глава I. Основы техники прыжков в высоту с разбега 5
1.1 Особенности выполнения движений в основных фазах прыжков в высоту 5
1.1.1 Особенности разбега 6
1.1.2 Особенности отталкивания 7
1.1.3 Особенности перехода через планку 8
1.1.4 Особенности приземления 9
1.2 Типичные ошибки, допускаемые в прыжках в высоту 9
1.3 Методика освоения техники прыжков в высоту с разбега .12
1.4 Современное представление о технологии подготовки в прыжках в высоту с разбега способом «Фосбюри-флоп» 20
Глава 2. Средства и методы развития двигательных качеств у юных прыгунов в высоту с разбега 28
2.1. Упражнения для развития и укрепления мышц голени и стопы 29
2.2 Развитие быстроты движений 45
2.3 Развитие координационных способностей (ловкости) 47
2.4 Развитие выносливости 50
2.5 Развитие гибкости и умения расслабляться 51
2.6 Общеразвивающие упражнения 52
2.7 Упражнения для развития скоростно-силовых качеств и повышения мощности отталкивания 54
Глава 3. Круглогодичная подготовка прыгунов в высоту 55
3.1 Комплексное развитие двигательных способностей во взаимосвязи с технической подготовкой 55
3.2 Перспективные направления повышения эффективности тренировочного процесса юных прыгунов в высоту с разбега 67
Выводы 73
Список использованных источников 75
Актуальность. Прыжок в высоту – один из наиболее популярных видов легкой атлетики, и может служить эффективным средством для развития специальных физических качеств спортсменов разного уровня подготовленности, а также использоваться в системе всесторонней подготовки в разных видах спортивной деятельности.
Как показывает спортивная практика, при обучении и совершенствовании двигательных действий, например в режиме подготовке юных спортсменов, часто данный вид упражнений вызывает определенные затруднения, с одной стороны это связано с недостаточным уровнем развития необходимых физических качеств, предъявляемых спецификой выполнения изучаемого вида прыжка, с другой стороны недостаточным уровнем технической подготовки, а также особенностями морфологического строения тела человека.
Следует отметить, что в современной научно-исследовательской и методической литературе накоплен богатейший теоретический и практический материал с обоснованием методик формирования и совершенствования, как технического мастерства, так и развития отдельных физических качеств необходимых для освоения многих разновидностей прыжков в высоту с разбега, который на сегодняшний день необходим для более широкого практического использования в условиях достаточно объемного учебно-методического и тренировочного процессов спортсменов.
Цель выполнения педагогического исследования. На основе анализа научно-исследовательской и методической литературы, а также отечественного опыта работы тренерско-преподавательского состава детско-юношеских спортивных школ, педагогически обосновать и методически показать современные подходы совершенствования подготовки юных прыгунов в высоту с разбега.
Для достижения цели исследования в работе были поставлены следующие задачи:
1) На основе анализа научно-исследовательской и методической литературы педагогически обосновать использование средств и методов подготовки спортсменов.
2) Методически показать пути формирования и совершенствования двигательных умений и навыков у юных прыгунов в высоту с разбега.
Рабочая гипотеза. Предполагалось, что комплексное развитие двигательных способностей во взаимосвязи с технической подготовкой, на основе использования сопряженного воздействия средств и методов, позволит значительно повысить эффективность тренировочного процесса подготовки юных прыгунов в высоту с разбега.
Объектом исследования являются средства и методы подготовки юных прыгунов в высоту с разбега.
Предметом исследования являются методические подходы совершенствования двигательной подготовки прыгунов в высоту с разбега.
Положение выносимое на защиту.
Структура Бакалаврской работы. Бакалаврская работа общим объемом в 77 машинописных страниц, содержит введение, три главы включая 2 таблицы и 5 рисунков, выводы и список использованных источников.
1) Показано, что прыжки в высоту – характеризуются сложно-координационной, скоростно-силовой двигательной деятельностью. Разбег, предшествующий отталкиванию, хотя и построен на циклическом движении - беге, но это бег с неповторяющимися параметрами, т. е. с определенным ритмическим рисунком. Все шаги в этом разбеге различаются по длине, силе и продолжительности.
2) Педагогически обосновано, что:
- освоение высокого технического мастерства в прыжках в высоту с разбега невозможно без знания механизмов целостного прыжка, его ведущих элементов и эффективного управления ими; поэтому при подготовке прыгунов в высоту с разбега необходимо изучение основ техники различных способов преодоления планки, подбор специальных и подводящих упражнений, в соответствии с поставленными задачами и определением путей их решения, при осуществлении контроля и коррекции процесса освоения отдельных технических элементов прыжка и его целостной структуры;
- выполнение техники движений находятся в прямой связи с уровнем развития физических качеств. При отставании развития физических качеств необходима целенаправленная подготовка в течение определенного промежутка времени (в зависимости от степени отставания данного качества). При слабой общей физической подготовке необходима круглогодичная тренировка в развитии определяющих физических качеств.
3) Методически показано, что:
- использование специальных упражнений, средств и методов, определяющих основную методическую направленность, а также использование психолого-педагогических воздействий, будут способствовать формированию пространственно-временных характеристик у юных прыгунов в высоту с разбега, позволяющих в свою очередь способствовать повышению эффективности учебно-тренировочного процесса, который обеспечит стабильность и рост будущего спортивного результата;
- эффективность избирательно-направленного воздействия на двигательные способности прыгунов в высоту находится в прямой зависимости от того, в какой из периодов осуществляется их воспитание; более высокий прирост показателей отмечается тогда, когда адекватные, соответственно направленные воздействия на те или иные качества в процессе физического воспитания совмещаются с периодами максимальных темпов физиологического прогресса (сенситивные периоды) спортсменов.
1. Виктор Лонский, «Что вам сказать про высоту?» М. «Молодая гвардия», 1972.
2. Волков Н.И., Попов О.И., Спортивная тренировка: управление, систематичность, адаптация, здоровье / ТиПФК, №7, ст - 31.
3. Вольфганг Ломан, Бег, прыжки, метания / Пер. с нем; Предисл. Тер-Ованесяна И.А. – Изд.2-ое доп. М. Физкультура и спорт, 1985.
4. Волков Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта. Киев: Олимпийская литература, 2002. 294 с.
5. Гойхман П.Н., Прыжки в высоту – Ленинград, Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1961.
6. Гужаловский А.А. Этапность развития физических (двигательных) качеств и проблема оптимизации физической подготовки детей школьного возраста: Дис.... докт. пед. наук. М., 1979.
7. Дьячков В.М., Прыжки в высоту. М. Физкультура и спорт,1966.
8. Дьячков В.М, Стрижак А.П., Прыжок «Фосбюри-флоп». М. Физкультура и спорт, 1975.
9. Дьячков В.М. Прыжок в высоту / В.М. Дьячков. М.: Физкультура и спорт, 1970. – 96 с.
10. Дьячков В.М., Высоте нет предела. М. Физкультура и спорт, 1980.
11. Дьячков В.М., Легкоатлетические прыжки. М. Физкультура и спорт, 1955.
12. Дьячков В.М., Прыжок в высоту с разбега. М. Физкультура и спорт, 1958.
13. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека: учебник для вузов / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2003. – 384 с.
14. Краус Т.А., Особенности тренировки женщин в скоростно-силовых видах легкой атлетике (Учебное пособие для студентов Академии Ф.К.). М, 1997.
15. Креер В.А., Попов В.Б., Легкоатлетические прыжки. М. Физкультура и спорт,1986....42