ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР
1.1. Задачи и содержание сенсорного воспитания детей дошкольного возраста 8
1.2. Методика сенсорного воспитания детей дошкольного возраста 17
1.3. Педагогический потенциал компьютерных игр и условия его актуализации в работе с дошкольниками 24
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР В ПРОЦЕССЕ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1.Организация работы по использованию компьютерных игр в процессе сенсорного развития детей среднего дошкольного возраста 36
2.2. Организация и анализ результатов опытно-экспериментальной работы по использованию компьютерных игр в процессе сенсорного развития детей среднего дошкольного возраста… 44
Сенсорное воспитание дошкольников должно занимать одно из центральных мест в работе с ними. Этот возраст наиболее благоприятен для развития восприятия ребёнка, совершенствования органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия (зрительного, слухового, осязательного, обонятельного, вкусового) и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира.
Значение сенсорного развития в дошкольном возрасте трудно переоценить. Многими исследователями именно этот возраст считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Доказано, что сенсорное развитие способствует интеллектуальному развитию детей, их психоэмоциональному благополучию, а следовательно, и успешной социализации дошкольников [18, с. 78].
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно является основой для интеллектуального развития, упорядочивает хаотичные представления ребёнка, полученные при взаимодействии с внешним миром, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов (форма, цвет, размер).
Познание свойств и качеств предметов, явлений, овладение обобщёнными знаниями и умениями, связанными с ориентировкой в окружающем, происходит в процессе различных видов содержательной деятельности. На этой позиции базируется система сенсорного развития детей в отечественной науке.
Отечественная система сенсорного воспитания опирается на теорию восприятия, разработанную Л.А. Венгером [8], Л.С. Выготским, А. В. Запорожцем [19], А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном и др. У истоков сенсорного воспитания стояли Ф. Фребель, М. Монтессори, Е.И. Тихеева и др.
Огромные возможности для сенсорного развития предоставляют современные компьютерные технологии. Перспективные компьютерные технологии реализуются посредством планшетов, ноутбуков, персональных компьютеров, интерактивных досок и столов. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки – они статичны, а более близкая детской природе игра, пусть даже и научно-познавательная [13, с. 12].
Игра– одна из форм практического мышления. В игре ребёнок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлением, отображёнными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игр. Ребёнок обнаруживает способность наделять нейтральный (до определённого уровня) объект игровым значением в смысловом поле игры. Именно эта способность является главнейшей психологической базой для введения в игру дошкольника компьютера и компьютерных игр [26, с. 44].
По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ. Среди них:
• предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес, несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
• движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребёнка;
• проблемные задачи, поощрение ребёнка при их правильном решении самим компьютеромявляются стимулом познавательной активности детей;
• предоставляет возможность индивидуализации обучения;
• ребёнок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;
• в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
• позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полёт ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);....
Человечество живет в век информации, в век компьютерной революции. Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может служить и мощным техническим средством обучения и играть роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом развитии дошкольников. Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинается с компьютерных игр. Одной из важнейших функций компьютерных игр является обучающая: компьютер помогает развить не только интеллектуальные способности ребенка, но и воспитывает волевые качества, такие как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, а также приобщает ребенка к сопереживанию, помощи героям игр, обогащая тем самым его отношение к окружающему миру. В настоящей ВКР исследован вопрос о роли компьютерных игр в сенсорном развитии детей дошкольного возраста.
В первой главе ВКР освещён широкий круг вопросов, связанных с задачами, содержанием и методикой сенсорного воспитания. В первом параграфе рассмотрены задачи и содержание сенсорного воспитания, проанализированы понятия сенсорного воспитания и развития, сенсорных эталонов. Под сенсорным воспитанием в педагогике понимается система педагогических воздействий, направленных на формирование способов чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятий.
Проблема методики сенсорного воспитания освещена во втором параграфе. Методика сенсорного воспитания предусматривает накопление детьми широкого сенсорного опыта, передачу им многообразия сенсорных эталонов и способов обследования (перцептивных действий). Возможности получения такого опыта расширяются при условии использования в ДОО компьютерных игр.
В третьем параграфе рассмотрено понятие компьютерных игр, приведены их классификации; сделан вывод о том, что в компьютерной игре для дошкольников свойственны общие закономерности, присущие игровой деятельности. В основе её, как и любой другой, лежит игровая задача, включающая мотив, цель, способы и средства решения.
Вторая глава ВКР посвящена вопросамиспользования компьютерных игр в процессе сенсорного развития детей среднего дошкольного возраста. В первом параграфе приведены требования которым должны удовлетворять игры для детей дошкольного возраста,длительность и рекомендуемое время при работе на компьютере. Сделан вывод о том, что компьютер является самым современным инструментом для обработки информации, также служит средством обучения и играет роль незаменимого помощника в сенсорном развитии дошкольников. Но компьютер может быть использован в работе с детьми среднего дошкольного возраста при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого − педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций, что следует учитывать как родителям, так и работникам ДОО.
Второй параграф включает анализ опытно-экспериментальной работы по использованию компьютерных игр в процессе сенсорного развития детей среднего дошкольного возраста. В ходе констатирующего этапа эксперимента нами решались следующие задачи: диагностика сенсорного развития детей среднего дошкольного возраста; анкетирование родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и роли компьютерной игры в сенсорном развитии ребёнка; анализ и обобщение результатов исследования.
На основании полученных в ходе констатирующего эксперимента данных на следующем этапе был осуществлен формирующий эксперимент. Мы предположили, что компьютерные игры могут выступать как средство сенсорного развития ребёнка дошкольного возраста, если они удовдетворяют ряду требований: исследовательский характер, лёгкость для самостоятельных занятий ребёнка, развитие широкого спектра ощущений и восприятия, возрастное соответствие, занимательность и др.
Нами был подобран комплекс развивающих и обучающих компьютерных игр. В него включены игры, в которых необходимо собрать целостную картину из нескольких элементов, ориентируясь на образец, либо найти два одинаковых предмета, разложить фигуры разных цветов и размеров по местам, другие обучающие и развивающие игры, направленные на развитие слухового и зрительного восприятия, слуховой памяти, развитие речи. Наша работа нашла своё отражение и во взаимодействии с родителями.....