только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНСТРУКТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЗНАКОМСТВА С РОБОТОТЕХНИКОЙ В ДОО
1.1. Формирование конструктивных умений у детей дошкольного возраста как педагогическая проблема 9
1.2. Знакомство с робототехникой в ДОО как средство формирования конструктивных умений у детей дошкольного возраста 18
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОНСТРУКТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЗНАКОМСТВА С РОБОТОТЕХНИКОЙ В ДОО
2.1. Организация работы по формированию конструктивных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с робототехникой в ДОО 27
2.2. Организация и анализ опытно-экспериментальной работы по формированию конструктивных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с робототехникой в ДОО 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЯ 67
Формирование мотивации развития обучения дошкольников, а также творческой, познавательной деятельности – вот главные задачи которые стоят сегодня перед педагогом в рамках Федерального государственного образовательного стандарта [36] (далее – ФГОС). Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отводится конструированию.
Конструирование во ФГОС определяется как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать. Когда ребёнок строит, он должен ориентироваться на некоторый образ того, что получится, поэтому конструирование развивает образное мышление и воображение, а также в процессе осуществляется физическое совершенствование ребёнка.
В отечественной педагогике и психологии исследованиям детского конструирования посвящены работы З.В. Лиштван [16], В.Г. Нечаевой [20], А.Н. Давидчук [5], А.Р. Лурии, Н.Н. Поддьякова [28], Л.А. Парамоновой [24], Т.С. Комаровой, Н.П. Сакулиной [30] и др.
Реализация ФГОС дошкольного образования требует создания инновационной образовательной среды для развития логического мышления детей, их интеллектуального, умственного, творческого развития. В последние годы получает развитие использование роботехники в детском саду. Проблема развития логического мышления детей дошкольного возраста средствами робототехники определяет возможности решения задач образовательной области «Познавательное развитие» в том числе с помощью организации игрового обучения конструкторами «LEGO».
«Роботоконструирование» из конструкторов нового поколения, программирование, исследование, а также общение в процессе работы предоставляет уникальную возможность для детей дошкольного возраста освоить основы робототехники, создав действующие модели роботов.
Робототехника – это научная и техническая база для проектирования, производства и применения роботов. Слово «робот» впервые использовал чешский драматург Карл Чапек в 1921 году. В написанной им книге «Универсальные роботы Россума» говорилось об искусственно созданных человекоподобных [37].
Научно-технический прогресс влечёт за собой современных детей, которые шагают в ногу со временем и стремятся не отставая идти вслед за ним. Ребёнок нового времени – это исследователь и изобретатель.
В настоящее время, когда миром правит техника, существует огромное количество возможностей развития детей. Компанией «LEGO» созданы образовательные конструкторы с возможностью программирования с помощью компьютера, ориентированные и на детей дошкольного возраста. Важно отметить, что компьютер используется как средство управления моделью, его использование направлено на составление управляющих алгоритмов собранной модели. Ребёнок получает представление об особенностях составления программ управления, автоматизации механизмов [37, с. 5].
Применение конструкторов LEGO WeDO в детском саду, позволяет существенно повысить мотивацию дошкольников, организовать их творческую и исследовательскую работу, в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки.
Конструирование нового поколения предназначено для того, чтобы положить начало формированию у ребёнка целостного представления о мире техники, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем мире, творческих способностей.
Актуальность LEGO-технологии и робототехники значима в свете внедрения и реализации ФГОС ДО, так как является средством интеллектуального развития дошкольников. При работе с конструкторскими моделями затрагивается проблема развития мышления детей. Мышление – это психический процесс, с помощью которого человек решает поставленную задачу.....
Тема выпускной квалификационной работы актуальна. Конструктор способен выполнить серьезную задачу, связанную с гармоничным и полноценным развитием ребёнка. С одной стороны, ребёнок увлечен творческой познавательной игрой, с другой, применение новой формы игры способствует всестороннему развитию ребёнка в соответствии с ФГОС.
Конструирование и робототехника – направление новое, инновационное, тем самым привлекает и детей, и родителей. Занятие данным видом деятельности – отличная возможность дать шанс ребёнку проявить конструктивные, творческие способности, а детскому саду возможность привлечь детей дошкольного возраста к техническому творчеству.
В первой главе ВКР рассмотрены теоретические основы формирования конструктивных умений у детей дошкольного возраста в процессе знакомства с робототехникой в ДОО. В первом параграфе освещён широкий круг вопросов, связанных с формированием конструктивных умений. Рассматривается конструктивная деятельность детей дошкольного возраста. Даются определения понятий конструирования, конструктивных умений, конструктивного творчества. Делается вывод, что конструктивная деятельность способствует решению образовательных задач, так как в процессе конструирования детьми приобретаются умения и навыки построения, целенаправленного рассмотрения, наблюдения, формируются психические процессы, такие, как восприятие, ощущение, воображение, мышление. Конструктивные умения – это умение узнавать и выделять объект (видеть существенное, т. е. умение абстрагироваться; умение собрать объект из готовых частей (умение синтезировать); умение расчленить объект, выделить его составные части (умение анализировать); умение видоизменять объект, трансформировать его в другой, с заданными параметрами.
Во втором параграфе затронута проблема использования в деятельности ДОО нового направления – робототехники. В настоящее время актуальной становится идея развития логического мышления дошкольников, их интеллектуального, творческого развития на основе использования инновационных подходов, среди которых ведущее место занимает робототехника. Использование робототехники позволяет расширить возможности образовательной области «Познавательное развитие» с помощью организации игрового обучения конструкторами «LEGO». Образовательные конструкторы с возможностью программирования с помощью компьютера находят применение и в ДОО.
Во второй главе ВКР рассмотрена организация работы по формированию конструктивных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с робототехникой в ДОО. Основная идея внедрения Лего-конструирования и робототехники заключается в реализации более широкого использования в образовательной деятельности конструкторов LEGO.
Конструкторы LEGO построены по принципу от простого к сложному, обладают свойствами такими как: стремиться к бесконечности, заложена идея усложнения, несет полноценно смысловую нагрузку и знания.
Конструкторы ЛЕГО серии Образование (LEGO Education) – это специально разработанные конструкторы, которые спроектированы таким образом, чтобы ребёнок в процессе занимательной игры смог получить максимум информации о современной науке и технике и освоить её.
Второй параграф включает анализ опытно-экспериментальной работы по формированию конструктивных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с робототехникой в ДОО. В ходе констатирующего этапа эксперимента нами решались следующие задачи: диагностика по определению уровня сформированности конструктивных умений у детей старшего дошкольного возраста; анализ РППС, направленной на формирование конструктивных умений у детей старшего дошкольного возраста; анкетирование родителей воспитанников с целью выявить уровень осведомленности родителей о робототехнике и выяснить их отношение к внедрению робототехники в дошкольном образовании и др. Показано, что уровень сформированности конструкторских умений у детей старшего дошкольного возраста был выявлен как низкий. Большинство детей не умели правильно «читать» схему, ошибались в выборе деталей и их расположении относительно друг от друга, допускали ошибки в выборе и расположении деталей в постройке, готовая постройка не имела чётких контуров, требовалась постоянная помощь взрослого. Родители не имеют достаточного представления о робототехнических конструкторах. Только половина опрошенных родителей понимают, какие способности развивает техническое творчество. Тем не менее, заинтересованность родителей в данной области остаётся высокой. Они возлагают самые различные ожидания на занятия робототехникой и даже проявляют желание к её освоению.....
1. Акулова Е. Формируем у детей самостоятельность и ответственность. // Дошкольное воспитание. – 2009. – №9. – С. 52-58.
2. Арнаутова Е.П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях. // Детский сад от А до Я. – 2009. – №4. – С. 23-35.
3. Болотова А.К. Представления родителей детей дошкольного возраста о робототехнике. // Молодой ученый. – 2017. – №10.1. – С. 15-16. – URL: https://moluch.ru/archive/144/40438/
4. Володина И.А. Предметно-развивающая среда в ДОУ в условиях реализации ФГОС. // Молодой учёный. – 2015. – №11. – С. 1301-1304. – URL: https://moluch.ru/archive/91/19683/
5. Давидчук А.Н. Конструктивное творчество дошкольника. / А.Н. Давидчук. – М.: Просвещение, 1973. – 79 с.
6. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013. – 464 с.
7. Дятлова Н.В. Развитие конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста. // Молодой ученый. – 2016. – №14. – С. 536-537. – URL: https://moluch.ru/archive/118/32529/
8. Ерофеева Е.М. Конструирование для дошкольников: Книга для воспитателя детского сада. / Е.М. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 339 с.
9. Заболоцкая В.В., Николаева Л.В. Робототехника как новое направление в работе с детьми дошкольного возраста. // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – №4-9. – URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=17694
10. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов. / М.С. Ишмакова; Всерос. уч.-метод. центр образоват. робототехники. – М.: Изд.-полиграф. центр «Маска», 2013. – 100 с.
11. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. 15-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд. центр «Академия», 2015. – 432 с.
12. Коноваленко С.В. Развитие конструктивной деятельности у дошкольников. / С.В. Коноваленко. – М.: Детство-Пресс, 2012. – 112 с.
13. Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала. / Л.В.Куцакова. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 76 с.
14. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. / Л.В.Куцакова. –М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 259 с.
15. Лиштван З.В. Игры и занятия со строительным материалом. / З.В. Лиштван. – М.: Просвещение, 1971. – 160 с.....39