Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Тренинг сензитивности как средство формирования эмпатийных способностей в подростковом возрасте

Работа №14823

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы108
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
622
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования
эмпатийных способностей в подростковом возрасте
1.1. Проблема эмпатийных способностей в психолого-педагогической литературе
1.2. Проявления эмпатийных способностей в подростковом возрасте ... 19
1.3. Тренинг сензитивности как средство формирования эмпатийных
способностей в подростковом возрасте 23
Выводы по главе 1 33
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию мпатийных способностей в подростковом возрасте посредством тренинга сензитивности 35
2.1. Выявление сформированности эмпатийных способностей в
подростковом возрасте 35
2.2. Реализация тренинга сензитивности, направленного на
формирование эмпатийных способностей в подростковом возрасте 39
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 51
Выводы по главе 2 55
Заключение 57
Список использованной литературы 59
Приложение 64

Одной из важнейших проблем современного общества является гуманизация отношений человека с окружающим миром, требующая нового типа взаимоотношений между людьми: отношений, построенных на гуманистической основе, на уважении к индивидуальности каждого.
Особую актуальность приобретает процесс утверждения новых ценностей, одной из которых является формирование духовной культуры личности, неотъемлемой частью которой является эмоциональная зрелость, богатство чувств, способность к сопереживанию, сочувствию, умение радоваться за другого. Ключевым условием таких отношений является эмпатия [4].
Эмпатия рассматривается, как способность проникновения во внутренний мир другого человека, понимание его мыслей, чувств, состояний, сопереживание и сочувствие им, а также ответное реагирование на них. Под эмпатийным взаимодействием понимается случайный или преднамеренный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный, личный или опосредованный контакт двух или более человек с включением в процесс взаимосвязи эмпатийного компонента, влекущего изменения поведения, деятельности, отношений и установок хотя бы одного из участников [10].
Эмпатия является ведущей социальной эмоцией и определяется, как способность индивида эмоционально отзываться на переживание других людей. Она предполагает субъективное восприятие другого человека, проникновение в его внутренний мир, понимание его переживаний, мыслей и чувств [14]. Повышение роли эмпатии в личностном развитии давно стало предметом научного исследования в психологии. Это связано с тем обстоятельством, что эмпатия, как психологический феномен, оказывает существенное влияние на всю личность в целом, повышает мотивацию и продуктивность деятельности и расширяет представление об ее эффективности.
Способность человека к эмпатии, то есть к сочувствию, сопереживанию за другую личность, называется эмпатийными способностями.
Ряд исследователей (В.В. Бойко, А.К. Бохарт, А.А. Валантинас, В. Вебер, П.В. Козина, В.А. Микаэлян и др.) подчеркивают в эмпатийных способностях тот аспект, что эмпатирующий осознает, что чувства, которые он испытывает, являются отражением чувств партнера по общению. Считается, что если этого не происходит, то такой процесс, с их точки зрения, является не эмпатией, а, скорее, идентификацией с собеседником. Именно способность понимать, что текущие чувства отражают состояние другого человека, позволяет эмпатирующему использовать эту способность для более глубокого понимания партнера, и различать свои индивидуальные эмоции от тех, что возникли в ответ на эмоции партнера. Согласно Л. Мерфи, проявление эмпатийных способностей зависит от степени близости с объектом (чужой или близкий человек), частоты общения с ним (знакомый или незнакомый), интенсивности стимула, вызывающего эмпатию (боль, слезы), ее предыдущего опыта. Развитие эмпатийных способностей связано с эмоциональной возбудимостью, а также с влиянием социальных групп, в которых он воспитывается [2].
Под эмпатическими способностями понимается устойчивое личностное образование, характеризующееся сочетанием эмпатии (ее видов и составляющих), эмпатико-мотивационной составляющей (мотивы, связанные с эмпатией) и коммуникативно-деятельностной составляющей (реализация эмпатического поведения во взаимоотношениях с другими людьми) [15].
Для подросткового возраста характерна потребность в общении со сверстниками, которое является способом самоутверждения, признания себя в окружении сверстников получение их уважения становления, как личности.
В подростковом возрасте особенно важна потребность в индивидуальном дружелюбном отношение, которое предполагает тенденцию к полному осмыслению и признание другого, устанавливая интимно-личностный характер общения и взаимодействия со сверстниками, а затем и со значимыми взрослыми. Одним из стрессогенных факторов для данного возраста являются конфликтные ситуации, возникающие из-за несовпадения восприятия и оценок различных событий, нежелания понимать, а также неумения сочувствовать, сопереживать другим людям. Для восприятия, понимания чувств другого, необходима индивидуально-психотипологическая гармоничность, а также личный эмоциональный опыт [26].
Таким образом изучение эмпатийных способностей, является на сегодняшний момент особо актуальной. Отсутствие необходимого уровня эмпатийных способностей с полноценно развитой структурой личностной основы приведет к нарушению механизмов психологической адаптации и компенсации.
Одним из эффективных методов формирования эмпатийных способностей в подростковом возрасте является - тренинг сензитивности, способствующий повышению компетентности в области общения и приобретению навыков межличностного общения, развитию сочувствия, сопереживания другим людям.
Несмотря на большое количество научных работ, направленных на формирование эмпатийных способностей в подростковом возрасте посредством тренинга сензитивности данная проблема не достаточно изучена, поэтому и явилась целью моего исследования.
Цель исследования: выявление эффективности тренинга сензитивности, направленного на формирование эмпатийных способностей в подростковом возрасте.
Объект исследования: эмпатийные способности в подростковом возрасте.
Предмет исследования: процесс формирования эмпатийных способностей в подростковом возрасте посредством тренинга сензетивности.
Гипотеза исследования: тренинг сензитивности, направленный на формирование навыков активного и эмпатического слушания, развитие коммуникативной компетентности и чуткости в межличностном взаимодействии, восприимчивости к происходящим в группе процессам, способствует эффективному формированию эмпатийных способностей в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему формирования эмпатийных способностей в подростковом возрасте.
2. Выявить уровни эмпатийных способностей в подростковом возрасте.
3. Разработать и реализовать тренинг сензитивности, направленный на формирование эмпатийных способностей в подростковом возрасте.
4. Проанализировать результаты и сделать выводы об эффективности использования тренинга сензитивности, направленного на формирование эмпатийных способностей в подростковом возрасте.
Методы исследования:
1. Анализ теоретических источников.
2. Беседа.
3. Тестирование.
4. Психолого-педагогический эксперимент.
5. Методы количественной и качественной обработки данных.
Практическая значимость: результаты исследования и разработанный тренинг сензитивности, направленый на формирование эмпатийных способностей в подростковом возрасте, могут быть использованы психологами и социальными педагогами в работе с подростками.
Апробация результаты исследования: основные теоретические положения и результаты опытно-экспериментальной работы докладывались и обсуждались на XX Всероссийской с международной научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся «Наука и образование: проблемы и перспективы», (27 апреля 2018 года в г. Бийске) Доклад на тему: «Тренинг сензитивности как средство формирования эмпатийных способностей в подростковом возрасте» (имеется публикация).
База исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1»
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и экспериментальной), заключения, списка использованной литературы и приложения.
Во введении рассматривается актуальность исследуемой проблемы и методологический аппарат.
В первой главе «Теоретические аспекты проблемы формирования эмпатийных способностей в подростковом возрасте» раскрываются проблемы эмпатийных способностей в психолого-педагогических исследованиях; рассматриваются проявления эмпатийных способностей в подростковом возрасте; анализируется эффективность тренинга сензитивности как средства формирования эмпатийных способностей личности.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по формированию эмпатийных способностей в подростковом возрасте посредством тренинга сензитивности» представлены результаты изучения эмпатийных способностей в подростковом возрасте; тренинг сензитивности, направленный на формирование эмпатийных способностей в подростковом возрасте, проверена его эффективность.
Заключение содержит общие выводы по проблеме исследования.
Список использованной литературы включает 51 источник.
Приложение представлено списками испытуемых, диагностическим инструментарием, протоколами констатирующего и контрольного этапов исследования, конспектами занятий тренинга сензитивности.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Эмпатийные способности в подростковом возрасте являются одним из важных компонентов в развитии личности. Под эмпатийными способностями понимают способность человека к эмпатии, то есть к сочувствию, сопереживанию другой личности.
Межличностное общение со сверстниками является значимой сферой развития личности в подростковом возрасте. В процессе общения происходит социальное самоутверждение индивида, формирование Я - образа и образа значимого другого. Эмпатийные способности являются основой для дружеских отношений, которые занимают огромное место в межличностном общении подростков.
Различные формы эмпатийных способностей базируются на чувствительности человека к своему и чужому миру. В ходе развития эмпатийности, как свойства личности, формируются эмоциональная отзывчивость и способность прогнозировать эмоциональное состояние людей.
Очень мощное воздействие на формирование эмпатийных способностей оказывает тренинг сензитивности. Сензитивность, то есть способность чувствовать и воспринимать - необходимое условие эффективного взаимодействия с окружающими.
Целью исследования было выявление эффективности тренинга сензитивности, направленного на формирование эмпатийных способностей в подростковом возрасте.
Была выдвинута гипотеза, что разработанный тренинг сензитивности, направленный на формирование навыков активного и эмпатического слушания, развитие коммуникативной компетентности и чуткости в межличностном взаимодействии, восприимчивости к происходящим в группе процессам, способствует формированию эмпатийных способностей в подростковом возрасте.
Результаты диагностики, показали, что значительная часть испытуемых нуждаются в коррекционной работе по повышению уровня эмпатийных способностей в подростковом возрасте.
В ходе проведения тренинга сензитивности участники экспериментальной группы реже стали испытывать трудности в общении с окружающими, старались первыми начать разговор, к сентиментальным проявлениям окружающих стали относится с сочувствием и переживанием. Испытуемые стали более уверенны в общении, внимательны к собеседнику, научились высказывать свою точку зрения, старались понять не только слова, но и мимику и жесты собеседника, в результате чего их общение было более конструктивным.
Сравнение результатов диагностики уровней эмпатийных способностей подростков контрольной группы на констатирующем и контрольном этапах исследования не показали изменений.
Таким образом, результаты контрольного этапа исследования наглядно показали повышение уровня сформированности эмпатийных способностей подростков экспериментальной группы. Гипотеза исследования подтвердилась, действительно, разработанный тренинг сензитивности, направленный на формирование навыков активного и эмпатического слушания, развитие коммуникативной компетентности и чуткости в межличностном взаимодействии, восприимчивости к происходящим в группе процессам, способствует формированию эмпатийных способностей в подростковом возрасте.



1. АвДеева, Н.Н. Понятие идентификации и его применение к проблеме понимания человека человеком [Текст] / Н.Н. Авдеева. - Краснодар, 2013. - 95с.
2. Аграмакова, JI.M. Эмпатия как компонент личностного развития в социальной среде [Текст]: материалы научно-практической конференции «Социально-психологическая помощь подросткам и юношам в личностном развитии: теория, технологии, эксперимент» /Л.М. Аграмакова. - М.: Курск, 2016. - 194 с.
3. Ананьев, Б.Г. Психология чувственного познания [Текст] / Б.Г. Ананьев. - Москва, 2017. - 250 с.
4. АнДреева, Г.М. Психология социального познания [Текст] / Г.М. Андреева. - М., 2014.- 230 с.
5. АнДреева, Г.М. Межличностное восприятие в группе [Текст] /Г.М. Андреева. - М., 2017. - 187 с.
6. Атватер, И. Эмпатия, эмпатическое слушание [Текст]: Психология влияния / И. Атватер, А.В. Морозов. - Спб., 2000. - 300 с.
7. БоДалев, А.А. Восприятие и понимание человеком [Текст] /А.А. Бодалев. - М., 2015. - 254 с.
8. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других[Текст] / В.В. Бойко - М., 2016. - 290 с.
9. БонДаренко, А.Ф. Психологическая помощь: Теория и практика [Текст] : учеб. пособие для студентов старших курсов психологических факультетов и отделений университетов / А.Ф. Бондаренко. - М., 2014. - 300 с.
10. Брунер, Дж. Психология познания [Текст] / Дж. Брунер. - М., 2013 - 400с.
11. Бурлачук, Л.Ф. Основы психотерапии [Текст]: Учеб.пособие для студентов вузов / Л.Ф. Бурлачук, И.А. Грабарская, А.С. Кочарян. - М.: Ника - Центр, 2015. - 465 с.
12. Василюк, Ф.Е. Психология переживания [Текст] / Ф.Е. Василюк. - М., 2017. - 280 с.
13. Василюк, Ф.Е. Уровни построения переживания и методы психологической науки [Текст]: Вопросы психологии / Ф.Е. Василюк. - М.,2017. - №6 - С.27 - 37.
14. Воропаева, И.П. Эмпатия как ценность в эмоциональном опыте [Текст]: Материалы Всероссийской научно-практической интернет¬конференции «Развитие воспитания в контексте общественных перемен» / И.П. Воропаева. - М., 2015. - 40 с.
15. Гаврилова, Т.П. Эмпатия как специфический способ познания человека человеком [Текст]: Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга / Т.П. Гаврилова. - Краснодар,2015. - С. 17-19.
16. Гаврилова, Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии [Текст]: Вопросы психологии / Т.П. Гаврилова. -2014. №2. - С. 147-157.
17. Гиппенрейтер, Ю.Б. Феномен конгруэнтной эмпатии [Текст]: Вопросы психологии / Ю.Б. Гиппенрейтер, Т.Д. Карягина, Е.И. Козлова. - М., 2013. - № 4. - С. 61-68
18. Гозман, Л.Я. Психология эмоциональных отношений [Текст] / Л.Я. Гозман. - М., 2016. - 167 с.
19. Головаха, Е.И. Психология человеческого взаимопонимания[Текст] / Е.И. Головаха, Н.Р. Панина. - Киев, 2016. - 401 с.
20. Джрназян, Л.Н. Механизмы эмпатии в межличностных отношениях [Текст]: Автореф. дис. .канд. психол. наук / Л.Н. Джрназян. - Тбилиси, 2014. - С. 12-14.
21. ДоДонов, Б.И. Эмоция как ценность [Текст] / Б.И. Додонов. - М., 2008. - 345 с.
22 Иган, Дж. Базисная эмпатия как коммуникативный навык [Текст]: Журнал практической психологии и психоанализа / Дж. Иган. -2013. - № 1.- С. 12-16.
23. ИзарД, К. Психология эмоций [Текст] / К. Изард. - СПб., 2013.¬123 с.
24. Калинова, О.В. Подростковый возраст [Текст]: Психология. Учебник для педагогических вузов / О.В. Калинова. - М., 2005. -600 с.
25. Ковалев, А.Г. Психология личности [Текст] / А.Г. Ковалев. - М., 2015. - 200 с.
26. Ковалев, А.Г. Эмпатия и процесс практического познания одной личности другой [Текст]: Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга / А.Г. Ковалев. - Краснодар, 2016. - 357 с.
27. Ковалев, Г.А. Проблемы развития социально перцептивных способностей и вопросы организации социально-психологического тренинга [Текст]: Вопросы формирования всесторонне развитой личности / Г.А. Ковалев. - Кишинев, 2017. - С.35-45
28. Кон, И.С. Ребенок и общество [Текст] / И.С.Кон. - М., 2015. - 167 с.
29. Кон, И.С. Дружба [Текст] / И.С. Кон. - М., 2017. - 98 с.
30. КонДратьева, С.В. Психолого-педагогические аспекты проблемы понимания людьми друг друга [Текст]: Психология межличностного познания / С.В. Кондратьев. - М, 2014.-258 с.
31. Кохут, X. Интроспекция, эмпатия и психоанализ: исследование взаимоотношений между способом наблюдения и теорией [Текст]: Антология современного психоанализа / Х. Кохут. - М., 2013. - 345 с.
32. Крайг, Г. Психология развития: пер. с англ. [Тескт] / Г. Крайг. - СПб.: Питер, 2013. - 992 с.
33. Майерс, Д. Социальная психология [Текст] / Д. Майерс. - Спб.,2015. - 267 с.
34. Михальченко, Г.Ф. Формирование эмпатии у старшеклассников, ориентирующихся на педагогическую профессию [Текст]: Автореф. дис. канд. психол. наук/ Г.Ф. Михальченко. - М., 2013. - 11 с.
35. Мухина, B.C. Возрастная психология [Текст] / В.С. Мухина. - М.,2016. - 240 с.
36. НовгороДцева, А.П. Взаимосвязь особенностей личности с характером понимания других людей [Текст]: Автореф. дис. канд. психол. наук /А.П. Новгородцева. - М., 2014. - 10 с.
37. Обозов, Н.Н. Межличностные отношения. Аппаратурный метод исследования срабатываемости и совместимости людей [Текст]: Методы социальной психологии /Н.Н. Обозов. - М., 2017. - С.161 -165.
38. Папкин, А.И. Психологическое исследование проявлений эмоциональной идентификации личности в коллективе [Текст]: Автореф. дисс. канд. психол. наук /А.И. Папкин. - М., 2016. - 13 с.
39. Парфенов, В.Н. Восприятие и интерпретация внешности людей [Текст]: Вопросы психологии /В.Н. Парфенов. - М., 2015. - №2. - С. 59-64.
40. Пашукова, Т.Н. О механизмах эмпатии и некоторых ее психических коррелятах [Текст]: Вопросы психологии межличностного познания и общения / Т.Н. Пашукова. - Краснодар, 2017. - 100 с.
41. Психологический словарь [Текст] / Под ред. Петровского А.В. - М., 2016. - 490 с.
42. Психологический словарь [Текст] /Под ред. Айрапетянц А.Т. - М., 2017. - 389 с.
43. РоДжерс, К. Эмпатия [Текст]: Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гипенрейтер. - М., 2016. - С. 235 - 237.
44. Сопиков, А.П. Механизм эмпатии [Текст]: Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания /А.П. Сопиков.- Краснодар,2013.- С. 89-96.
45. Сушков, И. Психология взаимоотношений [Текст] / И. Сушков. - М., 2015. - 278 с.
46. Шингаров, Г.Х. Эмоции и чувства, как форма отражения действительности [Текст] / Г.Х. Шингаров. - М, 2014. - 180 с.
47. Эльконин, Д.Б. Психология игры [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.,2014.- 304с.
48. Юсупов, И.М. Психология эмпатии: теоретические и прикладные аспекты [Текст] / И.М. Юсупов. - СПб., 2015. - 270 с.
49. Юсупов, И.М. Психология взаимопонимания [Текст] / И.М. Юсупов. - Казань, 2016. - 390 с.
50. ЯДов, В.А. Социальная идентичность личности [Текст] / В.А. Ядов. - М., 2016. - 160 с.
51. Якобсон, П.М. Психология чувств. [Текст] / П.М. Якобсон. - М.,
2015. - 200 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ