ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТРАН БРИКС В СФЕРЕ ЭНЕРГЕТИКИ
1.1. Взаимодействие стран БРИКС и Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года
1.1.1. Общая эффективность стран БРИКС по всем 17 ЦУР ……………... 19
1.2. Страны БРИКС и Парижское соглашение ………………………………..…. 26
1.3. Политика сотрудничества стран БРИКС в сфере энергетики в условиях глобального тренда на декарбонизацию экономики
ГЛАВА II. ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТРАН БРИКС В СФЕРЕ ЭНЕРГЕТИКИ
2.1. Политика Бразилии в сфере энергетики в условиях глобального тренда на декарбонизацию экономики
2.2. Политика России в сфере энергетики в условиях глобального тренда на декарбонизацию экономики
2.3. Политика Индии в сфере энергетики в условиях глобального тренда на декарбонизацию экономики
2.4. Политика Китая в сфере энергетики в условиях глобального тренда на декарбонизацию экономики
2.5. Политика ЮАР в сфере энергетики в условиях глобального тренда на декарбонизацию экономики
ГЛАВА III. ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТРАН БРИКС В СФЕРЕ ЭНЕРГЕТИКИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОГО ТРЕНДА НА ДЕКАРБОНИЗАЦИЮ ЭКОНОМИКИ ……………………………………………………… 55
3.1. Вызовы взаимодействия стран БРИКС в сфере энергетики в условиях глобального тренда на декарбонизацию экономики ………………………... 55
3.2. Перспективы взаимодействия стран БРИКС в сфере энергетики в условиях глобального тренда на декарбонизацию экономики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
На сегодняшний момент, во времени всесторонней глобализации, как общественной, культурной, юридической и технологической, так и глобализации в сферах энергетики и декарбонизации экономики, постоянно возникают вопросы и начинаются дискуссии о значимости и эффективности зеленой энергии. Международное сообщество под руководством ООН постепенно направляется к полной декарбонизации экономики. Согласно Парижскому соглашению, полная глобальная декарбонизация в мировой экономике ожидается уже к 2050 году. Затем, в соответствии с таким глобальным подходом, государства БРИКС также направляют свои цели в сфере зеленой энергетики. В настоящее время страны БРИКС вместе представляют самую большую часть мирового сообщества, как по населению, так и по площади. Таким образом, тема взаимодействия стран БРИКС в сфере энергетики и плана декарбонизации их экономик неотделима от глобально-актуального перехода к зеленой энергетике. Поэтому данную проблему им нужно разрабатывать сейчас, чтобы глобальный переход к зеленой энергетики в течение будущих 30 лет был сделан по выгодах и минимальных затратах для каждой из стран БРИКС.
Взаимодействие стран БРИКС в сфере энергетики в условиях глобального тренда на декарбонизацию экономики принесет пользу обществу этих стран в несколько областях. На первом месте это, очевидно, в сфере экологии потому что быстрорастущие силы, такие как Китай и Индия используют огромное количество ископаемого топлива для питания своей экономики. У них цели похожие - постоянно наращивать свою экономику и при этом наблюдать за защитой окружающей среды. За последние пять лет баланс потребления и производства энергии в Бразилии значительно улучшился. В 2021 году Бразилия была девятым по величине производителем нефти в мире. В дополнение к этому министерство горнодобывающей промышленности и энергетики Бразилии планирует запустить программу разведки и добычи Potencializa E&P с целью превратить Бразилию в четвертого по величине производителя нефти в мире к 2029 году. Эти цели противоречат глобальной программе по сокращению выброса CO2, потому что отдача инвестируются в увеличение производства ископаемого топлива вместо инвестиций в возобновляемые источники энергии. С другой стороны, в России, где производство и экспорт энергии играют одну из самых важных ролей в экономике страны, политическое и дипломатическое, внимание уделяется потреблению и экспорту природного газа. В дополнение к этому ЮАР нуждается в решении энергетического кризиса, потому что в настоящее время она зависит от импорта для поддержки спроса. Поэтому каждая страна БРИКС выиграет от более тесного взаимного сотрудничества в области производства энергии и декарбонизации экономики.
Взаимодействие стран БРИКС в сфере энергетики укрепляет энергетическую и дипломатическую стабильность в отношениях между ними, а, таким образом, и почти во всем мире. Кроме того стабильные международные отношения позволяют создание подходящих условий для развития науки, технологии и др. Исследования БРИКС –достаточно новая научная область; таким образом в ней много открытых вопросов ожидающих исследовательских работ, чтобы помогли удачному будущему БРИКС.
Данная проблема рассматривается с нескольких точек зрения. В каждой из стран БРИКС существует особый теоретический и практический подход к проблеме декарбонизации экономики. Однако в ходе исследования создается впечатление, что тема взаимодействия стран БРИКС в сфере энергетики в условиях глобального тренда на декарбонизацию экономики недостаточно разработана. Исследователи уже достаточно рассмотрели вопрос истории взаимодействия стран БРИКС в сфере энергетики, но их взаимозависимый и взаимодействующий подход к декарбонизации экономики остается открытым. Особенно в академической литературе немного работ, отвечающих на данный вопрос. На самом деле, отсутствие множества академической литературы оставляет место для будущих исследований. На протяжении ряда лет накапливались сведения о новых соглашениях, договорах партнерства или сотрудничества стран БРИКС в сфере энергетики, их подходах к декарбонизации экономики и их результатов в практике. Вопросы, касающиеся взаимодействия стран БРИКС в сфере энергетики в условиях глобального тренда на декарбонизацию экономики остаются открытыми для исследователей. В данном исследовании основное внимание сосредоточено на политике взаимодействия стран БРИКС в сфере энергетики и их проектов к декарбонизации энергетики.
Второй причиной узости изучения проблемы декарбонизации в целом заключается её научно-естественный и прикладной характер. Значительное внимание этому вопросу уделяли представители естественных наук, а также историки и политологи, которые занимались экологической проблематикой. Однако практически мало внимания уделялось проблеме o потребности в энергии и взаимодействия стран БРИКС в сфере энергетики, что, по мнению автора диссертации, в настоящее время вызывает большой научный интерес.
Во время написания диссертационной работы была изучена следующая научная литература:
1. Алимов А.А., Карлин Л.Н., Музалевский В.И., Самусевич И.Н. «Климат Земли: мифы и реальность» Безопасность жизнедеятельности № 52 сс. 1-24.
2. Алимов А.А. «Энергетика. Климат. Политика» Вестник СПбГУ, 2008 г Серия № 4, сс. 160-166.
3. Алимов А.А. Экологическая безопасность и мировая политика: что происходит? что делать? и кто виноват? МГИМО (У), 2011 № 4 (19), сс. 226- 234.
4. Грушевенко Е., Капитанов С., Мельников Ю., Пердеро А., Шевелева Н., Сигиневич Д., / Декарбонизация нефтегазовой отрасли: международный опыт и приоритеты России // Центр энергетики Московской школы управления СКОЛКОВО. - Март 2021. - URL: https://energy.skolkovo.ru/downloads/documents/SEneC/Research/SKOLKOVO_EneC_Decarbonization_of_oil_and_gas_RU_22032021.pdf
5. М. А. Юлкин / ГЛОБАЛЬНАЯ ДЕКАРБОНИЗАЦИЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИКУ РОССИИ // АНО «Центр экологических инвестиций». - 2019. - URL: http://downloads.igce.ru/news/Yulkin_M_A_ext_abstract_IGCE_06022019.pdf
6. Жариков М. В. Цена декарбонизации мировой экономики. Экономика. Налоги. Право. 2021;14(4):40-47. DOI: 10.26794/1999-849X‑2021-14-4-40-47 - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsena-dekarbonizatsii-mirovoy-ekonomiki/viewer
7. Losekann, L., & Tavares, A. (2021). Potential for cooperation in the dissemination of renewable energy and natural gas among BRICS countries. URL: https://ipcig.org/sites/default/files/pub/en/PRB74_Potential_for_cooperation.pdf
8. Ю.Ю. Ковалев, О.С. Поршнева // Страны БРИКС в международной климатической политике / - Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2021. Т. 21. № 1. С. 64—78. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strany-briks-v-mezhdunarodnoy-klimaticheskoy-politike/viewer
Для подробного изучения вопроса о роли имиджа КНР в развитии отношений со странами БРИКС, автором были использованы следующие источники:
1. BRICS Official Documents / BRICS Business Council // - URL: http://www.brics-info.org/brics-official-documents/
2. Communique Adopted in the BRICS Energy Ministers Meeting / Ministry of Power // - 02.09.2021. - URL: http://www.brics.utoronto.ca/docs/210902-energy.pdf
3. BRICS Legal Texts and Policy Documents / The Trade Law Centre NPC (tralac) // - URL: https://www.tralac.org/resources/our-resources/6198-brics-legal-texts-and-policy-documents.html
4. BRICS Working Group on Science, Technology, Innovation and Entrepreneurship Partnership (STIEP WG) PROPOSED ACTION PLAN 2021-24 / 26.11.2021. // - URL: https://brics2021.gov.in/brics/public/uploads/docpdf/getdocu-67.pdf
5. The Sustainable Development Goals Report 2022 - URL: https://unstats.un.org/sdgs/report/2022/
6. BRASÍLIA DECLARATION 11th BRICS Summit. - URL: http://www.brics.utoronto.ca/docs/191114-Braslia_Declaration.pdf
7. UNDP South Africa Annual Report 2021. (1 сентября 2022 г.) - URL: https://www.undp.org/south-africa/publications/undp-south-africa-annual-report-2021
Научная новизна исследования
Научная новизна исследования заключается в том, что, во-первых, впервые были объединены достижения последних лет в области декарбонизации с разработками в системе политических наук.
Во-вторых, автор впервые особое внимание уделил процессу взаимодействия стран БРИКС в области декарбонизации, и выявил конкретные успехи в этой сфере для достижения уровней глобальных трендов в рассматриваемом практическом поле принятия и осуществлении конкретных мер.
В-третьих, автором были использованы документы в области имеющегося сотрудничества стран БРИКС (соглашения, переговоры, сотрудничества между отдельными странами группы БРИКС), ранее не вводимые в научный оборот.
В четвертых, автор специально выделяет теоретическую значимость исследования, которая Теоретическая новизна исследования состоится из заключается в установлении связей между странам БРИКС в сфере энергетики в условиях глобального тренда на декарбонизацию экономики и корреляции влияния этих связей на глобальное сообщество.
Объект исследования: Взаимодействие стран БРИКС в сфере энергетики и декарбонизации экономики
Предмет исследования: Политика, инструменты и механизмы взаимодействия стран БРИКС в сфере энергетики и декарбонизации
Цель исследования: Установить степень взаимодействия стран БРИКС в сфере энергетики в условиях глобального тренда на декарбонизацию экономики
Задачи исследования
● Определить политику взаимодействия стран БРИКС в сфере энергетики на данный момент
● Представить процесс декарбонизации экономики в условиях глобального тренда - ЦУР и Парижское соглашение
● Установить степень развитости взаимодействия стран БРИКС в сфере энергетики в условиях глобального тренда на декарбонизацию экономики
● Представить примеры хорошего подхода к декарбонизации экономики в странах БРИКС
● Оценить степень важности декарбонизации экономики для развития стран БРИКС в будущем
● Оценить вызовы и перспективы взаимодействия стран БРИКС в сфере энергетики в условиях глобального тренда на декарбонизацию экономики
Методы исследования
В данном исследовании на первом месте использован исторический метод исследования. Начиная с 2015 года, автор изучал в хронологическом порядке глобальные события в областях энергетики и декарбонизации экономики, а основное внимание уделялось событиям, происходившим в рамках стран БРИКС.
Для подробного рассмотрения темы исследования был проведен анализ литературы и нормативно-правовых документов. На первом месте были такие документы как Парижское соглашение и договоры о сотрудничестве в области энергетики между странами БРИКС. Были также проанализированы академические источники и литературу по вопросу сотрудничества стран БРИКС в сфере энергетики.
Кроме того, метод изучения и обобщения был полезен для изучения и анализа новостей СМИ, связанных с темой взаимодействия стран БРИКС в сфере энергетики и декарбонизации экономики.
Дополнительно использовался метод дедукции. Таким образом, рассуждение от общего к частному принадлежало к выполнению задач представления глобального процесса декарбонизации энергетики и представления поискам примеров подхода к декарбонизации экономики в странах БРИКС.
Хронологические рамки: В исследовании охвачен период с 2015 года, когда была запущена Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, до текущей даты.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что работа дает возможность продолжать изучение рассмотренной автором проблемы, как чрезвычайно важной для всех без исключения стран группы БРИКС, так в региональном и глобальном масштабах.
Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что отдельные его положения могут быть использованы при подготовке лекций и семинаров а также для написании методических пособий и рекомендаций.
Описание структуры работы: Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка источников и литературы. Первая глава посвящена вопросам предыстории глобального тренда на декарбонизацию экономики и взаимодействия стран БРИКС в сфере энергетики. В ней дано описание значимости глобального подхода к декарбонизации, рассмотрены принятые документы и действия стран БРИКС в этой сфере. Вторая глава посвящена особенностям потребления и взаимодействия в сфере энергетики и декарбонизации экономики для каждой из стран БРИКС. В третьей главе рассматриваются вызовы и перспективы взаимодействия стран БРИКС в сфере энергетики в условиях глобального тренда на декарбонизацию экономики.
Взаимодействия стран БРИКС в сфере энергетики в контексте глобальной тенденции к декарбонизации экономики находятся в начальной стадии, а как видно из исследования, потенциал в изобилии. Все пять стран демонстрируют стремление к декарбонизации экономики. Устойчивое развитие играет важную роль в национальном планировании развития и стратегии во всех странах БРИКС. Все они привержены Парижскому соглашению и все, кроме России, обязались достичь нулевого уровня выбросов к 2050 и 2060 годам. В настоящее время страны БРИКС участвуют в различных инициативах и политиках, направленных на расширение их сотрудничества в области энергетики. Некоторыми из наиболее важных политик и инициатив, направленных на расширение сотрудничества в области энергетики, являются Энергетическое сотрудничество БРИКС, Платформа сотрудничества БРИКС по энергетическим исследованиям, Встреча министров энергетики БРИКС и т. д. Одной из основных стратегий энергетического перехода в странах БРИКС является декарбонизация энергетическом секторе за счет электрификации конечных потребителей. Страны ищут пути увеличения возобновляемых источников энергии и производства. Мировой потенциал производства возобновляемого топлива растет, особенно в Китае, Индии и Бразилии, которые являются одними из основных пользователей этих технологий.
Сотрудничество между странами БРИКС приобретает все большее значение посредством специализированного обучения, консультационных услуг, обмена знаниями и передачи технологий. В 2018 году страны БРИКС создали Платформу сотрудничества в области энергетических исследований, которая объединила экспертов, частные компании и исследовательские институты для согласования общих интересов в перспективных областях исследований и разработок, новых технологий и инновационной политики. Во время и после пандемии COVID-19 и последовавшего за ней экономического кризиса сотрудничество стран БРИКС в сфере энергетики столкнулось с новыми вызовами. Однако, несмотря на специфику процесса энергетического перехода каждой страны, страны БРИКС продемонстрировали силу международного энергетического сотрудничества. Это сотрудничество стало важнейшим инструментом для увеличения инвестиций и разработки новых устойчивых технологий и процессов, совершенствования политики и программ и продвижения торговых преимуществ, способствующих устойчивому развитию.
Вызовы и перспективы взаимодействия стран БРИКС в сфере энергетики в условиях глобального тренда на декарбонизацию экономики лежат в ряде различных областей. Основные проблемы возникают из-за того, что страны БРИКС имеют разные приоритеты в плане своих энергетических потребностей и источников. Например, Китай и Индия сильно зависят от угля, а Бразилия и Россия обладают значительными запасами нефти и газа. Это создает проблемы, когда речь идет о единой энергетической политике, когда речь идет об обезуглероживании экономики. Еще одним фактором, который необходимо учитывать при обсуждении проблем и перспектив взаимодействия стран БРИКС в сфере энергетики, является политическая нестабильность. Некоторые страны БРИКС сталкиваются с политической нестабильностью, которая может помешать их способности эффективно реализовывать свою энергетическую политику.
Разрывы в инфраструктуре и технологиях между некоторыми странами БРИКС представляют собой проблему и в то же время пространство для улучшения многостороннего взаимодействия. В некоторых странах БРИКС существуют значительные инфраструктурные и технологические пробелы, которые могут повлиять на дальнейшее развитие возобновляемых источников энергии. В частности, ЮАР и Бразилия сталкиваются с проблемами, когда речь идет об инфраструктуре и технологическом потенциале для развития возобновляемых источников энергии. Кроме того, развитие возобновляемых источников энергии требует значительных инвестиций, и некоторые страны БРИКС могут столкнуться с финансовыми трудностями при реализации своих планов по возобновляемым источникам энергии. Еще один важный факт, который следует учитывать, когда речь идет о развитии во всех ранее упомянутых областях, — это географическое положение стран БРИКС. В отличие от ЕС, где все члены имеют общие границы, страны БРИКС разбросаны по пяти континентам. Таким образом, любой потенциальный проект взаимного развития, когда речь идет об инфраструктуре, требует гораздо больших технологических и финансовых вложений. Однако страны БРИКС обладают значительным потенциалом возобновляемых источников энергии, особенно солнечной и ветровой; и сотрудничество между странами БРИКС в развитии этих источников энергии может привести к значительному прогрессу в декарбонизации их экономик.
Сила стран БРИКС заключается в их энергетических ресурсах, а опыт и сотрудничество между пятью странами могут помочь использовать эти сильные стороны для взаимной выгоды. Кроме того, передача технологий между странами БРИКС может помочь устранить пробелы в инфраструктуре и технологиях, особенно в области возобновляемых источников энергии и хранения энергии. Возможно, самый важный инструмент для улучшения, страны БРИКС имеют возможность использовать многостороннее сотрудничество в своем стремлении к декарбонизации экономики. Таким образом, страны БРИКС могут использовать свою силу коллективных переговоров для заключения выгодных условий на международных энергетических рынках и для сотрудничества с международными организациями в целях содействия устойчивому развитию и борьбы с изменением климата.
В условиях общемировой тенденции к декарбонизации экономики сотрудничество стран БРИКС в энергетической сфере начало сталкиваться с рядом вызовов и проблем, а также имеет свои перспективы. Они уже продемонстрировали свою готовность сотрудничать в рамках ЦУР и Парижского соглашения. Одной из основных задач является необходимость баланса интересов в области энергетики и экологии. Таким образом, страны БРИКС, являющиеся крупнейшими потребителями и производителями энергии, должны разработать совместную стратегию декарбонизации экономики с целью снижения выбросов углерода и других вредных веществ в атмосферу. Вопрос взаимодействия стран БРИКС в сфере энергетики в контексте глобальной тенденции к декарбонизации экономики остается открытым для дальнейшего исследования, поскольку каждый год приносит новые данные и возможности для исследований в сферах международных отношений, энергетики, экономики, экологии и развитии технологий.
1. 10TH BRICS SUMMIT JOHANNESBURG DECLARATION. (2018, July 27). URL: https://www.fmprc.gov.cn/mfa_eng/wjdt_665385/2649_665393/201807/t20180727_679534.html
2. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ БРИКС. БРИКС: шаг за шагом к новому уровню интеграции. 2 апреля 2018 г. [Электронный ресурс]. URL: http://infobrics.org/post/26635/
3. MEMORANDUM of mutual understanding in energy saving and energy efficiency among the ministries and governmental agencies of BRICS, responsible for energy and energy efficiency. (n.d.). URL: https://www.hse.ru/data/2015/11/24/1081622111/Memo_with_BRICS_final.pdf
4. BRICS Declaration Calls for Full Implementation of Paris Agreement and 2030 Agenda. (2018, August 2). URL: https://sdg.iisd.org/news/brics-declaration-calls-for-full-implementation-of-paris-agreement-and-2030-agenda/
5. The Sustainable Development Goals Extended Report 2022. (n.d.-b). URL: https://unstats.un.org/sdgs/report/2022/extended-report/Extended-Report_Goal-7.pdf
6. BRASÍLIA DECLARATION 11th BRICS Summit. (n.d.). URL: http://www.brics.utoronto.ca/docs/191114-Braslia_Declaration.pdf
7. XII BRICS Summit Moscow Declaration. (2020, November 17). URL: https://www.gov.br/mre/en/contact-us/press-area/press-releases/xii-brics-summit-moscow-declaration
8. BRICS Energy Report 2021. (n.d.).URL: https://brics2021.gov.in/brics/public/uploads/docpdf/getdocu-41.pdf
9. UN Sustainable Development Report. URL: https://dashboards.sdgindex.org/explorer
10. Joint Statement issued at the BRICS High-level Meeting on Climate Change. (2022). URL: http://brics2022.mfa.gov.cn/eng/hywj/ODMM/202205/t20220529_10694182.html
11. BRICS Declaration Calls for Full Implementation of Paris Agreement and 2030 Agenda. (2018, August 2). URL: https://sdg.iisd.org/news/brics-declaration-calls-for-full-implementation-of-paris-agreement-and-2030-agenda/
12. Communique Adopted in the BRICS Energy Ministers Meeting. (2021, September 2). URL: http://www.brics.utoronto.ca/docs/210902-energy.pdf
13. Press statements by President of Russia and President of China. (2023, March 23). URL: http://www.en.kremlin.ru/events/president/transcripts/copy/70750
14. Sustainable Development Report. URL: https://dashboards.sdgindex.org/
15. Brazil - High-level Segment Statement COP 26. (n.d.). URL: https://unfccc.int/sites/default/files/resource/BRAZIL_cop26cmp16cma3_HLS_EN.pdf
16. The National Zero Methane Program. (2022, March 25). URL: https://www.gov.br/en/government-of-brazil/latest-news/2022/the-national-zero-methane-program
17. Isotope of Cooperation. (n.d.). URL: https://rosatomnewsletter.com/2023/04/27/isotope-of-cooperation/#:~:text=In%20September%202022%2C%20Rosatom%20signed,mining%20and%20nuclear%20fuel%20production.
18. Joint Statement issued at the BRICS High-level Meeting on Climate Change. 2022-05-24. URL: http://brics2022.mfa.gov.cn/eng/hywj/ODMM/202205/t20220529_10694182.html
19. NATIONALLY DETERMINED CONTRIBUTION OF the RUSSIAN FEDERATION. (n.d.). URL: https://unfccc.int/sites/default/files/NDC/2022-06/NDC_RF_eng.pdf
20. The state of China–Russia cooperation over natural gas. (2023, February 4). URL: https://www.iiss.org/publications/strategic-comments/2023/the-state-of-china-russia-cooperation-over-natural-gas/
21. 2022 ATOMEXPO Nuclear Spring. (2022, November 22). URL: https://drive.google.com/file/d/1_VXejnSXcxPZK1NXZGnQqEeXfv4aS9DD/view
22. Natural gas in India: A pathway towards reducing India’s dependency on gas. (2022, June 2). URL: https://climateactiontracker.org/documents/1050/CAT_2022-05-30_Report_NaturalGasinIndia_C6Dpm5s.pdf
23. India Submits its Long-Term Low Emission Development Strategy to UNFCCC. (2022, November 14). URL: https://pib.gov.in/PressReleasePage.aspx?PRID=1875816
24. India’s Updated First Nationally Determined Contribution Under Paris Agreement. (2022, August 27). URL: https://unfccc.int/sites/default/files/NDC/2022-08/India%20Updated%20First%20Nationally%20Determined%20Contrib.pdf
25. UNDP South Africa Annual Report 2021. (2022, September 1). URL: https://www.undp.org/south-africa/publications/undp-south-africa-annual-report-2021
Литература
1. Алимов А.А., Карлин Л.Н., Музалевский В.И., Самусевич И.Н. «Климат Земли: мифы и реальность» Безопасность жизнедеятельности № 52 сс. 1-24.
2. Алимов А.А. «Энергетика. Климат. Политика» Вестник СПбГУ, 2008 г Серия № 4, сс. 160-166.
3. Алимов А.А. Экологическая безопасность и мировая политика: что происходит? что делать? и кто виноват? МГИМО (У), 2011 № 4 (19), сс. 226- 234.
4. Грушевенко Е., Капитанов С., Мельников Ю., Пердеро А., Шевелева Н., Сигиневич Д., / Декарбонизация нефтегазовой отрасли: международный опыт и приоритеты России // Центр энергетики Московской школы управления СКОЛКОВО. - Март 2021. - URL: https://energy.skolkovo.ru/downloads/documents/SEneC/Research/SKOLKOVO_EneC_Decarbonization_of_oil_and_gas_RU_22032021.pdf
5. М. А. Юлкин / ГЛОБАЛЬНАЯ ДЕКАРБОНИЗАЦИЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИКУ РОССИИ // АНО «Центр экологических инвестиций». - 2019. - URL: http://downloads.igce.ru/news/Yulkin_M_A_ext_abstract_IGCE_06022019.pdf
6. Жариков М. В. Цена декарбонизации мировой экономики. Экономика. Налоги. Право. 2021;14(4):40-47. DOI: 10.26794/1999-849X‑2021-14-4-40-47 - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsena-dekarbonizatsii-mirovoy-ekonomiki/viewer
7. Losekann, L., & Tavares, A. (2021). Potential for cooperation in the dissemination of renewable energy and natural gas among BRICS countries. URL: https://ipcig.org/sites/default/files/pub/en/PRB74_Potential_for_cooperation.pdf
8. Pakkan, S., Sudhakar, C., Tripathi, S. et al. A correlation study of sustainable development goal (SDG) interactions. Qual Quant 57, 1937–1956 (2023). URL: https://doi.org/10.1007/s11135-022-01443-4
9. Cheng, Y.; Liu, H.; Wang, S.; Cui, X.; Li, Q. Global Action on SDGs: Policy Review and Outlook in a Post-Pandemic Era. Sustainability 2021, 13, 6461. URL: https://www.mdpi.com/2071-1050/13/11/6461
10. БРИКС наращивает сотрудничество в области энергетики. (2020, 20 октября). [Электронный ресурс]. URL: https://globalcentre.hse.ru/news/409993418.html
11. Kaminski, I. (2022, July 7). Brazilian court world’s first to recognise Paris Agreement as human rights treaty. URL: https://www.climatechangenews.com/2022/07/07/brazilian-court-worlds-first-to-recognise-paris-agreement-as-human-rights-treaty/
12. Provoking Energy Cooperation in the South Countries: Renewable Energy in Brazil and India. (2017, September 30). URL: https://www.econjournals.com/index.php/ijeep/article/view/5202
13. Mitrova, T. (2021). 27.07.2021 Is Russia Finally Ready to Tackle Climate Change?. URL: https://carnegiemoscow.org/commentary/85043
14. Lee, U. (2023, March 17). Solar and wind dominate India’s capacity additions in 2022. URL: https://ember-climate.org/insights/research/india-data-story-2023/#supporting-material
15. Hao, X. (2022, July 14). Deepening Global Development Cooperation and Improving Global Governance. URL: https://csis-website-prod.s3.amazonaws.com/s3fs-public/event/220912_Global_Development_Initiative.pdf?VersionId=BxHWHZH1SOnKLmhRxhmQPrWsFA14ma4l
16. Sahu Manjeet Kumar (2016). Energy revolution under the BRiCS Nations. BRICS Law Journal, 3 (1), 34-41. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/energy-revolution-under-the-brics-nations/viewer
17. McBride J., Berman N., Chatzky A. // China’s Massive Belt and Road Initiative. (2023, February 2). URL: https://www.cfr.org/backgrounder/chinas-massive-belt-and-road-initiative
18. Pingkuo Liu, Zhaohui Hei // Strategic analysis and framework design on international cooperation for energy transition: A perspective from China, Energy Reports. (2022, February). URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S2352484722001743
19. Employment and just transition to sustainability in the BRICS countries. URL: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---dgreports/---dcomm/documents/presentation/wcms_845711.pdf
20. Mehmood, U.; Agyekum, E.B.; Tariq, S.; Ul Haq, Z.; Uhunamure, S.E.; Edokpayi, J.N.; Azhar, A. Socio-Economic Drivers of Renewable Energy: Empirical Evidence from BRICS. Int. J. Environ. Res. Public Health 2022, 19, 4614. URL: https://www.mdpi.com/1660-4601/19/8/4614
21. Gerasimchuk I., Kühne K., Roth J., Geddes A., Oharenko Y., Bridle R., Garg V.. Beyond Fossil Fuels: Fiscal transition in BRICS. (n.d.). November, 2019. URL: https://www.iisd.org/system/files/publications/beyond-fossil-fuels-brics.pdf
22. Sampene AK, Li C, Agyeman FO, Brenya R (2021) Analysis of the BRICS countries’ pathways towards a low-carbon environment. BRICS Journal of Economics 2(4): 77-102. URL: https://doi.org/10.38050/2712-7508-2021-4-4
23. Sakharov A.G., Andronova I.V. (2021). BRICS contribution to global efforts to move towards sustainable consumption and production patterns. Bulletin of International Organizations. T. 16. No. 1. P. 7–28 (in Russian and English). DOI: 10.17323/1996-7845-2021-01-01 URL: https://iorj.hse.ru/data/2021/09/09/1469970806/Sakharov_iorj_2021_01_%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%BB-05_07_21__f-4-19.pdf
24. Griffith-Jones, S. (nd).Financing Global Development: The BRICS New Development Bank 13/2015. URL: https://www.idos-research.de/uploads/media/BP_13.2015.pdf
25. Tomiwa Sunday Adebayo, Ahmed Samour, Andrew Adewale Alola, Shujaat Abbas, Mehmet Ağa, The potency of natural resources and trade globalisation in the ecological sustainability target for the BRICS economies, Heliyon, Volume 9, Issue 5, 2023, e15734, ISSN 2405-8440. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S2405844023029419