Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Предупреждение подростковой наркомании

Работа №14819

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы71
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
920
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы предупреждения подростковой наркомании 8
1.1 Наркомания как социально-педагогическая проблема 8
1.2 Специфика подростковой наркомании, факторы наркотизации подростков 14
1.3 Особенности предупреждения наркомании у подростков 19
Выводы по главе 1 25
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по предупреждению подростковой наркомании 27
2.1 Оценка факторов риска наркотизации подростков 28
2.2 Реализация комплекса занятий по предупреждению подростковой наркомании 36
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 47
Выводы по главе 2 60
Заключение 62
Список использованных источников 65


На сегодняшний день наркомания, в общем, является мировой проблемой, которая присутствует на всех континентах. Подростковая наркомания в последнее время также является проблемой мирового масштаба. В России проблема употребления наркотиков подростками в настоящее время приобрела ужасающие размеры. Почти 7,5 миллиона граждан РФ с разной степенью регулярности вводят себя в физическое состояние измененного сознания путем потребления психоактивных химических препаратов, а около 3 миллионов употребляют наркотики ежедневно.
Рост количества депрессий, попыток совершения суицидов свидетельствует о низком качестве жизни молодежи, неблагополучном психическом здоровье. В условиях мирового экономического кризиса проблема борьбы с незаконным распространением и употреблением наркотиков, вредными привычками стоит особенно остро, поскольку наркотизм, как негативное социальное явление, распространяется в первую очередь в подростково-молодежной среде.
Почти 1,5 миллионов лиц, допускают систематическое немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ. Среди 14- 20 миллионов человек, которые, по оценкам экспертов, знакомы с наркотиками, подростки, молодые люди составляют около 70 %.
Еще лет пять назад 16-летний наркоман был клинической редкостью, сейчас же подростки составляют третью часть наркозависимых,
обратившихся за медицинской помощью. Проблема распространения наркомании в среде детей и подростков - одна из острейших проблем современного российского общества. Эти факты говорят о том, что проблема подростковой наркомании стоит в обществе очень остро и является актуальной.
Первые исследования наркомании осуществлялись в 20-е гг. XX в. Такие авторы, как А.М. Раппорт, М.Н. Гернет, А.С. Шоломович, Ю.П.Лисицын, А.А. Герцензон разрабатывали методики обследования потребителей наркотиков, устанавливали тесную связь наркотизации с социально-бытовыми условиями, а также искали пути профилактики этого вида социальной патологии. Однако занимались данной проблематикой в основном не социологи, а психиатры, наркологи, юристы: В.В. Бориневич, И.В. Стрельчук, Я.Г. Готланд, А.П. Николаева, М.Ф. Орлов, Э.А. Бабаян, М.Х. Гонопольский, В.С. Битенский, А.Е. Личко и др.
Основные теоретические подходы к исследованию педагогической проблемы подростковой наркомании изложены в работах отечественных учёных: С.В. Березина, К.А. Гринченко, Д.Д. Еникеевой, А.М. Карпова, Д.В. Колесова, Л.Х. Казакова, К.Е. Левицкого, К.С. Лисецкого, А.Г. Макеевой, Е.А. Чернова, Н.В. Юняевой.
Цель исследования заключается в выявлении эффективности комплекса занятий по предупреждению подростковой наркомании.
Объект исследования - подростковая наркомания.
Предмет исследования - особенности предупреждения наркомании в подростковом возрасте.
Гипотеза исследования строится на предположении о том, что использование специально разработанного комплекса занятий, направленного на формирование у учащихся ценностного отношения к своему здоровью, накопление знаний о факторах и ситуаций риска, правил безопасного адаптивного, ответственного поведения в ситуациях риска, приемов ухода от риска, в том числе при внешнем давлении адекватная регуляция своего состояния и самочувствия, будет способствовать эффективному предупреждению подростковой наркомании.
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему предупреждения подростковой наркомании.
2. Оценить факторы риска наркотизации подростков.
3. Разработать и реализовать комплекс занятий по предупреждению подростковой наркомании.
4. Провести анализ и описать результаты опытно¬экспериментальной работы.
В качестве методов исследования использовались:
Теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы;
Эмпирические методы:
- анкетирование (Методика исходной оценки факторов риска наркотизации (Латышев Г.В. и др.);
- методы количественного и качественного анализа (описание и сравнение данных).
Экспериментальная база. Исследование проводилось на базе МБОУ "СОШ №1" города Бийска Алтайского края. В эксперименте принимали участие 48 школьников в возрасте 12 - 13 лет: по 24 ученика в контрольной и экспериментальной группах.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования результатов исследования в педагогической деятельности образовательных организаций с целью предупреждения наркомании в подростковой среде.
Апробация результатов исследования. Основные положения исследования обсуждены на XX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся «НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ», которая состоялась 27 апреля 2018 года в г. Бийске (имеется публикация).
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из:
Введения, в котором представлен методологический аппарат, описаны цель, объект, предмет, гипотеза, задачи исследования, определена экспериментальная база, практическая значимость и апробация результатов исследования.
В первой главе «Теоретические основы проблемы предупреждения подростковой наркомании» рассматриваются понятие, симптомы наркомании, специфика наркомании и факторы наркотизации в подростковом возрасте, особенности предупреждения подростковой наркомании.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по профилактике подростковой наркомании» описаны этапы исследования: констатирующий, формирующий, контрольный; проведена оценка факторов риска наркотизации подростков; описана разработанная программа занятий по предупреждению подростковой наркомании; проведен анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
В заключении сделаны выводы о результатах исследования.
Список использованной литературы представлен 51 источником.
В приложении содержится тестовый материал, материалы комплекса занятий.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате исследования решены все поставленные задачи. Рассмотрены теоретические аспекты проблемы предупреждения подростковой наркомании, что позволило сделать следующие выводы:
Наркомания - это заболевание, вызванное употреблением наркотических веществ, и приводящее к нравственной деградации личности наркомана, асоциальному поведению и иным патологическим проявлениям. Главная опасность наркомании состоит в том, что ей, в основном, подвержены подростки и молодежь. Поэтому проблема наркомании - это комплексная проблема, и ведущая роль в ее решении должна принадлежать сфере образования.
В настоящее время подростковая наркомания приобретает все более масштабный характер. Она считается важнейшей задачей, которую надо решать во всех этапах ее формирования, начиная с уничтожения нелегального оборота наркотических препаратов и заканчивая работой профилактической направленности во всех учебных заведениях и семьях. Многоаспектность и сложность причин и условий, способствующих наркотизации детей, подростков и молодежи, обусловливают необходимость комплексного характера мер предупреждения этого социального зла.
В предупреждении наркомании особое место занимает наличие объективной информации, правильно организованный досуг, разумное использование свободного времени с учётом возрастных интересов и потребностей, а также специфики различных подростковых групп.
Предупреждение наркомании в среде подростков подразумевает работу в двух направлениях:
1) улучшение информированности подростков о факторах риска, создаваемых наркоманией для здоровья и для личности в целом;
2) содействие в становлении здорового образа жизни.
Теоретический анализ по проблеме исследования послужил основой для проведения опытно - экспериментальной работы по предупреждению подростковой наркомании, которая проводилась в три этапа:
- констатирующий,
- формирующий,
- контрольный.
Базой исследования явилась МБОУ «СОШ № 1» г. Бийска. В опытно - экспериментальной работе участвовали подростки в возрасте 13 - 14 лет. Всего 48 человек - по 24 человек в экспериментальной и контрольной
группах.
Для проведения оценки уровня риска наркотизации была выбрана методика исходной оценки факторов риска наркотизации (Латышев Г.В. и др.). На констатирующем этапе в контрольной группе выявлено 4 % подростков с высоким общим уровнем риска наркотизации; 33 % - со средним, 63 % - с низким уровнем. В экспериментальной группе: 17 % с высоким уровнем, 58 % - со средним, 25 % - с низким общем уровнем риска вероятности употребления наркотиков.
На формирующем этапе экспериментальной работы разработан и реализован комплекс занятий по предупреждению подростковой наркомании, основными задачами которого явились:
- формирование у учащихся ценностного отношения к своему здоровью, здорового образа жизни;
- накопление знаний о факторах и ситуациях риска, правил безопасного адаптивного, ответственного поведения в ситуациях риска, приемов ухода от риска, в том числе при внешнем давлении;
- обучение адекватной регуляции своего состояния и самочувствия;
- формирование негативного отношения к наркотикам и лицам, употребляющим наркотики.
Результаты реализации программы оценивались на контрольном этапе, в ходе которого проведена повторная диагностика по методике исходной оценки факторов риска наркотизации. Анкетирование в контрольной группе показало, что результаты практически не изменились. В экспериментальной группе оценка общего уровня риска наркотизации и оценка влияния каждого фактора в отдельности показала значительное улучшение результатов. Так, в группе стало 4 % подростков с высоким общим уровнем риска наркотизации относительно 17 % до реализации программы; 42 % подростков со средним уровнем относительно 58 %; 54 % с низким уровнем относительно 25 %.
Таким образом, эффективность разработанной программы занятий по предупреждению наркомании среди подростков подтверждена экспериментально.



1. Абрамов, А.Ю. Совершенствование механизма регулирования оборота наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации [Текст]: дисс...докт. мед. наук / А.Ю. Абрамов. - М.: 2015. - 316 с.
2. Абрамов, А.Ю. Наркотизация детей, подростков и молодежи России [Текст] /А.Ю. Абрамов, Ю.В. Михайлова, И.С. Цыбульская, И.Б. Шикина, Н.И. Халиуллин, Э.Р. Низамова //Социальные аспекты здоровья населения. - 2014. - №3 (37). - С. 10.
3. Абрамов, А.Ю. Правовые признаки наркотических средств и психотропных веществ [Текст] /А.Ю. Абрамов, Н.В. Косолапова, С.В. Тхай // Медицинский вестник Северного Кавказа. - Т. 9. №1. - 2014. - С. 108- 112
4. Бабенко, И.В. Профилактика вредных привычек у детей младшего школьного возраста в условиях образовательного учреждения [Электронный ресурс] / И.В. Бабенко, С.. Агулина // Материалы V Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» - Режим доступа:
http://www.scienceforum.ru/2013/301/6028">www.scienceforum.ru/2013/301/602 8 (дата обращения: 24.01.2018).
5. Бабоченко, Н. В. Информационно-коммуникативные средства для профилактики наркомании в подростковой среде [Текст] / Н.В. Бабоченко, Т.А. Кривельская // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 11. - С. 1601-1605.
6. Батюта, М.Б. Возрастная психология [Текст]: Учебное пособие / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. - М.: Логос, 2015. - 306 c.
7. Большой энциклопедический словарь медицинских терминов [Текст]: более 100 тысяч терминов / под ред. Э. Г. Улумбекова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. - 2242 с.
8. Брюн, Е.А. Макроэкономический анализ бремени наркомании в Российской Федерации [Текст] /Е.А. Брюн, Л.Д.Попович, Е.Г.Потапчик, Г.А.Тишининова. - М., Высшая школа экономики. 2011 г. - 138 с.
9. Витовская, Е.С. К вопросу о понятии «наркотик» и его классификаций в системе наркопреступлений [Текст] /Е.С. Витовская // Национальная безопасность и стратегическое планирование. - 2014. - № 3 (7). - С. 87- 90.
10. Влияние наркомании на социально-экономическое развитие общества [Текст] /под ред. В.И.Стародубова, А.И.Татаркина - М., Екатеринбург. Институт экономики УрО РАН, 2006. - 380 с.
11. Волков, Б.С. Психология подросткового возраста [Текст]: учебник / Б.С. Волков. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : КНОРУС, 2016 — 266 с.
12. Всемирный доклад о наркотиках. 2013 г. Резюме [Текст] - Нью- Йорк: Организация Объединенных Наций, 2013. - 18 с.
13. Гагаринова, Е.С. Поиск новизны как фактор предрасположенности к потреблению наркотиков [Текст] /Е.С.Гагаринова, О.Е.Зубарева // Наркология. - 2010. - №2. - С.86-90.
14. Глушенков, А.А. Профилактика наркомании [Текст]: Методическое пособие для специалистов, занимающихся профилактикой наркомании / А.А.Глушенков. - Чита: ГАУЗ ЗКНД, 2016. - 9 с.
15. Гордеев, А.Ю. Проблемы правового регулирования противодействия незаконному обороту новых видов наркотических средств и психотропных веществ [Текст] / А.Ю. Гордеев // Пробелы в Российском законодательстве. - 2014. - № 6. - с. 118 - 124.
16. Готчина, Л.В. Молодежный наркотизм в современной России: криминологический анализ и профилактика [Текст]: автореф.дис..д-ра юр. наук / Л.В. Готчина. - СПб. , 2011 - 65 с.
17. Гусева, Н. А. Профилактика наркозависимости у детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / Н.А. Гусева. - СПб.: ИСПиП, 2001. - 51 с.
18. Загидуллин, Р.И. Историко-философский анализ понятий «наркотик», «наркомания», «наркотизм» [Текст] / Р.И. Загидуллин //Вестник Башкирского университета. - 2010. - Т. 15. - № 4. - С. 1253-1255.
19. Исламова, А.А. Проблемы подростковой наркомании [Текст] / А.А. Исламова // Психология, социология и педагогика. - 2016. - № 10. - с. 78 - 80.
20. Колесов, Д. В. Антинаркотическое воспитание [Текст]: учебно-методическое пособие / Д. В. Колесов ; Российская акад. образования, Московский психолого-социальный ин-т. - 4. изд., испр. - Москва ; Воронеж : Изд-во Московского психолого-социального ин-та ; 2003. - 222 с.;
21. Кон, И.С. Психология ранней юности [Текст]: кн. для учителя / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1989. - 255 с.
22. Коробкина, З.В. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / З.В. Коробкина, В.А. Попов. - 5-е изд., стер. - М.: Академия, 2012. — 192 с.
23. Красавцева, З.И. Профилактика наркомании в среде подростков и молодежи [Текст] / З.И. Красавцева // Право и образование. - 2008. - № 10.-С. 119 - 121.
24. Кулагина, И.Ю. Психология развития и возрастная психология [Текст]: Учебное пособие для вузов / / И.Ю. Кулагина. - М.: Академический проект, 2015. - 420 c.
25. Кулинич, Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей: 5¬7 классы [Текст] / Г.Г.Кулинич - М.: ВАКО, 2009. - 208 с.
26. Куцайкина, К.С. Специфика подростковой наркомании [Электронный ресурс] / К.С. Куцайкина, А.В. Белоусова // Материалы VII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». - Режим доступа:
http://www.scienceforum.ru/2015/1346/12628">www.scienceforum.ru/2015/1346/ 12628 (дата обращения: 24.01.2018).
27. Личко, А. Учебник по наркомании для подростков [Текст] / А. Личко, В. Битенский. - М.: Махаон, 2002. - 90 с.
28. Мандель, Б.Р. Возрастная психология [Текст]: Учебное пособие / Б.Р. Мандель. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 352 c.
29. Матусевич, А.М. Актуальные проблемы профилактики наркомании [Текст] / А.М. Матусевич // Молодой ученый. — 2016. — №13.— С. 826-827.
30. Матусевич, А. М. Модели профилактики наркомании среди подростков и молодежи [Текст] / А.М. Матусевич // Молодой ученый. —2016. — №13. — С. 827-829.
31. Мащенко, П. С. Исследование химических и биологических свойств новых психоактивных веществ с целью возможного отнесения их к аналогам наркотических средств [Текст]: автореф. дисс. на соискание учен. степ. канд. фарм. наук / П.С. Мащенко. - Пермь, ГОУВПО "Пермская государственная фармацевтическая академия», 2013. - 24 с.
32. Мельникова, М. Е. Проблема профилактики наркозависимости в подростковом и юношеском возрасте [Текст] / // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 11. - С. 2756-2760.
33. Молчанов, С.В. Психология подросткового и юношеского возраста [Текст]: учебник для академического бакалавриата / С. В. Молчанов.— М. : Издательство Юрайт, 2018. — 351 с.
34. Петрова, Д.М. Проблемы профилактики наркозависимости среди несовершеннолетних [Текст] / Д.М. Петрова, Л.Г. Лаптев, О.А. Манохина // Человеческий капитал. - 2015. - № 3 (75). - С. 104-110.
35. Полунина, А.Г. Злоупотребление алкоголем и наркотиками в подростковом возрасте: неврологические предпосылки [Текст] /А.Г.
Полунина, Е.А. Брюн // Журнал неврологии и психиатрии. - 2009. - №10. - С.81-86.
36. Примерова, А. Е. Синтетические наркотики как новая угроза для молодого поколения [Текст] / А.Е. Примерова // Молодой ученый. — 2016. — №2. — С. 1000-1003.
37. Профилактика наркомании в молодежной среде [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://refeteka.ru/r-138635.html (дата обращения 24.01.2018).
38. Райс, Ф. Психология подросткового возраста [Текст] / Филип Райс , Ким Долджин. - М.: Клевер-Медиа-Групп, 2014. - 437 c.
39. Рожков, М.И. Профилактика наркомании у подростков [Текст]: учеб. - метод. Пособие / М.И. Рожков, М.А. Ковальчук. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 144 с.
40. Рыбакова, Л. Н. Новые тенденции в развитии наркоситуации [Текст] / Л.Н. Рыбаков // Межведомственный подход в профилактике зависимостей в молодежной среде: материалы первого межрегионального форума; Ростов-на-Дону, ЮФУ. - 2013. - С.13 - 22.
41. Самыгин, С.И. Психология развития, возрастная психология для студентов вузов [Текст] / С.И. Самыгин; Под общ. ред. Л.И. Щербакова. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 220 c.
42. Сирота, Н.А. Эффективные программы профилактики зависимости от наркотиков и других форм зависимого поведения [Текст] / Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский. - М.:ООО Центр полиграфических услуг «Радуга», 2004. - 192 с.
43. Скворцова, Е.С. Современные школьники-подростки и употребление алкоголя. Обзор ситуации по данным мониторинга 2010 - 2011 гг. [Текст] / Е.С. Скворцова, А.Ю. Абрамов //Наркология. - 2014. - №2. - С.38-41.
44. Социально-педагогическая профилактика подростковой наркомании [Текст] / А.Р. Аксарова, Р.М. Исмагзамова, С.К. Кашапова, А.Г.
Майорова. - Уфа: МУ Городской центр психолого-медико-социального сопровождения «ИНДИГО», 2017 . - 5 с.
45. Толстых, Н. Н. Психология подросткового возраста [Текст]: учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. Н. Толстых, А. М. Прихожан. — М. : Издательство Юрайт, 2016 — 406 с.
46. Трифонов, О. И. Психические и поведенческие расстройства у осужденных подростков, зависимых от наркотиков (диагностика, организация медицинской помощи, терапия и реабилитация) [Текст]: автореф. дис. канд. мед. наук / О.И. Трифонов. - М., 2008. - 20 с.
47. Титаренко, Р.В. Особенности наркоситуации и проблемы профилактики наркомании среди российских подростков [Текст] / Р.В. Титаренко // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015. - Том 1. - Вып. 11-1. - С. 191 - 194.
48. Хвеженко, С. П. Методические подходы к комплексному решению проблемы наркомании на уровне реализации локальных психолого-педагогических программ [Текст] / С.П. Хвеженко, М.С. Матусевич // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2009. - № 1. - С.222-226.
49. Хухлаева, О.В. Психология развития и возрастная психология [Текст]: Учебник для академического бакалавриата / О.В. Хухлаева, Е.В. Зыков, Г.В. Бубнова. - М.: Юрайт, 2016. - 367 c.
50. Шилова, Т.А. Профилактика алкогольной и наркотической зависимости у подростков в школе [Текст]: практ. пособие : [метод. пособие] / М. А. Шилова. - М.: Айрис-пресс : Айрис-Дидактика, 2004 (ГУП Чехов. полигр. комб.). - 92 с.
51. Шурыгина, Т. Е. Организация профилактической работы среди подростков в условиях наркологического диспансера [Текст]: дисс. ... канд. мед. наук / Т.Е. Шурыгина. - М., 2011.- 232 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ