Предупреждение подростковой наркомании
|
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы предупреждения подростковой наркомании 8
1.1 Наркомания как социально-педагогическая проблема 8
1.2 Специфика подростковой наркомании, факторы наркотизации подростков 14
1.3 Особенности предупреждения наркомании у подростков 19
Выводы по главе 1 25
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по предупреждению подростковой наркомании 27
2.1 Оценка факторов риска наркотизации подростков 28
2.2 Реализация комплекса занятий по предупреждению подростковой наркомании 36
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 47
Выводы по главе 2 60
Заключение 62
Список использованных источников 65
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы предупреждения подростковой наркомании 8
1.1 Наркомания как социально-педагогическая проблема 8
1.2 Специфика подростковой наркомании, факторы наркотизации подростков 14
1.3 Особенности предупреждения наркомании у подростков 19
Выводы по главе 1 25
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по предупреждению подростковой наркомании 27
2.1 Оценка факторов риска наркотизации подростков 28
2.2 Реализация комплекса занятий по предупреждению подростковой наркомании 36
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 47
Выводы по главе 2 60
Заключение 62
Список использованных источников 65
На сегодняшний день наркомания, в общем, является мировой проблемой, которая присутствует на всех континентах. Подростковая наркомания в последнее время также является проблемой мирового масштаба. В России проблема употребления наркотиков подростками в настоящее время приобрела ужасающие размеры. Почти 7,5 миллиона граждан РФ с разной степенью регулярности вводят себя в физическое состояние измененного сознания путем потребления психоактивных химических препаратов, а около 3 миллионов употребляют наркотики ежедневно.
Рост количества депрессий, попыток совершения суицидов свидетельствует о низком качестве жизни молодежи, неблагополучном психическом здоровье. В условиях мирового экономического кризиса проблема борьбы с незаконным распространением и употреблением наркотиков, вредными привычками стоит особенно остро, поскольку наркотизм, как негативное социальное явление, распространяется в первую очередь в подростково-молодежной среде.
Почти 1,5 миллионов лиц, допускают систематическое немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ. Среди 14- 20 миллионов человек, которые, по оценкам экспертов, знакомы с наркотиками, подростки, молодые люди составляют около 70 %.
Еще лет пять назад 16-летний наркоман был клинической редкостью, сейчас же подростки составляют третью часть наркозависимых,
обратившихся за медицинской помощью. Проблема распространения наркомании в среде детей и подростков - одна из острейших проблем современного российского общества. Эти факты говорят о том, что проблема подростковой наркомании стоит в обществе очень остро и является актуальной.
Первые исследования наркомании осуществлялись в 20-е гг. XX в. Такие авторы, как А.М. Раппорт, М.Н. Гернет, А.С. Шоломович, Ю.П.Лисицын, А.А. Герцензон разрабатывали методики обследования потребителей наркотиков, устанавливали тесную связь наркотизации с социально-бытовыми условиями, а также искали пути профилактики этого вида социальной патологии. Однако занимались данной проблематикой в основном не социологи, а психиатры, наркологи, юристы: В.В. Бориневич, И.В. Стрельчук, Я.Г. Готланд, А.П. Николаева, М.Ф. Орлов, Э.А. Бабаян, М.Х. Гонопольский, В.С. Битенский, А.Е. Личко и др.
Основные теоретические подходы к исследованию педагогической проблемы подростковой наркомании изложены в работах отечественных учёных: С.В. Березина, К.А. Гринченко, Д.Д. Еникеевой, А.М. Карпова, Д.В. Колесова, Л.Х. Казакова, К.Е. Левицкого, К.С. Лисецкого, А.Г. Макеевой, Е.А. Чернова, Н.В. Юняевой.
Цель исследования заключается в выявлении эффективности комплекса занятий по предупреждению подростковой наркомании.
Объект исследования - подростковая наркомания.
Предмет исследования - особенности предупреждения наркомании в подростковом возрасте.
Гипотеза исследования строится на предположении о том, что использование специально разработанного комплекса занятий, направленного на формирование у учащихся ценностного отношения к своему здоровью, накопление знаний о факторах и ситуаций риска, правил безопасного адаптивного, ответственного поведения в ситуациях риска, приемов ухода от риска, в том числе при внешнем давлении адекватная регуляция своего состояния и самочувствия, будет способствовать эффективному предупреждению подростковой наркомании.
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему предупреждения подростковой наркомании.
2. Оценить факторы риска наркотизации подростков.
3. Разработать и реализовать комплекс занятий по предупреждению подростковой наркомании.
4. Провести анализ и описать результаты опытно¬экспериментальной работы.
В качестве методов исследования использовались:
Теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы;
Эмпирические методы:
- анкетирование (Методика исходной оценки факторов риска наркотизации (Латышев Г.В. и др.);
- методы количественного и качественного анализа (описание и сравнение данных).
Экспериментальная база. Исследование проводилось на базе МБОУ "СОШ №1" города Бийска Алтайского края. В эксперименте принимали участие 48 школьников в возрасте 12 - 13 лет: по 24 ученика в контрольной и экспериментальной группах.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования результатов исследования в педагогической деятельности образовательных организаций с целью предупреждения наркомании в подростковой среде.
Апробация результатов исследования. Основные положения исследования обсуждены на XX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся «НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ», которая состоялась 27 апреля 2018 года в г. Бийске (имеется публикация).
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из:
Введения, в котором представлен методологический аппарат, описаны цель, объект, предмет, гипотеза, задачи исследования, определена экспериментальная база, практическая значимость и апробация результатов исследования.
В первой главе «Теоретические основы проблемы предупреждения подростковой наркомании» рассматриваются понятие, симптомы наркомании, специфика наркомании и факторы наркотизации в подростковом возрасте, особенности предупреждения подростковой наркомании.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по профилактике подростковой наркомании» описаны этапы исследования: констатирующий, формирующий, контрольный; проведена оценка факторов риска наркотизации подростков; описана разработанная программа занятий по предупреждению подростковой наркомании; проведен анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
В заключении сделаны выводы о результатах исследования.
Список использованной литературы представлен 51 источником.
В приложении содержится тестовый материал, материалы комплекса занятий.
Рост количества депрессий, попыток совершения суицидов свидетельствует о низком качестве жизни молодежи, неблагополучном психическом здоровье. В условиях мирового экономического кризиса проблема борьбы с незаконным распространением и употреблением наркотиков, вредными привычками стоит особенно остро, поскольку наркотизм, как негативное социальное явление, распространяется в первую очередь в подростково-молодежной среде.
Почти 1,5 миллионов лиц, допускают систематическое немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ. Среди 14- 20 миллионов человек, которые, по оценкам экспертов, знакомы с наркотиками, подростки, молодые люди составляют около 70 %.
Еще лет пять назад 16-летний наркоман был клинической редкостью, сейчас же подростки составляют третью часть наркозависимых,
обратившихся за медицинской помощью. Проблема распространения наркомании в среде детей и подростков - одна из острейших проблем современного российского общества. Эти факты говорят о том, что проблема подростковой наркомании стоит в обществе очень остро и является актуальной.
Первые исследования наркомании осуществлялись в 20-е гг. XX в. Такие авторы, как А.М. Раппорт, М.Н. Гернет, А.С. Шоломович, Ю.П.Лисицын, А.А. Герцензон разрабатывали методики обследования потребителей наркотиков, устанавливали тесную связь наркотизации с социально-бытовыми условиями, а также искали пути профилактики этого вида социальной патологии. Однако занимались данной проблематикой в основном не социологи, а психиатры, наркологи, юристы: В.В. Бориневич, И.В. Стрельчук, Я.Г. Готланд, А.П. Николаева, М.Ф. Орлов, Э.А. Бабаян, М.Х. Гонопольский, В.С. Битенский, А.Е. Личко и др.
Основные теоретические подходы к исследованию педагогической проблемы подростковой наркомании изложены в работах отечественных учёных: С.В. Березина, К.А. Гринченко, Д.Д. Еникеевой, А.М. Карпова, Д.В. Колесова, Л.Х. Казакова, К.Е. Левицкого, К.С. Лисецкого, А.Г. Макеевой, Е.А. Чернова, Н.В. Юняевой.
Цель исследования заключается в выявлении эффективности комплекса занятий по предупреждению подростковой наркомании.
Объект исследования - подростковая наркомания.
Предмет исследования - особенности предупреждения наркомании в подростковом возрасте.
Гипотеза исследования строится на предположении о том, что использование специально разработанного комплекса занятий, направленного на формирование у учащихся ценностного отношения к своему здоровью, накопление знаний о факторах и ситуаций риска, правил безопасного адаптивного, ответственного поведения в ситуациях риска, приемов ухода от риска, в том числе при внешнем давлении адекватная регуляция своего состояния и самочувствия, будет способствовать эффективному предупреждению подростковой наркомании.
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему предупреждения подростковой наркомании.
2. Оценить факторы риска наркотизации подростков.
3. Разработать и реализовать комплекс занятий по предупреждению подростковой наркомании.
4. Провести анализ и описать результаты опытно¬экспериментальной работы.
В качестве методов исследования использовались:
Теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы;
Эмпирические методы:
- анкетирование (Методика исходной оценки факторов риска наркотизации (Латышев Г.В. и др.);
- методы количественного и качественного анализа (описание и сравнение данных).
Экспериментальная база. Исследование проводилось на базе МБОУ "СОШ №1" города Бийска Алтайского края. В эксперименте принимали участие 48 школьников в возрасте 12 - 13 лет: по 24 ученика в контрольной и экспериментальной группах.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования результатов исследования в педагогической деятельности образовательных организаций с целью предупреждения наркомании в подростковой среде.
Апробация результатов исследования. Основные положения исследования обсуждены на XX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся «НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ», которая состоялась 27 апреля 2018 года в г. Бийске (имеется публикация).
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из:
Введения, в котором представлен методологический аппарат, описаны цель, объект, предмет, гипотеза, задачи исследования, определена экспериментальная база, практическая значимость и апробация результатов исследования.
В первой главе «Теоретические основы проблемы предупреждения подростковой наркомании» рассматриваются понятие, симптомы наркомании, специфика наркомании и факторы наркотизации в подростковом возрасте, особенности предупреждения подростковой наркомании.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по профилактике подростковой наркомании» описаны этапы исследования: констатирующий, формирующий, контрольный; проведена оценка факторов риска наркотизации подростков; описана разработанная программа занятий по предупреждению подростковой наркомании; проведен анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
В заключении сделаны выводы о результатах исследования.
Список использованной литературы представлен 51 источником.
В приложении содержится тестовый материал, материалы комплекса занятий.
В результате исследования решены все поставленные задачи. Рассмотрены теоретические аспекты проблемы предупреждения подростковой наркомании, что позволило сделать следующие выводы:
Наркомания - это заболевание, вызванное употреблением наркотических веществ, и приводящее к нравственной деградации личности наркомана, асоциальному поведению и иным патологическим проявлениям. Главная опасность наркомании состоит в том, что ей, в основном, подвержены подростки и молодежь. Поэтому проблема наркомании - это комплексная проблема, и ведущая роль в ее решении должна принадлежать сфере образования.
В настоящее время подростковая наркомания приобретает все более масштабный характер. Она считается важнейшей задачей, которую надо решать во всех этапах ее формирования, начиная с уничтожения нелегального оборота наркотических препаратов и заканчивая работой профилактической направленности во всех учебных заведениях и семьях. Многоаспектность и сложность причин и условий, способствующих наркотизации детей, подростков и молодежи, обусловливают необходимость комплексного характера мер предупреждения этого социального зла.
В предупреждении наркомании особое место занимает наличие объективной информации, правильно организованный досуг, разумное использование свободного времени с учётом возрастных интересов и потребностей, а также специфики различных подростковых групп.
Предупреждение наркомании в среде подростков подразумевает работу в двух направлениях:
1) улучшение информированности подростков о факторах риска, создаваемых наркоманией для здоровья и для личности в целом;
2) содействие в становлении здорового образа жизни.
Теоретический анализ по проблеме исследования послужил основой для проведения опытно - экспериментальной работы по предупреждению подростковой наркомании, которая проводилась в три этапа:
- констатирующий,
- формирующий,
- контрольный.
Базой исследования явилась МБОУ «СОШ № 1» г. Бийска. В опытно - экспериментальной работе участвовали подростки в возрасте 13 - 14 лет. Всего 48 человек - по 24 человек в экспериментальной и контрольной
группах.
Для проведения оценки уровня риска наркотизации была выбрана методика исходной оценки факторов риска наркотизации (Латышев Г.В. и др.). На констатирующем этапе в контрольной группе выявлено 4 % подростков с высоким общим уровнем риска наркотизации; 33 % - со средним, 63 % - с низким уровнем. В экспериментальной группе: 17 % с высоким уровнем, 58 % - со средним, 25 % - с низким общем уровнем риска вероятности употребления наркотиков.
На формирующем этапе экспериментальной работы разработан и реализован комплекс занятий по предупреждению подростковой наркомании, основными задачами которого явились:
- формирование у учащихся ценностного отношения к своему здоровью, здорового образа жизни;
- накопление знаний о факторах и ситуациях риска, правил безопасного адаптивного, ответственного поведения в ситуациях риска, приемов ухода от риска, в том числе при внешнем давлении;
- обучение адекватной регуляции своего состояния и самочувствия;
- формирование негативного отношения к наркотикам и лицам, употребляющим наркотики.
Результаты реализации программы оценивались на контрольном этапе, в ходе которого проведена повторная диагностика по методике исходной оценки факторов риска наркотизации. Анкетирование в контрольной группе показало, что результаты практически не изменились. В экспериментальной группе оценка общего уровня риска наркотизации и оценка влияния каждого фактора в отдельности показала значительное улучшение результатов. Так, в группе стало 4 % подростков с высоким общим уровнем риска наркотизации относительно 17 % до реализации программы; 42 % подростков со средним уровнем относительно 58 %; 54 % с низким уровнем относительно 25 %.
Таким образом, эффективность разработанной программы занятий по предупреждению наркомании среди подростков подтверждена экспериментально.
Наркомания - это заболевание, вызванное употреблением наркотических веществ, и приводящее к нравственной деградации личности наркомана, асоциальному поведению и иным патологическим проявлениям. Главная опасность наркомании состоит в том, что ей, в основном, подвержены подростки и молодежь. Поэтому проблема наркомании - это комплексная проблема, и ведущая роль в ее решении должна принадлежать сфере образования.
В настоящее время подростковая наркомания приобретает все более масштабный характер. Она считается важнейшей задачей, которую надо решать во всех этапах ее формирования, начиная с уничтожения нелегального оборота наркотических препаратов и заканчивая работой профилактической направленности во всех учебных заведениях и семьях. Многоаспектность и сложность причин и условий, способствующих наркотизации детей, подростков и молодежи, обусловливают необходимость комплексного характера мер предупреждения этого социального зла.
В предупреждении наркомании особое место занимает наличие объективной информации, правильно организованный досуг, разумное использование свободного времени с учётом возрастных интересов и потребностей, а также специфики различных подростковых групп.
Предупреждение наркомании в среде подростков подразумевает работу в двух направлениях:
1) улучшение информированности подростков о факторах риска, создаваемых наркоманией для здоровья и для личности в целом;
2) содействие в становлении здорового образа жизни.
Теоретический анализ по проблеме исследования послужил основой для проведения опытно - экспериментальной работы по предупреждению подростковой наркомании, которая проводилась в три этапа:
- констатирующий,
- формирующий,
- контрольный.
Базой исследования явилась МБОУ «СОШ № 1» г. Бийска. В опытно - экспериментальной работе участвовали подростки в возрасте 13 - 14 лет. Всего 48 человек - по 24 человек в экспериментальной и контрольной
группах.
Для проведения оценки уровня риска наркотизации была выбрана методика исходной оценки факторов риска наркотизации (Латышев Г.В. и др.). На констатирующем этапе в контрольной группе выявлено 4 % подростков с высоким общим уровнем риска наркотизации; 33 % - со средним, 63 % - с низким уровнем. В экспериментальной группе: 17 % с высоким уровнем, 58 % - со средним, 25 % - с низким общем уровнем риска вероятности употребления наркотиков.
На формирующем этапе экспериментальной работы разработан и реализован комплекс занятий по предупреждению подростковой наркомании, основными задачами которого явились:
- формирование у учащихся ценностного отношения к своему здоровью, здорового образа жизни;
- накопление знаний о факторах и ситуациях риска, правил безопасного адаптивного, ответственного поведения в ситуациях риска, приемов ухода от риска, в том числе при внешнем давлении;
- обучение адекватной регуляции своего состояния и самочувствия;
- формирование негативного отношения к наркотикам и лицам, употребляющим наркотики.
Результаты реализации программы оценивались на контрольном этапе, в ходе которого проведена повторная диагностика по методике исходной оценки факторов риска наркотизации. Анкетирование в контрольной группе показало, что результаты практически не изменились. В экспериментальной группе оценка общего уровня риска наркотизации и оценка влияния каждого фактора в отдельности показала значительное улучшение результатов. Так, в группе стало 4 % подростков с высоким общим уровнем риска наркотизации относительно 17 % до реализации программы; 42 % подростков со средним уровнем относительно 58 %; 54 % с низким уровнем относительно 25 %.
Таким образом, эффективность разработанной программы занятий по предупреждению наркомании среди подростков подтверждена экспериментально.
Подобные работы
- ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ: КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017 - Социальная адаптация наркозависимых в современных условиях
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ПРЕДМЕТУ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ НАРКОМАНИИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2011 - КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ И УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С НАРКОМАНИЕЙ И НАРКОТИЗМОМ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2018 - Разработка программы профилактики наркомании в профессиональных образовательных организациях
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2019 - Разработка программ профилактики наркомании в профессиональной образовательной организации
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2019 - Социальные представления подростков о проблемах наркомании и алкоголизма.
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2006 - Профилактика наркомании в г. Томске на примере реабилитационного центра ООО
«Новое направление»
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016



