ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСПРАВИТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИСПРАВИТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 6
1.1. Содержание и принципы исправительной деятельности
сотрудников исправительных учреждений 6
1.2. Основные средства исправления осужденных 9
2. ПРИМЕНЕНИЕ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ИСПРАВЛЕНИЯ
ОСУЖДЕННЫХ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ 18
2.1. Дифференциация средств исправления в зависимости от вида
исправительного учреждения и установленного в нем режима 18
2.2. Воспитательная работа с осужденными 22
АНАЛИЗ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ 25
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50
Цель исправления осужденных предусмотрена уголовным и уголовноисполнительным законодательством РФ. Однако эффективность деятельности учреждений, исполняющих наказания, по достижению этой цели остается низкой: наблюдается рост преступности, в том числе рецидивной.
Наказание является сложным противоречивым явлением. С одной стороны, общество освобождается от опасного преступника, а с другой - изоляция от общества влечет за собой такие негативные последствия, как ослабление социально полезных связей, отрицательно влияет на психику и личность преступника, тем самым снижается эффективность воспитательной работы, отнесенной уголовно-исполнительным
законодательством к основным средствам исправления осужденных.
В ситуации реформирования УИС настала необходимость разрешения и других противоречий, характерных для учреждений уголовноисполнительной системы, реализующих уголовное наказание в виде лишения свободы: сложившейся практикой исполнения уголовных наказаний и целью исправления осужденных; потребностями социума в воспитании законопослушных граждан, уважающих нормы человеческого общежития, и недостаточной профессиональной готовностью к этому сотрудников исправительных учреждений 1.
Необходимость разрешения названных противоречий актуализирует тему дипломной работы и связанных с ней проблем, касающихся целей, задач, структуры управления процессом исправления осужденных.
Цель дипломной работы - выявить проблемные аспекты правового регулирования исправительной деятельности в ИУ и разработать предложения по их решению.
1 Громов М.А. Организация безопасности в исправительных учреждениях. - Рязань. 2015. С.18.
Достижение указанной цели осуществлялось путем постановки и решения следующих задач:
• определить общую характеристику исправительной деятельности в ИУ;
• установить содержание и принципы исправительной деятельности сотрудников исправительных учреждений;
• определить основные средства исправления осужденных и обосновать их применение;
• разработать предложения по совершенствованию исправительной работы с осужденными.
Объект исследования - отношения, связанные с деятельностью ИУ по исправлению осужденных.
Предмет исследования - правовые нормы, регулирующие рассматриваемые отношения, а также практика их применения.
Теоретическую основу работы по становлению и сущности исправительной работы в местах лишения свободы составили труды таких отечественных ученых, как Ю.Ю. Бехтерев, П.П. Блонский, С.А. Ветошкин, Е.К. Краснушкин, С.В. Познышев, Л.А. Саврасов, А.С. Макаренко, Е.Г. Ширвиндт, Б.С. Утевский, В.Р. Якубсон и др. В их работах затрагивались проблемы организации исправительного воздействия на осужденных, формы и методы этой работы применительно к отдельным категориям правонарушителей.
Методологическую основу данного исследования составили методы системного и исторического анализа, а также метод сравнительного правоведения.
...
В настоящее время работа Федеральной службой исполнения наказаний направлена на усиление индивидуализации социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными.
Проведенное исследование позволило сформулировать следующие выводы:
Ранее уголовно-исполнительным законодательством была
регламентирована деятельность самодеятельных организаций осужденных к лишению свободы.
В соответствии с требованиями ст. 111 УИК РФ в исправительных учреждениях из числа положительно зарекомендовавших себя осужденных создавались советы коллективов исправительных учреждений.
Федеральным законом от 07.12.2011 № 420-ФЗ «О внесении изменений в УК РФ и отдельные законодательные акты РФ», ст. 111 УИК РФ, регламентировавшая деятельность самодеятельных организаций осужденных и создание советов коллективов осужденных, утратила силу. В настоящее время ранее созданные советы коллективов исправительных учреждений утратили свои полномочия.
Считаем, что ст.111 УИК РФ необходимо ввести в действие вновь, так как советы коллективов оказывали положительное влияние на исправление осужденных. Их деятельность была направлена на участие в решении вопросов организации труда, содействие администрации исправительных учреждений в поддержании дисциплины и порядка, формировании здоровых отношений между осужденными; оказание социальной помощи осужденным и их семьям, а значит и способствовала исправлению осужденных
Участие осужденных в воспитательных мероприятиях учитывается при определении степени их исправления, что стимулирует их положительное поведение, результатом которого может быть применение мер поощрения вплоть до условно-досрочного освобождения. Вместе с тем следует отметить, что в целом система критериев исправления ограничивается лишь уголовноисполнительной характеристикой осужденного и охватывает отношение осужденного к средствам исправления. В то же время оценка исправления осужденных, которые уже имеют определенные положительные результаты и могут претендовать на самую высокую меру поощрения - условнодосрочное освобождение от отбывания наказания, предполагает более углубленную диагностику их личности.
С учетом вышеизложенного, считаем целесообразным введение такого дополнительного критерия, как отношение осужденного к совершенному им противоправному деянию.
Особенностью правового положения осужденных в сфере труда является возможность привлечения к труду без его оплаты. В то же время диспозиция ч. 1 ст. 106 УИК РФ сформулирована таким образом, что исключает все иные неоплачиваемые виды работ, кроме работ по благоустройству исправительных учреждений и прилегающих к ним территорий. Предусмотренная законом специальная обязанность не противоречит принципу материальной заинтересованности, поскольку установлена для улучшения условий отбывания наказания самих осужденных, и не направлена на получение прибыли от такого труда.
Порядок привлечения осужденных к работам по благоустройству исправительных учреждений детально установлен в ч. 3 т.106 УИК РФ.
В настоящее время в ИУ из-за отсутствия рабочих мест работают только 10-15 % осужденных. Для примера в ИК-53 г.Верхотурье работают 150 человек из 1200 общего количества. Предлагаем к указанным работам привлекать тех, кто официально не трудоустоен, так как работающие осужденные уже заняты трудовой деятельностью. А те, кто совсем не работает, должны внести свой посильный вклад в благоустройство территории исправительных учреждений. На их содержание государство расходует средства налогоплательщиков. Также предлагаем увеличить количество часов работы по благоустройству с 2 часов в неделю до 2 часов в день.
Предлагаем внести изменения в ст. 106 УИК РФ, в частности ч.3 сформулировать следующим образом: «« К указанным работам привлекаются неработающие осужденные в порядке очередности, их продолжительность не должна превышать двух часов в день. Продолжительность работ может быть увеличена по письменному заявлению осужденного либо при необходимости проведения срочных работ постановлением начальника исправительного учреждения».
...
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (в ред. от 21.07.2014) // Российская газета. 1993. 25 декабря.
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (в ред. от 05.04.2017г.) // Российская газета. 1997. 16 января.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (в ред. от 03.04.2017г.) // Российская газета. 1996. 18 июня.
Закон Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (в ред. от 28.12.2016 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. 16 августа.
Приказ Минюста России от 30.12.2005 № 259 «Об утверждении Положения об отряде осужденных исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний» (в ред. от 15.08.2016) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. № 10.
Приказ Минюста России от 16.12.2016 № 295 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.12.2016 № 44930) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 27.12.2016.
Пленум Верховного суда Российской Федерации. Постановление от 21 апреля 2009 г. № 8 «О судебной практике условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2009. №7. С. 2-4.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 № 1 (ред. от 02.04.2013) «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» // Российская газета. 2011. 11 февраля.
Решение по делу Чусовского городского суда Пермского края 4/1260/2017. // URL: https: // rospravosudie.com . (дата обращения 05.05.2017).
Решение Бежецкого городского суда Тверской области по делу 4/168/2017. // URL: https: // rospravosudie.com . (дата обращения 05.05.2017).
Решение Плавского районного суда Тульской области по делу 4/165/2017. // URL: https: // rospravosudie.com . (дата обращения 05.05.2017).
Решение Мотовилихинского районного суда г.Перми по делу 4/1127/2017. // URL:https: // rospravosudie.com . (дата обращения 05.05.2017).
Апелляционное постановление Верховного суда УР от 03.12.2016 по делу № 22-3027 // URL: base.consultant.ru (дата обращения 05.05.2017).
... всего 41 источник