Введение 3
1. Репрезентация Александра Грина в советском официальном дискурсе 7
2. Советские читатели Александра Грина 21
2. 1. Материалы исследования 21
2. 2. Читатели в начале 1940-х гг. 24
2. 3. Читатели в конце 1940-х – начале 1950-х. Осмысление кампании по борьбе с космополитизмом 26
2. 4. Читатели в конце 1950-х – 1960-е гг. Читательские сообщества, музей Грина 29
2. 5. Читатели в 1960-е – 1980-е гг.: читательское восприятие и официальный дискурс 36
2. 6. Формирование основных характеристик Грина. Романтика Грина для советских читателей 39
3. Современные читатели Александра Грина 49
3. 1. Материалы исследования 49
3. 2. Наследие советской официальной репрезентации 51
3. 3. Стратегии взаимодействия с текстами: отзывы читателей в электронных библиотеках 58
3. 4. Стратегии взаимодействия с текстами: сообщество современных читателей Грина 64
3. 5. Основные черты современной рецепции творчества Грина: актуальные произведения, романтика Грина, школьный канон 69
Заключение 75
Библиография 79
Приложение 89
Творчество Александра Грина активно изучается современными исследователями. За последние 20 лет в отечественной науке появилось несколько крупных работ о жизни и произведениях писателя. Среди них можно выделить диссертации: работу Т. А. Парамоновой о сверхтекстовом единстве прозы Грина, исследование О. Л. Максимовой о музыке в художественном пространстве писателя, диссертацию Г. И. Шевцовой о воплощении идеи движения в его произведениях. В 2005 году в серии «Жизнь замечательных людей» вышла работа Алексея Варламова, посвященная подробному анализу творчества и биографии Александра Грина.
Кроме того, коллектив сотрудников Феодосийского литературно-мемориального музея Грина в последние годы занимается систематизацией и публикацией биографических сведений и научных работ, посвященных творчеству писателя. Также в 2016 году Вятский государственный университет выпустил коллективную монографию «А. С. Грин и судьбы романтики в мировой литературе».
Помимо перечисленных крупных работ и сборников, стоит отметить и многочисленные отдельные статьи. Большой вклад в современное гриноведение внесли такие ученые, как Е. В. Ливская, Т. В. Петрусь, М. И. Плютова, А. А. Фомин, Е. А. Яблоков и др.
Среди наиболее актуальных тем для исследования выделяется тема личности и творчества Грина в контексте трех эпох: конца XIX – начала XX века (при жизни писателя), затем – советского времени после смерти писателя (с 1930-х годов до 1980-х) и постсоветской реальности.
О месте творчества Грина среди его современников существует ряд исследований: уже упомянутая монография «А. С. Грин и судьбы романтики в мировой литературе», работа В. И. Грачева, в которой исследователь предлагает новый подход к анализу творчества Грина в контексте эпохи, статьи Е. В. Ливской о русской прозе 1920 – 1930-х годов и другие исследования. Работам такого рода не хватает систематизации, но направление изучения кажется понятным и продуктивным.
Также в 2006 году вышло подробное исследование Натальи Орищук о репрезентации личности и творчества Александра Грина в советскую эпоху. На данный момент это единственное значительное исследование, затрагивающее вопросы судьбы творческого наследия Грина. Орищук прослеживает историю репутации писателя и его работ и выделяет ряд тенденций, характерных для советской репрезентации. При этом работ о читательском осмыслении творчества писателя – практически нет. Этим обусловлена новизна и актуальность настоящей работы.
Цель нашего исследования – на имеющемся материале проследить изменение читательской рецепции наследия Александра Грина и определить ее специфику в разные периоды.
Задачами исследования являются изучение работ по теме, сбор критических, дневниковых и мемуарных записей, выделение пересечений в разных читательских отзывах и воспоминаниях, анализ собранного материала, определение способов взаимодействия с текстами и факторов влияния на их восприятие.
Стоит отметить, что имеющийся и доступный нам материал позволяет достаточно подробно рассмотреть лишь некоторые периоды читательского осмысления творчества Грина: так, в настоящей работе особенное внимание уделено рецепции в конце 1950-х и в 1960-е годы, т. к. в это время его произведения оказываются особенно актуальными для читателей и получают больше всего отзывов и попыток осмысления. В связи с некоторыми другими периодами мы можем сделать лишь предварительные выводы и предположения, которые, однако, представляются ценными для современного гриноведения и могут быть развиты и дополнены при дальнейшем изучении и расширении материала.
Первая глава нашего исследования посвящена фигуре Грина в советском официальном дискурсе. Мы выстраиваем хронологическую линию репрезентации его творчества в соответствии с официальной идеологией и литературным каноном советского времени.
Во второй главе в центре нашего внимания оказывается рецепция советского читателя. Материалом исследования являются дневниковые записи, воспоминания участников читательских сообществ и критические статьи. Мы прослеживаем некоторые этапы в истории восприятия текстов Грина, определяем актуальные для ряда советских читателей способы взаимодействия с его произведениями и сопоставляем особенности читательской рецепции с историко-культурным контекстом и ситуацией в официальном дискурсе.
В третьей главе настоящей работы предпринимается попытка анализа современной рецепции гриновского наследия. Творчество Грина играет важную роль для современной культуры: проводятся мероприятия, связанные с его произведениями тематикой, названием и идеей; отсылки к работам Грина появляются в книгах современных авторов; существуют сообщества поклонников писателя; появляются новые творческие интерпретации его произведений; ведутся активные обсуждения книг и экранизаций. Восприятие Грина современными читателями имеет определенную специфику за счет разных факторов, но до сих пор они не были исследованы и систематизированы.
В ходе исследования были собраны и изучены научные работы об Александре Грине, а также ряд критических статей и дневниковых и мемуарных записей, связанных с его наследием и опытом взаимодействия с его текстами. На собранном материале мы проследили основные этапы в истории рецепции Грина, выделили характерные для советских и постсоветских читателей особенности восприятия его текстов и постарались определить их причины.
Отдельно мы остановились на репрезентации личности и творчества Грина в советском официальном дискурсе. Так, в 1930-е произведения писателя критикуются в печати и постепенно вытесняются на периферию литературного процесса. В начале 1940-х критика приостанавливается, создаются творческие интерпретации гриновских текстов, издается сборник его произведений. В конце 1940-х – начале 1950-х, в рамках кампании по борьбе с космополитизмом, критика возобновляется и становится наиболее активной и категоричной: Грин трактуется как нарочито «чужой» писатель, вредный для советского читателя.
В эпоху «оттепели» творчество Грина реабилитируется: в официальной печати публикуются статьи с положительной оценкой его наследия, начинается процесс научного осмысления его произведений, издается первое посмертное собрание сочинений. В 1960-е годы стихийно формируется так называемый «культ Грина»: писатель становится широко известен, появляются активные читательские сообщества. Рост значимости фигуры Грина приводит к попыткам властей урегулировать встречи поклонников, работу дома-музея и интерпретации ключевых характеристик писателя. Так, в официальном дискурсе начинается процесс формирования идеологически приемлемого образа Грина. В связи с этим при трактовке фактов жизни и творчества писателя в печати возникает ряд значимых тенденций, которые сохраняются вплоть до 1980-х годов.
С учетом выстроенной линии официальной репрезентации Грина мы рассмотрели специфику советской рецепции его текстов. Так, мы определили ключевые для попавших в нашу выборку советских читателей способы взаимодействия с произведениями Грина и проследили основные этапы в истории читательского осмысления его наследия. В процессе исследования мы пришли к некоторым выводам.
В начале 1940-х, одновременно с послаблениями в критике, читательский интерес к Грину значительно возрастает. В конце 1940-х – начале 1950-х читатели хорошо осознают положение Грина в официальном дискурсе и оценивают его как «запрещенного» автора, а обсуждение его произведений определяется как «знак доверия». При этом уже с середины 1950-х начинается осмысление этого этапа, и большинство читателей оценивают подобную репрезентацию как «неправильную».
Особенный интерес представляет период с конца 1950-х до конца 1960-х гг. Этот промежуток в нашей работе рассмотрен наиболее подробно, т. к. именно о нем имеется больше всего материалов. В это время произведения Грина становятся особенно востребованными и известными, что можно объяснить контекстом эпохи, актуализацией романтики, снятием запретов. В этот период возникают активные читательские сообщества, объединенные чаще всего общей идеей, ориентацией на философию Грина и склонностью к определению себя как «романтиков».
Характерная для 1960-х – 1980-х репрезентация Грина в официальном дискурсе не была актуальной для читателей, попавших в нашу выборку. Некоторые читатели осознавали характерные для печати тенденции и не принимали их, участники активных читательских сообществ сознательно им противостояли.
Отдельно мы остановились на формировании в читательском сознании основной характеристики Грина – характеристики его как романтика. Это определение встречается в дневниковых записях еще в начале 1940-х, однако применяется по отношению к Грину довольно редко и чаще уступает таким определениям, как «мечтательность» и т. п. С конца 1950-х – в 1960-е романтика с довольно широким спектром коннотаций становится основной, постоянно повторяющейся характеристикой творчества Грина. В начале 1970-х соответствующая характеристика еще существует, однако вскоре перестает быть ключевой.
В Главе 3 настоящей работы мы наметили линию исследования современной рецепции творческого наследия Александра Грина. Мы провели опрос среди современных читателей и проанализировали его результаты. Также мы остановились на специфике общения в современном читательском сообществе и на ряде читательских отзывов в электронных библиотеках.
Вопреки мнению некоторых исследователей, тенденции, характерные для официального дискурса 1960-х – 1980-х, едва ли сохраняются в современном гриноведении, а для современных читателей они и вовсе не представляются актуальными. Единственная тенденция советской репрезентации, которая прослеживается в современных отзывах, – это восприятие Грина как детского писателя. В 1960-е – 1980-е транслировалось представление о Грине как о писателе, важном для воспитания молодежи, «Алые паруса» были включены в школьную программу. Как показывает анализ собранного материала, для современных читателей его творчество утратило ассоциацию с воспитательной функцией. При этом Грин воспринимается в первую очередь как «школьный» автор, и в этом можно проследить наследие советской репрезентации, однако значение этой характеристики изменилось.
Наиболее частотной для современных читателей стратегией взаимодействия с текстами Грина представляется соотнесение прочитанного с личным опытом. В рецензиях на произведения писателя читатели пишут о своей истории знакомства с текстом и акцентируют внимание на собственных впечатлениях. Также читатели делятся интерпретациями произведений и попытками их анализа, однако характерно, что в таких отзывах часто прослеживаются определенные клише – скорее всего, связанные с школьной традицией.
Характеристика Грина как романтика также свойственна современным читателям. Надо полагать, понимание романтики у современных читателей в целом совпадает с пониманием, характерным для читателей 1960-х – 1970-х. Помимо этого, романтика тесно связывается с наиболее интересными юным читателям темами.
Кроме того, для современных читателей (и, что интересно, современных исследователей) характерным становится осмысление творчества Грина в связи с его биографией. Особенно актуальной эта стратегия оказывается для участников сообщества, которое мы рассматривали. Личность и творчество писателя этими читателями в целом рассматриваются в контексте эпохи, круга общения Грина, обстоятельств его жизни.
Примечательно, что в специфике этого сообщества прослеживается определенная преемственность: обращение участников друг к другу, специфика общения и восприятия друг друга как «единомышленников». Участников объединяет не просто интерес к Грину, а идея популяризации и научного осмысления его наследия. Подобным образом в сообщества объединялись читатели в конце 1950-х и в 1960-е гг.
Представляется, что в целом на восприятие современных читателей больше всего влияют школьный канон, рекомендации старших членов семьи, контекст (например, существование праздника выпускников «Алые паруса» и его специфика) и собственный опыт.
Полученные результаты исследования могут быть развиты и значительно дополнены при дальнейшем изучении на более широком материале.
1. Арнольди Э. Беллетрист Грин… // Воспоминания об Александре Грине / Сост. В. Сандлер. Л.: Лениздат, 1972.
2. А. С. Грин и судьбы романтики в мировой литературе / сост. и науч. ред. Е. О. Галицких, К. С. Лицарева, В. А. Поздеев. Киров, 2016.
3. А. С. Грин: взгляд из XXI века. Сборник материалов Всероссийской научной конференции. КОГБУК «Кировский областной краеведческий музей» / сост. А. В. Маркелов, П. А. Чемоданов, А. А. Зворыгин. Киров, 2020.
4. Балашевич Л. И. Дневник корабельного врача. [Электронный ресурс]. URL: https://proza.ru/2019/02/22/1135 (дата обращения: 25.05.2023).
5. Бардина С. Адреса Александра Грина в Петербурге // Адреса Петербурга. 2018. № 67/81.
6. Бардина С. Петербургская гавань Александра Грина. Феодосия; М.: Издат. дом Коктебель. 2021.
7. Блинова А. И. Я тебя никогда не забуду... М.: Новый Центр, 1998.
8. Большая Советская Энциклопедия. 2-е изд. В 51 Т. / под ред. Б. А. Введенского. Т. 12. М., 1951.
9. Важдаев В. Проповедник космополитизма: Нечистый смысл «чистого искусства» А. Грина // Новый мир. 1950. №1. С. 257 – 272.
10. Варламов А. Н. Александр Грин. М.: Молодая гвардия. Серия: Жизнь замечательных людей. 2005.
11. Вайль П., Генис А. 60-е. Мир советского человека. М.: Новое литературное обозрение, 1998.
12. Вдовин А. Миф Александра Грина // Урал. 2000. № 8.
13. Вихров В. Рыцарь мечты // Грин А. Собр. соч.: В 6 т. М.: Правда, 1965. Т. 1. С. 35.
14. Власть и художественная интеллигенция. Документы ЦК РКП(б) – ВКП(б), ВЧК–ОГПУ–НКВД о культурной политике. 1917 – 1953. М.: МФД, 1999. С. 587 – 591.
15. Воспоминания об Александре Грине / Сост. В. Сандлер. Л.: Лениздат, 1972.
16. Горький М. Собр. соч. в 30-ти т. Т. 24. М.: Государственное издательство художественной литературы.
17. Грачев В. И. Творчество и личность писателя неоромантика Александра Грина в контексте современной культурологии // Вестник Ленинградского университета им. А. С. Пушкина. 2015. Т. 2. № 2. С. 331 – 343.
18. Грин Н. Н. Воспоминания об Александре Грине: Мемуарные очерки. Дневниковые записки. Письма / Сост. Н. Ялова, Л. Варламова, С. Колотупова. Феодосия; М.: Издат. дом Коктебель. 2005.
19. Дневник русской женщины. 1945 – 1966 гг. М.: Культурно-просветительский центр «Преображение», 2011. Т. 2.
20. Дневник советского девятиклассника // Странник. Саранск, 2015. № 2, № 4.
21. Добренко Е. Формовка советского читателя. Социальные и эстетические предпосылки рецепции советской литературы. СПб.: Академический проект, 1997. С. 137 – 152.
22. Загвоздкина Т. Е. Мифопоэтика феерии «Алые паруса» А. С. Грина // Мечта разыскивает путь: Материалы VI Гриновских чтений, посвященных 120-летию А. С. Грина. Киров, 2001.
23. Зверев И. Романтика для взрослых // Юность. 1966. № 7.
24. Зелинский К. Л. Жизнь и творчество А. С. Грина // Грин А. С. Фантастические новеллы. М., 1934. С. 3 – 35.
25. Игнашов А. В. Странный человек с лицом каторжанина: Александр Грин как писатель и человек // Система ценностей современного общества. 2011. № 17 – 1. С. 80 – 84.
26. Из дневников историка С. С. Дмитриева / Публ. и комм. Р.Г. Эймонтовой // Отечественная история. 2000. № 1.
27. Киселев В. С. Что почитать, или осколки канона: классика в коммерческих электронных библиотеках Рунета // Текст. Книга. Книгоиздание. 2016. № 3А.
28. Ковский В. Романтический мир Александра Грина. М.: Наука, 1969.
29. Козлова Е. А. Принципы художественного обобщения в прозе А. С. Грина: Развитие символической образности. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Псков, 2004.
30. Кларк К. Соцреализм и сакрализация пространства // Соцреалистический канон / Ред. Е. Добренко, Х. Гюнтер. СПб.: Академический проект, 2000. С. 119 – 128.
31. Ливская Е. В. Художник как новый тип героя в русской литературе 1920 – 1930-х годов: на материале произведений С. Кржижановского, К. Вагинова, А. Грина // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 4 – 3 (34). С. 113 – 116.
32. Ливская Е. В. Мифопоэтическая система прозы А. Грина (на материале рассказа «Фанданго») // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 1 – 2 (55). С. 26 – 28.
33. Ливская Е. В. Феномен «экспериментального реализма» в прозе 1920 – 1930-х гг. XX века (на материале произведений С. Кржижановского, К. Вагинова, А. Грина) // Научные труды Калужского государственного университета имени К. Э. Циолковского. Материалы докладов гуманитарных секций региональной университетской научно-практической конференции. Гуманитарные науки. 2017. С. 328 – 331.
34. Максимова О. Л. Проза А. Грина: Музыка в художественном сознании писателя. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Сыктывкар, 2004.
35. Назировский сборник: исследования и материалы / под ред. С. С. Шаулова. Уфа, 2011.
36. Назиров Р. Г. Международные литературные сюжеты и типы. Уфа: РИЦ БГУ, 2012.
37. Назиров Р. Г. Становление мифов и их историческая жизнь. Уфа, 2014.
38. Назиров Р. Г. Из дневника 1951 года. Из дневника 1952 года. Из дневника 1953 года. Из дневника 1954 года // Назировский архив. 2018. № 1.
39. Никё М. Революционный романтизм // Соцреалистический канон / Ред. Е. Добренко, Х. Гюнтер. СПб.: Академический проект, 2000.
40. Овчаренко А. Ю. «Сабля да книга ― Чего же еще?»: романтика революции в русской литературе 1920-х – 1930-х годов // Вестник РУДН, серия Вопросы образования: языки и специальность. 2015. № 1.
41. Орищук Н. Официальная репрезентация творчества Александра Грина в СССР: Идеологические мифы, их творцы и потребители. UniversityofCanterbury, 2006.
42. Острецов Л. А. Все золото мира, или Отпуск в Зурбагане. М.: Вагриус, 2004.
43. Паперно И. Советская эпоха в мемуарах, дневниках, снах. Опыт чтения. М.: Новое литературное обозрение, 2021.
44. Парамонова Т. А. Проза А.С. Грина как сверхтекстовое единство. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Самара, 2009.
45. Парамонова Т. А. Отражение сверхтекстового характера гриновской прозы в креативной рецепции XX – XXI вв. (На материале романа Леонида Острецова «Все золото мира, или Отпуск в Зурбагане») // Известия Самарского научного центра РАН. 2009. Т. 11. № 4. С. 248 – 252.
46. Первова Ю. Алые паруса в сером тумане // Грани: Журнал литературы, искусства, науки и общественно-политической мысли. 1988. № 147. С. 143 – 187.
47. Первова Ю. Алые паруса в сером тумане // Грани: Журнал литературы, искусства, науки и общественно-политической мысли. 1988. № 148. С. 65 – 128.
48. Петрусь Т. В. Языковые особенности рассказа А. Грина «Воздушный корабль» и поэтика символизма // Русский человек на изломе эпох в отечественной литературе. Киров, 2007. С. 190 – 192.
49. Петрусь Т. В. Образы персонажей-антиподов в художественном тексте // Семантика. Функционирование. Текст: Межвуз. сб. научн. тр. Киров, 2017. С. 33 – 39.
50. Пономарев Е. Р. Литература в советской школе как идеология повседневности // Новое литературное обозрение. 2017. 145 (3).
51. Попова С. А. Не потускнела ли сегодня романтика Грина? // А. С. Грин: взгляд из XXI века. Сборник материалов Всероссийской научной конференции. КОГБУК «Кировский областной краеведческий музей» / сост. А. В. Маркелов, П. А. Чемоданов, А. А. Зворыгин. Киров, 2020. С. 121 – 125.
52. Придорогин, А. На облачном берегу // Книгоноша. 1925. № 21. С. 18 – 19.
53. Риттих М. Кому нужен такой спектакль? // Советская музыка. 1950. № 5. С. 33.
54. Россельс В. Дореволюционная проза Грина // Грин А. Собр. соч.: В 6 т. Т. 1. М.: Правда, 1965. С. 452.
55. Сандлер В. Вокруг Александра Грина // Воспоминания об Александре Грине / Сост. В. Сандлер. Л.: Лениздат, 1972.
56. Слонимский М. Александр Грин реальный и фантастический // Воспоминания об Александре Грине / Сост. В. Сандлер. Л.: Лениздат, 1972. С. 268.
57. Смирнова В. Корабль без флага // Литературная газета. 1941. № 8.
58. Советские детские писатели: биобиблиографический словарь (1917-1957) / Сост. Витман А. М., Оськина Л. Г. М.: Детгиз, 1961.
59. Соцреалистический канон / Ред. Е. Добренко, Х. Гюнтер. СПб.: Академический проект, 2000.
60. Старков В. А. Кубы и кубики. Стихи и проза. М.: Круг, 2007.
61. Тарасенков А. О национальных традициях и буржуазном космополитизме // Знамя. 1950. № 1 (январь). С. 152 – 164.
62. Тарасенков А. О советской литературе. Сборник статей. М.: Советский писатель, 1952. С. 81 – 90.
63. Топорков А. Л. Мифы и мифология 20 века: традиция и современное восприятие.// Человек и общество: поиски, проблемы и решения: сб. статей. М., 1999. С. 13 – 16.
64. Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. М., 1995.
65. Топоров В. Н. Петербургский текст русской литературы: Избранные труды. СПб.: Искусство-СПб. 2003.
66. Чемоданов П. А. «Писатель без родины»: критика творчества А. С. Грина в рамках «Кампании по борьбе с космополитизмом» 1948 – 1953 гг. // А. С. Грин: взгляд из XXI века. Сборник материалов Всероссийской научной конференции. КОГБУК «Кировский областной краеведческий музей»; сост.: А. В. Маркелов, П. А. Чемоданов, А. А. Зворыгин. Киров, 2020. С. 149 – 156.
67. Шаврова Е. Мы учились в Ленинграде: по страницам дневника бывшей школьницы // «Белое пламя седин»: сборник воспоминаний детей блокады немецкого происхождения. СПб, 2014.
68. Шартье Р. Письменная культура и общество / Пер. с фр. И. К. Стаф. М.: Новое издательство, 2006.
69. Шевцова Г. И. Художественное воплощение идеи движения в творчестве А. С. Грина. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Елец, 2003.
70. Шелест А. «О, если б имела я сильные крылья...» // Мариинский театр. 1995. № 1.
71. Щеглов М. Корабли Александра Грина // Литературно-критические статьи. М.: Советский писатель, 1958. С. 233 – 241.
72. Яблоков Е. А. Исповедь человека-крысы: Эволюция героя в рассказе А. Грина «Крысолов» // Учен. зап. Петрозавод. гос. ун-та. 2008. № 3 (95). С. 80 – 86.
73. Яусс Х. Р. История литературы как провокация литературоведения // Новое литературное обозрение. 1995. № 12. С. 34 – 84.
74. Яцушкина Л. С. Читательские сообщества в Интернете как источник сведений о чтении и читателях // Научные школы. Молодежь в науке и культуре XXI века. Материалы международного научно-творческого форума (научной конференции). Челябинск, 2021. С. 124 – 129.
Издания произведений А. Грина
75. Грин А. Алые паруса. М.; Л.: Военмориздат, 1944.
76. Грин А. Собр. соч.: В 6 т. М.: Правда, 1965.
77. Грин А. Бегущая по волнам. Золотая цепь. Серия: Школьная библиотека. Петрозаводск, 1988.
78. Грин А. Алые паруса. СПб.: Амфора. Серия: Школьная библиотека. 2010.
79. Грин А. Алые паруса. Ростов-на-Дону: Проф-пресс. Серия: Школьная библиотека. 2018.
80. Грин А. Алые паруса. Бегущая по волнам. Золотая цепь. Хроники Гринландии. М.: Алисторус. 2020.
81. Грин А. Бегущая по волнам. СПб.: Качели. 2021.
Электронные ресурсы
82. Видеозапись праздника выпускников «Алые паруса» 2021 г.: [Электронный ресурс]. URL:https://www.youtube.com/watch?v=5Hrw04LKkHI (дата обращения: 03.04.2023).
83. Официальный сайт Феодосийского литературно-мемориального музея А. Грина: [Электронный ресурс]. URL: http://feomuseygrina.ru/category/%d0%bd%d0%b0%d1%83%d1%87%d0%bd%d1%8b%d0%b5-%d1%81%d1%82%d0%b0%d1%82%d1%8c%d0%b8/ (дата обращения: 16.04.2023).
84. Сайт музея «Северная Гринландия»: [Электронный ресурс]. URL: https://vk.link/northern_grinland (дата обращения: 16.04.2023).
85. Сайт фестиваля авторской песни «Гринландия»: [Электронный ресурс]. URL:https://grinlandia.ru/news/ (дата обращения: 03.04.2023).
86. Сообщество «Город А. С. Грина и “Алых парусов”»: [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/northern_grinland (дата обращения: 16.04.2022).
87. Статья о литературном клубе «Алые паруса»: [Электронный ресурс]. URL: https://news.jeps.ru/lichnaya-istoriya/ida-slavina-sozdatel-prazdnika-alyie-parusa.html (дата обращения: 15.05.2023).
88. Страница романа «Бегущая по волнам» в электронной библиотеке «Альдебаран»: [Электронный ресурс]. URL: https://aldebaran.ru/author/grin_aleksandr/kniga_begushaya_po_volnam/ (дата обращения: 26.03.2023).
89. Страница сборника с произведениями «Алые паруса», «Блистающий мир» и «Золотая цепь» в электронной библиотеке «Альдебаран»: [Электронный ресурс]. URL: https://aldebaran.ru/author/grin_aleksandr/kniga_alyie_parusa_blistayushiyi_mir_zolotaya_/ (дата обращения: 26.03.2023).
90. Страница сборника новелл А. Грина в электронной библиотеке «Альдебаран»: [Электронный ресурс]. URL: https://aldebaran.ru/author/grin_aleksandr/kniga_fandango_sbornik/ (дата обращения: 26.03.2023).
91. Страница феерии «Алые паруса» в электронной библиотеке «Альдебаран»: [Электронный ресурс]. URL: https://aldebaran.ru/author/grin_aleksandr/kniga_alyie_parusa/ (дата обращения: 26.03.2023).
92. Страница рецензий на роман «Блистающий мир» в электронной библиотеке «LiveLib»: [Электронный ресурс]. URL: https://www.livelib.ru/book/1000496137/reviews-blistayuschij-mir-aleksandr-grin/~2 (дата обращения: 27.03.2023).
93. Страница рецензий на роман «Бегущая по волнам» в электронной библиотеке «LiveLib»: [Электронный ресурс]. URL: https://www.livelib.ru/book/1002780719/reviews/~2(дата обращения: 27.03.2023).
94. Страница рецензий на феерию «Алые паруса» в электронной библиотеке «LiveLib»: [Электронный ресурс]. URL: https://www.livelib.ru/book/1003404198/reviews/~2 (дата обращения: 16.04.2023).
95. Электронный корпус дневников и воспоминаний «Прожито». URL: https://prozhito.org/ (дата обращения: 09.03.2023).