Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОД ПРОЕКТОВ В РАБОТЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ ОБУЧАЮЩИМИСЯ

Работа №14816

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы81
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
704
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы профилактики употребления ПАВ обучающимися 8
1.1 Проблема употребления ПАВ в психолого- педагогической литературе 8
1.2 Причины, влияющие на возникновение зависимости подростков от психоактивных веществ 16
1.3 Проектная деятельность социального педагога как метод профилактики употребления ПАВ обучающимися 23
Выводы по первой главе 31
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по профилактике употребления ПАВ обучающимися 33
2.1 Организация и методы исследования 34
2.2 Формирование устойчивого отрицательного отношения подростков к употреблению ПАВ посредством метода проектов 38
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 42
Выводы по второй главе 46
Заключение 48
Список использованной литературы 51
Приложение 56


В последние годы практически во всех регионах Российской Федерации употребление психоактивных веществ приняло характер эпидемии.
По данным Всемирной организации здравоохранения общее количество больных с заболеваниями, вызванными приёмом различных ПАВ, за исключением курящих табак, составляет более 200 миллионов человек. Подростки и молодёжь в периоде от 11 до 17 лет составляет возрастную группу «риска».
Слабые, размытые нравственные ориентиры в современном обществе, неблагоприятное благополучие ухудшает воспитательный потенциал семей, приводит к маргинализации многих трудоспособных граждан. Такая ситуация отрицательно сказывается на уровне воспитанности детей, так как воспитанию в некоторых семьях уделяется недостаточно времени и усилий.
Система школьного образования в современных условиях часто уходит от дела воспитания личности, полностью передовая эту ответственность родителям, основным оставляя для себя лишь процесс обучения - трансляцию определенной информации на уроках. Дети и подростки в результате, оказываются в воспитательном вакууме, что толкает некоторых из них на путь ухода от непонятной и не стабильной реальности в иллюзорный мир по средствам использования различных психоактивных веществ (ПАВ). Эти вещества воздействуют на центральную нервную систему человека и приводят к изменению сознания. Их длительное применение является причиной возникновения у личности состояния психологической и физической зависимости.
С каждым годом увеличивается количество детей и подростков, начинающих пробовать различные психоактивные вещества в школьном возрасте. Это явление вызывает тревогу у педагогов и родителей и дает основания для усиления профилактических воздействий, направленных на пропаганду здорового образа жизни и снижения интереса к психоактивным веществам у учащихся.
Необходимо своевременное усиление профилактической деятельности специалистами в учебных заведениях, а также в учреждениях дополнительного образования, в которых дети и подростки проводят значительную часть свободного времени.
Н.А. Сиротой, В.М. Ялтонским разработана классификация факторов риска и защиты от употребления психоактивных веществ; ими выделены основные современные профилактические подходы к злоупотреблению наркотинами и другими психоактивными веществами. Проведенные ими исследования показали, что дети, получающие разные виды поддержки от семьи, друзей, значимых для них лиц, наиболее устойчивы к негативным воздействиям социальной среды. Этими же учеными в 2009 году была предложена концептуальная модель профилактики наркоманий и токсикоманий, на базе которой были разработаны профилактические программы для школьников подросткового возраста.
З.В. Коробкина, В.А. Попова определяют возрастную градацию интереса подростков к наркотикам. Е.М. Щербакова на основе проведённых социологических исследований отмечает, что на сегодняшний день в России насчитывается более 2 млн. человек, постоянно употребляющих наркотики.
В настоящее время «.первичная профилактика употребления психоактивных веществ является ключевым социальным заказом для Министерства образования Российской федерации. и это исходная базовая позиция для выстраивания всей антинаркотической профилактической деятельности.» (из доклада министра образования О.Ю. Васильева на всероссийской конференции «Профилактика злоупотребления ПАВ детьми и молодежью»). Определяя проблему злоупотребления ПАВ как имеющую эпидемический характер, специалисты, занимающиеся вопросами построения профилактических антинаркотических программ, указывают на необходимость комплексного подхода в решении данного вопроса.
Учитывая актуальность выделенной проблемы, возникает необходимость реализации целостного профилактического проекта.
Цель исследования — выявление эффективности метода проектов в работе социального педагога по профилактике употребления ПАВ обучающимися.
Объектом исследования: профилактика употребления ПАВ обучающимися.
Предмет исследования: метод проектов в профилактике употребления ПАВ подростками.
Гипотеза исследования: предполагается, что эффективность профилактики употребления ПАВ среди обучающихся повысится при использовании в работе социального педагога метода проектов.
Для достижения цели и проверки гипотезы исследование были поставлены такие задачи:
1. Теоретически обосновать проблему профилактики употребления ПАВ обучающимися.
2. Выявить склонность к зависимости от употребления психоактивных веществ у обучающихся.
3. Разработать и экспериментально проверить метод проектов по профилактике приобщения к ПАВ обучающихся.
В исследовании были использованы методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы;
- наблюдение за педагогическим процессом;
- педагогический эксперимент;
- статистическая обработка полученных данных.
Эмпирическая база исследования: МБОУ «Основная общеобразовательная школа №21, г. Бийск».
Практическое значение исследования состоит в возможности использования материалов дипломного исследования в практике работы, при формирование целостного представления у студентов о методе проектов в работе социального педагога по профилактике употребления ПАВ обучающимися.
На совете Управления МБОУ «ООШ №21» г. Бийска, Алтайского края, 25.04.2018, решением которого результаты исследования включены в план работы учреждения на 2019 год.
Структура дипломной работы. Работа состоит из введения, двух глав и выводов по ним, заключения, списка использованной литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Данная работа была посвящена изучению метода проектов в работе социального педагога по профилактике употребления ПАВ обучающимися.
Масштабность и глубина проблемы употребления психоактивных веществ требуют изобилия информации, чтобы истина о вреде алкоголя, курения, наркомании и токсикомании, факторов, способствующих их употреблению, дошло до каждого. Данные государственной статистики и эпидемиологические исследования последних лет свидетельствуют о быстром увеличении числа потребителей ПАВ среди молодёжи. Борьба с ними - это задача не только государства в целом, но каждого отдельного гражданина, а особую роль в решении данной проблемы, несомненно, играет школа.
В процессе теоретического анализа литературы по теме исследования были раскрыты проблемы употребления ПАВ в психолого- педагогической литературе, проанализированы причины, влияющие на возникновение зависимости подростков от психоактивных веществ, рассмотрена проектная деятельность социального педагога как метод профилактики употребления ПАВ обучающимися.
В преддверии практической части, были описаны этапы, методы, условия реализации мероприятий проекта, направленного на формирование устойчивого отрицательного отношения подростков к употреблению ПАВ, показатели экспериментальной группы заметно улучшились.
Для изучения склонности подростков к зависимости от употребления психоактивных веществ был использован тест-опросник «Склонность к зависимости от употребления психоактивных веществ», автор Г.В. Лозовая (Приложение 1).
Анализ результатов показал, что в экспериментальной группе у 40% респондентов диагностирован низкий уровень склонности к употреблению ПАВ, что свидетельствует об отсутствии интереса к психоактивным веществам и признаков склонности к зависимому поведению. Также у 40% испытуемых диагностирован средний уровень склонности к употреблению ПАВ, что свидетельствует о наличии признаков тенденции употребления ПАВ. У 20% респондентов выявлен высокий уровень склонности к употреблению ПАВ, что проявляется в явных признаках повышенной склонности к зависимому поведению, эта группа респондентов характеризуется более высокой вероятностью, чем предыдущие опрашиваемые, к возникновению зависимости от ПАВ.
В контрольной группе у 50% респондентов диагностирован низкий уровень склонности к употреблению ПАВ, что свидетельствует об отсутствии интереса к психоактивным веществам. У 40% испытуемых диагностирован средний уровень склонности к употреблению ПАВ, что свидетельствует о наличии признаков тенденции употребления ПАВ. У 10% респондентов выявлен высокий уровень склонности к употреблению ПАВ.
Исходя из полученных данных констатирующего эксперимента, была сформулирована цель формирующего эксперимента: разработать и реализовать проект, направленный на формирование устойчивого отрицательного отношения подростков к употреблению ПАВ.
Проект «Ясный ум» направлен именно на систематическое проведение профилактических мероприятий и может использоваться как кружок или факультативные занятия в школе, среди 7-8 классов, когда у подростка происходит переоценка жизни и мировоззрения.
После реализации мероприятий проекта на контрольном этапе эксперимента с респондентами была проведена повторная диагностика.
Анализ результатов показал, что после проведения мероприятий проекта «Ясный ум» в экспериментальной группе произошли значительные изменения, а именно уже не у 40% опрошенных, а у 70% респондентов диагностирован низкий уровень склонности к употреблению ПАВ, что свидетельствует об отсутствии интереса к психоактивным веществам и признаков склонности к зависимому поведению. На 30% снизилось число респондентов со средним уровнем склонности к употреблению ПАВ, что свидетельствует о наличии признаков тенденции употребления ПАВ, т.е. ответы опрашиваемых демонстрируют вероятность развития зависимого поведения.. У 10% респондентов выявлен высокий уровень склонности к употреблению ПАВ, эта группа респондентов характеризуется более высокой вероятностью, чем предыдущие опрашиваемые, к возникновению зависимости от ПАВ. С выделенной группой необходимо не только информирование, но и более детальная работа над формированием навыков противостояния данному явлению.
В контрольной группе изменений не произошло.
Таким образом, результаты сравнения полученных данных свидетельствует об эффективности внедрения мероприятий проекта «Ясный ум», направленный на формирование устойчивого отрицательного отношения подростков к употреблению ПАВ.
Таким образом, задачи опытно-экспериментальной работы выполнены, цель работы достигнута. Выдвинутая вначале работы гипотеза - подтверждена.



1. Ананьева, Г. Родителям о наркотиках и наркомании [Текст] / Г. Андреева, Т. Андреева, В.Ловчев. — Казань, 2014. — 342с.
2. Безрукова, В.С. Настольная книга педагога-исследователя [Текст] / В.С. Безрукова. - Екатеринбург: Дом учителя, 2010. - 236 с.
3. Безуглов, И.Г. Основы научного исследования [Текст]: учеб. пособие / И.Г. Безуглов, В.В. Лебединский, А.И. Безуглов. - М.: Академический проект, 2008. - 194 с.
4. Бережнова, Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности бакалавров [Текст] / Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. - М.: Академия, 2009. - 128 с.
5. Березин, С.В. Психология ранней наркомании [Текст] / С.В. Березин, К.С. Лисецкий — Самара, 2012. — 407с.
6. Битенский, В.С. Наркомания у подростков [Текст] / В.С. Битенский. Киев, 2013.- 372с.
7. Гиппенрейтер, Ю.Б. Проективный метод в профилактике употребления Пав среди молодежи [Текст] / Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: Астрель, 2013. - 238 с.
8. Гриценко, Л.И. Теория и методика воспитания: личностно-социальный подход [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Л.И. Гриценко - М.: Академия, 2013. - 240 с.
9. Гончарова, В. Психология [Текст] / Гончарова В. - СПб.: Каро, 2013. - 128 с.
10. Гусева, Т.А. Социально-психологические предикторы табачной зависимости молодежи Наукограда: результаты социально-психологического исследования [Текст]: Бийск: АГГПУ имени В.М. Шукшина», 2016. - 17с.
11. Гусева, Т.А. Социальное проектирование в профилактике табачной зависимости обучающихся [Текст]: Бийск: АГГПУ имени В.М. Шукшина, 2018. - 24 с.
12. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология [Электронный ресурс] : учебник для студентов психологических факультетов вузов / В. Н. Дружинин. - 2-е изд. - Электрон. текстовые дан. - СПб.: Питер, 2011. - 320с. - (Учебник для вузов). - Режим доступа:
http://ibooks.ru/reading.php?short=1&isbn=978-5-4237-0073-7
13. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого¬педагогического исследования [Текст]: учеб. пособие / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов, Разиполло. - 5-е изд., испр. - М.: Академия, 2008. - 207
14. Зажигина, О.А. Психология детского возраста [Текст] / Зажигина О.А. - СПб.: Детство - Пресс, 2013. - 196 с.
15. Заика, Е.В. Психологические характеристики личности современной молодежи [Текст] / Е.В. Заика, Н.П. Крейдун, А.С. Яичина // Вопросы психологи. - 1990. - № 4.- С.11-15.
16. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов [Текст] / И.А. Зимняя. - М.: Университетская книга, 2008. - 384с.
17. Игры: обучение, тренинг, досуг [Текст] / Под.ред. В.В. Петрусинского- М., 2009. — 105с.
18. Катаева, А.А. Психологическая диагностика: теория, практика применения к исследованию личности ребенка. [Текст] / А.А.Катаева - М.: Гиль, 2010.-197с.
19. Козлов Н. Лучшие психологические игры и упражнения [Текст] : учебное пособие для студентов вузов/ Н. Козлов. - М.: Академия - 1999. - 221с.
20. Константинов, В.В. Экспериментальная психология [Текст]: курс для практического психолога / В.В. Константинов. - СПб.; М.; Харьков: Питер, 2006. - 272с.
21. Краевский, В.В. Методология педагогического исследования [Текст] / В.В. Краевский. - Самара, 2008. - 138 с.
22. Кривцова, С.В. Практическое руководстводля школьного психолога [Текст] / Е.А. Мухаматулина .- М.,2012. — 248с.
23. Леванова, Е.А. Готовясь работать с подростками [Текст] / Е.А. Леванова.- М., 2009. — 105с.
24. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения [Текст] В 2 т. / А.Н. Леонтьев. — Т. I. M., 1983. — 437 с.
25. Личко, А.Е. Подростковая наркомания [Текст] / А.Е. Личко, В.С. Битенский. — М., 1991. — 334с.
26. Маюров, А. Н. Антинаркотическое воспитание школьников [Текст] / А.Н. Маюров // Основы социальной педагогики / Под ред. В.А. Попова. — Владимир, 2013. — 470с.
27. Минияров, В.М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект) [Текст] / В.М. Минияров. М., 2010. - 176 с.
28. Молодежь и общество на рубеже веков [Текст] / Под ред. И.М. Ильинского. - М.: Голос, 2011. — 402с.
29. Наркомании и токсикомании у несоверношеннолетних и молодежи. Сб. научно- методических материалов [Текст] / Под ред. Красильникова Г.Т. Новосибирск, 2012. — 451с.
30. Николаева, Л.П. Уроки профилактики наркомании в школе [Текст]: Пособие для учителей /Л.П. Николаева, Д.В. Колесов. - М.: Воронеж: МОДЭК, 2012. — 432с.
31. О концепции профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде // Вестник образования. — 2012. — № 8. - С. 17-25.
32. Петракова, Т.И. Руководство по профилактике наркомании среди детей и подростков [Текст] / Т.И. Петракова. — М., 2011. - 178 с.
33. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании [Текст] / Под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого, И.Б. Орешниковой. - М.: Институт психотерапии, 2012. - 240 с.
34. Причина распространения и пути профилактики наркомании [Текст]: Учебное пособие / Под ред. И.С. Петровой. - Ростов — на — Дону, 2001.-504 с.
35. Проблемы психологии современного подростка [Текст] / Под ред. Д.И. Фельдштейна. — М., 1982. - 128 с.
36. Проблемы мотивации общественно полезной деятельности школьников [Текст] / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1984. — 167с.
37. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде [Текст] / Под ред. В.Л. Белова. - М.: Нарконет, 2012. - 502 с.
38. Психологические проблемы современной российской семьи [Текст] / Под ред. Семенова П.Т. М., 2011. - 276 с.
39. Психология современного подростка [Текст] / Под ред. Л.А. Регуш. — СПб., 2012. - 245 с.
40. Психология современного подростка [Текст] / Под ред. Д.И. Фельдштейна. — М., 1987.- 147с.
41. Руководство по профилактике злоупотребления ПАВ несовершеннолетними и молодежью [Текст] / Под науч. ред. Л.М.Шипицыной, Л.С.Шпилени. — СПб., 2013. - 167 с.
42. Рудестам, К.Э. Групповая психотерапия [Текст] / К.Э. Рудестам. — СПб, 1998. - 303 с.
43. Сирота, Н.А. Проек формирования здорового образа жизни [Текст] / Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский / Работающие программы. Выпуск 5. М., 2011.— 78с.
44. Сирота, Н.А. Эффективные проекты профилактики зависимостей от наркотиков и других форм зависимого поведения [Текст] / Н.А. Сирота, В.М. Ялтонсний. — М., 2014. - 127 с.
45. Смид, Р. Групповая работа с детьми подростками [Текст] / Р. Смид.— М., 2009. - 206 с.
46. Спиваковская, А.С. Детско-родительские отношения [Текст] / А.С. Спиваковская. — СПб., 2011. - 124 с.
47. Фельдштейн, Д. И. Психологические основы общественно полезной деятельности подростков [Текст] / Д.И. Фельдштейн. — М., 1982. - 94 с.
48. Фельдштейн, Д. И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе [Текст] / Д.И. Фельдштейн // Вопр. психол.— 1985. — № 6. - С. 23 — 27.
49. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту [Текст] / Под ред. И.В. Дубровиной. — М., 1987. - 128 с.
50. Шаг за шагом от наркотиков [Текст]: Книга для педагогов и родителей, СПб.,2011.-142с.
51. Школа без наркотиков [Текст]: Книга для педагогов и родителей / Под ред. Л.М. Щипицыной и Е.И. Казаковой. - СПб.: Детство- Пресс, 2011. -
368 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ