МЕТОД ПРОЕКТОВ В РАБОТЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы профилактики употребления ПАВ обучающимися 8
1.1 Проблема употребления ПАВ в психолого- педагогической литературе 8
1.2 Причины, влияющие на возникновение зависимости подростков от психоактивных веществ 16
1.3 Проектная деятельность социального педагога как метод профилактики употребления ПАВ обучающимися 23
Выводы по первой главе 31
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по профилактике употребления ПАВ обучающимися 33
2.1 Организация и методы исследования 34
2.2 Формирование устойчивого отрицательного отношения подростков к употреблению ПАВ посредством метода проектов 38
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 42
Выводы по второй главе 46
Заключение 48
Список использованной литературы 51
Приложение 56
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы профилактики употребления ПАВ обучающимися 8
1.1 Проблема употребления ПАВ в психолого- педагогической литературе 8
1.2 Причины, влияющие на возникновение зависимости подростков от психоактивных веществ 16
1.3 Проектная деятельность социального педагога как метод профилактики употребления ПАВ обучающимися 23
Выводы по первой главе 31
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по профилактике употребления ПАВ обучающимися 33
2.1 Организация и методы исследования 34
2.2 Формирование устойчивого отрицательного отношения подростков к употреблению ПАВ посредством метода проектов 38
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 42
Выводы по второй главе 46
Заключение 48
Список использованной литературы 51
Приложение 56
В последние годы практически во всех регионах Российской Федерации употребление психоактивных веществ приняло характер эпидемии.
По данным Всемирной организации здравоохранения общее количество больных с заболеваниями, вызванными приёмом различных ПАВ, за исключением курящих табак, составляет более 200 миллионов человек. Подростки и молодёжь в периоде от 11 до 17 лет составляет возрастную группу «риска».
Слабые, размытые нравственные ориентиры в современном обществе, неблагоприятное благополучие ухудшает воспитательный потенциал семей, приводит к маргинализации многих трудоспособных граждан. Такая ситуация отрицательно сказывается на уровне воспитанности детей, так как воспитанию в некоторых семьях уделяется недостаточно времени и усилий.
Система школьного образования в современных условиях часто уходит от дела воспитания личности, полностью передовая эту ответственность родителям, основным оставляя для себя лишь процесс обучения - трансляцию определенной информации на уроках. Дети и подростки в результате, оказываются в воспитательном вакууме, что толкает некоторых из них на путь ухода от непонятной и не стабильной реальности в иллюзорный мир по средствам использования различных психоактивных веществ (ПАВ). Эти вещества воздействуют на центральную нервную систему человека и приводят к изменению сознания. Их длительное применение является причиной возникновения у личности состояния психологической и физической зависимости.
С каждым годом увеличивается количество детей и подростков, начинающих пробовать различные психоактивные вещества в школьном возрасте. Это явление вызывает тревогу у педагогов и родителей и дает основания для усиления профилактических воздействий, направленных на пропаганду здорового образа жизни и снижения интереса к психоактивным веществам у учащихся.
Необходимо своевременное усиление профилактической деятельности специалистами в учебных заведениях, а также в учреждениях дополнительного образования, в которых дети и подростки проводят значительную часть свободного времени.
Н.А. Сиротой, В.М. Ялтонским разработана классификация факторов риска и защиты от употребления психоактивных веществ; ими выделены основные современные профилактические подходы к злоупотреблению наркотинами и другими психоактивными веществами. Проведенные ими исследования показали, что дети, получающие разные виды поддержки от семьи, друзей, значимых для них лиц, наиболее устойчивы к негативным воздействиям социальной среды. Этими же учеными в 2009 году была предложена концептуальная модель профилактики наркоманий и токсикоманий, на базе которой были разработаны профилактические программы для школьников подросткового возраста.
З.В. Коробкина, В.А. Попова определяют возрастную градацию интереса подростков к наркотикам. Е.М. Щербакова на основе проведённых социологических исследований отмечает, что на сегодняшний день в России насчитывается более 2 млн. человек, постоянно употребляющих наркотики.
В настоящее время «.первичная профилактика употребления психоактивных веществ является ключевым социальным заказом для Министерства образования Российской федерации. и это исходная базовая позиция для выстраивания всей антинаркотической профилактической деятельности.» (из доклада министра образования О.Ю. Васильева на всероссийской конференции «Профилактика злоупотребления ПАВ детьми и молодежью»). Определяя проблему злоупотребления ПАВ как имеющую эпидемический характер, специалисты, занимающиеся вопросами построения профилактических антинаркотических программ, указывают на необходимость комплексного подхода в решении данного вопроса.
Учитывая актуальность выделенной проблемы, возникает необходимость реализации целостного профилактического проекта.
Цель исследования — выявление эффективности метода проектов в работе социального педагога по профилактике употребления ПАВ обучающимися.
Объектом исследования: профилактика употребления ПАВ обучающимися.
Предмет исследования: метод проектов в профилактике употребления ПАВ подростками.
Гипотеза исследования: предполагается, что эффективность профилактики употребления ПАВ среди обучающихся повысится при использовании в работе социального педагога метода проектов.
Для достижения цели и проверки гипотезы исследование были поставлены такие задачи:
1. Теоретически обосновать проблему профилактики употребления ПАВ обучающимися.
2. Выявить склонность к зависимости от употребления психоактивных веществ у обучающихся.
3. Разработать и экспериментально проверить метод проектов по профилактике приобщения к ПАВ обучающихся.
В исследовании были использованы методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы;
- наблюдение за педагогическим процессом;
- педагогический эксперимент;
- статистическая обработка полученных данных.
Эмпирическая база исследования: МБОУ «Основная общеобразовательная школа №21, г. Бийск».
Практическое значение исследования состоит в возможности использования материалов дипломного исследования в практике работы, при формирование целостного представления у студентов о методе проектов в работе социального педагога по профилактике употребления ПАВ обучающимися.
На совете Управления МБОУ «ООШ №21» г. Бийска, Алтайского края, 25.04.2018, решением которого результаты исследования включены в план работы учреждения на 2019 год.
Структура дипломной работы. Работа состоит из введения, двух глав и выводов по ним, заключения, списка использованной литературы, приложений.
По данным Всемирной организации здравоохранения общее количество больных с заболеваниями, вызванными приёмом различных ПАВ, за исключением курящих табак, составляет более 200 миллионов человек. Подростки и молодёжь в периоде от 11 до 17 лет составляет возрастную группу «риска».
Слабые, размытые нравственные ориентиры в современном обществе, неблагоприятное благополучие ухудшает воспитательный потенциал семей, приводит к маргинализации многих трудоспособных граждан. Такая ситуация отрицательно сказывается на уровне воспитанности детей, так как воспитанию в некоторых семьях уделяется недостаточно времени и усилий.
Система школьного образования в современных условиях часто уходит от дела воспитания личности, полностью передовая эту ответственность родителям, основным оставляя для себя лишь процесс обучения - трансляцию определенной информации на уроках. Дети и подростки в результате, оказываются в воспитательном вакууме, что толкает некоторых из них на путь ухода от непонятной и не стабильной реальности в иллюзорный мир по средствам использования различных психоактивных веществ (ПАВ). Эти вещества воздействуют на центральную нервную систему человека и приводят к изменению сознания. Их длительное применение является причиной возникновения у личности состояния психологической и физической зависимости.
С каждым годом увеличивается количество детей и подростков, начинающих пробовать различные психоактивные вещества в школьном возрасте. Это явление вызывает тревогу у педагогов и родителей и дает основания для усиления профилактических воздействий, направленных на пропаганду здорового образа жизни и снижения интереса к психоактивным веществам у учащихся.
Необходимо своевременное усиление профилактической деятельности специалистами в учебных заведениях, а также в учреждениях дополнительного образования, в которых дети и подростки проводят значительную часть свободного времени.
Н.А. Сиротой, В.М. Ялтонским разработана классификация факторов риска и защиты от употребления психоактивных веществ; ими выделены основные современные профилактические подходы к злоупотреблению наркотинами и другими психоактивными веществами. Проведенные ими исследования показали, что дети, получающие разные виды поддержки от семьи, друзей, значимых для них лиц, наиболее устойчивы к негативным воздействиям социальной среды. Этими же учеными в 2009 году была предложена концептуальная модель профилактики наркоманий и токсикоманий, на базе которой были разработаны профилактические программы для школьников подросткового возраста.
З.В. Коробкина, В.А. Попова определяют возрастную градацию интереса подростков к наркотикам. Е.М. Щербакова на основе проведённых социологических исследований отмечает, что на сегодняшний день в России насчитывается более 2 млн. человек, постоянно употребляющих наркотики.
В настоящее время «.первичная профилактика употребления психоактивных веществ является ключевым социальным заказом для Министерства образования Российской федерации. и это исходная базовая позиция для выстраивания всей антинаркотической профилактической деятельности.» (из доклада министра образования О.Ю. Васильева на всероссийской конференции «Профилактика злоупотребления ПАВ детьми и молодежью»). Определяя проблему злоупотребления ПАВ как имеющую эпидемический характер, специалисты, занимающиеся вопросами построения профилактических антинаркотических программ, указывают на необходимость комплексного подхода в решении данного вопроса.
Учитывая актуальность выделенной проблемы, возникает необходимость реализации целостного профилактического проекта.
Цель исследования — выявление эффективности метода проектов в работе социального педагога по профилактике употребления ПАВ обучающимися.
Объектом исследования: профилактика употребления ПАВ обучающимися.
Предмет исследования: метод проектов в профилактике употребления ПАВ подростками.
Гипотеза исследования: предполагается, что эффективность профилактики употребления ПАВ среди обучающихся повысится при использовании в работе социального педагога метода проектов.
Для достижения цели и проверки гипотезы исследование были поставлены такие задачи:
1. Теоретически обосновать проблему профилактики употребления ПАВ обучающимися.
2. Выявить склонность к зависимости от употребления психоактивных веществ у обучающихся.
3. Разработать и экспериментально проверить метод проектов по профилактике приобщения к ПАВ обучающихся.
В исследовании были использованы методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы;
- наблюдение за педагогическим процессом;
- педагогический эксперимент;
- статистическая обработка полученных данных.
Эмпирическая база исследования: МБОУ «Основная общеобразовательная школа №21, г. Бийск».
Практическое значение исследования состоит в возможности использования материалов дипломного исследования в практике работы, при формирование целостного представления у студентов о методе проектов в работе социального педагога по профилактике употребления ПАВ обучающимися.
На совете Управления МБОУ «ООШ №21» г. Бийска, Алтайского края, 25.04.2018, решением которого результаты исследования включены в план работы учреждения на 2019 год.
Структура дипломной работы. Работа состоит из введения, двух глав и выводов по ним, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Данная работа была посвящена изучению метода проектов в работе социального педагога по профилактике употребления ПАВ обучающимися.
Масштабность и глубина проблемы употребления психоактивных веществ требуют изобилия информации, чтобы истина о вреде алкоголя, курения, наркомании и токсикомании, факторов, способствующих их употреблению, дошло до каждого. Данные государственной статистики и эпидемиологические исследования последних лет свидетельствуют о быстром увеличении числа потребителей ПАВ среди молодёжи. Борьба с ними - это задача не только государства в целом, но каждого отдельного гражданина, а особую роль в решении данной проблемы, несомненно, играет школа.
В процессе теоретического анализа литературы по теме исследования были раскрыты проблемы употребления ПАВ в психолого- педагогической литературе, проанализированы причины, влияющие на возникновение зависимости подростков от психоактивных веществ, рассмотрена проектная деятельность социального педагога как метод профилактики употребления ПАВ обучающимися.
В преддверии практической части, были описаны этапы, методы, условия реализации мероприятий проекта, направленного на формирование устойчивого отрицательного отношения подростков к употреблению ПАВ, показатели экспериментальной группы заметно улучшились.
Для изучения склонности подростков к зависимости от употребления психоактивных веществ был использован тест-опросник «Склонность к зависимости от употребления психоактивных веществ», автор Г.В. Лозовая (Приложение 1).
Анализ результатов показал, что в экспериментальной группе у 40% респондентов диагностирован низкий уровень склонности к употреблению ПАВ, что свидетельствует об отсутствии интереса к психоактивным веществам и признаков склонности к зависимому поведению. Также у 40% испытуемых диагностирован средний уровень склонности к употреблению ПАВ, что свидетельствует о наличии признаков тенденции употребления ПАВ. У 20% респондентов выявлен высокий уровень склонности к употреблению ПАВ, что проявляется в явных признаках повышенной склонности к зависимому поведению, эта группа респондентов характеризуется более высокой вероятностью, чем предыдущие опрашиваемые, к возникновению зависимости от ПАВ.
В контрольной группе у 50% респондентов диагностирован низкий уровень склонности к употреблению ПАВ, что свидетельствует об отсутствии интереса к психоактивным веществам. У 40% испытуемых диагностирован средний уровень склонности к употреблению ПАВ, что свидетельствует о наличии признаков тенденции употребления ПАВ. У 10% респондентов выявлен высокий уровень склонности к употреблению ПАВ.
Исходя из полученных данных констатирующего эксперимента, была сформулирована цель формирующего эксперимента: разработать и реализовать проект, направленный на формирование устойчивого отрицательного отношения подростков к употреблению ПАВ.
Проект «Ясный ум» направлен именно на систематическое проведение профилактических мероприятий и может использоваться как кружок или факультативные занятия в школе, среди 7-8 классов, когда у подростка происходит переоценка жизни и мировоззрения.
После реализации мероприятий проекта на контрольном этапе эксперимента с респондентами была проведена повторная диагностика.
Анализ результатов показал, что после проведения мероприятий проекта «Ясный ум» в экспериментальной группе произошли значительные изменения, а именно уже не у 40% опрошенных, а у 70% респондентов диагностирован низкий уровень склонности к употреблению ПАВ, что свидетельствует об отсутствии интереса к психоактивным веществам и признаков склонности к зависимому поведению. На 30% снизилось число респондентов со средним уровнем склонности к употреблению ПАВ, что свидетельствует о наличии признаков тенденции употребления ПАВ, т.е. ответы опрашиваемых демонстрируют вероятность развития зависимого поведения.. У 10% респондентов выявлен высокий уровень склонности к употреблению ПАВ, эта группа респондентов характеризуется более высокой вероятностью, чем предыдущие опрашиваемые, к возникновению зависимости от ПАВ. С выделенной группой необходимо не только информирование, но и более детальная работа над формированием навыков противостояния данному явлению.
В контрольной группе изменений не произошло.
Таким образом, результаты сравнения полученных данных свидетельствует об эффективности внедрения мероприятий проекта «Ясный ум», направленный на формирование устойчивого отрицательного отношения подростков к употреблению ПАВ.
Таким образом, задачи опытно-экспериментальной работы выполнены, цель работы достигнута. Выдвинутая вначале работы гипотеза - подтверждена.
Масштабность и глубина проблемы употребления психоактивных веществ требуют изобилия информации, чтобы истина о вреде алкоголя, курения, наркомании и токсикомании, факторов, способствующих их употреблению, дошло до каждого. Данные государственной статистики и эпидемиологические исследования последних лет свидетельствуют о быстром увеличении числа потребителей ПАВ среди молодёжи. Борьба с ними - это задача не только государства в целом, но каждого отдельного гражданина, а особую роль в решении данной проблемы, несомненно, играет школа.
В процессе теоретического анализа литературы по теме исследования были раскрыты проблемы употребления ПАВ в психолого- педагогической литературе, проанализированы причины, влияющие на возникновение зависимости подростков от психоактивных веществ, рассмотрена проектная деятельность социального педагога как метод профилактики употребления ПАВ обучающимися.
В преддверии практической части, были описаны этапы, методы, условия реализации мероприятий проекта, направленного на формирование устойчивого отрицательного отношения подростков к употреблению ПАВ, показатели экспериментальной группы заметно улучшились.
Для изучения склонности подростков к зависимости от употребления психоактивных веществ был использован тест-опросник «Склонность к зависимости от употребления психоактивных веществ», автор Г.В. Лозовая (Приложение 1).
Анализ результатов показал, что в экспериментальной группе у 40% респондентов диагностирован низкий уровень склонности к употреблению ПАВ, что свидетельствует об отсутствии интереса к психоактивным веществам и признаков склонности к зависимому поведению. Также у 40% испытуемых диагностирован средний уровень склонности к употреблению ПАВ, что свидетельствует о наличии признаков тенденции употребления ПАВ. У 20% респондентов выявлен высокий уровень склонности к употреблению ПАВ, что проявляется в явных признаках повышенной склонности к зависимому поведению, эта группа респондентов характеризуется более высокой вероятностью, чем предыдущие опрашиваемые, к возникновению зависимости от ПАВ.
В контрольной группе у 50% респондентов диагностирован низкий уровень склонности к употреблению ПАВ, что свидетельствует об отсутствии интереса к психоактивным веществам. У 40% испытуемых диагностирован средний уровень склонности к употреблению ПАВ, что свидетельствует о наличии признаков тенденции употребления ПАВ. У 10% респондентов выявлен высокий уровень склонности к употреблению ПАВ.
Исходя из полученных данных констатирующего эксперимента, была сформулирована цель формирующего эксперимента: разработать и реализовать проект, направленный на формирование устойчивого отрицательного отношения подростков к употреблению ПАВ.
Проект «Ясный ум» направлен именно на систематическое проведение профилактических мероприятий и может использоваться как кружок или факультативные занятия в школе, среди 7-8 классов, когда у подростка происходит переоценка жизни и мировоззрения.
После реализации мероприятий проекта на контрольном этапе эксперимента с респондентами была проведена повторная диагностика.
Анализ результатов показал, что после проведения мероприятий проекта «Ясный ум» в экспериментальной группе произошли значительные изменения, а именно уже не у 40% опрошенных, а у 70% респондентов диагностирован низкий уровень склонности к употреблению ПАВ, что свидетельствует об отсутствии интереса к психоактивным веществам и признаков склонности к зависимому поведению. На 30% снизилось число респондентов со средним уровнем склонности к употреблению ПАВ, что свидетельствует о наличии признаков тенденции употребления ПАВ, т.е. ответы опрашиваемых демонстрируют вероятность развития зависимого поведения.. У 10% респондентов выявлен высокий уровень склонности к употреблению ПАВ, эта группа респондентов характеризуется более высокой вероятностью, чем предыдущие опрашиваемые, к возникновению зависимости от ПАВ. С выделенной группой необходимо не только информирование, но и более детальная работа над формированием навыков противостояния данному явлению.
В контрольной группе изменений не произошло.
Таким образом, результаты сравнения полученных данных свидетельствует об эффективности внедрения мероприятий проекта «Ясный ум», направленный на формирование устойчивого отрицательного отношения подростков к употреблению ПАВ.
Таким образом, задачи опытно-экспериментальной работы выполнены, цель работы достигнута. Выдвинутая вначале работы гипотеза - подтверждена.
Подобные работы
- Работа педагога с семьей по профилактике формирования склонности к потреблению психоактивных веществ у младших школьников
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2020 - Деятельность педагога по профилактике аддиктивного поведения младших школьников во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2020 - Профилактика употребления психоактивных веществ младшими школьниками на занятиях кружка «Страна здоровья»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХОПРОФИЛАКТИКА СКЛОННОСТИ К УПОТРЕБЛЕНИЮ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ ПОДРОСТКАМИ ПОСРЕДСТВОМ ОПТИМИЗАЦИИ ОБЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2021 - Работа педагога-психолога с семьёй по профилактике табакокурения у младших школьников
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2019 - Формирование антинаркотической устойчивости обучающихся: теория и практика
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Разработка программы профилактики наркомании в профессиональных образовательных организациях
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2019 - Первичная профилактика вредных привычек у обучающихся 16-17 лет в образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2021 - Взаимосвязь форм агрессивных и враждебных реакций и мотивации достижения и отношения у подростков, обучающихся в школе с высоким образовательным рейтингом
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



