Введение
3
Глава I. Современные представления о природе связной речи
1.1. Психологические основы связной речи
5
1.2. Становление связной речи в онтогенезе
7
1.3. Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
10
Глава II. Изучение состояния связной речи детей с речевым недоразвитием
2.1. Цель, задачи и организация изучения
13
2.2. Материал для изучения состояния связной речи
14
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента
18
Глава III. Логопедическая работа по формированию связной речи детей с речевым недоразвитием
3.1. Методические основы коррекционной работы
23
3.2. Организация обучающего эксперимента
25
3.3. Контрольный эксперимент
43
Заключение
47
Список литературы
49
Под связной речью понимается формулирование и понимание связных высказываний. Становление связной речи на современном этапе понимается как сложный процесс, начинающийся с эгоцентрической речи, которая затем интериоризируется и постепенной переходит во внутренний план – именно это и является необходимым этапом для полноценного становления связной речи. Связная речь, являясь главным достижением дошкольного возраста, неразрывно связана с когнитивным становлением личности.
При общем недоразвитии речи дети не могут самостоятельно встать на путь онтогенетического становления связного высказывания, для это требуется специально организованная работа, направленная на становление таких значимых процессов речеязыковой сферы как кодирование, так и декодирование. Накопленный к настоящему времени опыт коррекции недоразвития речи активно дополняется значимым для логопедии подходом – психолингвистическим, который рассматривает как с позиции порождения, так и восприятия речевого высказывания речи, ее механизмы и внутреннюю иерархически устроенную структуру. Коррекция речевого недоразвития с позиции психолингвистики позволяет формировать программу высказывания, что, несомненно, подчеркивает роль и значение когнитивной сферы.
Длительность и сложность формирования связной речи детей с ограниченными возможностями здоровья доказывает актуальность выбранной проблемы выпускной квалификационной работы.
Объект ВКР – особенности связного высказывания дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи.
Предметом нашей работы является система упражнений и заданий по развитию связного речевого высказывания в процессе логопедических занятий у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза: связная речь у детей с речевым недоразвитием имеет ряд особенностей, для преодоления которых необходим специальный комплекс заданий и упражнений, направленный на формирование высказывания по следующим критериям:
1. Смысловая целостность.
2. Лексико-грамматическое оформление высказывания.
3. Самостоятельность выполнения задания.
Цель: подбор и апробация системы упражнений и заданий, направленных на формирование связного речевого высказывания дошкольников с ОНР.
Для достижения поставленной цели был определен ряд задач:
1. Изучить литературу по проблеме выпускной квалификационной работы;
2. Разработать систему заданий для выявления уровня развития связной устной речи у дошкольников с речевыми нарушениями.
3. Провести обучающий эксперимент по развитию связной устной речи детей с речевым недоразвитием.
4. По результатам обучающего эксперимента провести контрольный эксперимент, позволяющий оценить эффективность проделанной работы.
В процессе работы применялись различные методы: теоретические, эмпирические (наблюдение, обучающий эксперимент, беседа).
Практическая значимость исследования заключается в том, что на основе полученных экспериментальных данных будут определены основные тенденции работы по развитию связной устной речи дошкольников.
Изучив теоретическую литературу по теме выпускной квалификационной работы, мы пришли к выводу о том, что у детей с речевыми нарушениями связная устная речь претерпевает ряд патологических изменений, которые отражаются не только на речевом процессе, но и накладывают специфический отпечаток на все высшие психические процессы. И наоборот, особенности мышления, внимания, восприятия, памяти, присущие детям, страдающим тяжелым нарушением речи, оказывают отрицательное воздействие на содержательную сторону их речи и в значительной степени тормозят их речевое развитие.
Таким образом, самостоятельная связная речь у детей с общим недоразвитием речи имеет ряд особенностей. У детей недостаточно развито умение связно излагать свои мысли, они затрудняются с подбором лексических средств выражения мысли, затрудняются в понимании и словесном обозначении сложных логико-грамматических отношений, не могут использовать в своей речи описательные, повествовательные модели высказываний, высказывания–рассуждения. Наиболее трудна для использования детьми с речевыми нарушениями монологическая речь, как требующая построения внутреннего плана высказывания.
Во второй части нашего исследования нами было проведено обследование связной речи и выявление уровней актуального владения связной речью детьми дошкольного возраста с нарушением речи.
Было обнаружено, что связная речь у испытуемых нарушена в значительном плане, преобладает низкий уровень владения связной речью. Нами была поставлена задача разработать такую программу обучения, которая позволила бы вывести уровень развития связной речи на более высокий этап.
В третьей части исследования проводился формирующий эксперимент с использованием вышеуказанной программы, направленной на повышение уровня актуального владения связной речью.
По результатам формирующего обучения связному высказыванию был проведен контрольный эксперимент, который показал, что при применении предложенной системы упражнений дети достигли более высокого уровня овладения связной речью. Было отмечено улучшение владения средствами связной речи по следующим критериям:
1. Смысловая целостность.
2. Лексико-грамматическое оформление высказывания.
3. Самостоятельность выполнения задания.
Все вышесказанное подтверждает выдвинутую нами гипотезу и эффективность проведенной работы.
1. Алычева, Д. А. Овладение построением простых предложений учащихся младших классов вспомогательной школы с киргизским языком обучения / Д. А. Алычева // Дефектология. – 1990. № 4. – С. 25-27.
2. Аксенова, А. К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе / А. К. Аксенова // http://pedlib.ru/Books/5/0076/5_0076-1.shtml
3. Архипова, Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста / Е. Ф. Архипова // http://pedlib.ru/Books/5/0079/5_0079-1.shtml
4. Вильшанская, А. Д. Организация и содержание специальной педагогической помощи младшим школьникам с ЗПР / А. Д. Вильшанская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. №1. – С. 18-23.
5. Воробьева, В. К. Обучение детей с тяжелыми нарушениями речи первоначальному навыку описательно-повествовательной речи / В. К. Воробьева // Дефектология. – 1990. № 4. – С. 40-46.
6. Выготский, Л. С. Детская психология / Л. С. Выготский собр. Соч. Т. 4. – М., 1982.
7. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В. П. Глухов // http://pedlib.ru/Books/5/0005/5_0005-1.shtml
8. Демичева, В. В. Формирование логического мышления учащихся при обучении словообразованию / В. В. Демичева, И. А. Устименко // Начальная школа. – 1994. № 12. С. 16-20.
9. Ефименкова, Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов / Л. Н. Ефименкова – М., 2001. – 335 с.
10. Ефименкова, Л.Н. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте / Л. Н. Ефименкова, Г. Г. Мисаренко. – М., 1991. – 239 с.
11. Ефименкова, Л. Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей / Л. Н. Ефименкова, И. Н. Садовникова – М., 1972. 290 c.
12. Жинкин, Н. И. Механизмы речи / Н. И. Жинкин // http://www.twirpx.com/file/310286/
13. Зикеев, А. Г. Формирование и коррекция речевых навыков и умений в употреблении сложносочиненных предложений младшими школьниками с нарушениями в развитии / А. Г. Зикеев // Дефектология – 2004. № 1. – C. 67-75.
14. Зикеев, А. Г. Формирование сложных союзных конструкций у младших школьников с нарушениями в развитии // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития / А. Г. Зикеев // Дефектология 2004. № 3. – C. 37-42.
15. Козырева, А. С. Виды работы над текстом на уроках чтения / А. С. Козырева – 1990. № 3. – C. 67-69....46