Только Word
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы обучения ознакомительному чтению на уроке английского языка 5
1.1 Психолого-педагогические основы обучения иноязычному чтению 5
1.2 Особенности обучения ознакомительному чтению 8
1.3 Выводы по первой главе 13
Глава 2. Методические основы обучения ознакомительному чтению на уроке английского языка в 7 классе, способствующие развитию языковой догадки 18
2.1 Методика работы с ознакомительным чтением в УМК по английскому языку в 7 классе 18
2.2 Фрагменты уроков английского языка в 7 классе по обучению ознакомительному чтению 22
2.3 Выводы по второй главе 27
Заключение 30
Библиографический список 31
На уроках иностранного языка очень важно обучить учеников чтению, так как данный вид работы с текстом поможет выпускникам из общеобразовательных школ применить данное умение в профессиональной и самообразовательной деятельности. Чтение книг на иностранном языке поможет развитию устной речи, расширит словарный запас, сделает человека воспитанным и толерантным, обогатит человека нравственно, приобщит к культуре страны изучаемого языка, поспособствует развитию аналитического мышления и языковой догадки.
В школах необходимо проводить уроки, в которых акцент будет делаться на чтение. Во-первых, потому, что учащийся сталкивается с современным живым языком, а не условно-учебным; во-вторых, есть возможность высказать свое мнение и дать оценку произведению.
Для того чтобы процесс чтения не был скучным и был направлен на развитие речевых навыков, нужно уделять свое внимание тексту и проводить с ним работу до прочтения и после прочтения. Для этого необходимо пользоваться заданиями, специально составленными к тексту. Они поспособствуют не только учащимся лучше понимать прочитанное, но и активизировать новые языковые явления.
Изучением вопросов касающихся роли чтения в системе обучения иностранным языкам, классификации видов чтения, занимались такие методисты, как, З.И. Клычникова, Н.И. Гез, Н.Д Гальскова, С.К. Фоломкина и другие.
Актуальность проблемы обусловлена необходимостью обучать школьников ознакомительному чтению.
Объект: процесс обучения английскому языку в общеобразовательном учреждении.
Предмет: обучение ознакомительному чтению в 7 классе на уроках английского языка в общеобразовательных школах.
Цель: разработать комплекс упражнений по развитию ознакомительного чтения, предполагающие языковую догадку для учеников 7 классов.
Задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу по теме выпускной квалификационной работы.
2. Провести анализ УМК на наличие упражнений по ознакомительному чтению.
3. Разработать свой комплекс упражнений, направленный на обучение ознакомительному чтению.
Метод исследования: Анализ научной, методической, педагогической и психологической литературы.
Практическая ценность исследования – разработать комплекс заданий по обучению ознакомительному чтению для того, чтобы использовать его в общеобразовательных заведениях.
Теоретическая основа исследования – обобщить все теоретические знания об обучении ознакомительному чтению в 7 классах.
Квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Во введении представлена актуальность проблемы развития умений ознакомительного чтения в 7 классах, определена цель работы, объект, предмет и задачи исследования, сформулированы практическая и теоретическая значимость работы.
В первой главе «Теоретические основы обучения ознакомительному чтению на уроке английского языка», рассматривается точка зрения многих методистов, которые выделяют проблемы понимания чтения, а также условия, умения, и приемы, относящиеся к ознакомительному чтению, с помощью которых ученикам будет проще понимать прочитанный текст.
Во второй главе «Методические основы обучения ознакомительному чтению на уроке английского языка в 7 классе, способствующие развитию языковой догадки» представлен анализ двух УМК, которые предназначены для учеников общеобразовательных школ. А также на основе данных УМК предложены задания для обучения ознакомительному чтению школьников 7 классов на трех этапах работы с текстом.
В заключении подведены итоги теоретической и практической части исследования.
В списке литературы находятся работы отечественных и зарубежных авторов, в количестве 45 наименований.
В ходе данной работы под названием «Основы обучения ознакомительного чтения», было проведено подробное исследование понятий, таких как «чтение» и «ознакомительное чтение».
Для решения первой задачи мы рассмотрели понятие чтение как вид речевой деятельности, влияния чтения на психологические процессы. Мы выявили основные этапы работы с текстом. Нами были изучены определения таких ученых, как З.И Клычникова, И.Л Бим, Л. С. Выготский, Н.Д Гальскова, И.А Зимняя ,Г.В. Рoгoва т.д.
Чтeниe – этo сaмocтoятeльный вид рeчeвoй дeятeльнocти, кoтoрый нацелен на oбeспeчивaние пиcьмeнной фoрмы oбщeния. Оно связано со всеми видами речевой деятельности. Оно предполагает анализ, синтез, обобщение, умозаключение, прогнозирование, а также выполняет воспитательную, развивающую и образовательную роль. Чтение считается рецептивным видом речевой деятельности, так как нацелено на приобретение информации из текста. Обучение чтению держится на основе определенных принципов.
Осмысление текста условно можно разделить на 3 этапа: разбор материала на темы, выделение смысловых, опорных пунктов, замещение текста наглядными образами.
Многие ученые выделили трудности при работе с текстом и привели условия по их устранению. О.В. Соболева считает главным условием устранений трудностей при понимании текста «диалог с текстом», то есть знакомство ученика с новым материалом. А.П. Кулешова считает, что умение применять языковую догадку играет важную роль в чтении. Н.А. Ипполитова предложила в качестве условия задавать вопросы к тексту до его прочтения, И.К. Гапочка предложила логико-смысловой анализ и синтез учебного текста, а Г.Г. Граник разделил работу с текстом на три этапа.
В данной работе мы постарались раскрыть понятие ознакомительного чтения. Ознакомительное чтение – это чтение про себя, без специальной установки на обязательное последующее использование извлеченной информации, которая принимается к сведению. Выяснили, какие задачи решает читающий, что является материалом ознакомительного чтения. Дали определение понятию «текст». Рассмотрели четыре уровня, которые предназначены для облегчения понимания текста. Также, ученые выделили ряд умений и условий, необходимых при чтении. Е.Я. Григорьева привела три этапа работы с текстом: предтекстовый, текстовый и послетекстовый.
Для решения второй задачи было проведено исследование УМК на наличие упражнений по ознакомительному чтению,направленные на развитие языковой догадки. Данная работа показала, что упражнений по ознакомительному чтению в учебниках на всех трех этапах работы с текстов не достаточное количество.
Для решения третьей задачи нами было принято разработать фрагменты уроков по ознакомительному чтению для учеников 7 классов. Для работы над развитием умений ознакомительного чтения использовались «Spotlight» и «Enjoy English» а также делалась опора на на методические рекомендации по данному вопросу.
Цель данного комплекса упражнений – развитие умения выделять основную информацию из незнакомого текста, умение выразить свое отношение к проблеме, увеличить скорость чтения незнакомого текста.
Развитию умений ознакомительного чтения учащихся в настоящее время в школе не уделяется достаточное внимание. Однако, эффективное обучение способам развития данного вида чтения является первостепенной задачей каждого учителя
Данная методика может найти применение среди преподавателей английского языка для профессионального использования в целях развития умений ознакомительного чтения учащихся в 7 классах средней школы.
1. Биболетова М. З. Английский язык: Английский с удовольствием: учебник английского языка для 7 класса общеобразовательных учреждений / М. З. Биболетова, Н. Н. Трубанева – Обнинск: Изд-во «Титул», 2009. – 159 с.
2. Берман И. М. Чтение как речевой процесс и как предмет обучения / И. М. Берман, Н. Л. Белоцерковская – Киев: Изд-во «Вища школа», 1977. – 106 с.
3. Бим И. Л. Профильное обучение иностранным языкам на старшей ступени общеобразовательной школы: проблемы и перспективы / И. Л. Бим – М.: Изд-во «Просвещение», 2010. – 168 с.
4. Брудный А. А. Понимание как философско-психологическая проблема // Вопросы психологии – 1975. – № 10. – С. 80-105.
5. Брейгина М. Е. Обучение чтению. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность / М. Е. Брейгина, А. В. Щепилова – Обнинск: Изд-во «Титул», 2018. – С. 151-178.
6. Выготский Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский – М.: Изд-во «Просвещение», 1934. – 352 с.
7. Выготский Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский – М.: Изд-во «Эксмо», 2005. – 1136 с.
8. Выготский Л.С. Проблемы общей психологии / Л. С. Выготский – М.: Изд-во «Эксмо», 1982. – 432 с.
9. Гальскова Н.Д. Программа обучения иностранным языкам учащихся школ с углубленным изучением иностранных языков, лицеев и гимназий / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез, Н. Ф. Коряковцева – М.: Изд-во «Академия», 2004. – 112 с.
10. Гапочка И. К. Методическая концепция обучения чтению на русском (иностранном) языке / И. К. Гапочка – М.: Изд-во «Просвещение», 1978. – 263 с.
11. Граник Г. Г. Как научить школьников вдумчивому чтению // Воспитание школьников – 1991. – №5. – С. 45-52.
12. Граник Г. Г. Проблемы школьного учебника / Г. Г. Граник Л.А. Концевая, С. М. Бондаренко – М.: Изд-во «Эксмо», 1991. – 116 с.
13. Григорьева Е.Я. Особенности обучения ознакомительному чтению учащихся старших классов // Современные проблемы науки и образования –2019. – № 3. – С. 170-172.
14. Доблаев Л. П. Вопросы психологии понимания учебного текста / Л. П. Доблаев. – Саратов.: Изд-во Саратовского университета, 1965. – 15 с.
15. Егоров Т. Г. Психология овладения навыком чтения / Т. Г. Егоров – М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1953. – 263 с....45