Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррекция тревожности младших школьников посредством улучшения взаимоотношений в группе сверстников

Работа №14814

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы75
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
6080
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические основы коррекции тревожности младших школьников посредством улучшения взаимоотношений в группе сверстников 8
1.1. Определение понятия «тревожность» в психолого¬педагогической литературе 8
1.2. Проявление тревожности в младшем школьном возрасте 13
1.3. Методы и способы коррекции тревожности младших школьников посредством улучшения взаимоотношений в группе сверстников 19
Выводы по первой главе 25
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по коррекции тревожности детей младшего школьного возраста посредством улучшения взаимоотношений в группе сверстников 27
2.1. Выявление уровня тревожности детей младшего школьного возраста 28
2.2. Реализация комплекса занятий по коррекцию тревожности младших школьников посредством улучшения взаимоотношений в группе сверстников 31
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 38
Выводы по второй главе 43
Заключение 46
Список использованной литературы 48
Приложения 53

Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт действования в этом мире. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не научится дружить, не обретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее. Поэтому так остро в последнее время стоит проблема создания благоприятных условий для роста и развития детей.
Одним из факторов, препятствующим развитию детей, является нарушения эмоциональной сферы - повышенная тревожность, страхи, нарушение поведения. Тревожность как нарушение эмоциональной сферы личности, является устойчивым образованием, сохраняющимся на протяжении длительного периода времени и свидетельствует о недостаточной приспособляемости ребенка к тем или иным социальным ситуациям. Тревожность является серьезным риск-фактором для развития многих невротических и психосоматических отклонений.
Интерес к проблеме тревожности нашел отражение в работах многих ученых как в отечественной психологии: М.Е. Литвак, Р.С. Немов, А.В. Петровский, А.М. Прихожан, С.С. Степанов, М.Г. Ярошевский и др., так и за рубежом: О. Маурер, Р. Мэй, Ч. Спилбергер, Дж. Тэйлор, З. Фрейд, Х. Хекхаузен, К. Хорни и др. С другой стороны, известно, что за границами оптимальных значений тревога оказывает негативное влияние на поведение и деятельность индивида: В.Ю. Завьялова, М. Наубург, Ч. Спилбергер и др. Хроническое переживание тревоги как неравновесного состояния и постоянная готовность к его актуализации формируют новообразование личности - тревожность: Б.И. Кочубей, Е.К. Лютова, В.С. Мухина, Е.В. Новикова, А.М. Прихожан, М.И. Чистякова и др. Доказано, что завышенная тревожность является негативной характеристикой и неблагоприятно сказывается на жизнедеятельности человека. Это обуславливает необходимость создания эффективных методов коррекции тревожности в младшем школьном возрасте.
Младший школьный возраст характеризуется как сложный. В сочетании с неправильным воспитанием, неблагополучными отношениями с окружающими людьми и физиологическими качествами эти особенности могут стать причиной повышенной тревожности.
Цель исследования: изучение эффективности комплекса занятий, направленного на коррекцию тревожности младших школьников посредством улучшения взаимоотношений в группе сверстников.
Объект исследования: тревожность младших школьников.
Предмет исследования: процесс преодоления тревожности младших школьников посредством улучшения взаимоотношений в группе сверстников.
Гипотеза исследования: процесс коррекции тревожности младших школьников будет эффективным, если:
- включить младших школьников в комплекс занятий, направленный на улучшение взаимоотношений в группе сверстников;
- использовать наиболее эффективные методы и формы такие, как куклотерапия, сказкотерапия, проективное рисование, музыкотерапия, психогимнастика, активная нервно-мышечная релаксация.
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему тревожности младших школьников.
2. Выявить уровень тревожности младших школьников.
3. Разработать и реализовать комплекс занятий, направленный на коррекцию тревожности младших школьников посредством улучшения взаимоотношений в группе сверстников.
4. Проанализировать и описать результаты опытно-экспериментальной работы.
Методы исследования:
1. Изучение и анализ научной, методической литературы.
2. Наблюдение.
3. Тестирование.
4. Психолого-педагогический эксперимент.
5. Количественная и качественная обработка данных.
Практическая значимость исследования: полученные результаты могут быть использованы в работе социальных педагогов, учителей, педагогов дополнительного образования, как в сфере образования, так и в социальной сфере.
База исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Бийска.
Структура дипломной работы: введение, две главы, выводы к каждой главе, заключение, список использованной литературы, приложения
Во введении раскрывается актуальность выбранной темы, определяются: цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования.
В первой главе «Теоретические основы проблемы тревожности младших школьников» рассмотрено понятие «тревожность» в психолого¬педагогической литературе, ее причины и развитие, специфика проявления тревожности в младшем школьном возрасте, а также методы и способы коррекции тревожности младших школьников посредством улучшения взаимоотношений в группе сверстников.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по коррекции тревожности детей младшего школьного возраста посредством улучшения взаимоотношений в группе сверстников» дается последовательное описание констатирующего, формирующего и контрольного этапов экспериментального исследования.
В заключении обобщаются выводы теоретического анализа и экспериментального исследования проблемы коррекции тревожности младших школьников.
Список использованной литературы состоит из 55 источников. Приложение содержит материалы по констатирующему,
формирующему и контрольному этапам экспериментальной части исследования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ научной литературы позволил определить основные положения коррекции тревожности младших школьников посредством улучшения взаимоотношений в группе сверстников.
Тревожность - это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности.
Эффективен любой способ коррекции тревожности младших школьников посредством улучшения взаимоотношений в группе сверстников. При выборе методов и способов коррекции тревожности младших школьников посредством улучшения взаимоотношений в группе сверстников учитываются индивидуальные особенности ребенка, характер психической патологии, структура и форма тревожности, уровень социальной адаптации, соотношение биологических и социально¬психологических факторов. Также учитываются возраст, индивидуальные условия воспитания.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Бийска.
В ходе эксперимента принимали участие учащиеся четвертого класса, 2 группы по 10 человек в возрасте 9-10 лет.
На основе теоретического анализа данной проблемы была проведена опытно-экспериментальная работа, включающая три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
Для проведения опытно-экспериментальной работы была использована методика «Личностная шкала проявлений тревоги» (Дж. Тейлор, адаптация Т.А. Немчина).
По результатам повторного исследования, проведенного с использованием методики «Личностная шкала проявлений тревоги» (Дж. Тейлор, адаптация Т.А. Немчина), процент младших школьников экспериментальной группы с очень высоким уровнем тревожности снизился до 0%.
Высокий уровень тревожности стал у 20% наблюдаемых младших школьников экспериментальной группы.
Средний с тенденцией к высокому уровню тревожности у 30% наблюдаемых младших школьников экспериментальной группы.
Младших школьников экспериментальной группы со средним с тенденцией к низкому и низким уровнями тревожности стало 40%.
Младших школьников экспериментальной группы с очень высоким уровнем тревожности нет.
Что касаемо младших школьников контрольной группы, то здесь результаты остались практически неизменными: 0% школьников имеют очень высокий уровень тревожности, 10% школьников - высокий уровень тревожности, средний с тенденцией к высокому уровню тревожности у 0% младших школьников, средним с тенденцией к низкому у 60% испытуемых, а у 30% младших школьников - низкий уровень тревожности.
Таким образом, результаты сравнения данных свидетельствуют об эффективности проведенного комплекса занятий, направленного на коррекцию тревожности младших школьников посредством улучшения взаимоотношений в группе сверстников. Цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза доказана: процесс коррекции тревожности младших школьников будет эффективным, если:
- включить младших школьников в комплекс занятий, направленный на улучшение взаимоотношений в группе сверстников;
- использовать наиболее эффективные методы и формы такие, как куклотерапия, сказкотерапия, проективное рисование, музыкотерапия, психогимнастика, активная нервно-мышечная релаксация.



1. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры [Текст] / Э. Берн. - Эксмо, 2017. - 576 с.
2. Венгер, А.Л. Психологические рисунчатые тесты [Текст] / А.Л. Венгер. - М.: Владос-Пресс, 2016. - 159 с.
3. Венгер, А.Л. Психологическое обследование младших школьников [Текст] / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман. - М.: ВЛАДОС, 2012. - 159 с.
4. Выгодский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст] / Л.С. Выгодский. / ПС. Дошкольное образование. - 2005. - № 5. - С. 7 - 18.
5. Гнездилов, А.В. Авторская сказкотерапия. Дым старинного камина (сказки доктора Балу) [Текст] / Под редакцией Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой. - СПб.: Речь, 2013. - 292 с.
6. Диагностика эмоционально-нравственного развития. Личностная шкала проявлений тревоги (Дж. Тейлор, адаптация Т.А. Немчина) [Текст] / Ред. и сост. И.Б. Дерманова. - СПб., 2002. - С.126-128.
7. Добровольская, Т.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: учебник для вузов [Текст] / Т.А. Добровольская, Л.Н. Комиссарова, И.Ю. Левченко, Е.А. Медведева. - М.: Академия, 2011. - 248 с.
8. Захаров, А.И. Отклонения в поведении ребенка [Текст] / А.И. Захаров. - М., 2013. - 312 с.
9. Захаров, А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков [Текст] / А.И. Захаров. - Москва, 2012. - 252 с.
10. Захаров, А.И. Неврозы у детей и психотерапия [Текст] / А.И. Захаров. - СПб., 1998. - 232 с.
11. Зинкевич-Евстегнеева, Т.Д. Мастер сказок. 50 сюжетов в помощь размышления о жизни, людях и себе для взрослых и детей старше 7 лет [Текст] / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб.: Речь, 2012. - 220 с.
12. Зинкевич-Евстегнеева, Т.Д. Основы сказкотерапии [Текст] / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб.: Речь, 2016. - 176 с.
13. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Практикум по сказкотерапии [Текст] / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб.: Речь, 2010. - 310 с.
14. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Формы и методы работы со сказками [Текст] / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб.: Речь, 2008. - 240 с.
15. ИзарД, К.Э. Психология эмоций [Текст] / К.Э. Изард. - СПб.: Питер, 2012. - 446 с.
16. КаранДашев, В.Н. Изучение оценочной тревожности [Электронный ресурс] / В.Н. Карандашев, М.С. Лебедева, Ч. Спилбергер // Книги по психологии. Классика психологии, 2018. - Режим доступа: https: //www.livelib .ru/book/1000091120-izuchenie-otsenochnoj -trevozhno sti-vn-
karandashev-ms-lebedeya-ch-spilberger. - (Дата обращения: 10.05.2018).
17. Клюев, А.С. Исцеляющее искусство / А.С. Клюев // Журнал арт- терапии. - 2012. - Том 5, №2. - С. 8 - 25.
18. Клюев, А.С. Музыкотерапия: обзор современных методик. Ученые записки Санкт-Петербургского Государственного института психологии и социальной работы [Текст] / А.С. Клюев. - Издательство: Санкт- Петербургское государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы», (Санкт-Петербург), 2018. - 146 с.
19. Колчеев, Ю.В. Театрализованные игры в школе [Текст] / Ю.В. Колчеев, Н.М. Колчеева. - М.: Школьная Пресса, 2013. - 96 с.
20. Кочубей, Б.И. Эмоциональная устойчивость школьника [Текст] / Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова. - М.: Знание, 1988. - 80 с.
21. Кочубей, Б.И. Ярлыки для тревожности [Текст] / Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова. // Журнал Семья и школа. - 2012. - № 9. - С. 55-58.
22. ЛебеДева, Л.Д. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии [Текст]: Л.Д. Лебедева, Ю.В. Никонорова, Н.А. Тараканова. - СПб.: Речь, 2016. - 336 с.
23. Леонович, Е.Н. Эффективное курсовое и дипломное проектирование: алгоритмы и технологии [Текст]: Учебное пособие / Е.Н. Леонович, Н.В. Микляева. - М.: ФОРУМ, 2012. - 183 с.
24. Лисина М.И. Формирование личности ребёнка в общении [Текст] / М.И. Лисина. - П.: Питер. - 2009. - 246 с.
25. Литвак, М.Е. Психологическое айкидо [Текст] / М.Е. Литвак. - 25¬е изд. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. - 217 с.
26. Лютова, Е.К. Шпаргалка для родителей: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми [Текст] / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. - СПб.: Речь, 2012 - 136 с.
27. Мухина, В.С. Возрастная психология [Текст] / В.С. Мухина. - Учебное пособие. - Ростов-на-Дону, «Феникс», 2010. - 295 с.
28. Мухина, В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта [Текст] / В.С. Мухина. // Дефектология. - 2005. - 179 с.
29. Мэй, Р. Проблема тревоги [Текст] / Р. Мэй.- М.: 2011. - 246 с.
30. Мэй, Р. Смысл тревоги [Текст] / Р. Мэй. - М.: «Класс», 2009. - 384 с.
31. Мэй, Р. Смысл тревоги [Текст] / Р. Мэй. - Москва: Независимая фирма «Класс», 2011. - 384 с.
32. Наумова, Т.Н. Лечение души через искусство [Текст] / Т.Н. Наумова. // Народная школа. - 2003. - С. 14 - 19.
33. Немов, Р.С. Психология: учебник: в 3-х кн. Кн. 3. Психодиагностика [Текст] / Р.С. Немов. - 3-е изд. - М.: Академия, 2009. - 348 с.
34. Осипова, А.А. Общая психокоррекция [Текст] / А.А. Осипова. - М.: Сфера, 2012. - 510 с.
35. Осипова, А.А. Общая психокоррекция [Текст]: учеб. пособие / А.А. Осипова. - М.: Сфера, 2002. - 212 с.
36. Полшкова, Т.А. Проблема ситуативной тревожности в психолого-педагогических исследованиях [Текст] / Т.А. Полшкова // Актуальные вопросы современной психологии: материалы II Международной научной конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2013. - С. 107-110.
37. Прихожан, А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности [Текст] / А.М. Прихожан. // Психологическая наука и образование. - 1998. - №2. - С. 11 - 17.
38. Прихожан, А.М. Роль детско-родительских отношений в становлении тревожности как личностного образования [Текст] / А.М. Прихожан. // Психологические исследования. - 2008. - № 2(2). - С. 19 - 23.
39. Прихожан, А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст [Текст] / А.М. Прихожан. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2016. - 192 с.
40. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика [Текст] / А.М. Прихожан. - Москва-Воронеж, 2010. - 212 с.
41. Психологический тренинг в группе. Игры и упражнения [Текст]: учебное пособие для вузов / сост. Т.Л. Бука, М.Л. Митрофанова. - М.: Ин-т психотерапии, 2015. - 128 с.
42. Петровский А.В. Психология [Текст] / Под. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: 2005. - 300 с.
43. Романин, А.Н. Практическая психология и психотерапия [Текст] / А.Н. Романин. - М.: Кнорус, 2011. - 497-503 с.
44. Сироткин, Л.Ю. Младший школьник, его развитие и воспитание
[Текст]:учебно-методическое пособие / Сост.: Л.Ю. Сироткин,А.Н. Хузиахметов. - Казань: Матбугат йорты, 2014. - 212 с.
45. Сказкотерапия как средство формирования положительного жизненного сценария младшего школьника [Текст] / Журнал Вестник университета. - 2013. - № 8. - С. 12 - 14.
46. Соловьева, С.Л. Психотерапия. Тревога по Фрейду [Электронный ресурс]. С.Л. Соловьева. - Электрон. текстовые данные. - М.: «PSYERA», 2018. - 123 с. - Режим доступа: https://psyera.ru/3242/trevoga-po-freydu. - (Дата обращения: 12.05.2018).
47. Спиваковская, А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2 [Текст] / А.С. Спиваковская. - М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2010. - 464 с.
48. Степанов, С.С. Популярная психологическая энциклопедия [Текст] / С.С. Степанов. - М.: Изд-во Эксмо, 2015. - 672 с.
49. Тарасова С.Ю. Школьная тревожность: причины, следствия и профилактика [Электронный ресурс]. - С.Ю. Тарасова. - Электрон. текстовые данные. - М.: Генезис, 2016. - 143 с. - Режим доступа: https: //www.litres.ru/sofya-urevna-tarasova/shkolnava-trevozhno st-prichiny-
sledstviya-i-profilaktika/chitat-onlayn/. - (Дата обращения: 29.04.2018)
50. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность [Текст] / Х. Хекхаузен. - СПб., 2003. - 264 с.
51. Хорни К. Тревожность. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.psychology-online.net/articles/doc-1799.html. - (Дата обращения: 04.05.2018).
52. Чистякова, М.И. Психогимнастика [Текст] / М.И. Чистякова. - М.: Просвещение, 1990. - 164 с.
53. Что такое тревожность? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://psychologytoday.ru/stories/trevozhnost/. - (Дата обращения: 02.05.2018).
54. Шоттенлоэр, Г. Рисунок и образ в терапии [Текст] / Г. Шоттенлоэр. - СПб, 2009. - 275 с.
55. Юнг, К. Аналитическая психология: теория и практика [Текст] / К. Юнг. - С. Пб., 1998. - 240 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ