Коррекция тревожности младших школьников посредством улучшения взаимоотношений в группе сверстников
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы коррекции тревожности младших школьников посредством улучшения взаимоотношений в группе сверстников 8
1.1. Определение понятия «тревожность» в психолого¬педагогической литературе 8
1.2. Проявление тревожности в младшем школьном возрасте 13
1.3. Методы и способы коррекции тревожности младших школьников посредством улучшения взаимоотношений в группе сверстников 19
Выводы по первой главе 25
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по коррекции тревожности детей младшего школьного возраста посредством улучшения взаимоотношений в группе сверстников 27
2.1. Выявление уровня тревожности детей младшего школьного возраста 28
2.2. Реализация комплекса занятий по коррекцию тревожности младших школьников посредством улучшения взаимоотношений в группе сверстников 31
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 38
Выводы по второй главе 43
Заключение 46
Список использованной литературы 48
Приложения 53
Глава 1. Теоретические основы коррекции тревожности младших школьников посредством улучшения взаимоотношений в группе сверстников 8
1.1. Определение понятия «тревожность» в психолого¬педагогической литературе 8
1.2. Проявление тревожности в младшем школьном возрасте 13
1.3. Методы и способы коррекции тревожности младших школьников посредством улучшения взаимоотношений в группе сверстников 19
Выводы по первой главе 25
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по коррекции тревожности детей младшего школьного возраста посредством улучшения взаимоотношений в группе сверстников 27
2.1. Выявление уровня тревожности детей младшего школьного возраста 28
2.2. Реализация комплекса занятий по коррекцию тревожности младших школьников посредством улучшения взаимоотношений в группе сверстников 31
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 38
Выводы по второй главе 43
Заключение 46
Список использованной литературы 48
Приложения 53
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт действования в этом мире. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не научится дружить, не обретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее. Поэтому так остро в последнее время стоит проблема создания благоприятных условий для роста и развития детей.
Одним из факторов, препятствующим развитию детей, является нарушения эмоциональной сферы - повышенная тревожность, страхи, нарушение поведения. Тревожность как нарушение эмоциональной сферы личности, является устойчивым образованием, сохраняющимся на протяжении длительного периода времени и свидетельствует о недостаточной приспособляемости ребенка к тем или иным социальным ситуациям. Тревожность является серьезным риск-фактором для развития многих невротических и психосоматических отклонений.
Интерес к проблеме тревожности нашел отражение в работах многих ученых как в отечественной психологии: М.Е. Литвак, Р.С. Немов, А.В. Петровский, А.М. Прихожан, С.С. Степанов, М.Г. Ярошевский и др., так и за рубежом: О. Маурер, Р. Мэй, Ч. Спилбергер, Дж. Тэйлор, З. Фрейд, Х. Хекхаузен, К. Хорни и др. С другой стороны, известно, что за границами оптимальных значений тревога оказывает негативное влияние на поведение и деятельность индивида: В.Ю. Завьялова, М. Наубург, Ч. Спилбергер и др. Хроническое переживание тревоги как неравновесного состояния и постоянная готовность к его актуализации формируют новообразование личности - тревожность: Б.И. Кочубей, Е.К. Лютова, В.С. Мухина, Е.В. Новикова, А.М. Прихожан, М.И. Чистякова и др. Доказано, что завышенная тревожность является негативной характеристикой и неблагоприятно сказывается на жизнедеятельности человека. Это обуславливает необходимость создания эффективных методов коррекции тревожности в младшем школьном возрасте.
Младший школьный возраст характеризуется как сложный. В сочетании с неправильным воспитанием, неблагополучными отношениями с окружающими людьми и физиологическими качествами эти особенности могут стать причиной повышенной тревожности.
Цель исследования: изучение эффективности комплекса занятий, направленного на коррекцию тревожности младших школьников посредством улучшения взаимоотношений в группе сверстников.
Объект исследования: тревожность младших школьников.
Предмет исследования: процесс преодоления тревожности младших школьников посредством улучшения взаимоотношений в группе сверстников.
Гипотеза исследования: процесс коррекции тревожности младших школьников будет эффективным, если:
- включить младших школьников в комплекс занятий, направленный на улучшение взаимоотношений в группе сверстников;
- использовать наиболее эффективные методы и формы такие, как куклотерапия, сказкотерапия, проективное рисование, музыкотерапия, психогимнастика, активная нервно-мышечная релаксация.
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему тревожности младших школьников.
2. Выявить уровень тревожности младших школьников.
3. Разработать и реализовать комплекс занятий, направленный на коррекцию тревожности младших школьников посредством улучшения взаимоотношений в группе сверстников.
4. Проанализировать и описать результаты опытно-экспериментальной работы.
Методы исследования:
1. Изучение и анализ научной, методической литературы.
2. Наблюдение.
3. Тестирование.
4. Психолого-педагогический эксперимент.
5. Количественная и качественная обработка данных.
Практическая значимость исследования: полученные результаты могут быть использованы в работе социальных педагогов, учителей, педагогов дополнительного образования, как в сфере образования, так и в социальной сфере.
База исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Бийска.
Структура дипломной работы: введение, две главы, выводы к каждой главе, заключение, список использованной литературы, приложения
Во введении раскрывается актуальность выбранной темы, определяются: цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования.
В первой главе «Теоретические основы проблемы тревожности младших школьников» рассмотрено понятие «тревожность» в психолого¬педагогической литературе, ее причины и развитие, специфика проявления тревожности в младшем школьном возрасте, а также методы и способы коррекции тревожности младших школьников посредством улучшения взаимоотношений в группе сверстников.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по коррекции тревожности детей младшего школьного возраста посредством улучшения взаимоотношений в группе сверстников» дается последовательное описание констатирующего, формирующего и контрольного этапов экспериментального исследования.
В заключении обобщаются выводы теоретического анализа и экспериментального исследования проблемы коррекции тревожности младших школьников.
Список использованной литературы состоит из 55 источников. Приложение содержит материалы по констатирующему,
формирующему и контрольному этапам экспериментальной части исследования.
Одним из факторов, препятствующим развитию детей, является нарушения эмоциональной сферы - повышенная тревожность, страхи, нарушение поведения. Тревожность как нарушение эмоциональной сферы личности, является устойчивым образованием, сохраняющимся на протяжении длительного периода времени и свидетельствует о недостаточной приспособляемости ребенка к тем или иным социальным ситуациям. Тревожность является серьезным риск-фактором для развития многих невротических и психосоматических отклонений.
Интерес к проблеме тревожности нашел отражение в работах многих ученых как в отечественной психологии: М.Е. Литвак, Р.С. Немов, А.В. Петровский, А.М. Прихожан, С.С. Степанов, М.Г. Ярошевский и др., так и за рубежом: О. Маурер, Р. Мэй, Ч. Спилбергер, Дж. Тэйлор, З. Фрейд, Х. Хекхаузен, К. Хорни и др. С другой стороны, известно, что за границами оптимальных значений тревога оказывает негативное влияние на поведение и деятельность индивида: В.Ю. Завьялова, М. Наубург, Ч. Спилбергер и др. Хроническое переживание тревоги как неравновесного состояния и постоянная готовность к его актуализации формируют новообразование личности - тревожность: Б.И. Кочубей, Е.К. Лютова, В.С. Мухина, Е.В. Новикова, А.М. Прихожан, М.И. Чистякова и др. Доказано, что завышенная тревожность является негативной характеристикой и неблагоприятно сказывается на жизнедеятельности человека. Это обуславливает необходимость создания эффективных методов коррекции тревожности в младшем школьном возрасте.
Младший школьный возраст характеризуется как сложный. В сочетании с неправильным воспитанием, неблагополучными отношениями с окружающими людьми и физиологическими качествами эти особенности могут стать причиной повышенной тревожности.
Цель исследования: изучение эффективности комплекса занятий, направленного на коррекцию тревожности младших школьников посредством улучшения взаимоотношений в группе сверстников.
Объект исследования: тревожность младших школьников.
Предмет исследования: процесс преодоления тревожности младших школьников посредством улучшения взаимоотношений в группе сверстников.
Гипотеза исследования: процесс коррекции тревожности младших школьников будет эффективным, если:
- включить младших школьников в комплекс занятий, направленный на улучшение взаимоотношений в группе сверстников;
- использовать наиболее эффективные методы и формы такие, как куклотерапия, сказкотерапия, проективное рисование, музыкотерапия, психогимнастика, активная нервно-мышечная релаксация.
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему тревожности младших школьников.
2. Выявить уровень тревожности младших школьников.
3. Разработать и реализовать комплекс занятий, направленный на коррекцию тревожности младших школьников посредством улучшения взаимоотношений в группе сверстников.
4. Проанализировать и описать результаты опытно-экспериментальной работы.
Методы исследования:
1. Изучение и анализ научной, методической литературы.
2. Наблюдение.
3. Тестирование.
4. Психолого-педагогический эксперимент.
5. Количественная и качественная обработка данных.
Практическая значимость исследования: полученные результаты могут быть использованы в работе социальных педагогов, учителей, педагогов дополнительного образования, как в сфере образования, так и в социальной сфере.
База исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Бийска.
Структура дипломной работы: введение, две главы, выводы к каждой главе, заключение, список использованной литературы, приложения
Во введении раскрывается актуальность выбранной темы, определяются: цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования.
В первой главе «Теоретические основы проблемы тревожности младших школьников» рассмотрено понятие «тревожность» в психолого¬педагогической литературе, ее причины и развитие, специфика проявления тревожности в младшем школьном возрасте, а также методы и способы коррекции тревожности младших школьников посредством улучшения взаимоотношений в группе сверстников.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по коррекции тревожности детей младшего школьного возраста посредством улучшения взаимоотношений в группе сверстников» дается последовательное описание констатирующего, формирующего и контрольного этапов экспериментального исследования.
В заключении обобщаются выводы теоретического анализа и экспериментального исследования проблемы коррекции тревожности младших школьников.
Список использованной литературы состоит из 55 источников. Приложение содержит материалы по констатирующему,
формирующему и контрольному этапам экспериментальной части исследования.
Анализ научной литературы позволил определить основные положения коррекции тревожности младших школьников посредством улучшения взаимоотношений в группе сверстников.
Тревожность - это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности.
Эффективен любой способ коррекции тревожности младших школьников посредством улучшения взаимоотношений в группе сверстников. При выборе методов и способов коррекции тревожности младших школьников посредством улучшения взаимоотношений в группе сверстников учитываются индивидуальные особенности ребенка, характер психической патологии, структура и форма тревожности, уровень социальной адаптации, соотношение биологических и социально¬психологических факторов. Также учитываются возраст, индивидуальные условия воспитания.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Бийска.
В ходе эксперимента принимали участие учащиеся четвертого класса, 2 группы по 10 человек в возрасте 9-10 лет.
На основе теоретического анализа данной проблемы была проведена опытно-экспериментальная работа, включающая три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
Для проведения опытно-экспериментальной работы была использована методика «Личностная шкала проявлений тревоги» (Дж. Тейлор, адаптация Т.А. Немчина).
По результатам повторного исследования, проведенного с использованием методики «Личностная шкала проявлений тревоги» (Дж. Тейлор, адаптация Т.А. Немчина), процент младших школьников экспериментальной группы с очень высоким уровнем тревожности снизился до 0%.
Высокий уровень тревожности стал у 20% наблюдаемых младших школьников экспериментальной группы.
Средний с тенденцией к высокому уровню тревожности у 30% наблюдаемых младших школьников экспериментальной группы.
Младших школьников экспериментальной группы со средним с тенденцией к низкому и низким уровнями тревожности стало 40%.
Младших школьников экспериментальной группы с очень высоким уровнем тревожности нет.
Что касаемо младших школьников контрольной группы, то здесь результаты остались практически неизменными: 0% школьников имеют очень высокий уровень тревожности, 10% школьников - высокий уровень тревожности, средний с тенденцией к высокому уровню тревожности у 0% младших школьников, средним с тенденцией к низкому у 60% испытуемых, а у 30% младших школьников - низкий уровень тревожности.
Таким образом, результаты сравнения данных свидетельствуют об эффективности проведенного комплекса занятий, направленного на коррекцию тревожности младших школьников посредством улучшения взаимоотношений в группе сверстников. Цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза доказана: процесс коррекции тревожности младших школьников будет эффективным, если:
- включить младших школьников в комплекс занятий, направленный на улучшение взаимоотношений в группе сверстников;
- использовать наиболее эффективные методы и формы такие, как куклотерапия, сказкотерапия, проективное рисование, музыкотерапия, психогимнастика, активная нервно-мышечная релаксация.
Тревожность - это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности.
Эффективен любой способ коррекции тревожности младших школьников посредством улучшения взаимоотношений в группе сверстников. При выборе методов и способов коррекции тревожности младших школьников посредством улучшения взаимоотношений в группе сверстников учитываются индивидуальные особенности ребенка, характер психической патологии, структура и форма тревожности, уровень социальной адаптации, соотношение биологических и социально¬психологических факторов. Также учитываются возраст, индивидуальные условия воспитания.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Бийска.
В ходе эксперимента принимали участие учащиеся четвертого класса, 2 группы по 10 человек в возрасте 9-10 лет.
На основе теоретического анализа данной проблемы была проведена опытно-экспериментальная работа, включающая три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
Для проведения опытно-экспериментальной работы была использована методика «Личностная шкала проявлений тревоги» (Дж. Тейлор, адаптация Т.А. Немчина).
По результатам повторного исследования, проведенного с использованием методики «Личностная шкала проявлений тревоги» (Дж. Тейлор, адаптация Т.А. Немчина), процент младших школьников экспериментальной группы с очень высоким уровнем тревожности снизился до 0%.
Высокий уровень тревожности стал у 20% наблюдаемых младших школьников экспериментальной группы.
Средний с тенденцией к высокому уровню тревожности у 30% наблюдаемых младших школьников экспериментальной группы.
Младших школьников экспериментальной группы со средним с тенденцией к низкому и низким уровнями тревожности стало 40%.
Младших школьников экспериментальной группы с очень высоким уровнем тревожности нет.
Что касаемо младших школьников контрольной группы, то здесь результаты остались практически неизменными: 0% школьников имеют очень высокий уровень тревожности, 10% школьников - высокий уровень тревожности, средний с тенденцией к высокому уровню тревожности у 0% младших школьников, средним с тенденцией к низкому у 60% испытуемых, а у 30% младших школьников - низкий уровень тревожности.
Таким образом, результаты сравнения данных свидетельствуют об эффективности проведенного комплекса занятий, направленного на коррекцию тревожности младших школьников посредством улучшения взаимоотношений в группе сверстников. Цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза доказана: процесс коррекции тревожности младших школьников будет эффективным, если:
- включить младших школьников в комплекс занятий, направленный на улучшение взаимоотношений в группе сверстников;
- использовать наиболее эффективные методы и формы такие, как куклотерапия, сказкотерапия, проективное рисование, музыкотерапия, психогимнастика, активная нервно-мышечная релаксация.
Подобные работы
- Отношение младших школьников к «особым детям» (Российский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - Психокоррекция страхов детей младшего школьного возраста с высоким уровнем креативности
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2024 - Психофизиологическая коррекция детей с трудностями в обучении
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2019 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 4-5-х КЛАССОВ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ЛИТЕРАТУРНЫЙ КРУЖОК КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2017 - Психологическая программа коррекции агрессии детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2024 - РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ НА МУЗЫКУ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2016



