Практики музыкального потребления на медиаплатформах как инструмент формирования идентичности пользователей
|
Введение 3
Глава 1. Роль музыкальных медиаплатформ в постиндустриальном обществе 7
1.1. Особенности современных стриминговых платформ 7
1.2. Аудиальные практики, формирующиеся на медиаплатформах 14
1.3. Музыкальная идентичность 19
Глава 2. Теоретические основания исследования музыкальных предпочтений и вкусов 24
2.1. Музыка и связанные с ней практики как предмет социогуманитарного знания. 24
2.2. Особенности формирования музыкального вкуса 28
2.3. Характеристика типологии слушателя. 31
Глава 3. Практики музыкального потребления как маркеры и ресурсы (само)идентификации пользователей музыкальных медиаплатформ: результаты эмпирического исследования 35
3.1. Характеристики формирования музыкального вкуса пользователей медиасреды 35
3.2. Музыкальные практики в музыки и то, как это инкорпорируется в повседневную жизнь. 37
3.3. Индивидуальные и коллективные практики прослушивания 39
3.4. Практика прослушивания музыкальных плейлистов и альбомов. 42
3.5. Практики потребления платного контента на медиа платформах 47
Заключение 58
Литература и источники: 60
Приложение 1. Программа эмпирического исследования 64
Приложение 2. Гайд для полуформализованного интервью 68
Приложение 3. Транскрипт фокус-группы 87
Глава 1. Роль музыкальных медиаплатформ в постиндустриальном обществе 7
1.1. Особенности современных стриминговых платформ 7
1.2. Аудиальные практики, формирующиеся на медиаплатформах 14
1.3. Музыкальная идентичность 19
Глава 2. Теоретические основания исследования музыкальных предпочтений и вкусов 24
2.1. Музыка и связанные с ней практики как предмет социогуманитарного знания. 24
2.2. Особенности формирования музыкального вкуса 28
2.3. Характеристика типологии слушателя. 31
Глава 3. Практики музыкального потребления как маркеры и ресурсы (само)идентификации пользователей музыкальных медиаплатформ: результаты эмпирического исследования 35
3.1. Характеристики формирования музыкального вкуса пользователей медиасреды 35
3.2. Музыкальные практики в музыки и то, как это инкорпорируется в повседневную жизнь. 37
3.3. Индивидуальные и коллективные практики прослушивания 39
3.4. Практика прослушивания музыкальных плейлистов и альбомов. 42
3.5. Практики потребления платного контента на медиа платформах 47
Заключение 58
Литература и источники: 60
Приложение 1. Программа эмпирического исследования 64
Приложение 2. Гайд для полуформализованного интервью 68
Приложение 3. Транскрипт фокус-группы 87
Актуальность темы. В постиндустриальном обществе музыка играет важную роль в жизни индивида, оказывая влияние на различные социальные процессы. Социология музыки рассматривает механизмы формирования вкусовых предпочтений и социальной идентичности. Музыкальная индустрия формирует новое отношение к производимым ей продуктам. Музыка сегодня преобразуется, становясь универсальным товаром медиакультуры.
Жака Аттали полагал , что «звук – и музыка в частности – это инструмент для создания или консолидации сообщества, совокупности, это то, что связывает центр власти с его субъектами, и, таким образом, в более общем плане, это атрибут власти во всех ее формах». Он выделял четыре основных этапа, которые претерпела культура музыки: принесение в жертву, представление, повторение и пост-повторение, - каждый из которых воспроизводит определенную модель технологического производства записи и распространения музыкальных композиций, включая также и сопутствующие механизмы, обеспечивающие передачу и прием музыки. Пост-повторение никогда подробно не описывалось исследователем, но, тем не менее, в своей работе Ж. Аттали характеризует изменение творчества с возникновением новых форм создания музыки, таких как sampling , remixing и различные электронные манипуляции.
Технологическая революция привела к интеграции большого объема данных, совмещению и смешению как элитарных, так и массовых продуктов. Исследования показывают, что стриминговые сервисы изменяют способы потребления музыкального контента и повышают доступность различных жанров. Традиционная классическая музыкальная культура конвертировалась в цифровой поток, видоизменив традиционное понимание “приобщения к высокому искусству”. Актуализация произведений искусства привела к упрощению культурных ритуалов, редуцируя ряд существенных характеристик музыкального искусства .
Музыкальные практики приобрели социальный характер, оказывающий влияние на развитие медиакультуры, которая, в свою очередь, отражает самоидентификацию человека в группе.
В постиндустриальную эпоху музыкальная идентичность стала еще более разнообразной и сложной, так как на музыкальную культуру оказывается все больше влияния со стороны медиа и технологий. Социальные сети и потоковые сервисы определяют направления в формировании музыкальной идентичности. Эта идентичность становится одновременно продуктом и условием взаимодействия с другими членами общества, основой «listening-to-the-music-together » в соответствии со своими предпочтениями и поиска единомышленников. Однако в то же время музыка становится более коммерциализированной, что приводит к ограничению выбора для слушателей.
...
Жака Аттали полагал , что «звук – и музыка в частности – это инструмент для создания или консолидации сообщества, совокупности, это то, что связывает центр власти с его субъектами, и, таким образом, в более общем плане, это атрибут власти во всех ее формах». Он выделял четыре основных этапа, которые претерпела культура музыки: принесение в жертву, представление, повторение и пост-повторение, - каждый из которых воспроизводит определенную модель технологического производства записи и распространения музыкальных композиций, включая также и сопутствующие механизмы, обеспечивающие передачу и прием музыки. Пост-повторение никогда подробно не описывалось исследователем, но, тем не менее, в своей работе Ж. Аттали характеризует изменение творчества с возникновением новых форм создания музыки, таких как sampling , remixing и различные электронные манипуляции.
Технологическая революция привела к интеграции большого объема данных, совмещению и смешению как элитарных, так и массовых продуктов. Исследования показывают, что стриминговые сервисы изменяют способы потребления музыкального контента и повышают доступность различных жанров. Традиционная классическая музыкальная культура конвертировалась в цифровой поток, видоизменив традиционное понимание “приобщения к высокому искусству”. Актуализация произведений искусства привела к упрощению культурных ритуалов, редуцируя ряд существенных характеристик музыкального искусства .
Музыкальные практики приобрели социальный характер, оказывающий влияние на развитие медиакультуры, которая, в свою очередь, отражает самоидентификацию человека в группе.
В постиндустриальную эпоху музыкальная идентичность стала еще более разнообразной и сложной, так как на музыкальную культуру оказывается все больше влияния со стороны медиа и технологий. Социальные сети и потоковые сервисы определяют направления в формировании музыкальной идентичности. Эта идентичность становится одновременно продуктом и условием взаимодействия с другими членами общества, основой «listening-to-the-music-together » в соответствии со своими предпочтениями и поиска единомышленников. Однако в то же время музыка становится более коммерциализированной, что приводит к ограничению выбора для слушателей.
...
Развитие цифрового медиапространства привело к появлению гибрида визуальной и аудио-культуры. Стриминговые платформы способствовали тому, что в среднем человек стал тратить больше времени на прослушивание понравившегося контента. Современные алгоритмы в корне изменили наше отношение к музыке, превратив в ее товар для ежедневного фонового потребления. Повседневные практики не столько направлены на ознакомление с культурно-эстетической стороной музыки, сколько на ее использование в качестве “щита”, защищающего от коммуникационных шумов и информационной перегрузки. С помощью повседневных практик индивид интегрирует музыку в свою поведённую мобильную жизнь; оосуществляя различные технические манипуляции, слушатель выстраивает свои личные границы. Различные аудио-технологии оказывают поддержку в контроле уровня коммуникации с внешним миром, предоставляя возможность как для отделения от других, так и для определения себя.
Практики музыкального потребления обеспечивают возможность для рефлексии относительно различных пережитых этапов биографии. Так, некоторые музыкальные композиции стигматизируются за счет индивидуального ассоциативного ряда.
Музыкальная идентичность пользователей – это результат действия определённых социальных механизмов. Музыка становится элементом моделирования определенных эмоций, плейлисты становятся катализаторами для восприятия индивидом промежутка времени, связанного с наиболее яркими для него событиями прошлого. Социализация за счет различных музыкальных композиций во многом определяет дальнейшие практики активного пользователя. Медиаплатформы не только служат мостом для формирования определенных моделей поведения и отношения к музыкальным продуктам, но также становятся катализатором развития экономических отношений между человеком и музыкальной индустрией. Развитие определенных жанров происходит благодаря смене представлений о музыке как элементе ритуала или показателя социально-экономического класса.
Одновременно музыкальное потребление и производство становятся все более общедоступными благодаря развитию цифровых платформ. Прослушивание, ознакомление и даже создание музыки не требует от человека наличия музыкального образования, контракта с музыкальным продюсером или даже вокальных навыков.
Музыкальная идентичность в эпоху технологической революции проявляется не столько через социальную иерархию или же культурный капитал пользователей, сколько через различные практики потребления на медийных платформах. Плейлисты становятся отражением социальной идентичности пользователей и эмоционального фона их самосознания.
Практики музыкального потребления обеспечивают возможность для рефлексии относительно различных пережитых этапов биографии. Так, некоторые музыкальные композиции стигматизируются за счет индивидуального ассоциативного ряда.
Музыкальная идентичность пользователей – это результат действия определённых социальных механизмов. Музыка становится элементом моделирования определенных эмоций, плейлисты становятся катализаторами для восприятия индивидом промежутка времени, связанного с наиболее яркими для него событиями прошлого. Социализация за счет различных музыкальных композиций во многом определяет дальнейшие практики активного пользователя. Медиаплатформы не только служат мостом для формирования определенных моделей поведения и отношения к музыкальным продуктам, но также становятся катализатором развития экономических отношений между человеком и музыкальной индустрией. Развитие определенных жанров происходит благодаря смене представлений о музыке как элементе ритуала или показателя социально-экономического класса.
Одновременно музыкальное потребление и производство становятся все более общедоступными благодаря развитию цифровых платформ. Прослушивание, ознакомление и даже создание музыки не требует от человека наличия музыкального образования, контракта с музыкальным продюсером или даже вокальных навыков.
Музыкальная идентичность в эпоху технологической революции проявляется не столько через социальную иерархию или же культурный капитал пользователей, сколько через различные практики потребления на медийных платформах. Плейлисты становятся отражением социальной идентичности пользователей и эмоционального фона их самосознания.





