Введение 4
Глава 1. Теоретические основы проблемы коррекции компьютерной зависимости подростков
1.1. Сущность понятия «компьютерная зависимость» 8
1.2. Проявления компьютерной зависимости в подростковом возрасте
1.3. Формы и методы коррекции компьютерной зависимости подростков
Выводы по первой главе 30
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по коррекции компьютерной зависимости подростков посредством занятий с элементами тренинга
2.1. Выявление компьютерной зависимости подростков 33
2.2. Реализация комплекса занятий с элементами тренинга, направленного на коррекцию компьютерной зависимости подростков
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 49
Выводы по второй главе 55
Заключение 56
Список использованной литературы 59
Приложение 64
В настоящее время проблема компьютерной зависимости в подростковом возрасте становится все более актуальной в современном обществе. В настоящее время трудно найти человека, не имеющего компьютер, и который не тратит часть своего времени на работу за компьютером или просто сидит в Интернете. Часто, с самого юного возраста, дети имеют доступ к компьютеру: они играют в компьютерные игры, смотрят мультфильмы. Когда дети идут в школу, многим из них покупают планшет или телефон с подключением к Интернету. Многие современные домашние работы, задаваемые в школе, заставляет нас обратиться в Интернет за поиском информации.
На первый взгляд безопасное времяпрепровождение подростка около компьютера может со временем перерасти в компьютерную зависимость, которая по своей силе и проявлениям имеет сходство с наркотической. Компьютер представляет особую угрозу для подростков, лишенных родительского внимания и контроля над их поведением. А таких подростков в современное время немало.
Компьютерную зависимость у подростков можно отнести к психологическим проблемам современной семьи, потому что именно родственники и родители в первую очередь способны позитивно повлиять на подростка, предотвратить у него появление компьютерной зависимости или помочь ему от неё избавиться.
В последние годы определенный след в формировании личности современного подростка накладывают компьютерные игры.
Применение компьютерных технологий, мощный поток новой информации и распространение компьютерных игр оказывает огромное воздействие на воспитательное пространство современных подростков. Развитие воспитательного пространства является необходимым условием становления личности подростка не только в стенах образовательного учреждения, но и за его пределами. Структура досуга для подростков также
В настоящий момент возрастает число подростков, которые умеют работать с компьютерными программами, в том числе и играть в компьютерные игры. Совместно с бесспорным позитивным смыслом компьютеризации необходимо выделить отрицательные результаты данного процесса, оказывающие большое влияние на общественно — психическое состояние здоровья подростков. Одним из последствий этого процесса является компьютерная зависимость.
Термин компьютерная зависимость возник еще в 1990 году. Этой проблемой занимались такие ученые как: А.В. Беляева, М. Коул, С.Л. Новоселова, Ш. Текл, К. Янг. Психологи классифицируют эту вредную привычку как разновидность эмоциональной «наркомании», вызванной техническими средствами. Компьютерная зависимость — это патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером.
Человечество погружается в компьютеры и компьютерные сети, с каждым днем все больше и больше людей становятся психологически зависимыми от компьютеров. В особенности этому подвержены подростки. Таким образом, актуальность проблемы возрастает все больше и больше с каждым днем.
Цель исследования: выявление эффективности комплекса занятий с элементами тренинга, направленного на коррекцию компьютерной зависимости подростков.
Объект исследования: компьютерная зависимость подростков.
Предмет исследования: процесс коррекции компьютерной зависимости подростков посредством занятий с элементами тренинга.
Гипотеза исследования: разработанный комплекс занятий с элементами тренинга будет способствовать эффективной коррекции компьютерной зависимости подростков, если:
- подросткам будет предоставлена объективная информация о проблеме компьютерной зависимости;
- поток информации, ее источники будут строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей подростков;
- коррекция компьютерной зависимости подростков будет осуществляться через развитие самопознания, самовоспитания, повышения уровня ответственности подростков;
- подростки будут поставлены в позицию активного участника комплекса занятий с элементами тренинга.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы были сформулированы следующие задачи:
1. Теоретически обосновать проблему коррекции компьютерной зависимости подростков.
2. Определить уровень компьютерной зависимости подростков.
3. Составить и провести комплекс занятий с элементами тренинга, направленный на коррекцию компьютерной зависимости подростков.
4. Проанализировать эффективность проведенного комплекса занятий с элементами тренинга, направленного на коррекцию компьютерной зависимости подростков.
В процессе организации исследования были применены следующие методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы;
психолого-педагогический эксперимент; тестирование; количественная и качественная обработка результатов.
Практическая значимость работы заключается в возможности использовать результаты опытно-экспериментальной работы в социально-педагогической практике.
Апробация результатов исследования: Материалы апробированы на XX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся «Наука и образование: проблемы и перспективы», которая состоялась 27 апреля 2018 года в г. Бийске в Алтайском государственном гуманитарно - педагогическом
Во введении раскрывается актуальность выбранной темы, определяются: цель, объект, предмет, задачи, гипотеза и методы исследования.
В первой главе «Теоретические основы проблемы коррекции компьютерной зависимости подростков» обозначаются основные теоретические подходы к исследованию и определению понятия «компьютерной зависимости», определяются проявления компьютерной зависимости подростков, анализируются основные формы и методы коррекции компьютерной зависимости подростков.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по коррекции компьютерной зависимости подростков посредством занятий с элементами тренинга» выявляется компьютерная зависимость подростков, реализуется комплекс занятий с элементами тренинга, направленный на коррекцию компьютерной зависимости подростков, дается последовательное описание констатирующего, формирующего и контрольного этапов опытно - экспериментальной работы.
В заключении обобщаются выводы теоретического анализа и опытно - экспериментальной работы по коррекции компьютерной зависимости подростков посредством занятий с элементами тренинга.
Список использованной литературы состоит из 55 источников.
Приложение содержит материалы по констатирующему, формирующему и контрольному этапам опытно-экспериментальной части исследования.
Результаты исследования на тему «Коррекция компьютерной зависимости подростков посредством занятий с элементами тренинга», доказывают ее актуальность, которая заключается в том, что подростки действительно нуждаются в коррекции компьютерной зависимости, хотя и каждый из них находится на разном ее этапе.
Зависимость от компьютера одно из важнейших проблем нашего времени. Но полностью оградить от него ребенка или подростка невозможно.
Одним-единственным в настоящий момент испытанным методом не дать подростку оказаться в зависимости от компьютера - это завлечь его в процессы, не связанные с компьютерами, чтобы электронные игры и процессы не стали заменой действительности. Продемонстрировать подрастающему человеку, что имеется множество увлекательных методов свободного времяпровождения кроме компьютера, которые не только лишь дают возможность пережить острые ощущения, но кроме того упражняют тело и нормализуют психическое состояние. Виртуальная реальность это невещественное влияние, условность параметров и эфемерность, это не есть жизнь, это лишь второстепенная часть жизни, это параллельный, но не главный процесс. Нет смысла пренебрегать компьютерными возможностями, следует их применять по мере потребности, а развлечения в виде компьютерных игр, социальных сетей следует сопрягать с действительными активными действиями в реальном мире.
Подобным способом, были обнаружены социально-психологические нюансы появления, формирования и развития компьютерной зависимости у подростков.
Факторы, предрасполагающие к компьютерной зависимости: неправильное воспитание в семье, участие в компьютерных играх родителей,знакомых.
Знакомство с отечественным и зарубежным опытом построения и функционирования воспитательных систем, компьютерной зависимости подростков убедило в том, что самым надежным стержнем коррекции компьютерной зависимости подростков являются занятия с элементами тренинга, правильное проведение досуга ребенка.
В результате проведения психологического эксперимента было выявлено, что с помощью комплекса занятий с элементами тренинга по коррекции компьютерной зависимости у подростков происходил спад зависимости от компьютерных игр.
Свободное время считается подходящей основой для испытания детьми и подростками базовых человеческих потребностей. В процессе досуга подростку значительно легче развивать уважительное отношение к себе, даже индивидуальные минусы можно преодолеть с помощью досуговой деятельности. Досуг в существенной степени ответственен в части развития характера подростка, в частности таких качеств как риимчивость, решительность, спокойствие, твердость, работоспособность, настойчивость, честность, рядочность и др.
На основании полученных данных можно сделать следующие выводы:
1. Компьютерная зависимость - является значимой проблемой современного общества.
2. Подростки в силу возрастных особенностей могут быть подвержены влиянию компьютерной зависимости.
3. В коррекции компьютерной зависимости важную роль играет комплексное воздействие определенного ряда мероприятий, организованное нами в форме «Комплекса занятий с элементами тренинга, направленного на коррекцию компьютерной зависимости подростков».
4. Согласно результатам исследования мы можем констатировать уменьшение наличия компьютерной зависимости у участников экспериментальной группы с 10 до 0%. Количество участников с риском развития компьютерной зависимости уменьшилось с 40 до 30%. Количество участников находящихся на стадии увлеченности снизилось с 30 до 20%.
Количество подростков, у которых нет компьютерной зависимости повысилось до 50%.
5. У подростков контрольной группы уровень развития компьютерной зависимости остался прежним.
Таким образом, задачи опытно - экспериментальной работы выполнены, цель выпускной квалификационной работы достигнута. Выдвинутая в начале работы гипотеза доказана.
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст]: учебник для студ. ВУЗов. / Г.С. Абрамова. - Екатеринбург: Деловая книга, 1999. - 624 с.
2. Агафонов, А.Ю. Сознавание и осознание // Известия Самарского научного центра РАН [Текст] / А.Ю. Агафонов. - Самара: Изд-во Самарского научного центра РАН, 2003. - 147с.
3. Азарова, Р.И. Досуг современной молодежи [Текст] / Р.И. Азарова, С.Б. Алешкин. - 2003. - №10. - С. 3335.
4. Алексеева, Л.С. Работа с подростками с компьютерной зависимостью в учреждениях социального обслуживания: Социльно - психологический аспект [Текст] /Л.С. Алексеева// Семья в России. - 1998. - № %. - С. 112 - 124.
5. Артемова, Л.В. Компьютерные игры школьников [Текст]/ Л.В. Артемова. - М.: Авс, 2011. - 276 с.
6. Африна, Е. Один ученик - один компьютер //Народное образование [Текст] / Е. Африна. - 2009. №8. С. 2729.
7. Байярд, Р.Т. Ваш беспокойный подросток [Текст] / Р.Т. Байярд. - М.: Просвещение, 1991. - 63с.
8. Балонов, И.М. Компьютер и подросток [Текст]. / И.М. Балонов.- М.: Просвещение, 2002 .
9. Баранова, С.В. Вредные привычки избавление от зависимости [Текст] / С.В. Баринова Ростов-на-Дону: ПРИК 2007. 186 с.
10. Барцаклина, В.В. Увлечение компьютерными играми: беда или благо? [Текст] / В.В. Барцаклина. - М.: Академия, 2009. 278с.
11. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И. Божович. М.: Просвещение, 1995. - 352с.
12. Болховитинов, В.Н. Твое свободное время [Текст] / В.Н. Болховитинов. - М.:АРс 1996. - 311 с.
13. Гун, Г.Е. «Компьютер: как сохранить здоровье» [Текст] / Г.Е. Гун - Спб.:Питер 2003. 1278 с.
14. Гурьева, Л.П. Психологические последствия компьютеризации: функциональной, онтогенетический и исторический аспекты [Текст] / Л.П. Гурьева // Вопросы психологии. 1999. №3. С.516.
15. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / В.В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л.Б. Ительсон, А.В. Петровский. М.: Просвещение, 1979. - 288с.
16. Драгунова, Т.В. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков [Текст] / Т.В. Драгунова, Д.Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 1967. - 156с.
17. Дубровина, И.В. Возрастные особенности психического развития детей [Текст] / И.В. Дубровина, М.И. Лисина. М.: АПН СССР, 1982. - 268с.
18. Ермолаева, М.В. Психология развития: методич. пособие для студ. заочн. и дистанцион. форм обуч.- 2-е изд. М. [Текст]: Моск. псих- социал. институт; Воронеж: Издат-во НПО «МОДЭК», 2003. - 376с.
19. Захарова, А.В. Психология формирования самооценки [Текст] / А.В. Захарова. Минск: Новое знание, 1993. - 100с.
20. Иванов, М.С. Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерной зависимости на личность человека [Текст] / М.С. Иванов - Кемерово: ВЕК 2009. - 345 с.
21. Кадушкина, Е. Экранная зависимость и ее последствия [Текст] / Е. Кадушкина// Школьный психолог. - 2011. - №2. - С. 18.
22. Казакина, М.Г. Самооценка личности школьника и педагогические условия ее формирования [Текст] / М.Г. Казакина. Л.: Изд-во ЛГПИ им.А.И. Герцена, 1981г. - 65с.
23. Козлов, А.А. Как повысить самооценку [Текст] / А.А. Козлов. СПб.: Речь, 2009. - 176с.
24. Кон, И.С. Психология юношеского возраста [Текст] / И.С. Кон. М.: Просвещение, 1989. 256с.
25. Корнеева, Е. Компьютерная зависимость: «Бермудский треугольник» за углом [Текст] / Е. Корнеева - Мн.:Аверсэв, 2010. 211 с.
26. Кулагина, Л.А. Возрастная психология [Текст] : учеб. пособие для студ.
высших учебных заведений / под ред. Л.А. Кулагина. - М. : Издат. центр «Сфера», 2001. - 464 с.
27. Куницына, В.Н. Восприятие подростками других людей и себя. Л. [Текст] : ЛГУ, 1972. - 128с.
28. Куницына, В.Н. Восприятие подростками других людей и себя [Текст] /
В.Н. Куницына. М., 1987. 238с.
29. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. [Текст] : Политиздат, 1977. - 304с.
30. Лидерс, А.Г. Психологический тренинг с подростками. М. [Текст] : Академия, 2004.- 256c.
31. Липкина, А.И. Самооценка школьника. М. [Текст] : Знание, 1976. - 64с.
32. Молчанова, О.Н., Самооценка. Теоретические проблемы и эмпирические исследования: учебное пособие. М. Флинта [Текст] : Наука, 2010г. - 392с.
33. Мудрик, А.В. Роль социального окружения в формировании личности подростка [Текст] / А.В. Мудрик. М.: Знание, 1979. - 39с.
34. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития[Текст] / В.С. Мухина. М.: Издат-й центр «Академия», 2006. - 608с.
35. Новосельцев, В. И. Компьютерные игры: детская забава или педагогическая проблема? [Текст] / В.И. Новосельцев. - М.: Вектор, 2009. 253 с.
36. Обухова, Ф. Игры [Текст] /Ф. Обухова. - М.: Привиола, 1996. 360 с.
37. Ольшанский, В.Б. Старшеклассник в изменяющемся мире [Текст] / В.Б.Ольшанский. // Народное образование. - 2000.- № 3. - С.117-120.
38. Психология человека от рождения до смерти. // Под ред. А.А. Реана. Спб. [Текст] : Прайм-Еврознак.,2002, С. 656. (серия «Психологическая энциклопедия»)
39. Ремшмидт, X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности [Текст] / Х. Решмидт. М.: Мир, 1994. — 320с.
40. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] /
С.Л.Рубинштейн. СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с
41. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст]. / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Издательство «Питер», 2005. - 543 с.
42. Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия./ Ред.- сост. Райгородский Д.Я. Самара [Текст] : БАХРАХ-М.,2003.- С.656.
43. Словарь-справочник по психологической диагностике / Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М., отв. ред. С.Б. Крымский. Киев [Текст] : Наук. думка, 1989. - 200с.
44. Социальнопсихологические, социальнопедагогические и
индивидуальноличностные проблемы профилактики компьютерной зависимости у несовершеннолетних [Текст]: учебное пособие / Под. ред. В.Ф. Пирожкова. - М.: Наука, 1990. 230 с.
45. Столин, В.В. Самосознание личности [Текст] / В.В. Столин. Изд-во МГУ, 1983г., - 86с.
46. Столяренко, Л.Д. Основы психологии [Текст] / Л.Д. Столяренко. Ростов н/Д.: Феникс, 1997.- С.214
47. Стукова, О. В компьютерной колыбели? В компьютерных сетях! [Текст]: Учебное пособие /О. Стукова М.: ЕВРазия, 2011. 334 с.
48. Сушинских, С. Подростковый возраст. Психологические особенности [Текст] / С. Сушинских // Журнал практического психолога. - 1999.-№ 3.
49. Федоров, А.В. Школьники и компьютерные игры с «экранным насилием» [Текст] / А.В. Федоров. - М.: Арктика, 2010. 387 с.
50. Фельдштейн, Д.И. Психология развития личности в онтогенезе [Текст] / Д.И. Фельдштейн. М.: Педагогика,1989.
51. Фиофанова, О.А. Педагогика взросления. [Текст]: Учеб.пособие для студ. ВУЗов. : издат. центр Академический Проект («Gaudeamus»), Иж.: Изд. Дом «Удм. Унив-т», 2006. - 292с.
52. Цукерман Г.А. Психология саморазвития. [Текст] : задача для подростков и их педагогов. М.,1983.
53. Цымбаленко, С.Б. Российские подростки в информационном мире [Текст] / С.Б. Цымбаленко. - Спб.:ПИТер, 1998. 246 с.
54. Шурухт, С.М. Подростковый возраст: компьютерная зависимость
[Текст]: учебное пособие/ С.М. Шурухт. - СПБ.: Речь, 2009. 112 с.
55. Якушина, Е.В. Подростки в Интернете [Текст] / Е.В. Якушина. - М.:
Академия, 2010. 331 с.