Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ОСВОЕНИЕ ТЕХНИКИ ИГРЫ У ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ 5
1.1 Физиологические особенности волейболистов 10 - 14 лет 5
1.2 Координационные способности 6
1.3 Понятие о технической подготовке волейболиста 12
1.4 Значение координационных способностей для подготовки волейболистов 15
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 19
2.1 Задачи исследования 19
2.2 Методы исследования 19
2.3 Организация исследования 24
ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ Развития координационных способностей у юных волейболистов И ИХ ВЛИЯНИЯ НА ТЕХНИКУ ИГРЫ 25
3.1 Показатели занимающихся до эксперимента 25
3.2 Содержание экспериментальной методики 29
3.3 Результаты исследования 38
ВЫВОДЫ 53
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 59
Актуальность темы. Основные двигательные действия волейболистов - это быстрые перемещения, прыжки, броски при приеме мяча. Выполнение их связано с определенным риском и требует от игроков смелости и самообладания. Все действия характеризуются изменчивостью в процессе игры. На тренировках волейболисту приходится овладевать целой системой двигательных навыков, которые складываются из большого количества приемов защиты и нападения. Сложность игровых действий заключается и в том, что этот арсенал технических приемов приходится применять в различных сочетаниях и в условиях, требующих от игрока исключительной точности движений, быстрого переключения с одних форм движений на другие, совершенно иные по ритму, скорости и характеру[12].
Данная работа является актуальной, потому что развитию координационных способностей тренеры уделяют меньше внимания, чем техническим и тактическим действиям, либо используют ограниченный арсенал упражнений, что, в последствие, сказывается на развитии ловкости игроков. За счет развития координационных способностей у юных волейболистов увеличивается возможность освоения любых по сложности приёмов техники.
Цель работы - развитие координационных способностей и исследование их влияния на технику игры у юных волейболистов.
Гипотеза – предполагается, что повысить технику игры в волейбол можно за счет развития координационных способностей с помощью комплекса специально подобранных упражнений.
Объект - процесс развития и повышения координационных способностей волейболистов с помощью комплекса специальных упражнений.
Предмет - координационные способности волейболистов 10 - 14 лет.
Новизна работы заключается в том, что в данной выпускной квалификационной работе используется специально разработанный комплекс упражнений для развития координационных способностей, который позволит повысить уровень освоения техники игры у волейболистов 10-14 лет.
Практическая значимость заключается в том, что можно рекомендовать разработанный комплекс упражнений на развитие координационных способностей для улучшения усвоения техники игры у юных волейболистов, занимающихся в спортивных детско-юношеских школах, секциях, спортивных клубах, училищах олимпийского резерва (УОР).
Структура выпускной квалификационной работы определяется задачами исследования и состроит из введения, трех глав, выводов, практических рекомендаций, списка используемых источников, приложений.
На основании анализа учебно-методической и научной литературы по исследуемому вопросу нами было выявлено следующее. Выполнение любого технического приема строится на основе старых координационных связей. Чем больший запас разнообразных двигательных навыков имеет волейболист, тем успешнее идут овладения техникой игры и использование её в постоянно изменяющихся ситуациях. В связи с этим, основной путь развития ловкости - это обогащение спортсменов всё новыми, разнообразными навыками и умениями, развитие координации.
Также нами констатирован факт, что применение в тренировочном процессе волейболистов большого разнообразия специальных упражнений, при строгой их регламентации, положительно влияет на развитие ловкости.
2. Определен исходный уровень показателей координационных способностей у волейболистов 10-14 лет. В контрольной группе средние показатели составили по тесту 1 (челночный бег 4х9) - 10,47с; по тесту 2 (проба Ромберга) - показатели составили 44,2с; по тесту 3 (попадание в цель) - показатели составили 3,2 раза из пяти. В опытной группе по тесту 1 - показатели составили 10,32с; по тесту 2 - показатели составили 43,8 с.; по тесту 3 - показатели составили 3,2 раза из пяти.
Следовательно, на начало эксперимента показатели координационных способностей в обеих группах почти одинаковы.
3. Определен исходный уровень техники у волейболистов 10-14 лет (верхняя подача). В контрольной группе по тесту 1 (подбрасывание мяча одной рукой) показатели составили 2,3 раза (из 5-ти) правильно выполненной попытки. По тесту 2 (замах падающей рукой для выполнения подачи) показатели составили 2,7 раз (из 5-ти)правильно выполненной попытки. По тесту 3 (удар по мячу) - показатели составили 1,6 раз (из 5-ти) правильно выполненной попытки.
В экспериментальной группе показатели по тесту 1 составили - 2,3 раза правильно выполненной попытки. По тесту 2 - 2,6 раза правильно выполненной попытки. По тесту 3 - 1,6 раза правильно выполненной попытки.
Следовательно, уровень владения техникой в обеих группах почти одинаковый и ниже нормы.
4. Разработаны содержания занятий с использованием комплекса специальных упражнений для развития координационных способностей у волейболистов 10-14 лет. Главной целью их применения было развитие координационных способностей в волейболе. При создании данного комплекса упражнений были соблюдены все морфофункциональные и технические особенности волейболистов.
5. В ходе исследования выявлена эффективность влияния развития координационных способностей с помощью разработанного комплекса специальных упражнений на освоение техники у юных волейболистов. Экспериментально доказано, что развитие координационных способностей благоприятно влияет на освоение техники. При сравнении результатов было показано, что в обеих группах на начальном этапе эксперимента, показатели были почти одинаковы. В процессе тренировок эти результаты увеличились.
Через 6 месяцев тренировок в контрольной группе прирост показателей по тесту 1 через 3 месяца увеличился на 4%, а через шесть составил 11% по сравнению с результатом, полученным в начале эксперимента. По отношению с показателем, (среднее значение составляет 9,37с). Прирост показателей по тесту 2 составил 15% относительно исходных данных. По сравнению с результатом через 3 месяца увеличился на 6%, (среднее значение составляет 54,8с). Прирост показателей по тесту 3 составил 18% относительно исходных данных. По сравнению с результатом через 3 месяца увеличился на 8%, (среднее значение составляет 3,7 раза);
- в опытной группе прирост показателей по тесту 1 составил 16%, по сравнению с началом эксперимента, что на 7% больше относительно показателей через 3 месяца (среднее значение составляет 9,02 с). Прирост показателей по тесту 2 составляет 19% относительно исходных данных. По отношению с показателями через 3 месяца увеличился на 7%, (среднее значение составляет 51,2 с). Прирост показателей по тесту 3 составил 20% относительно исходных данных, по отношению с показателями через 3 месяца увеличился на 8%,(среднее значение составляет 3,9 раза);
- в контрольной группе уровень владения техникой верхней подачи увеличился. Среднее значение по тесту 1 составило 2,6 раза, (что на 13% больше по сравнению с исходными данными). По отношению с результатом через 3 месяца среднее значение увеличилось на 5%. Среднее значение по тесту 2 составило 3,1 попытки, (что на 15% больше по сравнению с исходными показателями). По отношению с результатами через 3 месяца среднее значение увеличилось на 5%. Среднее значение по тесту 3 составило 1,8 раза, (что на 12% больше по сравнению с исходным показателем). По сравнению с результатом через 3 месяца увеличилось на 3%;....
Барчуков И.Б. Теория и методика физического воспитания и спорта. М.: Кронус, 2011. 247 с.
2. Беляев А.В. Волейбол: теория и методика тренировки. М.: Физкультура и Спорт, 2007. 178 с.
3. Бутин И.М. Развитие физических способностей детей. М.: Владоспресс, 2002. 105 с.
4. Васильков А.А. Теория и методика физического воспитания. Ростов н/д: Феникс, 2008. 381 с.
5. Волейбол для всех. Санкт-Петербург, Дивизион, 2012 г. 80 с.
6. Гаврилов М.А. Волейбол. М.: «Физкультура, образование, и наука», 2000. 294 с.
7. Голунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта. Учебное пособие. М.: 2000. 168 с.
8. Железняк Ю.Д. Подготовка юных волейболистов. М.: Физкультура и спорт, 2003. 294 с.
9. Жуков М.Н. Подвижные игры. М.: 2000. 254 с.
10. Клещев Ю.Н. Юный волейбол, Подготовка юных волейболистов. М.: Физкультура и спорт, 2003. 294 с.
11. Костолл Д. Л. Физиология спорта. М.: Олимпийский спорт, 2008. 421 с.
12. Коц Я.М. Спортивная физиология. Минск.: Общая и спортивная физиология, 2003. 308 с.
13. Колодницкий Г.А. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол// Пособие для учителей и методистов / Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов. М.: Просвещение, 2011. 77 с.: ил.
14. Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. М.: Издательский центр «Академия», 2009. 480 с.
15.Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. М.: Советский спорт, 2004. 464 с....30