Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ГЕНДЕРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Развитие гендерных представлений у детей дошкольного возраста как педагогическая проблема 8
1.2. Пути и средства формирования начал мужественности и женственности у детей старшего дошкольного возраста 16
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ГЕНДЕРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Роль сюжетно-ролевой игры в осознании ребёнком старшего дошкольного возраста себя как представителя определённого пола и овладении соответствующим ролевым поведением 27
2.2. Организация и анализ результатов опытно-экспериментальной работы по использованию сюжетно-ролевых игр как средства развития гендерных представлений у детей старшего дошкольного возраста 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 68
Профессионально ориентированному педагогу важно не только знать общие возрастные и индивидуальные особенности ребёнка. Гуманизация дошкольного образования предполагает формирование самобытной творческой, активной личности, когда в центре внимания педагога стоит конкретный ребёнок, имеющий такую личностную характеристику, как психический пол.
Краткое, но ёмкое определение пола находим у В.Е. Кагана: пол – это комплекс репродуктивных, телесных, поведенческих и социальных признаков, определяющих индивида как мужчину (мальчика) или женщину (девочку) [13].
В английском языке для обозначения пола человека употребляются два слова: sex и gender. Первое обозначает пол человека как сексуально-биологическую характеристику; второе – как систему полоролевых отношений. Если пол имеет отношение к физическим, телесным различиям между мужчиной и женщиной, то понятие «гендер» затрагивает их психологические, социальные и другие особенности.
Главные задачи нормальной социализации и воспитания ребёнка не могут быть эффективно решены без учёта его полоролевых особенностей. Уравнительная педагогика, которая игнорирует половую специфику, тормозит процесс самоактуализации личности и развития индивидуальности ребёнка.
Следует отметить, что в последние десятилетия проблема развития гендерных представлений детей выступает предметом исследований Ш. Берна [8], В.Е. Кагана [13], И.С. Кона, В.А. Крутецкого, Т.А. Репиной [30] и др. Однако подобные исследования единичны в контексте детей раннего и дошкольного возраста. В своих работах Т.В. Бендас, Д.Н. Исаев, С.А. Марутян, Т.А. Репина [30], Л.Г. Таранникова и другие полагают, что в содержании работы с детьми до семи лет в условиях ДОО недостаточно учитываются гендерные особенности девочек и мальчиков. При этом в работах многих отечественных и зарубежных учёных (Д.Н. Исаева, В.Е. Кагана [13], Д.В. Колесова, И.С. Кона, Ш. Берна [8], Л. Кольберга, С. Томпсона и др.) прослеживается положение о том, что первичная полоролевая идентичность формируется к концу периода дошкольного детства. В дальнейшем возможности организованных воздействий, способствующих развитию гендерных представлений у ребёнка значительно снижаются, поэтому старший дошкольный возраст необходимо рассматривать как сензитивный период для становления условий и предпосылок, которые способствуют принятию дошкольником своей полоролевой принадлежности, адекватной системе смыслов и значений, представляющих женственность и мужественность в национальной культуре.
Проблема гендерного подхода в современном воспитании возникла не случайно. Социокультурные трансформации, которые происходят в нашем обществе, способствовали заметному искажению и даже разрушению традиционных эталонов женского и мужского поведения (процесс феминизации мужчин и маскулинизации женщин). Как следствие, довольно часто происходит отклонение в формировании внутренних психологических установок и позиций детей: мальчики предпочитают «слабый», так называемый женский (феминный), тип поведения, а девочки, наоборот, стараются быть грубыми, сильными, агрессивными (маскулинными). В современной ДОО мальчики и девочки могут воспитываться вместе без нарушения гендерного статуса, если у педагогов и родителей сформирована гендерная компетентность.
Одним из основных условий педагогической поддержки полового воспитания детей дошкольного возраста является использование сюжетно-ролевых игр. Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, развиваясь, требует все новых и новых игрушек.
Анализ состояния данной проблемы и практический опыт показывает, что особенно различия девочек и мальчиков дошкольного возраста заметны в игровой деятельности. Ученые и практики отмечают разное содержание и игровые стили, которые часто не могут быть реализованы в силу того, что воспитателям-женщинам ближе тихие игры девочек на семейно-бытовые темы. Шумные, наполненные движением игры мальчиков вызывают у воспитателей раздражение, так как они считают, что такого рода игры являются лишь бессмысленной беготней и могут привести к травме, а, следовательно, им не место в жизни группы, и они должны быть прекращены....