Только Word
Реферат
Введение 5
Глава 1 Изучение основных форм финансирования учреждений профессионального образования современной России 9
1.1 Бюджетное финансирование образовательных учреждений 9
1.2 Внебюджетн источники финансирования образовательных учреждений 13
1.3 Анализ финансирования системы образования в России 26
Глава 2. Анализ финансово-хозфйственной деятельности и финансового планирования бюджетирования в вузе 36
2.1 Анализ финансово-хозяйственной деятельности ПГУ 36
2.2 Анализ системы планирования и бюджетирования в вузе 42
2.3 Анализ рисков 46
Глава 3 Разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления и финансирования вузе 52
3.1 Направления оптимизации системы управления высшим учебным заведением 52
3.2 Ключевые факторы успеха вуза 57
3.3 Организация и проведение олимпиад для российских и иностранных школьников 64
3.4 Рекомендации по развитию международной деятельности вуза 72
Заключение 80
Список литературы 84
Приложения 90
Актуальность темы исследования. Санкции Запада привели к изоляции экономики России, что негативно сказалось на экономическом развитии страны. Снижение цен на нефть, девальвация рубля, спад реальных доходов населения привели к снижению ВВП страны, что в свою очередь стало причиной сокращения расходов бюджета по статье «Образование». В наибольшей степени сокращение бюджетного финансирования коснулось высшие учебные заведения страны. Происходящие изменения требуют от вузов модернизации системы образования, повышения конкурентоспособности и экономической самостоятельности вуза. Все это можно достичь через оптимизацию системы управления вузом.
Формирование инновационной составляющей экономического развития предполагает единство образовательного, научного и инновационного процессов и их направленность на подготовку нового поколения высококвалифицированных специалистов.
Достижению такой цели способствует достойное финансовое обеспечение образовательных учреждений. Поэтому совершенствование финансового механизма в системе России является одним из основных направлений государственной образовательной политики.
Решение этой стратегической задачи возможно за счет обеспечения внедрения новых моделей финансирования образовательных организаций всех уровней, внедрения механизмов, способствующих развитию экономической самостоятельности образовательных организаций и учреждений, за счет повышения инвестиционной привлекательности сферы образования, способствующей притоку инвестиций, а также финансовых, материальных, интеллектуальных и иных ресурсов в систему образования. Каждое из этих направлений представляет собой серьезную экономическую проблему, имеющую не только самостоятельное значение. Вырабатываемые решения оказывают, очевидно, влияние друг на друга и, кроме того, требуют соответствующих изменений в системе управления образованием.
Актуальность исследования обусловлена тем, что одной из острых проблем в системе российского образования до сих пор остается проблема его финансирования. Образование является одной из важнейших социальных сфер, на которую приходится значительная часть государственных расходов.
Качество и уровень образования обуславливают место страны в мире. На сегодняшний день развитие интеллектуального потенциала является одним из приоритетов развития, который напрямую способствует устойчивому экономическому развитию страны, укрепляя её конкурентоспособность на мировом рынке. Качество и уровень развития любой отрасли имеет существенную зависимость от объемов финансирования данной отрасли. В этом контексте образование не является исключением.
В современной России на практике применяются два основных способа финансирования образования: бюджетное и внебюджетное. До последнего времени наиболее существенными являются бюджетные источники финансирования образования. Однако сложная экономическая обстановка в стране в целом и, в связи с этим, сокращение объемов бюджетного финансирования образования в частности становится причиной невозможность нормального функционирования вуза в силу нехватки средств. В связи с этим перед вузом встаёт сложная задача поиска новых источников финансирования и оптимизации расходов.
Анализируя состояние финансирования в России можно сделать вывод, что в современных условиях хозяйствования бюджетного финансирования недостаточно для нормального функционирования вуза и необходимо выявлять альтернативные возможности финансирования образования.
Целью диссертационного исследования является изучение особенностей финансирования образовательных учреждений России и разработка рекомендаций по совершенствованию финансового планирования в Пензенском Государственном Университете (далее ПГУ)....
сферы образования собственный финансовый подразумевающий совокупность создания, распределения использо финансовых сре для наиболее и благоприятного раз положения системы образования страны. Однако в десятилетия начинает недостаток бюджетного высших учебных вопросы о схем адаптации к кризису финансирования становятся более актуальными.
Прежде стоит обратить внимание финансовое состояние учеб заведения, динамику объемов выделяемых бюджетных и полу внебюджетных средств. основу деления по способам адаптации к кризиса бюджетного может быть модель, наиболее охватывающая все ситуации их Для этого быть использовано главных показателя: образования, финансовое вуза, непрофильная изменение масштабов На данных характеристик выделить несколько адаптации вузов изменяющимся условиям существования:
максимизация качества;
2) финансовое
3) – ассортимента выпускаемых переориентация рынков освоение новых производств с ц получения экономической предотвращения банкротства;
4) глобализация;
5) консервативная – долгосрочных кредитов периодических краткосрочных для финансирования части оборотных и некоторой их переменной
6)
7) комбиниро стратегии.
Исходя из характеристик, можно вывод о что основными развития деятельности являются:
• университетских комплексов, финансовой независимостью и обеспечивающих непрерывного образования, при учащиеся могут переходить одного уровня обучения другой;
• открытие увеличение числа профилирующих на факультетах;
• открытие новых наличие дистанционного образования;
• расширение деятельности; увеличение преподавателей, имеющих ученую степень;
• расширение международного
• международная – диплома вуза рубежом; улучшение материальной базы: новых учебных приобретение новейшего оборудования.
источником финансирования учебных заведений и остается государственный бюджет, долю которого 70-75% всех ресурсов, выделяемых эту отрасль. В качестве столь высоких выделяется: историческая некоммерческий характер сферы образования; социально-экономическая значимость общества; длительный окупаемости капиталовложений; степень риска капиталовложений.
Введение в нового хозяйственного в условиях бюджет реформой оценку качества учебных заведений формирования финансирования конкретным критериям. ним относятся:
• развитие базы;
• качество профессиональной студентов, слушателей, ас квалифицированность кадров состава;
• эффективность использования потенциала специалистов, привлеченных из отраслей народного хозяйства;
• самостоятельности трудовых в решении производственной и деятельности;
• сочетание бюджетного с выполнением работ по с различными и предприятиями, также оказанием услуг населению;
• выполнение нормативов, комплексно целевую направленность деятельности
• тесной зависимости материального морального стимулирования трудовых от результатов, и эффективности труда.
финансово-хозяйственной деятельности ПГУ, проведенный в ра позволил сделать что что за 2014-2016 объем финансирования увеличился на при этом бюджетных средств сократи на 11,5%, из внебюджетных увеличились на Образовательному учреждению обеспечить общий поступлений на что произошло счет поступления внебюджетных на 33,3%. прирост поступлений средств был за счет прироста поступлений средств за иностранных студентов.
Значение планирования для состоит в что оно во выработанные стратегические в форму финансовых показателей, возможности определения финансовых проектов.
планирование в ПГУ как и в организации, включает три подсистемы:
• п (стратегического) финансового планирования;
• текущего планирования;
• оперативного финансового планирования.
международной деятельности может стать направлением развития, международная деятельность вуза его научно-инновационный Создание условий для обу в университете – граждан, разработка сов образовательных программ (не только русском, но на иностранных с международной аккредитацией, усиление иностранных языков ППС и студентами, выполнение международных академический обмен ППС и студентами это составляющие международной деятельно которые направлены на конкурентоспособности вуза как на национальном образовательном так и международном.
1. Конституция Федерации.
2. Бюджетный кодекс Федерации
3. Федеральный 273-ФЗ от 29.12.2012 « образовании в Федерации» (ред. 21.07.2014)
4. Федеральный РФ «О организациях» от № 7-ФЗ изменениями и дополнениями.
5. закон № 135-ФЗ от «О деятельности и благотвори организациях»
6. Федеральный РФ № 82-ФЗ от «Об объединениях» ( изменениями дополнениями).
7. Приказ РФ от декабря г. N «Об утверждении Инструкции по учету»
8. Приказ РФ от 13.11.2008 128н (ред. от «Об утверждении Инструкции порядке составления и годовой, квартальной и отчетности об исполнении бюджетной системы Российской (Зарегистрировано в Минюсте 19.12.2008 N 12908)
9. Указ РФ «О дополнительных по поддержке общеобразовательных учреждений РФ» от № 1134.
10. Постановление РФ «Об примерного положе о попечительском совете учреждения» от 10.12.99 1379.
11. Распоряжение Правительства РФ 29.12.2014 г. № «Об утверждении концепции целевой программы развития образования 2016 - годы»
12. Анализ хозяйственной бюджетных организаций: учеб. по / Д.А. Е.А.Головкова Л.В. Пашковская и др.; Под ред. Д.А. Панкова, – 2-е изд., – М.: Новое 2014. – 409с.
13. Аслаян Л.С. проблемы развития в условиях рыносных реформ. М. РГЭУ – 2015. 58 с.
14. Беляков Модернизация образования России: совершенствование – М.: МаксПРЕСС 2015. — 124 с.
15. Вахрин П.И., Нешитой А.С Финансы и учеб. изд. – М.: Дашков К, 2014. – 584с....56