Роль цифровых СМИ в конфессиональной журналистике (Югорский Государственный Университет)
|
Введение 3
Глава 1: Теоретические основы 5
1.1 Конфессиональная журналистика и её роль в обществе 5
1.1.1 Определение понятия "конфессиональная журналистика" 5
1.1.2 Изменения в религиозных практиках в цифровую эпоху 9
1.2 Связь между цифровыми СМИ и религией 18
1.2.1 Определение понятия "цифровые религиозные СМИ" 18
1.2.2 Влияние цифровых СМИ на распространение религиозных идей 23
1.2.3 Онлайн-контент и формирование религиозной идентичности 28
Выводы по первой главе 33
Глава 2: Анализ освещения религиозных тем в сфере онлайн-контента 35
2.1 Освещение религиозных тем ислама в цифровых медиа 35
2.1.1 Web-сайты и приложения как помощь в совершении паломничества в Мекку и Медину 35
2.1.2 Анализ публикаций цифровых СМИ об исламе: ошибки и стереотипы 41
2.2 Освещение православных тем в цифровых медиа 47
2.2.1 Роль веб-сайтов и социальных сетей в православной сфере 47
2.2.2 Анализ освещения темы православия в региональных СМИ на примере сайтов UGRA-NEWS.RU и «Вестник»: проблемы и находки 54
2.3 Рекомендации по освещению темы ислама и православия в цифровых СМИ 59
Выводы по второй главе 64
Заключение 66
Список использованной литературы 70
Глава 1: Теоретические основы 5
1.1 Конфессиональная журналистика и её роль в обществе 5
1.1.1 Определение понятия "конфессиональная журналистика" 5
1.1.2 Изменения в религиозных практиках в цифровую эпоху 9
1.2 Связь между цифровыми СМИ и религией 18
1.2.1 Определение понятия "цифровые религиозные СМИ" 18
1.2.2 Влияние цифровых СМИ на распространение религиозных идей 23
1.2.3 Онлайн-контент и формирование религиозной идентичности 28
Выводы по первой главе 33
Глава 2: Анализ освещения религиозных тем в сфере онлайн-контента 35
2.1 Освещение религиозных тем ислама в цифровых медиа 35
2.1.1 Web-сайты и приложения как помощь в совершении паломничества в Мекку и Медину 35
2.1.2 Анализ публикаций цифровых СМИ об исламе: ошибки и стереотипы 41
2.2 Освещение православных тем в цифровых медиа 47
2.2.1 Роль веб-сайтов и социальных сетей в православной сфере 47
2.2.2 Анализ освещения темы православия в региональных СМИ на примере сайтов UGRA-NEWS.RU и «Вестник»: проблемы и находки 54
2.3 Рекомендации по освещению темы ислама и православия в цифровых СМИ 59
Выводы по второй главе 64
Заключение 66
Список использованной литературы 70
Актуальность исследования. Современная журналистика в религиозной сфере в последние десятилетия стала более разнообразной и обширной. Однако она все еще ограничена узким спектром тем, что делает ее малоинтересной для большей части современного общества. Петербургские религиозные аудиовизуальные СМИ входят в число лидеров российских религиозных СМИ по данным контент-анализа, опубликованного в альманахе "Лаборатория рекламы". Однако они страдают отчужденностью из-за своей особенной специфики и ограниченности в выборе тем. Кроме того, религиозным аудиовизуальным СМИ сложно конкурировать с мирскими радио- и телеканалами из-за других проблем.
Религиозные (православные) СМИ многие годы освещали только церковные события, уходя от общественных явлений, которые интересуют массовую аудиторию. Только в последние несколько лет эта тенденция начала меняться в сторону большего внимания к универсальным потребителям - как к церковно настроенным, так и к неверующим.
Актуальность данного исследования заключается в том, что современное религиозное радио- и телевещание, переживающее структурные изменения, еще не было достаточно изучено. Однако с увеличением популярности аудиовизуальных СМИ религиозной направленности такое исследование может быть полезным для лучшего понимания реальной ситуации в сфере религиозной журналистики как для теоретиков, так и для практиков, работающих в таких средствах массовой информации.
Цель дипломной работы — выявить роль цифровых СМИ в конфессиональной журналистике на основе анализа различных медиа-платформ религиозной направленности.
Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:
дать определение понятию «конфессиональная журналистика»;
выявить специфику освещения религиозной тематики цифровыми СМИ;
провести анализ медиа-площадок религиозной направленности и выявить их роль освещении религиозных тем на примере ислама и православии;
выявить ошибки в освещении конфессиональных тем в цифровых СМИ;
составить рекомендации по освещению конфессиональных тем в цифровых СМИ.
Объектом исследования являются действующие онлайн-площадки религиозной направленности и общественно-политические и региональные цифровые СМИ
Предметом исследования являются содержательные и структурные аспекты функционирования религиозных, общественно-политических и региональных СМИ.
Теоретическая база исследования. Материалом исследования явилась литература, посвященная религиозной тематике и ее освещению в средствах массовой информации. К ней относятся научные статьи, методические пособия, журналистские статьи, рецензии, монографии, на основании которых была написана первая (теоретическая) часть данной работы (полный список использованной литературы приведен в разделе «Литература»). Использованные материалы помогли лучше исследовать тему, изучить теорию и многое узнать об особенностях освещения религиозных тем в журналистике. Среди них: О. В. Бакина , В. В. Егоров , В. А. Богатов , К. Е. Нетужилов и другие авторы, исследовавшие сферу религиозной журналистики.
Основными методами работы стали метод наблюдения, анализа и синтеза, описания, интервью, а также сравнительно-сопоставительного анализа.
Структура работы: текст состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Религиозные (православные) СМИ многие годы освещали только церковные события, уходя от общественных явлений, которые интересуют массовую аудиторию. Только в последние несколько лет эта тенденция начала меняться в сторону большего внимания к универсальным потребителям - как к церковно настроенным, так и к неверующим.
Актуальность данного исследования заключается в том, что современное религиозное радио- и телевещание, переживающее структурные изменения, еще не было достаточно изучено. Однако с увеличением популярности аудиовизуальных СМИ религиозной направленности такое исследование может быть полезным для лучшего понимания реальной ситуации в сфере религиозной журналистики как для теоретиков, так и для практиков, работающих в таких средствах массовой информации.
Цель дипломной работы — выявить роль цифровых СМИ в конфессиональной журналистике на основе анализа различных медиа-платформ религиозной направленности.
Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:
дать определение понятию «конфессиональная журналистика»;
выявить специфику освещения религиозной тематики цифровыми СМИ;
провести анализ медиа-площадок религиозной направленности и выявить их роль освещении религиозных тем на примере ислама и православии;
выявить ошибки в освещении конфессиональных тем в цифровых СМИ;
составить рекомендации по освещению конфессиональных тем в цифровых СМИ.
Объектом исследования являются действующие онлайн-площадки религиозной направленности и общественно-политические и региональные цифровые СМИ
Предметом исследования являются содержательные и структурные аспекты функционирования религиозных, общественно-политических и региональных СМИ.
Теоретическая база исследования. Материалом исследования явилась литература, посвященная религиозной тематике и ее освещению в средствах массовой информации. К ней относятся научные статьи, методические пособия, журналистские статьи, рецензии, монографии, на основании которых была написана первая (теоретическая) часть данной работы (полный список использованной литературы приведен в разделе «Литература»). Использованные материалы помогли лучше исследовать тему, изучить теорию и многое узнать об особенностях освещения религиозных тем в журналистике. Среди них: О. В. Бакина , В. В. Егоров , В. А. Богатов , К. Е. Нетужилов и другие авторы, исследовавшие сферу религиозной журналистики.
Основными методами работы стали метод наблюдения, анализа и синтеза, описания, интервью, а также сравнительно-сопоставительного анализа.
Структура работы: текст состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
В 21 веке многие сферы жизни общества перешли в интернет. Журналистика не стала исключением. Появилось новое понятие такое как «цифровые СМИ». Целью данной работы было выявить роль этих цифровых СМИ в конфессиональной журналистике. В ходе проведённого исследования были решены следующие задачи.
Во-первых, проанализировав работы таких исследователей, как Е.Г. Позднякова, М.Л. Шевченко, мы дали определение понятию «религиозная журналистика» и выяснили, что она включает в себя несколько направлений, в том числе конфессиональную журналистику. Методом сравнения и анализа работ В.И. Антоновой и Е.Г. Поздняковой, нам удалось дать определение термину «конфессиональная журналистика». В ходе исследования было выявлено, что конфессиональная журналистика – это направление религиозной журналистики, которое освещает определённую точку зрения и идеологическую позицию приверженцев той или иной конфессии, а также служит средством информирования и просвещения о той или иной религии. Задачами конфессиональной журналистики были определены следующие: освещение тем, связанных с верой, в контексте их социального и культурного значения, исследование политических, общественных и экономических аспектов через призму религиозных взглядов, распространение знаний о религиозных событиях и активности, связанных с определенной религией, а также поддержка диалога и взаимопонимания между сторонниками различных вероисповеданий.
Во-вторых, мы выяснили, что цифровое медиапространство заняло ключевое место в популяризации религиозных учений. В наше время оно предоставляет широкий доступ и большой объем информации о различных вероисповеданиях, позволяют активно обсуждать и изучать религиозные темы. Грамотное применение цифровых медиа способствует укреплению толерантности, взаимного понимания и взаимодействия между разнообразными религиозными общинами. Онлайн-контент же стал непреодолимым инструментом в формировании и поддержании религиозной идентичности. Сегодня интернет-платформы, такие как блоги, подкасты, видеоролики и социальные сети, превратились в эффективный инструмент для распространения религиозных идей. Пользователи цифрового пространства получают возможность самостоятельно формировать контент, где они могут поделиться своими идеями и знаниями. Такой подход способствует не только укреплению личного религиозного самоопределения, но и служит проводником для других, открывая перед ними новые горизонты в религиозной жизни.
В-третьих, мы провели анализ таких религиозных медиа-площадок, как сайты mekka-online, umma-tour, Православие.ru, Часовня Online, moleben-online.ru и приложение Nusuk и выявили их роль в исламе и православии. Мы выяснили, что сайты mekka-online, umma-tour и приложение Nusuk служат для мусульман путеводителем в паломничестве в Мекку и Медину. Кроме того, данные медиа-площадки во многом упрощают осуществление подготовки к путешествию и несут в себе образовательную функцию. Сайт Православие.ru занимает ключевую позицию в процессе популяризации знаний о православии, его культурных аспектах и обычаях в условиях современности, а такие порталы как Часовня Online, moleben-online.ru занимают второстепенное место в православной среде, так как, по мнениям священников, не несут никакой практической пользы и даже противоречат церковным догмам.
В-четвёртых, с помощью анализа общественно-политических и региональных цифровых СМИ, нам удалось выявить ошибки в освещении тем ислама и православия журналистами. В пункте «Освещение религиозных тем ислама в цифровых медиа» для анализа мы взяли публикации таких медиа-площадок, как интернет-издание «Readovka» и телеграмм-канал данного издания под названием «Readovka Объясняет». Мы выяснили, что журналисты при освещении темы ислама в цифровых СМИ допускают такие ошибки, как неправильное употребление терминов в медиа-текстах, появление упоминаний о массовых беспорядках и инцидентах в статьях о праздничных датах и значимых моментах мусульманской жизни, частое необоснованное акцентирование внимания на этническом происхождении или религиозной принадлежности людей в статьях, посвященных различным скандалам и конфликтам. В пункте «Освещение православных тем в цифровых медиа» для анализа мы взяли публикации таких региональных медиа-площадок, как сайты UGRA-NEWS.RU и «Вестник». В процессе исследования мы обнаружили ряд проблем и находок, касающихся освещения вопросов православия в региональных цифровых СМИ. Это включает в себя рассмотрение религиозных тем через призму актуальных вопросов, которые волнуют аудиторию, использование новостных событий, связанных с культурными мероприятиями, и проведение интервью с религиозными лидерами для распространения вероучения через других людей.
После проведённого анализа, мы составили рекомендации для журналистов по освещению тем ислама и православия в цифровых СМИ. Вот основные рекомендации, которые мы составили в параграфе «Рекомендации по освещению темы ислама и православия в цифровых СМИ»:
• Журналисту необходимо уметь правильно подбирать термины в освещении тем, касающихся религии
• Журналист должен четко различать ислам как религиозную систему и экстремистские группировки, действующие под его знаменем
• Журналисту стоит разделять темы мусульманских праздников и массовых беспорядков на отдельные выпуски и не допускать их соприкосновения в одной публикации, если они никак между собой не связаны
• Журналисту не следует беспричинно акцентировать в своих статьях этническую или религиозную принадлежность участников события, чтобы не способствовать возникновению устойчивых предрассудков и неверных суждений в обществе относительно определенной религии или этнической общности.
• Журналист в своих материалах должен относится с уважением к любой религии
• Журналисту необходимо уметь отличать различные неотечения и традиционное православие
В будущем можно продолжить исследовать роль цифровых СМИ в конфессиональной журналистике на примере других религий.
Во-первых, проанализировав работы таких исследователей, как Е.Г. Позднякова, М.Л. Шевченко, мы дали определение понятию «религиозная журналистика» и выяснили, что она включает в себя несколько направлений, в том числе конфессиональную журналистику. Методом сравнения и анализа работ В.И. Антоновой и Е.Г. Поздняковой, нам удалось дать определение термину «конфессиональная журналистика». В ходе исследования было выявлено, что конфессиональная журналистика – это направление религиозной журналистики, которое освещает определённую точку зрения и идеологическую позицию приверженцев той или иной конфессии, а также служит средством информирования и просвещения о той или иной религии. Задачами конфессиональной журналистики были определены следующие: освещение тем, связанных с верой, в контексте их социального и культурного значения, исследование политических, общественных и экономических аспектов через призму религиозных взглядов, распространение знаний о религиозных событиях и активности, связанных с определенной религией, а также поддержка диалога и взаимопонимания между сторонниками различных вероисповеданий.
Во-вторых, мы выяснили, что цифровое медиапространство заняло ключевое место в популяризации религиозных учений. В наше время оно предоставляет широкий доступ и большой объем информации о различных вероисповеданиях, позволяют активно обсуждать и изучать религиозные темы. Грамотное применение цифровых медиа способствует укреплению толерантности, взаимного понимания и взаимодействия между разнообразными религиозными общинами. Онлайн-контент же стал непреодолимым инструментом в формировании и поддержании религиозной идентичности. Сегодня интернет-платформы, такие как блоги, подкасты, видеоролики и социальные сети, превратились в эффективный инструмент для распространения религиозных идей. Пользователи цифрового пространства получают возможность самостоятельно формировать контент, где они могут поделиться своими идеями и знаниями. Такой подход способствует не только укреплению личного религиозного самоопределения, но и служит проводником для других, открывая перед ними новые горизонты в религиозной жизни.
В-третьих, мы провели анализ таких религиозных медиа-площадок, как сайты mekka-online, umma-tour, Православие.ru, Часовня Online, moleben-online.ru и приложение Nusuk и выявили их роль в исламе и православии. Мы выяснили, что сайты mekka-online, umma-tour и приложение Nusuk служат для мусульман путеводителем в паломничестве в Мекку и Медину. Кроме того, данные медиа-площадки во многом упрощают осуществление подготовки к путешествию и несут в себе образовательную функцию. Сайт Православие.ru занимает ключевую позицию в процессе популяризации знаний о православии, его культурных аспектах и обычаях в условиях современности, а такие порталы как Часовня Online, moleben-online.ru занимают второстепенное место в православной среде, так как, по мнениям священников, не несут никакой практической пользы и даже противоречат церковным догмам.
В-четвёртых, с помощью анализа общественно-политических и региональных цифровых СМИ, нам удалось выявить ошибки в освещении тем ислама и православия журналистами. В пункте «Освещение религиозных тем ислама в цифровых медиа» для анализа мы взяли публикации таких медиа-площадок, как интернет-издание «Readovka» и телеграмм-канал данного издания под названием «Readovka Объясняет». Мы выяснили, что журналисты при освещении темы ислама в цифровых СМИ допускают такие ошибки, как неправильное употребление терминов в медиа-текстах, появление упоминаний о массовых беспорядках и инцидентах в статьях о праздничных датах и значимых моментах мусульманской жизни, частое необоснованное акцентирование внимания на этническом происхождении или религиозной принадлежности людей в статьях, посвященных различным скандалам и конфликтам. В пункте «Освещение православных тем в цифровых медиа» для анализа мы взяли публикации таких региональных медиа-площадок, как сайты UGRA-NEWS.RU и «Вестник». В процессе исследования мы обнаружили ряд проблем и находок, касающихся освещения вопросов православия в региональных цифровых СМИ. Это включает в себя рассмотрение религиозных тем через призму актуальных вопросов, которые волнуют аудиторию, использование новостных событий, связанных с культурными мероприятиями, и проведение интервью с религиозными лидерами для распространения вероучения через других людей.
После проведённого анализа, мы составили рекомендации для журналистов по освещению тем ислама и православия в цифровых СМИ. Вот основные рекомендации, которые мы составили в параграфе «Рекомендации по освещению темы ислама и православия в цифровых СМИ»:
• Журналисту необходимо уметь правильно подбирать термины в освещении тем, касающихся религии
• Журналист должен четко различать ислам как религиозную систему и экстремистские группировки, действующие под его знаменем
• Журналисту стоит разделять темы мусульманских праздников и массовых беспорядков на отдельные выпуски и не допускать их соприкосновения в одной публикации, если они никак между собой не связаны
• Журналисту не следует беспричинно акцентировать в своих статьях этническую или религиозную принадлежность участников события, чтобы не способствовать возникновению устойчивых предрассудков и неверных суждений в обществе относительно определенной религии или этнической общности.
• Журналист в своих материалах должен относится с уважением к любой религии
• Журналисту необходимо уметь отличать различные неотечения и традиционное православие
В будущем можно продолжить исследовать роль цифровых СМИ в конфессиональной журналистике на примере других религий.



