Введение 3
Глава 1: Теоретические основы 5
1.1 Конфессиональная журналистика и её роль в обществе 5
1.1.1 Определение понятия "конфессиональная журналистика" 5
1.1.2 Изменения в религиозных практиках в цифровую эпоху 9
1.2 Связь между цифровыми СМИ и религией 18
1.2.1 Определение понятия "цифровые религиозные СМИ" 18
1.2.2 Влияние цифровых СМИ на распространение религиозных идей 23
1.2.3 Онлайн-контент и формирование религиозной идентичности 28
Выводы по первой главе 33
Глава 2: Анализ освещения религиозных тем в сфере онлайн-контента 35
2.1 Освещение религиозных тем ислама в цифровых медиа 35
2.1.1 Web-сайты и приложения как помощь в совершении паломничества в Мекку и Медину 35
2.1.2 Анализ публикаций цифровых СМИ об исламе: ошибки и стереотипы 41
2.2 Освещение православных тем в цифровых медиа 47
2.2.1 Роль веб-сайтов и социальных сетей в православной сфере 47
2.2.2 Анализ освещения темы православия в региональных СМИ на примере сайтов UGRA-NEWS.RU и «Вестник»: проблемы и находки 54
2.3 Рекомендации по освещению темы ислама и православия в цифровых СМИ 59
Выводы по второй главе 64
Заключение 66
Список использованной литературы 70
Актуальность исследования. Современная журналистика в религиозной сфере в последние десятилетия стала более разнообразной и обширной. Однако она все еще ограничена узким спектром тем, что делает ее малоинтересной для большей части современного общества. Петербургские религиозные аудиовизуальные СМИ входят в число лидеров российских религиозных СМИ по данным контент-анализа, опубликованного в альманахе "Лаборатория рекламы". Однако они страдают отчужденностью из-за своей особенной специфики и ограниченности в выборе тем. Кроме того, религиозным аудиовизуальным СМИ сложно конкурировать с мирскими радио- и телеканалами из-за других проблем.
Религиозные (православные) СМИ многие годы освещали только церковные события, уходя от общественных явлений, которые интересуют массовую аудиторию. Только в последние несколько лет эта тенденция начала меняться в сторону большего внимания к универсальным потребителям - как к церковно настроенным, так и к неверующим.
Актуальность данного исследования заключается в том, что современное религиозное радио- и телевещание, переживающее структурные изменения, еще не было достаточно изучено. Однако с увеличением популярности аудиовизуальных СМИ религиозной направленности такое исследование может быть полезным для лучшего понимания реальной ситуации в сфере религиозной журналистики как для теоретиков, так и для практиков, работающих в таких средствах массовой информации.
Цель дипломной работы — выявить роль цифровых СМИ в конфессиональной журналистике на основе анализа различных медиа-платформ религиозной направленности.
Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:
дать определение понятию «конфессиональная журналистика»;
выявить специфику освещения религиозной тематики цифровыми СМИ;
провести анализ медиа-площадок религиозной направленности и выявить их роль освещении религиозных тем на примере ислама и православии;
выявить ошибки в освещении конфессиональных тем в цифровых СМИ;
составить рекомендации по освещению конфессиональных тем в цифровых СМИ.
Объектом исследования являются действующие онлайн-площадки религиозной направленности и общественно-политические и региональные цифровые СМИ
Предметом исследования являются содержательные и структурные аспекты функционирования религиозных, общественно-политических и региональных СМИ.
Теоретическая база исследования. Материалом исследования явилась литература, посвященная религиозной тематике и ее освещению в средствах массовой информации. К ней относятся научные статьи, методические пособия, журналистские статьи, рецензии, монографии, на основании которых была написана первая (теоретическая) часть данной работы (полный список использованной литературы приведен в разделе «Литература»). Использованные материалы помогли лучше исследовать тему, изучить теорию и многое узнать об особенностях освещения религиозных тем в журналистике. Среди них: О. В. Бакина , В. В. Егоров , В. А. Богатов , К. Е. Нетужилов и другие авторы, исследовавшие сферу религиозной журналистики.
Основными методами работы стали метод наблюдения, анализа и синтеза, описания, интервью, а также сравнительно-сопоставительного анализа.
Структура работы: текст состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
В 21 веке многие сферы жизни общества перешли в интернет. Журналистика не стала исключением. Появилось новое понятие такое как «цифровые СМИ». Целью данной работы было выявить роль этих цифровых СМИ в конфессиональной журналистике. В ходе проведённого исследования были решены следующие задачи.
Во-первых, проанализировав работы таких исследователей, как Е.Г. Позднякова, М.Л. Шевченко, мы дали определение понятию «религиозная журналистика» и выяснили, что она включает в себя несколько направлений, в том числе конфессиональную журналистику. Методом сравнения и анализа работ В.И. Антоновой и Е.Г. Поздняковой, нам удалось дать определение термину «конфессиональная журналистика». В ходе исследования было выявлено, что конфессиональная журналистика – это направление религиозной журналистики, которое освещает определённую точку зрения и идеологическую позицию приверженцев той или иной конфессии, а также служит средством информирования и просвещения о той или иной религии. Задачами конфессиональной журналистики были определены следующие: освещение тем, связанных с верой, в контексте их социального и культурного значения, исследование политических, общественных и экономических аспектов через призму религиозных взглядов, распространение знаний о религиозных событиях и активности, связанных с определенной религией, а также поддержка диалога и взаимопонимания между сторонниками различных вероисповеданий.
Во-вторых, мы выяснили, что цифровое медиапространство заняло ключевое место в популяризации религиозных учений. В наше время оно предоставляет широкий доступ и большой объем информации о различных вероисповеданиях, позволяют активно обсуждать и изучать религиозные темы. Грамотное применение цифровых медиа способствует укреплению толерантности, взаимного понимания и взаимодействия между разнообразными религиозными общинами. Онлайн-контент же стал непреодолимым инструментом в формировании и поддержании религиозной идентичности. Сегодня интернет-платформы, такие как блоги, подкасты, видеоролики и социальные сети, превратились в эффективный инструмент для распространения религиозных идей. Пользователи цифрового пространства получают возможность самостоятельно формировать контент, где они могут поделиться своими идеями и знаниями. Такой подход способствует не только укреплению личного религиозного самоопределения, но и служит проводником для других, открывая перед ними новые горизонты в религиозной жизни.
В-третьих, мы провели анализ таких религиозных медиа-площадок, как сайты mekka-online, umma-tour, Православие.ru, Часовня Online, moleben-online.ru и приложение Nusuk и выявили их роль в исламе и православии. Мы выяснили, что сайты mekka-online, umma-tour и приложение Nusuk служат для мусульман путеводителем в паломничестве в Мекку и Медину. Кроме того, данные медиа-площадки во многом упрощают осуществление подготовки к путешествию и несут в себе образовательную функцию. Сайт Православие.ru занимает ключевую позицию в процессе популяризации знаний о православии, его культурных аспектах и обычаях в условиях современности, а такие порталы как Часовня Online, moleben-online.ru занимают второстепенное место в православной среде, так как, по мнениям священников, не несут никакой практической пользы и даже противоречат церковным догмам.
В-четвёртых, с помощью анализа общественно-политических и региональных цифровых СМИ, нам удалось выявить ошибки в освещении тем ислама и православия журналистами. В пункте «Освещение религиозных тем ислама в цифровых медиа» для анализа мы взяли публикации таких медиа-площадок, как интернет-издание «Readovka» и телеграмм-канал данного издания под названием «Readovka Объясняет». Мы выяснили, что журналисты при освещении темы ислама в цифровых СМИ допускают такие ошибки, как неправильное употребление терминов в медиа-текстах, появление упоминаний о массовых беспорядках и инцидентах в статьях о праздничных датах и значимых моментах мусульманской жизни, частое необоснованное акцентирование внимания на этническом происхождении или религиозной принадлежности людей в статьях, посвященных различным скандалам и конфликтам. В пункте «Освещение православных тем в цифровых медиа» для анализа мы взяли публикации таких региональных медиа-площадок, как сайты UGRA-NEWS.RU и «Вестник». В процессе исследования мы обнаружили ряд проблем и находок, касающихся освещения вопросов православия в региональных цифровых СМИ. Это включает в себя рассмотрение религиозных тем через призму актуальных вопросов, которые волнуют аудиторию, использование новостных событий, связанных с культурными мероприятиями, и проведение интервью с религиозными лидерами для распространения вероучения через других людей.
После проведённого анализа, мы составили рекомендации для журналистов по освещению тем ислама и православия в цифровых СМИ. Вот основные рекомендации, которые мы составили в параграфе «Рекомендации по освещению темы ислама и православия в цифровых СМИ»:
• Журналисту необходимо уметь правильно подбирать термины в освещении тем, касающихся религии
• Журналист должен четко различать ислам как религиозную систему и экстремистские группировки, действующие под его знаменем
• Журналисту стоит разделять темы мусульманских праздников и массовых беспорядков на отдельные выпуски и не допускать их соприкосновения в одной публикации, если они никак между собой не связаны
• Журналисту не следует беспричинно акцентировать в своих статьях этническую или религиозную принадлежность участников события, чтобы не способствовать возникновению устойчивых предрассудков и неверных суждений в обществе относительно определенной религии или этнической общности.
• Журналист в своих материалах должен относится с уважением к любой религии
• Журналисту необходимо уметь отличать различные неотечения и традиционное православие
В будущем можно продолжить исследовать роль цифровых СМИ в конфессиональной журналистике на примере других религий.
1. Баева, Л.В. «Электронная культура: угроза культурной безопасности или новые возможности для развития?». Сохранение культурного наследия и проблемы фальсификации истории. Материалы всероссийской молодежной конференции в рамках фестиваля наук / под ред. Проф. А.П. Романовой. - Астрахань: АГУ, 2012, - С. 11. - Текст: непосредственный.
2. Антонова, В.И. Конфессиональная журналистика как средство формирования нравственных ориентиров молодёжной аудитории Поволжского региона // Интеграция образования №2, 2006 г. (дата обращения: 25.05.2024.)
3. Верховский А. Власть и религия в современной России // Свободная мысль. XXI. - 2004. - № 4.
4. Википедия. Раздел «Джихад» — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B6%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B4 (дата обращения: 28.05.2024.)
5. Википедия. Раздел «Мусульманин» — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%83%D1%81%D1%83%D0%BB%D1%8C%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BD (дата обращения: 28.05.2024.)
6. Википедия. Раздел «Православие.ru». — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B5.ru (дата обращения: 29.05.2024.)
7. Википедия. Раздел «Радикализм» — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC (дата обращения: 27.05.2024.)
8. Викисловарь — URL: https://ru.wiktionary.org/wiki/
9. Восканян С.С. Тенденции формирования и развития политической элиты в постсоветской России. - Волгоград: Перемена, 2001.
10. Г.Р. Валиуллова — Конструирование образа мусульманина в СМИ (контент и дискурс-анализ) // Исламская теология. Государственно-конфессиональные отношения: Институт социально-философских наук и массовых коммуникаций. – 2018. – с. 10.
11. Гарнак А. Сущность христианства // Раннее христианство. Т. 1. М.; Харьков: АСТ-Фолио, 2000.
12. Гордиенко Н. С. Основы религиоведения. СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2005.
13. Григоренко А. Ю. «Свой-Чужой» в истории религии // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2012. № 146.
14. Деятельность // Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983.
15. Документальный фильм «Паломник». Описание к фильму. – ¬¬¬¬¬-URL: https://www.youtube.com/watch?v=OR-NsB-MYNc
16. Дьяконов И. М. Эпос о Гильгамеше // Эпос о Гильгамеше М.: Наука, 1961. С. 104.
17. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни // Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. М.: Канон +, 1998.
18. Интернет-журнал «Фома». Раздел «Новости». — URL: https://foma.ru/patriarh-kirill-napomnil-svjashhennikam-chto-v-internete-oni-dolzhny-nesti-blaguju-vest-a-ne-sobirat-lajki.html (дата обращения: 29.05.2024.)
19. Иорданский В. Б. Крах традиций, расцвет ведьмовства... // Вопросы истории. 2008. № 1.
20. История религии / Яблоков И. Н., ред. М.: Высшая школа, 2002. Т. 1.
21. Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе. Екатеринбург: У-Фактория, 2004. С. 13.
22. Кислюк К. В., Кучер Щ. Н. Религиоведение. Ростов-на-Дону; Харьков: Феникс — Торсинг, 2003.
23. Костикова Н.А. Православная журналистика: методологические особенности изучения эффективности деятельности [Электронный ресурс] / Н.А. Костикова. – URL: http://www.radonezh.ru/all/gazeta/?ID=1622
24. Костикова Н.А. Этика отношений в информационном поле Церкви / Н.А. Костикова // Вестник Московского университета. – Серия 10. Журналистика. – №4. – М., 2002. – С. 52-62. (дата обращения: 29.05.2024.)
25. Л.Е. Гринин — Исламизм: история и современность. // История и современность, № 2, июнь 2019 3–35 – с. 4-5 (дата обращения: 26.05.2024).
26. Лопатин И. А. Гольды амурские, уссурийские и сунгарийские // Шаманизм народов Сибири. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2006.
27. Майоров М. Политика и религия // Международная жизнь. - 2008. -№ 11.
28. Малиновский Б. Научная теория культуры. М.: ОГИ, 2005
29. Маритен Ж. От Бергсона к Фоме Аквинскому: Очерки метафизики и этики. М.: Институт философии, теологии и истории Св. Фомы, 2006.
30. Мень А. История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни. Т. 1. М.: Слово, 1991.
31. Министерство юстиций РФ. О деятельности некоммерческих организаций. - Режим доступа: http://unro.minjust.ru/NKOReports.aspx, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус. 5.
32. Мчедлова М.М. Роль религии в современном обществе // Социологические исследования. - 2009. - № 12.
33. Нибур Х. Р. Радикальный монотеизм и западная культура // Христос и культура: Избранные труды Ричарда Нибура и Райнхольда Нибура. М.: Юристъ, 1996.
34. Никитин В. Н., Обухов В. Л. Религиоведение. Вероучения религий мира. СПб.: Химиздат, 1999.
35. Нимяев Э. А. Исследование «цифровой религии»: классификация религиозных онлайн-ресурсов / Э. А. Нимяев // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2022. – № 3. – С. 220–229. DOI 10.35231/18186653_2022_3_220
36. Новостной сайт «iz.ru». Раздел «Политика» — URL: https://iz.ru/news/580620?ysclid=lwq8b6no8g167337691 (дата обращения: 27.05.2024.)
37. Новостной сайт «Вестник». Раздел «В Югре». — URL: https://vestniksr.ru/?ysclid=lwrjdw8r58282260014 (дата обращения: 29.05.2024.)
38. Новостной сайт «РИА НОВОСТИ». Раздел «Происшествия». Публикация от 27.04.2024. — URL: https://ria.ru/20240427/parkovka-1942754455.html (дата обращения: 28.05.2024.)
39. Новостной сайт UGRA-NEWS.RU. Раздел «Общество». Раздел «Культура». — URL: https://ugra-news.ru/ (дата обращения: 29.05.2024.)
40. Осипов Г.В., Тощенко Ж.Т. Современный мир и религия // Вопросы философии. - 2007. - № 6.
41. Официальный сайт «Роскомнадзор». Раздел «Деятельность» — URL: https://rkn.gov.ru/activity/mass-media/for-founders/media/?id=668272&page
42. Парсонс Т. О социальных системах. - М.: Академический проект, 2002.
43. Пивоваров Д. В. Философия религии. М.; Екатеринбург: Деловая книга; Академический проект, 2006.
44. Повседневные религиозные практики в цифровую эпоху - постановка проблемы // Христиансво как интегрирующий фактор мировой культуры. Сборник докладов XXIV международных Кирилло-Мефодиевских чтений / ГУО «Институт теологии имени святых Мефодия и Кирилла» Белорусского государственного университета: С. И. Шатравский, священник Святослав Рогальский. – Минск.: Христианский образовательный центр имени святых Мефодия и Кирилла, 2019 С. 461-464.
45. Позднякова Е.Г. Церковная журналистика: история и современность: Монография. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2010. – 76 с.
46. Прилуцкий Александр Михайлович Термин «Религия» в научной и научно-методической литературе // Universum: Вестник Герценовского университета. 2013. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/termin-religiya-v-nauchnoy-i-nauchno-metodicheskoy-literature (дата обращения: 23.04.2024).
47. Религиоведение для студентов педагогических вузов / Под ред. А. Ю. Григоренко. СПб.: Питер, 2008.
48. Романова А.П., Топчиев М. С. Трансформация системы культурной безопасности на юге России через призму взаимоотношений с другим этносом // Известия ВГПУ. 2013. №8 (83). - С. 15-20.
49. Сайт «Медиалогия». Раздел «Рейтинги» — URL: https://www.mlg.ru/ratings/socmedia/telegram/13086/ (дата обращения: 27.05.2024.)
50. Сайт pr-cy.ru для проверки просмотров и посещаемости. — URL: https://pr-cy.ru/site-statistics/?taskId=14594fb1c052a5dbe9ce5023ef944373 (дата обращения: 29.05.2024.)
51. Сайт Readovka news. Раздел «Происшествия». Ключевые слова: «Крокус Сити Холл» — URL: https://readovka.news/incident (дата обращения: 27.05.2024.)
52. Сайт виртуальной часовни — URL: https://new.online-chasovnya.ru/ (дата обращения: 29.05.2024.)
53. Сайт Православие.ru. Раздел «Жизнь Церкви». // КОМУ ЗАЖИГАЕТСЯ ВИРТУАЛЬНАЯ СВЕЧА? — URL: https://pravoslavie.ru/86517.html?ysclid=lwrqbt1qsj897085214 (дата обращения: 29.05.2024.)
54. Сайт Православие.ru. Раздел «Статьи». — URL: https://www.pravoslavie.ru/4844.html (дата обращения: 29.05.2024.)
55. Сайт Православие.ru. Раздел «Церковь». — URL: https://pravoslavie.ru/30/ (дата обращения: 29.05.2024.)
56. Сайт Храма Святого праведного воина Феодора Ушакова. Раздел «Вопрос к священнику» - Режим доступа: http://astr-ushakov.prihod.ru/vopros_svjashhenniku, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.
57. Сайт, посвящённый паломничеству в Мекку. Раздел «ТРАНСЛЯЦИЯ ИЗ МЕЧЕТИ АЛЬ-ХАРАМ» – ¬¬¬¬¬¬URL: https://mekka-online.ru/?ysclid=lwewg27nuh501000342 (дата обращения: 20.05.2024.)
58. Сем Т. Ю. Семиотика шаманских ритуалов // Шаманизм народов Сибири. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2006.
59. Семенюк Э.П.Информатика: Достижения, перспективы, возможности /Э.П. Семенюк, А.Д. Урсул. - Киев: Наука, 1988. - 176 c.
60. Синелина Ю.Ю. Религия в современной России // Социологические исследования.- 2006. - № 12.
61. Смирнов М. Ю. Цифровизация как «обнуление» религий // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. - 2019. - № 3. - С. 137-145.
62. Тайлор Э. Б. Первобытная культура. М.: Политическая литература, 1989.
63. Телеграмм-канал «Readovka Объясняет» — URL: https://t.me/readovkanews (дата обращения: 28.05.2024.)
64. Толковый словарь Ефремовой — URL: https://gufo.me/dict/efremova (дата обращения: 27.05.2024.)
65. Хабибуллина З.Р. — Практики использования цифровых технологий в мусульманском сообществе (на примере хаджа) // Человек и культура. – 2019. – № 6. DOI: 10.25136/2409-8744.2019.6.31773 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=31773 (дата обращения: 20.05.2024.)
66. Хачатурян В.М. «Вторая жизнь» архаики: архаизирующие тенденции в цивилизационном про-цессе. - Москва: Академпроект, 2009, С. 224.
67. Цвик В.Л. Введение в журналистику: учеб. пособие. М. : МНЭПУ, 2000. 77 с. Бергсон А. Два источника морали и религии. М.: Канон, 1994.
68. Число религиозных организаций, зарегистрированных в Российской Федерации, на 1 января 2015 г. - Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_11/IssWWW.exe/Stg/d01/11-03.htm, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.
69. Шевченко М.Л. Религиозная журналистика: типы, принципы и проблемы институционализации / М. : «Православие и мир»: ежедневное интернет-издание, 2009. URL: http://www.pravmir.ru/religioznaya-zhurnalistika-tipyprincipy-i-problemy-institucionalizacii/ (дата обращения: 26.04.2024)
70. Шилова, О.Н. Информационная культура в профессиональной подготовке современного педаго-га /О.Н. Шилова // Известия Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. № 4(9): Психолого-педагогические (педагогика, теория и методика обучения): Научный журн. - СПб., 2004.-с.149-158.
71. Штекль К. Сообщество после субъекта. Православная интеллектуальная традиция и философский дискурс постмодерна // Вопросы философии. 2007. № 8.
72. Эрн В. Ф. Борьба за Логос // Эрн В. Ф. Сочинения. М.: Правда, 1991.
73. Яхьяев М.Я. Власть и религия в современной России: метаморфозы взаимодействия // Исламоведение. - 2013. - № 1.
74. Яхьяев М.Я. Причины радикализации ислама в современном мире // Исламоведение. - 2012. - № 2.
75. Anna V. Koneva. Transformation of religious practices in contemporary digital epoch // Вестник СПбГИК № 4 (37) декабрь – 2018.
76. Barth Karl. Die kirchliche Dogmatik. 1 (2). Die AusgieEung des Heiligen Geistes. Zollikon-Zurich, 1960.
77. Calhoun C. Religion’s Many Powers. In J. Butler, J. Habermas, C. Taylor, C. West The Power of Religion in the Public Sphere. New York: Columbia University Press, 2011.
78. Dictionary of Mission: Theology, History, Perspectives. American Society of Missiology Series. № 24. Orbis Books, 1998.
79. Friesen S. T. Myth and Symbolic Resistance in Relevation 13 //Journal of Biblical Literature. 2004. Vol. 123 (2).
80. Myatafadi A.S.T. The Nature Spirits in African Culture: A Nigerian Perspective // Ancestors, Spirits and Healing in Africa and Asia: A Challenge to the Church. LWF Studies, 2005.
81. Religion in Geschichte und Gegenwart (RGG4). Band 7. Mohr siebeck, 2004.