Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

Работа №148085

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы47
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Понятие грамматической категории 5
1.2. Развитие грамматики в онтогенезе 7
1.3. Развитие грамматики в условиях речевого дизонтогенеза 12
ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕННЫМ РЕЧЕВЫМ РАЗВИТИЕМ
2.1. Организация и процедура проведения эксперимента 18
2.2. Анализ результатов исследования грамматического строя речи… 22
ГЛАВА III. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР III УРОВНЯ
3.1. Цель, задачи и содержание организации коррекционного обучения 31
3.2. Система упражнений по формированию словоизменения 32
3.3. Контрольный эксперимент 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41



Речь – одно из главных и необходимых условий психического и личностного развития ребёнка, и полноценным средством общения она служит лишь тогда, когда сформированы все её структурные элементы. Общее недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования у детей компонентов речевой системы: фонетико-фонематического, лексического, грамматического. Одним из основных признаков общего недоразвития речи является её искажённое грамматическое оформление, не соответствующее возрасту и языковым нормам.
В дошкольном возрасте ребёнку нужно научиться говорить грамматически правильно. Он должен овладеть грамматическим строем языка в практическом плане – усвоить отношения реальной действительности, которые составляют основу грамматических значений. В норме этот процесс происходит спонтанно: ребёнок «извлекает» грамматическую систему языка из фактов воспринимаемой речи, где язык выполняет коммуникативную функцию. В случае же общего недоразвития речи нарушается формирование всех уровней грамматического строя.
Развитие грамматики у детей с ОНР – одна из важных задач логопедической работы. Этому направлению следует уделять серьезное внимание. Работа над грамматической системой оказывает подлинно развивающее воздействие, т.е. в ее основе лежит познание отношений и связей окружающей действительности, выраженных в грамматических формах. Следовательно, речевое развитие таких детей можно обеспечить только при условии использования системы коррекционных мероприятий, предусматривающих формирование речевой практики, в процессе которой происходит овладение лексико-грамматическими закономерностями языка, обучение речи как средству общения и сообщения.
Но, несмотря на значимость данной проблемы, она не является достаточно разработанной, как в теоретическом, так и в практическом плане, что и определяет ее актуальность.
Цель: подбор комплекса упражнений, направленных на формирования грамматического строя у детей с ОНР.
Объектом исследования является морфологическая сторона речи дошкольников с речевым недоразвитием.
Предмет изучения – система упражнений по коррекции нарушений словоизменения у детей с ОНР.
Учитывая цель, объект, предмет исследования, мы сосредоточили внимание на решении следующих задач:
1. Изучить логопедическую, лингвистическую, психологическую литературу по данной проблеме.
2. Исследовать морфологическую сторону речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
3. Подобрать систему коррекционных упражнений и провести обучающий эксперимент с целью выявления эффективности предложенной системы.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
- изучение научной и методической литературы по проблеме;
- изучение документаций;
- констатирующий, обучающий и контрольный эксперимент.
Гипотеза нашего исследования состоит в том, что морфологическая система грамматического строя у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня не достаточно развита, причем наиболее нарушенными являются навыки словоизменения (категории числа и падежа). Специально организованная коррекционная работа, направленная на формирование слухоречевого внимания позволит детям овладеть навыком словоизменения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Развитие грамматического строя – это длительный процесс познания ребёнком окружающей действительности, раскрытия связей и отношений между предметами и явлениями, их грамматического оформления и отражения в речи. Правильная устная и письменная речь во многом зависит от усвоения морфологических категорий, словообразовательных единиц, синтаксических форм.
Исследование речевого статуса детей с речевым недоразвитием показало, что дети с ОНР испытывают трудности грамматических конструкций, что в свою очередь приводит к неправильному оформлению речи, которое выражается в неточности употребления слов, аграмматизмах. Это может отрицательным образом сказаться на формировании личности ребёнка, специфике развития его психических процессов и познавательной деятельности в целом.
На основе речевого опыта обследуемых детей нами была составлена специальная система упражнений. В основу коррекционной работы нами было положено поэтапное формирование (развитие) грамматических категорий.
I этап был направлен на формирование у детей умения употреблять существительные в единственном числе с правильными падежными формами.
На II этапе целью было формирование у детей умения употреблять существительные во множественном числе с правильными падежными формами.
Таким образом, соблюдение всех этапов работы, правильно подобранный речевой материал, учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, будет способствовать устранению недостатков, наблюдающиеся в их речи, приближению уровня практического владения ими языка к норме, то есть позволит дошкольникам пользоваться речью как средством общения и сообщения. Следовательно, правильно организованная языковая коррекция способствует позитивным изменениям в структуре сложного дефекта.
Выявление уровня сформированности у детей грамматического строя речи является необходимым условием организации целенаправленной систематической работы по речевому развитию детей, её прогнозированию. Освоение ребёнком грамматического строя речи имеет большое значение, т.к. только морфологически и синтаксически оформленная речь понятна собеседнику и служит для ребёнка средством общения с взрослыми и сверстниками. Овладение грамматическим строем речи оказывает влияние на развития мышления. Ребенок начинает мыслить более логично, последовательно, обобщать, отвлекаться от конкретного, правильно излагать свои мысли. Освоение грамматики влияет на его общее развитие, обеспечивая ему переход к учебе в школе. Если оно тормозится неумелым обучением, интеллектуальное развитие ребенка задерживается.
Работа над грамматическим строем речи дошкольников окажет влияние на качество устной речи, облегчит обучение в школе.
Таким образом, проблема формирования грамматической системы родного языка у детей с общим недоразвитием речи требует дальнейшего изучения и разработки эффективных способов коррекционного воздействия.
Проведенное нами экспериментальное изучение доказало выдвинутую в начале работы гипотезу и подтвердило эффективность применения специально подобранных упражнений и заданий, направленных на формирование грамматического строя речи дошкольников с речевым недоразвитием.


1. Аксёнова, А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе / А. К. Аксёнова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 320 с.
2. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. − 3-е изд., стереотип. − М.: «Академия», 2000. − 400 с.
3. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей. Формирование грамматического строя речи / А. Г. Арушанова. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 272 с.
4. Бородич, А. М. Методика развития речи детей / А. М. Бородич. // http://pedlib.ru/Books/5/0174
5. Виноградов В. В. Современный русский язык / В. В. Виноградов. – М.: Изд-во Московского университета, 1952. − 519 с.
6. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. – М.: Лабиринт, 1999. − 352 с.
7. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. // https://vk.com/doc28777228_243923094?hash=60ce4771910cb3e321&dl=863b45f35de9d19c71
8. Гриншпун, И. Б. Введение в психологию / И. Б. Гриншпун. – М.: Международная педагогическая академия, 1994, 152 с.
9. Жинкин, Н. И. Механизмы речи / Н. И. Жинкин. – М.: Издательство Академии педагогических наук, 1995. – 370 с.
10. Занятия по развитию речи в детском саду / Под редакцией О. С. Ушаковой. – М.: Совершенство, 1998. – 368 с.
11. Иваненко, С. Ф. Формирование восприятия речи у детей с тяжелыми нарушениями речи произношения / С. Ф. Иваненко. – М. : Просвещение, 1984. − 143 с.
12. Каше, Г. А. Использование занятий по коррекции произношения в целях развития лексики и грамматического строя языка // Дефектология. – 1982. − №5
13. Козырева, Л. М. Путешествие в страну падежей / Л. М. Козырева. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001. − 80 с.
14. Коноваленко, В. В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР III уровня.1, 2, 3 период / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002. − 56 с.
15. Коррекция нарушений речи / под ред. Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной. – М., 2008. .....44


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ