ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Особенности трудовой деятельности и специфика формирования положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста 7
1.2. Методика организации трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста 14
1.3. Виды инновационных технологий для развития у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к труду 20
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Определение уровня сформированности положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста 27
2.2. Содержание работы по формированию положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста с использованием инновационных технологий 36
2.3. Определение эффективности использования инновационных технологий в работе по формированию положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 61
Детский сад – это первое звено системы образования РФ, организация общественного дошкольного воспитания детей, которой принадлежит организующая, направляющая роль. Трудовому воспитанию в ДОО, в последние годы (в свете внедрения ФГОС ДО) уделяется особое внимание, в каждой программе выделена образовательная область «Труд». Это не случайно, ведь воспитание подрастающего поколения трудолюбивым всегда было первостепенной задачей всех образовательно-воспитательных учреждений.
Огромная роль трудового воспитания в формировании растущего человека отмечалась педагогикой давно (Н.К. Крупская, Е.А. Аркин, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский). К.Д. Ушинский писал: «Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни» [10].
Труд дошкольников условен, поэтому главной целью их трудового воспитания является формирование нравственных ориентиров, осознания полезности труда, желания трудиться. Именно так дают определение понятию «трудолюбие» авторы словарей русского языка [9].
Многие педагоги прошлого и современности указывают, что интерес к труду и желание трудиться дети проявляют уже в младшем дошкольном возрасте: они тянутся к делам старших, копируют их действия, – в этом истоки трудолюбия [9].
Труд дошкольника специфичен. В дошкольном воспитании труд – это совсем не то, чем заняты руки ребенка. Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться.
Воспитательное значение труда заключается также в том, что в процессе трудовой деятельности у дошкольников формируются трудолюбие, честность, ответственность, самостоятельность, целеустремленность, скромность, инициативность, решительность, настойчивость и другие нравственные качества.
Дети старшего дошкольного возраста хотят делать все, что делают взрослые, однако часто не заканчивают работу, прерывают ее, отвлекаются, поскольку у них еще слабо развиты волевые процессы. Для формирования у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к труду существенную роль играет совместная со взрослым трудовая деятельность, где взрослый является примером для ребенка. Участие взрослого повышает интерес детей к этим трудовым процессам, воспитывает ответственность за выполнение порученного дела, стремление довести начатое до конца, позволяет расширить содержание трудовой деятельности [6].
Кроме того, формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста наиболее эффективно протекает в тех случаях, когда дошкольники оказываются в условиях и ситуациях, аналогичных условиям труда в обществе, т. е. когда в основе трудовой деятельности ребенка лежат те же нравственные отношения, которые характерны для жизни взрослых, когда ребенок чувствует себя членом коллектива. Интерес к труду людей, добросовестность и ответственность как проявление уважения к трудящемуся человеку, дисциплинированность и целеустремленность умение поступаться своими интересами ради общего дела, инициативность, организованность, бережливость и другие качества, наилучшим образом формируются в коллективе. Сравнивая способы и, главное, результаты труда, старший дошкольник учится объективно оценивать свой вклад и вклад окружающих людей в общее дело.
Таким образом, вопрос о наиболее эффективных средствах и методах работы по формированию положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста в условиях детского сада остается недостаточно изученным, что свидетельствует об актуальности выбранной темы исследования.....
Формирование положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста, является одним из важных условий всестороннего его развития, в частности, таких качеств, как трудолюбие, усидчивость, терпение, дисциплинированность, прилежание, бережливость.
Своевременное трудовое воспитание – эффективное средство подготовки ребенка к школе. Труд должен доставлять удовлетворение и радость. Разумно организованный труд укрепляет физические силы и здоровье ребенка.
Труд оказывает существенное влияние и на умственное развитие детей. Он способствует формированию таких качеств, как сообразительность, наблюдательность, сосредоточенность, тренирует память, внимание, активизирует восприятие.
В процессе труда взрослые дают детям полезные знания о предметах, материалах и орудиях труда, их назначении и использовании.
Труд детей старшего дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может, и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.
Целью нашего исследования было изучение эффективности использования инновационных технологий в работе по формированию положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста.
В практической части мы провели экспериментальную работу на базе МДОУ д/с № 13 «Колосок» г. Сердобска. В исследование принимало участие 16 детей в возрасте 6-7 лет.
В ходе констатирующего эксперимента нами было определено, что 50% детей обследуемой группы имеют низкий уровень сформированности положительного отношения к труду, 40% – средний уровень и 10% – высокий.
В ходе формирующего этапа экспериментального исследования нами был разработан и реализован проект «Хозяйственно-бытовой труд детей старшего дошкольного возраста», в рамках которого с детьми проводились НОД, викторины и беседы с использованием мультимедийного сопровождения. Также в работу были включены родители воспитанников.
В ходе контрольного этапа эксперимента нами было определено, что 80% детей обследуемой группы стали иметь высокий уровень сформированности положительного отношения к труду, 20% – средний уровень. Низкого уровня на этапе контрольной диагностики выявлено не было.
Из результатов проведенного исследования можно сделать вывод, что использование инновационных технологий в работе по формированию положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста помогают педагогу вовлечь детей в трудовую деятельность без психологического принуждения, что соответствует принципам ФГОС ДО.
Таким образом, входе проделанной работы поставленая цель была достигнута, задачи выполнены в полной мере, а выдвинутая гипотеза нашла свое практическое подтверждение.
1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – М.: Элиза-трайдигн, 2002. – 240 с.
2. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика. – М.: Сфера, 2009. – 204 с.
3. Буре Р.С. Дошкольник и труд: теория и методика трудового воспитания. – СПб.: Детство-Пресс , 2006. – 139 с.
4. Буре Р.С. Организация труда детей и методика руководства. // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. – М.: Просвещение, 1999. – 165 с.
5. Васильева М.А. Трудовое воспитание. // Дошкольное воспитание. –2005. – №4. – С.18-22.
6. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2012 – 112 с.
7. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 134 с.
8. Воспитание дошкольников в труде. // Под ред. В.Г. Нечаевой. – М.: 1999. – 224 с.
9. Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду. // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. / Под ред. А.М. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1998. – 229 с.
10. Загик Л.В. Воспитание детей дошкольного возраста в труде. – М., 2013. – 184 с.
11. Захарова М.А., Костина Е.В. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. – М.: Школьная Пресса, 2010. – 156 с.
12. Козлова С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников. – М.: Просвещение, 2012. – 271 с.
13. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 2004. – 440 с.
14. Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир. – СПб.: Детство–Пресс, 2003. –160 с.
15. Куликова Т. Учите детей трудиться! // Дошкольное воспитание. – 2000. – №7. – С.101-105....30