Профилактика гиподинамии у детей младшего школьного возраста с нарушениями осанки в условиях цифровизации образовательной среды (Нижегородский Государственный Педагогический Университет)
Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: 20 учащихся из вторых классов.
Есть приложения.
Введение 3
Глава1 Теоретические основы организации двигательной активности младших школьников в условиях цифровизации образовательной среды 6
1.1 Проблема гиподинамии младших школьников в условиях цифровизации образовательной среды 6
1.2 Нарушения осанки и их влияние на организм школьника 11
1.3 Методы развития двигательной активности школьников с нарушениями осанки в условиях цифровизации образовательной среды 16
Глава 2 Методы и организация исследования 24
2.1 Методы исследования 24
2.2 Организация исследования 26
Глава 3 Опытно- экспериментальная работа по профилактике гиподинамии у младших школьников с нарушениями осанки 29
3.1 Констатирующий эксперимент 29
3.2 Формирующий эксперимент 34
3.3Контрольный эксперимент и обсуждение результатов исследования 54
Заключение 61
Список литературы 62
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
В настоящее время наблюдается все большее увеличение влияния медиатехнологий на человека. Поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира.
Информатизация учебного процесса - одна из важнейших задач современного образования. Она связана с развитием наукоемкой базы учебных заведений, переподготовкой учителей и их адаптацией к новейшим системам обучения, использованием современных компьютерных технологий, являющихся принципиально новым средством обучения и мощным инструментом познания, что, в свою очередь, требует развития и качественного улучшения методов и организационных форм обучения физического воспитания человека.
Очень важно организовать процесс физического воспитания так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке физической культуры, видел плоды своего труда и мог их оценить.
Роль движений в повседневной жизни человека и развитии ребенка огромна. Движения являются основным компонентом различных видов деятельности человека, а также одна из основных физиологических потребностей растущего организма.
«Двигательная активность – естественная потребность, определяющая здоровье и уровень физического развития детей, его удовлетворение является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка, недостаток движений может привести к патологическим сдвигам в организме.» Двигательная активность детей является биологическим стимулом, способствующим функциональному развитию организма, его совершенствованию.» [4]
Дефицит движения у современных детей (гиподинамия) - огромная проблема современного общества. С развитием цивилизации необходимость много двигаться постоянно снижается. Возрастает число факторов, неблагоприятно действующих на детский организм. Влияние ряда экзогенных и эндогенных факторов, таких как низкий уровень социально-экономических условий жизни, ухудшение экологической обстановки, резко возросшее внимание к телевидению, видеоиграм, массовая компьютеризация, расширение школьной программы, увеличение умственных нагрузок на фоне относительно невысокой двигательной активности, высокая заболеваемость.
Большое внимание отводится в основном интеллектуальному, психологическому развитию и творческому воспитанию, но мало внимания уделяется двигательной активности, что приводит в гиподинамии, а также различным заболеваниям, особенно связанных с нарушениями осанки.
Проблемой данного исследования является определить, каким образом возможно провести профилактику гиподинамии у младших школьников с нарушениями осанки в условиях цифровизации образовательной среды.
Объект исследования: процесс физического воспитания детей младшего школьного возраста, имеющих нарушения осанки.
Предмет исследования: средства физической культуры, направленные на профилактику гиподинамии детей, имеющих нарушения осанки.
Гипотеза исследования: развитие двигательной активности у младших школьников с нарушениями осанки и коррекция будут более эффективными если разработать и внедрить программу, включающую гимнастические комплексы и методы повышения мотивации к занятиям физической культуры.
Цель работы: разработать и внедрить программу физической культуры по профилактике гиподинамии младших школьников с нарушениями осанки.
Задачи работы:
1. Анализ литературных источников по проблеме гиподинамии.
2. Изучить состояние проблемы гиподинамии у младших школьников с нарушениями осанки в настоящее время.
3. Определить уровень двигательной активности, мотивацию детей к занятиям физической культурой и оценить, имеющиеся нарушения осанки.
4. Разработать и апробировать программу физической культуры по профилактике гиподинамии детей, имеющих нарушения осанки.
5. Оценить полученные результаты, проверить эффективность программы и выдвинутую гипотезу.
Выпускная квалификационная работа состоит из трех глав. В первой главе осуществлен теоретический обзор разнообразных взглядов на проблему гиподинамии младших школьников, затем изучены причины и проявления сниженной двигательной активности, методы её повышения, рассмотрены виды нарушений осанки, их влияние на организм. Во второй главе рассмотрены методы исследования, применяемые в работе и перечислены этапы исследования. В третьей главе представлены данные тестирования, педагогический эксперимент, программа физической культуры по профилактике гиподинамии для детей, имеющих нарушения осанки и интерпретация результатов исследования.
По результатам эксперимента было доказано, что целенаправленное применение программы физической культуры по профилактике гиподинамии младших школьников с нарушениями осанки, включающая гимнастические комплексы, подвижные игры и способы мотивации к занятиям двигательной активности в режиме учебного дня оказывает положительное влияние на психическое и физическое здоровье, двигательную активность и мотивацию школьников, что нашло подтверждение в результатах и выводах педагогического эксперимента.
Комплексы упражнений общеразвивающего воздействия с применением различных гимнастических комплексов и предметов способствовали укреплению разных групп мышц и мышечного тонуса. Комплексы утренней гимнастики заряжают зарядом бодрости в начале дня, улучшают концентрацию и дисциплинированность на других занятиях, положительно влияют на формирование правильной осанки. Использование подвижных игр положительно влияет на психологическое здоровье, улучшает настроение, способствует общению и образованию благоприятной среды внутри класса. Игровой и соревновательный методы повышают интерес и мотивацию к занятиям, а использование дополнительного инвентаря и музыкального сопровождения делает занятия еще более интересными и увлекательными.
После использования данных средств и методов двигательной активности наблюдалось повышение мотивации к занятиям, повысился уровень двигательной активности, имеющиеся нарушения осанки у некоторых школьников остались, так как одного месяца недостаточно для коррекции осанки. Повышение двигательной активности, уменьшение проявлений гиподинамии и применение гимнастических комплексов для осанки в дальнейшем точно приведет к положительному результату, т.е. к уменьшению нарушений или их полному отсутствию, а у детей, не имеющих изначальные нарушения осанки при использовании мер профилактики не будет предпосылок к их возникновению.
Таким образом, цель исследования достигнута, гипотеза доказана.
1. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании Российской Федерации»
2. Российская Федерация. Национальный проект «Демография»/ Федеральный проект «Укрепление общественного здоровья»
3. Российская Федерация. Форсайт-проект «ДЕТСТВО 2030»
4. Токарева С.В. Физическая культура, как фактор социализации детей с ограниченными возможностями здоровья С.В. Токарева //Актуальные проблемы развития физической культуры и спорта в современных условиях. – 2016. – № 1.
5. Фомин, Н.А. Физиологические основы двигательной активности/ Н.А. Фомин , Ю.Н. Вавилов// Физкультура и спорт,1991. -224с.
6. Орлова, C.В. Исследование риска появления гиподинамии у детей старшего дошкольного возраста/ С.В. Орлова , А.С. Шкарова // Науки о здоровье 2018
7. Сухарев, А.Г. Двигательная активность и здоровье подрастающего поколения/ А.Г Сухарев.- Москва: Знание 2018 - 62с.
8. Воронина, Г.А. Двигательная активность детей младшего школьного возраста /Г.А. Воронина ,Т.В. Малых //Науки о здоровье М.С. 2018
9. Николайчук, Л.В. Остеохондроз, сколиоз, плоскостопие/Э.В. Николайчук, Л.В. Николайчук. — М.: Книжный Дом, 2016. — 320 с
10. Сидоров, С.П. Различные нарушения осанки у детей и подростков и занятия физкультурой и спортом/С.П. Сидоров – М., 2008.
11. Потапчук, А.А. Осанка и физическое развитие детей/А.А. Потапчук, М.Д. Дидур Санкт- Петербург.: Речь, 2004
12. Кролев, А.С. К вопросу: тенденции и проблемы современной системы физического воспитания в образовательной среде/А.С. Кролев , Т.С. Севрюков ,Е.Л Зверева// Ученые записки университета имени П.Ф.Лесгафта.-2020.-№3 (181)
13. Орлова, С.Н. Исследование риска появления гиподинамии у детей школьного возраста/ С.Н. Орлова , А.С. Шкарова //Научно- методический электронный журнал «Концепт»-2018-№9 (сентябрь)
14. Дубровский, В. И. Движения для здоровья/ В.И. Дубровский. - М.: Знание, 1989. - 608 с.
15. Абрамович, С.В. Оптимизация образовательного процесса по физической культуре в условиях вуза / С.В. Абрамович, П.А. Васильева // Вестник Читинского государственного университета. - 2010. - № 10. - С. 67-72.
16. Муравов, И.В. Оздоровительные эффекты физической культуры и спорта./ И.В. Муравов – К.,2008. – 203 с.
17. Запорожец, А.В. Развитие науки о воспитании детей дошкольного возраста/ А.В. Запорожец // Дошкольное воспитание. - 1967. - № 10. - С. 18-25.
18. Гришин, Т.В. Методы профилактики нарушений осанки у детей в общеобразовательных школах/Т.В. Гришин , С.В. Никитин //Вестник гильдии протезистов-ортопедов, 2000, № 3, с. 38-42
19. Постникова, В.М. Общая методика применения физических упражнений в лечебной физкультуре/ В.М. Постникова. - М. 1997.
20. Морозова, Т.С. Соматоскопический метод оценки осанки и его обоснование/ Т.С. Морозова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2017. - N 3. - С.52-54.
21. Лях, В.И. Программа по физической культуре : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В.И. Лях. - 2-е изд. - Москва : Просвещение, 2012. - 237 с.
22. Осокина, Т.И. Игры и развлечения детей на свежем воздухе/ Т.И. Осокина, Е.А Тимофеева , Л.С. Фурмина. М.: Просвещение, 2004
23. Шилько, В.Г. Теория и практика физической культуры/ В.Г. Шилько /Физическая активность населения// Научно – теоретический журнал № 11, 2019
24. Ловейко, И.Д. Лечебная физическая культура при заболеваниях позвоночника у детей/И.Д. Ловейко , М.И. Фонарев. - Л.: Медицина, 1998. - 143 с.
25. Лубышева, Л.И. Современные подходы к формированию физкультурного знания у студентов вузов /Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры, 2015, №З.
26. Николайчук, Л.В. Остеохондроз, сколиоз, плоскостопие/Л.В. Николайчук, Э.В. Николайчук. — М.: Книжный Дом, 2016. — 320 с.
27. Бернштейн, Н.А. Физиология движений и активность/ Н.А. Бернштейн. – М.: Наука, 1990.
28. Кирпичев, В.И. Физиология и гигиена младшего школьника/ В.И. Кирпичев – М.: ВЛАДОС, 2002.
29. Лебедева, Н.Т. Профилактическая физкультура для детей: Пособие для педагогов и воспитателей/Н.Т Лебедева.– Мн.: Высш. шк., 2016.
30. Кучма, В.Р. Гигиена детей и подростков: руководство к практическим занятиям: учебное пособие/ В.Р. Кучма. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. – 560 с.
31. Аксенова, Н. А. Повышение уровня двигательной активности и дозировка физической нагрузки на физкультурных занятиях / Н.А. Аксенова// Дошкольное воспитание. - 2016. - N 6. - С.37-48.
32. Баранов, А.А. Заболеваемость детского населения России / А.А. Баранов, В.Ю. Альбицкий, А.А. Модестов, С.А. Косова, В.И. Бондарь, И.М. Волков. - Москва: Пе-диатрЪ, 2016. - 280 с.
33. Красикова ,И.А. Осанка. Воспитание правильной осанки. Лечение нарушений осанки /И.А. Красикова. - Москва: Издательство «Корона-Век», 2013. - 176 с
34. Оськина, Н.Г. Проблема интернета и компьютеризации обучения в младшем школьном возрасте/ Н.Г.Оськина. Психологические науки 2017
35. Капанджи, А.И. - Позвоночник. Физиология суставов: медицина/ А.И. Капанджи. - М.: Эксмо, 2017. - 334 с.
36. Холодова, Ж.К. Теория и методика физического воспитания/Ж.К. Холодова, В.С Кузнецова. - М.: Издательский центр Академия, 2018. - 480 с
37. Скиндер, Л.А. Подвижные и спортивные игры в коррекции нарушений осанки и реабилитации детей со сколиозом / Л.А. Скиндер, А.Л. Зиновчик, А.Н. Герасевич // 2017. - С.141-143.
38. Назаренко, Л.Д, Оздоровительные основы физических упражнений: учеб. пособие./Л.Д. Назаренко - М.: Владос-Пресс, 2019. - 189 с.
39. Артамонова, Л. Л. Лечебная и адаптивно-оздоровительная физическая культура / Л.Л. Артамонова, О.П. Панфилов, В.В. Борисова. - М.: Владос-Пресс, 2017. - 777 c
40. Красикова, И.А. Детский массаж и гимнастика для профилактики и лечения нарушений осанки, сколиоза и плоскостопия /И.А. Красикова. - М.: Корона-Век, 2016. - 320 c.
41. Иванов, И. Ф. Лечебная физическая культура при заболеваниях в детском возрасте/ И.Ф. Иванов, К.А. Назарова, К. А. Заславская - М.: Медицина, 1975. - 320 c.
42. Милюкова, И. В. Большая энциклопедия оздоровительных гимнастик / И.В. Милюкова, Т.А. Евдокимова. - М.: Сова, АСТ, 2017. - 992 c.
43. Соколов, А. В. Теория и практика диагностики функциональных резервов организма / А.В. Соколов, Р.Е. Калинин, А.В. Стома. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 176 c.
44. Пономаренко, Г. Н. Физическая и реабилитационная медицина. Национальное руководство/Г.Н. Пономаренко. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 688 c.
45. Янгулова, Т.И. Лечебная физкультура: анатомия упражнений/Т.И.Янгулова. - Ростов н/Д: Феникс, 2016–175 с.
46. Епифанов, В. А. Лечебная физическая культура и спортивная медицина : учеб/В.А. Епифанов. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 20с. : ил., фото. - Библиогр.: с. 564
47. Красикова, И. С. Сколиоз: профилактика и лечение/И.С. Красикова. - СПб. : Корона-Век: Библиогр.:2017 с. 184.
48. Каштанова, В.Г. Лечебная физкультура и массаж: методики оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста/В.Г. Каштанова Библиогр.- 2018- с. 98.
49. Труфанова, Е.О. Информационное перенасыщение ключевые проблемы/Е.Е. Труфанова//Философские проблемы информационных технологий и кибер пространства 2019
50. Агопян, Э.С. Влияние гаджетов на развитие детей: отстающая речь и аутические расстройства [Электронный ресурс] /Э.С. Агопян. — Режим доступа: https://whatisgood. ru/theory/vliyanie-gadzhetov-na-razvitie-detey
51. Шкурпит, М.Н. Вред сидячей работы [Электронный ресурс] /М.Н. Шкурпит, Н.О. Поповян. – Режим доступа: http://articlemen.com/ostorozhno-sidyachaya-rabota.html.