Профилактика гиподинамии у детей младшего школьного возраста с нарушениями осанки в условиях цифровизации образовательной среды (Нижегородский Государственный Педагогический Университет)
|
Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: 20 учащихся из вторых классов.
Есть приложения.
Введение 3
Глава1 Теоретические основы организации двигательной активности младших школьников в условиях цифровизации образовательной среды 6
1.1 Проблема гиподинамии младших школьников в условиях цифровизации образовательной среды 6
1.2 Нарушения осанки и их влияние на организм школьника 11
1.3 Методы развития двигательной активности школьников с нарушениями осанки в условиях цифровизации образовательной среды 16
Глава 2 Методы и организация исследования 24
2.1 Методы исследования 24
2.2 Организация исследования 26
Глава 3 Опытно- экспериментальная работа по профилактике гиподинамии у младших школьников с нарушениями осанки 29
3.1 Констатирующий эксперимент 29
3.2 Формирующий эксперимент 34
3.3Контрольный эксперимент и обсуждение результатов исследования 54
Заключение 61
Список литературы 62
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Выборка: 20 учащихся из вторых классов.
Есть приложения.
Введение 3
Глава1 Теоретические основы организации двигательной активности младших школьников в условиях цифровизации образовательной среды 6
1.1 Проблема гиподинамии младших школьников в условиях цифровизации образовательной среды 6
1.2 Нарушения осанки и их влияние на организм школьника 11
1.3 Методы развития двигательной активности школьников с нарушениями осанки в условиях цифровизации образовательной среды 16
Глава 2 Методы и организация исследования 24
2.1 Методы исследования 24
2.2 Организация исследования 26
Глава 3 Опытно- экспериментальная работа по профилактике гиподинамии у младших школьников с нарушениями осанки 29
3.1 Констатирующий эксперимент 29
3.2 Формирующий эксперимент 34
3.3Контрольный эксперимент и обсуждение результатов исследования 54
Заключение 61
Список литературы 62
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
В настоящее время наблюдается все большее увеличение влияния медиатехнологий на человека. Поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира.
Информатизация учебного процесса - одна из важнейших задач современного образования. Она связана с развитием наукоемкой базы учебных заведений, переподготовкой учителей и их адаптацией к новейшим системам обучения, использованием современных компьютерных технологий, являющихся принципиально новым средством обучения и мощным инструментом познания, что, в свою очередь, требует развития и качественного улучшения методов и организационных форм обучения физического воспитания человека.
Очень важно организовать процесс физического воспитания так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке физической культуры, видел плоды своего труда и мог их оценить.
Роль движений в повседневной жизни человека и развитии ребенка огромна. Движения являются основным компонентом различных видов деятельности человека, а также одна из основных физиологических потребностей растущего организма.
«Двигательная активность – естественная потребность, определяющая здоровье и уровень физического развития детей, его удовлетворение является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка, недостаток движений может привести к патологическим сдвигам в организме.» Двигательная активность детей является биологическим стимулом, способствующим функциональному развитию организма, его совершенствованию.» [4]
Дефицит движения у современных детей (гиподинамия) - огромная проблема современного общества. С развитием цивилизации необходимость много двигаться постоянно снижается. Возрастает число факторов, неблагоприятно действующих на детский организм. Влияние ряда экзогенных и эндогенных факторов, таких как низкий уровень социально-экономических условий жизни, ухудшение экологической обстановки, резко возросшее внимание к телевидению, видеоиграм, массовая компьютеризация, расширение школьной программы, увеличение умственных нагрузок на фоне относительно невысокой двигательной активности, высокая заболеваемость.
Большое внимание отводится в основном интеллектуальному, психологическому развитию и творческому воспитанию, но мало внимания уделяется двигательной активности, что приводит в гиподинамии, а также различным заболеваниям, особенно связанных с нарушениями осанки.
Проблемой данного исследования является определить, каким образом возможно провести профилактику гиподинамии у младших школьников с нарушениями осанки в условиях цифровизации образовательной среды.
Объект исследования: процесс физического воспитания детей младшего школьного возраста, имеющих нарушения осанки.
Предмет исследования: средства физической культуры, направленные на профилактику гиподинамии детей, имеющих нарушения осанки.
Гипотеза исследования: развитие двигательной активности у младших школьников с нарушениями осанки и коррекция будут более эффективными если разработать и внедрить программу, включающую гимнастические комплексы и методы повышения мотивации к занятиям физической культуры.
Цель работы: разработать и внедрить программу физической культуры по профилактике гиподинамии младших школьников с нарушениями осанки.
Задачи работы:
1. Анализ литературных источников по проблеме гиподинамии.
2. Изучить состояние проблемы гиподинамии у младших школьников с нарушениями осанки в настоящее время.
3. Определить уровень двигательной активности, мотивацию детей к занятиям физической культурой и оценить, имеющиеся нарушения осанки.
4. Разработать и апробировать программу физической культуры по профилактике гиподинамии детей, имеющих нарушения осанки.
5. Оценить полученные результаты, проверить эффективность программы и выдвинутую гипотезу.
Выпускная квалификационная работа состоит из трех глав. В первой главе осуществлен теоретический обзор разнообразных взглядов на проблему гиподинамии младших школьников, затем изучены причины и проявления сниженной двигательной активности, методы её повышения, рассмотрены виды нарушений осанки, их влияние на организм. Во второй главе рассмотрены методы исследования, применяемые в работе и перечислены этапы исследования. В третьей главе представлены данные тестирования, педагогический эксперимент, программа физической культуры по профилактике гиподинамии для детей, имеющих нарушения осанки и интерпретация результатов исследования.
Информатизация учебного процесса - одна из важнейших задач современного образования. Она связана с развитием наукоемкой базы учебных заведений, переподготовкой учителей и их адаптацией к новейшим системам обучения, использованием современных компьютерных технологий, являющихся принципиально новым средством обучения и мощным инструментом познания, что, в свою очередь, требует развития и качественного улучшения методов и организационных форм обучения физического воспитания человека.
Очень важно организовать процесс физического воспитания так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке физической культуры, видел плоды своего труда и мог их оценить.
Роль движений в повседневной жизни человека и развитии ребенка огромна. Движения являются основным компонентом различных видов деятельности человека, а также одна из основных физиологических потребностей растущего организма.
«Двигательная активность – естественная потребность, определяющая здоровье и уровень физического развития детей, его удовлетворение является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка, недостаток движений может привести к патологическим сдвигам в организме.» Двигательная активность детей является биологическим стимулом, способствующим функциональному развитию организма, его совершенствованию.» [4]
Дефицит движения у современных детей (гиподинамия) - огромная проблема современного общества. С развитием цивилизации необходимость много двигаться постоянно снижается. Возрастает число факторов, неблагоприятно действующих на детский организм. Влияние ряда экзогенных и эндогенных факторов, таких как низкий уровень социально-экономических условий жизни, ухудшение экологической обстановки, резко возросшее внимание к телевидению, видеоиграм, массовая компьютеризация, расширение школьной программы, увеличение умственных нагрузок на фоне относительно невысокой двигательной активности, высокая заболеваемость.
Большое внимание отводится в основном интеллектуальному, психологическому развитию и творческому воспитанию, но мало внимания уделяется двигательной активности, что приводит в гиподинамии, а также различным заболеваниям, особенно связанных с нарушениями осанки.
Проблемой данного исследования является определить, каким образом возможно провести профилактику гиподинамии у младших школьников с нарушениями осанки в условиях цифровизации образовательной среды.
Объект исследования: процесс физического воспитания детей младшего школьного возраста, имеющих нарушения осанки.
Предмет исследования: средства физической культуры, направленные на профилактику гиподинамии детей, имеющих нарушения осанки.
Гипотеза исследования: развитие двигательной активности у младших школьников с нарушениями осанки и коррекция будут более эффективными если разработать и внедрить программу, включающую гимнастические комплексы и методы повышения мотивации к занятиям физической культуры.
Цель работы: разработать и внедрить программу физической культуры по профилактике гиподинамии младших школьников с нарушениями осанки.
Задачи работы:
1. Анализ литературных источников по проблеме гиподинамии.
2. Изучить состояние проблемы гиподинамии у младших школьников с нарушениями осанки в настоящее время.
3. Определить уровень двигательной активности, мотивацию детей к занятиям физической культурой и оценить, имеющиеся нарушения осанки.
4. Разработать и апробировать программу физической культуры по профилактике гиподинамии детей, имеющих нарушения осанки.
5. Оценить полученные результаты, проверить эффективность программы и выдвинутую гипотезу.
Выпускная квалификационная работа состоит из трех глав. В первой главе осуществлен теоретический обзор разнообразных взглядов на проблему гиподинамии младших школьников, затем изучены причины и проявления сниженной двигательной активности, методы её повышения, рассмотрены виды нарушений осанки, их влияние на организм. Во второй главе рассмотрены методы исследования, применяемые в работе и перечислены этапы исследования. В третьей главе представлены данные тестирования, педагогический эксперимент, программа физической культуры по профилактике гиподинамии для детей, имеющих нарушения осанки и интерпретация результатов исследования.
По результатам эксперимента было доказано, что целенаправленное применение программы физической культуры по профилактике гиподинамии младших школьников с нарушениями осанки, включающая гимнастические комплексы, подвижные игры и способы мотивации к занятиям двигательной активности в режиме учебного дня оказывает положительное влияние на психическое и физическое здоровье, двигательную активность и мотивацию школьников, что нашло подтверждение в результатах и выводах педагогического эксперимента.
Комплексы упражнений общеразвивающего воздействия с применением различных гимнастических комплексов и предметов способствовали укреплению разных групп мышц и мышечного тонуса. Комплексы утренней гимнастики заряжают зарядом бодрости в начале дня, улучшают концентрацию и дисциплинированность на других занятиях, положительно влияют на формирование правильной осанки. Использование подвижных игр положительно влияет на психологическое здоровье, улучшает настроение, способствует общению и образованию благоприятной среды внутри класса. Игровой и соревновательный методы повышают интерес и мотивацию к занятиям, а использование дополнительного инвентаря и музыкального сопровождения делает занятия еще более интересными и увлекательными.
После использования данных средств и методов двигательной активности наблюдалось повышение мотивации к занятиям, повысился уровень двигательной активности, имеющиеся нарушения осанки у некоторых школьников остались, так как одного месяца недостаточно для коррекции осанки. Повышение двигательной активности, уменьшение проявлений гиподинамии и применение гимнастических комплексов для осанки в дальнейшем точно приведет к положительному результату, т.е. к уменьшению нарушений или их полному отсутствию, а у детей, не имеющих изначальные нарушения осанки при использовании мер профилактики не будет предпосылок к их возникновению.
Таким образом, цель исследования достигнута, гипотеза доказана.
Комплексы упражнений общеразвивающего воздействия с применением различных гимнастических комплексов и предметов способствовали укреплению разных групп мышц и мышечного тонуса. Комплексы утренней гимнастики заряжают зарядом бодрости в начале дня, улучшают концентрацию и дисциплинированность на других занятиях, положительно влияют на формирование правильной осанки. Использование подвижных игр положительно влияет на психологическое здоровье, улучшает настроение, способствует общению и образованию благоприятной среды внутри класса. Игровой и соревновательный методы повышают интерес и мотивацию к занятиям, а использование дополнительного инвентаря и музыкального сопровождения делает занятия еще более интересными и увлекательными.
После использования данных средств и методов двигательной активности наблюдалось повышение мотивации к занятиям, повысился уровень двигательной активности, имеющиеся нарушения осанки у некоторых школьников остались, так как одного месяца недостаточно для коррекции осанки. Повышение двигательной активности, уменьшение проявлений гиподинамии и применение гимнастических комплексов для осанки в дальнейшем точно приведет к положительному результату, т.е. к уменьшению нарушений или их полному отсутствию, а у детей, не имеющих изначальные нарушения осанки при использовании мер профилактики не будет предпосылок к их возникновению.
Таким образом, цель исследования достигнута, гипотеза доказана.



