Проведено эмпирическое исследование.
База исследование: МБОУ СОШ №14 (г. Коломна).
Выборка: 52 учащихся из шестых классов «Б» и «В», средний возраст которых составляет 12 лет.
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы профилактики буллинга у подростков в школе 7
1.1 Анализ понятия «буллинг» в научной литературе 7
1.2 Причины буллинга у подростков 14
1.3 Методы, формы, приемы профилактики буллинга у подростков в школе 21
Глава 2. Практические аспекты профилактики буллинга в подростковой среде школы 32
2.1 Организация и методы исследования 32
2.2 Программа профилактики буллинга в подростковой среде школы 36
2.3 Анализ результатов исследования 45
Заключение 56
Список использованной литературы 58
Приложение 63
Актуальность буллинга существовала всегда, и на всех этапах жизни человека, как в детском возрасте в образовательном учреждении, так и во взрослой жизни на работе. Подростковый возраст является самым сложным, конфликтным и противоречивым этапом развития личности.
На сегодняшний день насилие и агрессия в отношениях между людьми остаются насущными проблемами российского общества. Данные виды воздействий актуализируются в социуме и обусловлены стремлениями к чрезмерной индивидуализации, ростом конкуренции, социальной напряженностью в повседневности, распространением различных вариантов конфликтного взаимодействия. Перечисленные тенденции характерны и для образовательной среды.
С нарастающей частотой средства массовой информации сообщают широким слоям населения о случаях не просто деструктивных, но и крайне жестоких и чрезвычайных взаимоотношений между учащимися школы. Медиа информируют нас о распространённости конфликтов в подростковой среде, фактах издевательств детей над учителями и одноклассниками. Названные выше формы взаимодействий сигнализируют о существовании негативного явления, которое во всем современном мире называют буллинг.
Первые масштабные исследования по изучению и превенции буллинга были проведены Дэном Олвеусом и его коллегами в 1970г. Учёный описывает буллинг как особый вид насилия, когда один человек (или группа) физически нападает или угрожает другому человеку (группе), последний из которых не может защитить себя ни физически, ни морально.
Опираясь на классическое определение, можно заявить, что буллинг представляет собой острый социальный феномен, который отрицательно сказывается на развитии личности жертвы, формировании его Я-концепции, самооценке, а также системе ценностей и стиле взаимодействия подростка со сверстниками.
По данным исследования, проведённым Европейским региональным бюро ВОЗ в 2020 г., 43% российских школьников в возрасте 11 лет подвергались буллингу, в возрасте 13 лет – 39%, в возрасте 15 лет – 25%. По этим показателям Россия занимает 5,6 и 8-е места соответственно по количеству жертв буллинга среди 39 изучаемых развитых стран. В соответствии с исследованием, проведенным В.С. Собкиным и М.М. Смысловой в 2020 г. среди подростков Москвы и Риги, в котором приняло участие 2932 школьника, было выявлено, что 60% обучающихся подвергались буллингу в школьном классе. Распространение данного явления в школьной среде обуславливает необходимость поиска эффективных форм воспитательной работы.
Актуальность проблемы профилактики буллинга заключается в том, что так и не созданы универсальные способы борьбы с данной проблемой в школах, многие преподаватели не замечают или не хотят замечать травли среди подростков, из-за этого вовремя не оказывается необходимая поддержка и помощь как «жертвам», так и «обидчикам».
Буллинг начинает принимать новые формы, все чаще травля происходит в интернете – кибербуллинг.
Современным подросткам, являющимися «жертвами» буллинга сложнее избегать ситуаций травли, что негативно сказывается на их психологическом состоянии и может иметь последствия во взрослой жизни.
В отечественной науке комплексное изучение буллинга только начинается, ранее рассматривались отдельные части ситуации буллинга - агрессия и насилие.
В России изучением буллинга занимаются И.С. Кон, О.Л. Глазман, И. Бердышев. А.А. Бочавер и К.Д. Хломов выделили три основных подхода к изучению буллинга: диспoзициoнальный, тeмпoральный и кoнтeкстуальный. Разные ученые понимают «буллинг» как травлю, террор, насилие, модель поведения, агрессия, стереотип взаимодействия, ситуация и т.п. Несмотря на то, что еще нет единого четкого определения данного понятия, все ученые сходятся в том, что буллинг является травлей происходящей продолжительное время. Исследователи также выделили, что буллинг имеет физические и психологические проявления.
Цель исследования - теоретически обосновать, подобрать и апробировать программу профилактики буллинга в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
1) Рассмотреть теоретические подходы к понятию «буллинг»
2) Выявить причины проявления буллинга среди подростков
3) Определить методы, формы и приемы профилактики буллинга у подростков в школе
4) Провести диагностику психологического климата класса на выявление существования в классе проблемы буллинга
5) Подобрать и апробировать программу профилактики буллинга среди подростков
- Проанализировать и интерпретировать полученные данные
Объект исследования - подростковый буллинг.
Предмет исследования - программа профилактики буллинга в подростковом возрасте.
Гипотез исследования - проведенная программа позволяет профилактировать буллинг среди подростков.
Теоретическая значимость исследования - заключается в рассмотрении существующих понятий «буллинга», причин его проявления среди подростков и методов профилактики буллинга в подростковой среде.
Практическая значимость - полученные данные могут быть использованы для выявления причин и профилактики буллинга в подростковой среде образовательных организаций.
Структура исследования состоит из введения, двух глав, заключения, содержит список литературы.
С помощью теоретического анализа мы определили, что буллинг является насилием, которое осуществляется систематически продолжительное время, одним человеком или группой лиц, по отношению к человеку, который не может себя защитить. Основными причинами буллинга в подростковом возрасте можно разделить на внешние, внутриличностные и внутрисемейные.
Внешними причинами является атмосфера образовательного учреждения, в котором обучается подросток, внутриличностные причины основываются на переживании переходного возраста, включающего в себя психологические и физиологические изменения, а внутрисемейные причины происходят из проблем в детско-родительских отношениях. Данные причины связаны с психологическими изменениями подростка и его переживаниями и относятся как «обидчику», так и к «жертве».
Важно проводить как индивидуальную работу с потенциальными «обидчиками» и «жертвами», с учетом индивидуальных особенностей, так и групповую работу по профилактике буллинга должна проводиться во всей школе и в каждом классе отдельно для лучшего результата по предотвращению насилия в образовательной организации. В ходе практического исследования была проведена диагностика на наличие буллинга в классах, замерена степень агрессивности подростков и проведена «Социометрия» на выявление потенциальных «жертв» и «обидчиков».
В связи с этим была подобрана программа по профилактике буллинга среди подростков, которая включала в себя задачи по формированию навыков конструктивного реагирования в конфликте, снижение агрессивных реакций, оптимизацию межличностных отношений, развитие толерантности. В ходе тренингов участники активно работали, высказывали свое мнение, с интересом обсуждали предложенные темы занятий.
Результатом проведенной программы было снижение количества случаев буллинга в подростковом коллективе, повторная диагностика доказала эффективность программы.
Поставленная цель исследования была достигнута. Все поставленные задачи по рассмотрению проблемы буллинга и его профилактики в подростковой среде были выполнены. Была проведена диагностика и подобранна программа по профилактике буллинга среди подростков, которая положительно отразилась на результатах повторной диагностики. Гипотеза исследования была подтверждена.
1. Белеева И.Д. Панкратова Л.Э. Титова Н.Б. Буллинг как социальная проблема в образовательном учреждении // Педагогическое образование в России. - 2019. - №8. - С. 144-148.
2. Болдина М.А. Никонов Ю.С. Профилактика как ведущая технология социальной работы с подростками, склонными к девиантному поведению // Гаудеамус. - 2023. - №2
3. Бочавер А.А., Хломов К.Д. Буллинг как объект исследований и культурный феномен // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2019. - №3. - С. 149- 159.
4. Бурмистрова В.В. Факторы возникновения буллинга и способы его психологической коррекции в подростковой среде: дис. канд. псих. наук: 37.04.01.- Тольятти, 2019. - 105 с.
5. Бутовская М.Л., Луценко Е.Л., Ткачук К.Е. Буллинг как социокультурный феномен и его связь с чертами личности у младших школьников // Этнографическое обозрение. - 2019. - №5. - С. 139-150.
6. Власова М.А. Буллинг в современной образовательной среде // Скиф. Вопросы студенческой науки. - 2019. - №3
7. Волкова Е. Н., Волкова И. В. Социально-психологические и личностные особенности подростков – свидетелей буллинга // Вестник Мининского университета. - 2020. - №4. - С. 1-14.
8. Глазман О.Л. Психологические особенности участников буллинга // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2019. - №5. - С. 159-165.
9. Гришина Т.Г. Социально-психологические условия формирования виктимности у подростков в ситуации школьной травли // Психология. Историко- критические обзоры и современные исследования. - 2019. - №8. - С. 320-333.
10. Ермолова Т.В., Савицкая Н.В. Буллинг как групповой феномен: исследование буллинга в Финляндии и скандинавских странах за последние 20 лет (1994—2014) // «Современная зарубежная психология». - 2023. - №1. - С. 65- 90.
11. Иванюшина В.А., Ходоренко Д.К., Александров Д.А. Распространенность буллинга: возрастные и гендерные различия, значимость размера и типа школы // Вопросы образования. - 2021. - №4. - С. 220-242.
12. Индивидуально-психологические особенности участников буллинга // Психологи на b17.ru URL: httрs://www.b17.ru/blоg/20182/ (дата обращения: 07.06.2024).
13. Коврова А. Обзор исследований возрастных и гендерных особенностей феномена «жертвы» // Психологические науки. - 2019. - №9. - С. 76-79.
14. Кривцова, С. В. Буллинг в школах: как травля может довести ребенка до суицида и убийства / С. В. Кривцова. – 2019. – № 11. – С. 143 – 151.
15. Мамбетова Л. М. Буллинг в образовательной среде // Проблемы современного педагогического образования. - 2023. - №51. - С. 344-351.
16. Молчанова Д.В. Новикова М.А. Противодействие школьному буллингу: анализ международного опыта // Высшая школа экономики национальный исследовательский университет институт образования. - 2020. - №31
17. Мухаметов Д.А. Социальная профилактика // «Научно-практический электронный журнал Аллея Науки». - 2019. - №4
18. Новикова М.А., Реан А.А., Коновалов И.А. Буллинг в российских школах: опыт диагностики распространенности, половозрастных особенностей и связи со школьным климатом // Вопросы образования / Еduсаtiоnаl Studiеs. - 2021. - №3. - С. 62-90.
19. Ольвеус, Д. Буллинг в школе: что мы знаем и что мы можем сделать / Д. Ольвеус. – Москва, 2023. – 315 с.
20. Паплик В.М Особенности проявления буллинга у девочек – подростков // Меридиан. - 2020. - №6
21. Паплик В.М Особенности проявления буллинга у мальчиков подростков // Меридиан. - 2020. - №6
22. Пилипёнок М. Ф. Возрастные и гендерные особенности участников буллинга // Жизненные траектории личности в современном мире: социальный и индивидуальный контекст. - 2021. - С. 552-555.
23. Реан А.А., Новикова М.А., Коновалов И.А., Молчанова Д.В. Руководство для родителей про буллинг: что делать, если ваш ребенок вовлечен? - М., 2019: РАО А.А. Реана, 47 с.
24. Соловьёв Д.Н. Потенциал первичного коллектива в профилактике буллинга среди подростков // Теория и практика общественного развития. - 2022. - №4. - С. 44-47.
25. Тарасова С.Ю., Осницкий А.К., Ениколопов С.Н Социально- психологические аспекты буллинга: взаимосвязь агрессивности и школьной тревожности // Психологическая наука и образование. - 2022. - №4. - С. 102-116.
26. Фомина А.В. Молчанова Л.Н. Современные представления о школьном буллинге в россии и за рубежом // Коллекция гуманитарных исследований. - 2020. - №2. - С. 6-12.
27. Хаидов С.К., Шалагинова К.С. Учет социально-психологических особенностей личности подростков как одно из условий нивелирования ситуации буллинга // Психологические науки. - 2021. - №11. - С. 76-79.
28. Хломов, К. Психология подросткового возраста: проблема буллинга. О травле в школе, причинах буллинга и характерных чертах жертв и агрессоров / К. Хломов. – 2021. – № 2. – С. 25 – 30.
29. Шалагинова К. С., Куликова Т. И., Залыгаева С. А. Гендерные особенности буллинга в подростковом возрасте // Психологическая наука и образование. - 2019. - №4. - С. 62-71.
30. Шалагинова К. С., Куликова Т. И., Залыгаева С. А. Половозрастные особенности школьников как предикторы риска буллинга // Вестник Московского государственного областного университета. - 2019. - №3. - С. 126-138.
31. Шалагинова К. С., Куликова Т. И., Залыгаева С. А. Учет половозрастных особенностей потенциальных участников буллинга при планировании работы психолога по его профилактике // Известия Иркутского государственного университета. - 2019. - С. 91-104.
32. Шишарина К.А. Психолого-педагогические условия профилактики буллинга у младших школьников в инклюзивном образовании // Rаtiо et Nаturа. - 2020. - №2
33. Ярмина А.Н. Периодизация изучения феномена буллинга // Исследователь/Rеsеаrсhеr. - 2019. - №1-2. - С. 82-87.