ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРИЧИНЕНИЕ ВРЕДА В ДТП 5
1.1. Понятие и субъектный состав гражданско-правовой
ответственности за вред, причиненный в результате ДТП 5
1.2. Условия наступления гражданско-правовой ответственности за
вред, причиненный в результате ДТП 11
2. ОБЪЕМ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ВРЕД,
ПРИЧИНЕННЫЙ В РЕЗУЛЬТАТЕ ДТП 22
2.1. Объем имущественной ответственности за вред, причине'нный в
ДТП 22
2.2. Компенсация морального вреда, причиненного в результате ДТП. 29
2.3. Основания освобождения от ответственности за вред, причине'нный
в результате ДТП 33
АНАЛИЗ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ 38
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
В Российской Федерации неустанно происходит обострение ситуации с дорожно-транспортным травматизмом. При незначительном увеличении количества дорожно-транспортных происшествий и числа, раненных в них людей количество погибших возросло на 5,2%, или на 1386 человек, при этом число погибших в результате нарушений правил дорожного движения водителями транспортных средств возросло на 5,6%, или на 1245 человек (89,8% прироста числа погибших) 1.
Безусловно, это «отрицательная» статистика. Подразумевается, что, одним из механизмов ее исправления является совершенствование нормативного правового регулирования гражданско-правовой
ответственности за вред, причиненный в результате ДТП.
В связи с вышеизложенным тема настоящей дипломной работы актуальна и обладает существенной спецификой.
Объект исследования - комплекс правоотношений, складывающихся в области гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный в результате ДТП.
Предмет исследования - правовые нормы, регулирующие наступление гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный в результате ДТП.
Цель дипломной работы - исследование гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный в результате ДТП, выявление проблем правового регулирования данных отношений и внесение предложений по совершенствованию законодательства.
Достижением поставленной цели обусловливается постановка и разрешение следующих задач:
1 Сведения о состоянии аварийности на дорогах Российской Федерации по итогам 2011 года ГУОБДД МВД России М.: Официальный сайт Госавтоинспекции МВД России // URL: http://www.gibdd.ru/stat/2011.pdf. (Дата обращения: 15.05.2017 г.).
• определить понятие и субъектный состав гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный в результате ДТП;
• выявить условия наступления гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный в результате ДТП;
• проанализировать ответственность за вред, причиненный жизни и здоровью граждан в результате ДТП,
• рассмотреть ответственность за вред, причиненный имуществу граждан в результате ДТП,
• выделить основания освобождения от ответственности,
• рассмотреть актуальные вопросы практики применения норм, регулирующих отношения по возмещению вреда, причиненного ДТП.
Теоретической основой исследования послужили работы В.М. Болдинова, С.Е. Борисовой, О.Г. Ершова, М.В. Виноградова, О.А. Красавчикова, Н. В. Новопашина.
Методологическую основу работы составляют такие методы, как диалектический способ научного познания, методы логического анализа и синтеза, системный метод, нормативно-логический анализ, метод правового моделирования и прогнозирования.
Нормативную основу исследования составили следующие источники правового регулирования: Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)1 (далее - Конституция РФ), Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1) от 30 ноября 1994 № 51-ФЗ2 3 (далее - ГК РФ).
Структуру дипломной работы составляют введение, две главы, анализ правоприменительной практики, методическая разработка, заключение и список использованных источников.
Вопрос ответственности за причинение вреда, причиненного в ДТП тесно связан с проблемами его возмещения. В результате неблагоприятных последствий дорожно-транспортного происшествия, гражданин вправе в досудебной или в судебной форме потребовать возмещения имущественного вреда и (или) компенсации морального вреда. Однако, чтобы реализовать на практике свое право требования, потерпевший сталкивается с различными проблемами и сложностями. Настоящее исследование было направлено на выявление таких проблем, а также на попытку их устранения путем внесения соответствующих изменений и дополнений в законодательство, регулирующее данную сферу.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
В соответствии с требованиями ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности гражданина подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно ст. 1079 ГК РФ владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным п. п. 2 и 3 ст.1083 ГК РФ.
В качестве законодательных предложений представляется целесообразным нормативно предусмотреть обязанность страховщика направлять на медицинскую экспертизу и оплачивать за счет страховой компании ее прохождение потерпевшим для определения степени утраты трудоспособности. Подобный порядок предусмотрен и действует в отношении оценки размера вреда причиненного имуществу. Но жизнь и здоровье человека более ценны, чем его имущество, вернее, бесценны. Кроме того, также представляется необходимым предусмотреть более упрощенный порядок реализации права потерпевшего на получение страховой выплаты в случае повреждения здоровья.
Нарушение ПДД пешеходом, в силу ст. 1079 ГК РФ, не является основанием для освобождения владельца источника повышенной опасности от ответственности за причиненный вред.
В целях совершенствования правовых норм, регулирующих ответственность владельца источника повышенной опасности, предлагается расширить круг субъектов, ответственных за причинение вреда источником повышенной опасности при совершении ДТП. Например, при установлении факта заключения договора аренды транспортного средства ответственность за причинение вреда необходимо возлагать на работодателя-арендатора.
Целесообразно дополнить ст. 1079 ГК РФ положением о том, что не является владельцем источника повышенной опасности работник, использующий личный автотранспорт в служебных целях на основе заключенного договора аренды транспортного средства с работодателем.
Следует дополнить п.2 ст. 1079 ГК РФ следующим положением: «при заключении сделки, признанной недействительной, владельцем источника повышенной опасности является его приобретатель».
В ст. 1100 ГК говорится, что компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя, если вред причинен источником повышенной опасности. Но ведь известно, что сам по себе такой источник не может причинить вред, а только при его эксплуатации. Поэтому необходимо внести изменение в ст. 1100 ГК РФ и изложить ее в следующей редакции: «Компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина при использовании или действии источника повышенной опасности...».
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы: несмотря на прогресс законодательства в регулировании вопросов ответственности за вред, причиненный в ДТП, данные отношения нуждаются в дополнительной правовой регламентации, как очень специфичные и важные.
Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (в ред. от 21.07.2014) // Российская газета.
1993. 25 дек.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. от 28.03.2017) // Собрание законодательства РФ.
1994. № 32. Ст. 3301.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (в ред. от 28.03.2017) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (в ред. от 17.04.2017) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ.
1995. № 50. Ст. 4873.
Федеральный закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (в ред. от 28.03.2017) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 18. Ст. 1720.
Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения» (в ред. от 24.03.2017) // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 47. Ст. 4531.
Постановление Правительства РФ от 16.10.2000 № 789 (ред. от 25.03.2013) «Об утверждении Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» // Собрание законодательства РФ. № 43. 2000. Ст. 4247.
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 24.04.2008 № 194н (в ред. от 18.01.2012) «Об утверждении Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека» // URL: http://soj.consultant.ru/cgi/online.cgi?req= doc;base=AOUR;n=442952;div=ASOJ;mb=AODV;ts=9B2A34025C7200E4C863 337204B9527B;rnd=0.0441896275151521 ( дата обращения 12.03.2017)
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.05.2010 № 346 «Об утверждении Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации» // URL: http://soj.consultant.ru/cgi/online.cgi?req= doc;base=AOUR;n=442952;div=ASOJ;mb=AODV;ts=9B2A34025C7200E4C863 337204B9527B;rnd=0.0441896275151521 (дата обращения 21.03.2017)
... всего 59 источников