ВВЕДЕНИЕ 3
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ
ВНУТРЕННИХ ДЕЛ 7
Понятие и принципы деятельности органов внутренних дел.7
Правовое регулирование деятельности органов внутренних
дел 14
ВЕДУЩИЕ ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ
ДЕЛ 19
АНАЛИЗ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ ПО ТЕМЕ
ВКР 37
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ ВКР 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
Преобразования в Российской Федерации в социальной, экономической и других сферах жизнедеятельности связаны с процессом формирования и становления нового типа федеративного государства, который проявляется в глобальных изменениях во всей системе управления, ее органах и учреждениях.
Вместе с тем, формирование российского демократического и правового государства сопровождается не только позитивными изменениями в общественной жизни, но и осложнением криминальной ситуации, которая становится серьезным тормозом проводимых реформ, подрывая доверие к органам власти и управления и порождая у населения чувство тревоги за свою личную и имущественную безопасность. Разумеется, большая роль в борьбе с преступностью принадлежит органам внутренних дел, являющимся наиболее действенной правоохранительной структурой. При этом органы внутренних дел должны использовать адекватные меры реагирования на криминальные угрозы, характеризующиеся значительными изменениями в состоянии преступности и появлением новых видов преступлений, особенно в сферах организованной преступности, терроризма и коррупции.
Наряду с необходимостью совершенствования задач и принципов деятельности органов внутренних дел требуется совершенствование организационно-правового обеспечения управления ими, приведение их в соответствие с изменением действующего законодательства.
Более того, нет единого мнения определения понятия «органы внутренних дел» и нет единого мнения о принципах и задачах деятельности, указанную проблему смог бы решить специальный федеральный закон, закрепляющий правовой статус органов внутренних дел, но такой в настоящее время пока отсутствует.
Проводимая в настоящее время административная реформа требует повышения эффективности деятельности органов внутренних дел на основе научной организации управленческого труда, обобщения и внедрения в практику передового опыта работы, для чего необходимо формирование такой системы управления, в которой обеспечено согласование всех элементов и взаимосвязей между ними, в силу чего система управления приобретает вид единого организационного механизма.
На современном этапе назрела необходимость перехода к более широкому и всестороннему анализу задач и принципов деятельности органов внутренних дел, однако сложность данной проблемы обусловило то обстоятельство, что на настоящий момент многие теоретические, методологические, правовые, организационные и технологические проблемы реализации задач и принципов обозначены лишь контурно, не получили должной глубокой проработки в силу их сложности и потому требуют специальных исследований.
Одним из основных задач и принципов оптимизации управления органами внутренних дел является освоение и внедрение методов организационного проектирования - важнейшего средства включения в организационную практику исследовательских методов и технологий, использования достижений различных отраслей знания при разработке, обосновании и принятии соответствующих управленческих решений.
Однако подготовка управленческих решений ведется, как правило, без учета современных достижений организационного проектирования, а работка организационных форм ограничивается только выбором организационной структуры и осуществлением организационно-штатной работы.
В связи с этим актуальность и практическая значимость основных задач и принципов деятельности органов внутренних дел путем внедрения научных методов организационного проектирования не вызывает сомнения. Данное обстоятельство и, кроме того, недостаточная изученность и разработанность данной проблемы предопределили выбор настоящей темы.
...
Одно из центральных мест в системе правоохранительных органов Российской Федерации занимают органы внутренних дел, которые выполняют значительный объем работы по охране общественного порядка, защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, охране законных интересов государственных и негосударственных предприятий и организаций различных форм собственности и трудовых коллективов, по борьбе с преступностью и обеспечению законности.
Органы внутренних дел в пределах своих полномочий оказывают содействие в защите прав и законных интересов другим органам государственной власти, органам местного управления и муниципальным органам, общественным объединениям, а также организациям независимо от форм собственности и должностным лицам этих органов и организаций.
В ходе определения понятия «органы внутренних дел» установлено, что нет единого определения настоящему понятию, но тем не менее определено, что органы внутренних дел - это федеральные органы исполнительной власти, реализующие в рамках предоставленных
полномочий на территории Российской Федерации защиту прав и свобод человека и гражданина, обеспечение охраны общественного порядка и общественной безопасности, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений.
В соответствии с действующим законодательством, а именно с Конституцией РФ, Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О полиции», Федеральным законом от «Об оперативно-розыскной деятельности», Федеральным законом от «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на органы внутренних дел возложены следующие основные задачи:
• обеспечение охраны личности, защита ее прав, свобод и законных интересов, интересов В общества и государства В от противоправных посягательств;
• предупреждение И и пресечение преступлений В и других правонарушений;
• охрана общественного порядка и общественной безопасности;
• раскрытие и расследование преступлений, осуществление розыска лиц, скрывающихся от следствия и суда, а также преступников; охрана собственности;
• оказание социальной и правовой помощи населению.
Успешное решение задач, стоящих перед органами внутренних дел, во многом зависит от качества правового регулирования, своевременного внесения корректив в нормативные правовые акты с учетом потребностей общества и возникающих новых общественных отношений.
Органы внутренних дел в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, В общепризнанными принципами В и нормами международного В права, международными В договорами Российской Федерации, Федеральным законом от 07.02.2011 № 3-ФЗ (в I ред. от 03.07.2016) «О I полиции», иными I федеральными законами, I актами Президента РФ и Правительства РФ, законами соответствующего субъекта РФ по вопросам В охраны общественного В порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах его компетенции, нормативными правовыми актами МВД России.
Не секрет, что принятые и принимаемые меры по развитию государственной службы в органах внутренних дел Российской Федерации направлены, в первую очередь, на повышение ее авторитета и престижа. Однако в данной сфере правового регулирования все еще имеются не решенные проблемы.
Так с принятием Федеральный закон «О полиции», Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», учтены и нормативно урегулированы многие проблемы, имевшие место в правоприменительной практике, предложения ведомственной науки. В частности, более детально и однозначно регламентированы права и обязанности сотрудников полиции, полно закреплен порядок и основания применения специальных мер принуждения, что позволяет сотрудникам полиции эффективнее выполнять возложенные на органы внутренних дел задачи, однако как в ходе исследования установлено не закреплены ведущие принципы деятельности органов внутренних дел, а именно не регламентированы основания и порядок вхождения (проникновения) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории и, по существу, в жилище граждан, неприкосновенность которого гарантируется ст. 25 Конституции РФ.
...
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (в ред. от 21.07.2014) // Российская газета. 1993. 25 дек.
Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) «О полиции» // Парламентская газета. 2011. № 7.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (в ред. от 06.07.2016) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (в ред. от 22.11.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 52. Ст. 4921.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 01.05.2016) // Российская газета. 2001. 31 дек.
Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (в ред. от 06.07.2016) «Об оперативно-розыскной деятельности» // Российская газета. 1995. 18 авг.
Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 49. Ст. 7020.
Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ (в ред. от 13.07.2015) «О системе государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 22. Ст. 2063.
Федеральный закон от 19.07.2011 № 247-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел
Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 30 (ч. 1). Ст. 4595.
Федеральный закон от 06.04.2011 № 64-ФЗ (в ред. от 28.12.2013) «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 15. Ст. 2037.
Федеральный закон от 02.04.2014 № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» // Собрание законодательства РФ. 2014. № 14. Ст. 1536.
Закон I РФ от 18.04.1991 № 1026-1 (утратил I силу 01.03.2011) «О милиции» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 16. Ст. 503.
Указ Президента РФ от 01.03.2011 № 248 (в ред. от 20.09.2016) «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» (вместе с «Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации») // Российская газета. 2011. 02 мар.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: утв. Указом Президента РФ от 12.05.2009 № 537 // Собрание законодательства РФ. 2009. № 20. Ст. 2444.
Приказ МВД России от 31.10.2013 № 883 «О признании утратившим силу приказа I МВД России I от 24 декабря 2008 г. № 1138» // http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc& (дата И обращения 24.11.2016).
... всего 48 источников