ВВЕДЕНИЕ 3
ПОНЯТИЕ, ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПОЛИЦИИ 6
Понятие полиции и ее значение в обеспечении правопорядка
в Российской Федерации 6
Правовое регулирование деятельности полиции 11
СИСТЕМА ПОЛНОМОЧИЙ И НАПРАВЛЕНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ 20
Система полномочий полиции в Российской Федерации 20
Направления деятельности полиции в Российской
Федерации 31
АНАЛИЗ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ 39
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
Актуальность исследования полномочий и основных направлений деятельности полиции определена тем, что Российская полиция функционирует в достаточно сложных и противоречивых обстоятельствах, сопровождающихся глубокими социальными противоречиями и проблемами. Все это, безусловно, отражается на работе полиции, а также и на деятельности других органов государственной власти и управления. Однако, несмотря на все вышеупомянутые проблемы, которые имеют место в российском обществе, полиция обязана осуществлять свои задачи и функции строго на основе Конституции России и действующего законодательства. Только соблюдение этого основополагающего принципа может придать функционированию полиции необходимую стабильность, а также исключить в ее работе политическую целесообразность и конъюнктуру. Главное в работе полиции - обеспечение прав и свобод граждан, а также формирование предоставленными ей средствами необходимого уровня законности и правопорядка в государстве.
Проблемы, связанные с деятельностью полиции Российской Федерации исследовались многими отечественными учеными в области права такими как: Алексеев С.С., Баглай М.В., Венгеров А.Б., Воеводин Л.Д., Глухарева Л.И., Ковачев Д.А., Козлова Е.И., Кутафин О.Е., Лазарев В.В., Малько А.В., Махов В.Н., Лукашева Е.А., Манов Г. И., Нерсесянц В.С., Перевалов В.Д., Страшун Б.А., Чиркин В.Е. и др.
Объектом исследования являются правоотношения, возникающие в связи с реализацией полицией своих полномочий и основных направлений деятельности в Российской Федерации.
Предметом настоящего исследования являются нормы действующего законодательства Российской Федерации, определяющие полномочия и основные направления деятельности полиции.
Целью настоящей работы является исследование полномочий и основных направлений деятельности полиции в Российской Федерации.
Соответственно, задачами данного исследования являются:
определить понятие полиции и ее значение в обеспечении правопорядка в Российской Федерации;
рассмотреть особенности правового регулирования деятельности полиции;
изучить систему полномочий полиции в Российской Федерации;
определить и раскрыть направления деятельности полиции в Российской Федерации;
проанализировать судебную практику, вытекающую от реализации полицией своих полномочий и основных направлений деятельности.
Теоретической основой работы являются труды таких ученых как Аврутин Ю.Е, Булавин С.П., Дерюга Е.И., Ермакович Т.Е., Исаев Н.И., Соловей Ю.П., Тарасов И.Т., Черников В.В. и другие.
Методологической основой исследования являются общенаучный диалектический метод познания, а также такие научные методы, как логический, системно-структурный, сравнительно-правовой.
Нормативную основу работы составили Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (в ред. от 04.07.2016) (далее по тексту - Закон «О полиции»), Федеральный Закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 03.07.2016) (далее по тексту - Закон о службе), а также подзаконные нормативные правовые акты, закрепляющие полномочия и основные направления деятельности полиции в Российской Федерации.
...
По результатам исследования можно сделать следующие выводы и предложения.
Полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере внутренних дел, и предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности.
Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что, преступность в Российской Федерации представляет собой реальную угрозу охраняемым законом правам и свободам граждан, а также интересам общества и государства, тормозит развитие страны в целом, усиливается ее организованность и агрессивность. В ст. 1 Закона о полиции подчеркивается, что полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств. В связи с чем, необходимо расширять властные полномочия полиции и совершенствовать основные направления ее деятельность, что непосредственно и влияет на актуальность выбранной темы.
Правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Полиция в своей деятельности руководствуется также законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции.
Общие обязанности и права сотрудников полиции закреплены в ст. 12 и 13 Закона о полиции.
Большинство обязанностей и прав сотрудников полиции, закрепленных в ст. ст. 12, 13 Закона о полиции, носит универсальный характер, т.е. их содержание не зависит от специализации в деятельности соответствующих структурных подразделений полиции.
Однако многие другие обязанности, предоставленные полиции и, следовательно, корреспондирующие с ними права), чаще всего не являются универсальными, а осуществляются полицейскими подразделениями с узкой специализацией.
Проведенный анализ законодательства и судебной практики о полномочиях и направлениях деятельности полиции, показал, что все же возникают определенные проблемы, на основании чего предлагается:
В связи с отсутствием в законодательстве определения «полиция» считаем, что необходимо внести изменения в ч.1 ст. 1 Закона о полиции и дать полиции следующее определение изложив
ст.1 в следующей редакции:
«Полиция - это система федеральных органов исполнительной власти, призванных обеспечить права и свободы личности, осуществлять противодействие преступности и административным правонарушениям, а также обеспечивать правопорядок во всех сферах государственного управления и жизнедеятельности людей и наделенных для этих целей правом применять меры государственного принуждения и убеждения».
К сожалению, можно констатировать, что в Российской Федерации в период разработки нового Закона о полиции какого-либо целостного исследования целей и задач полиции на общегосударственном уровне не проводилось (хотя и ставилась задача освобождения полиции от несвойственных ей функций). В результате принятый Закон в этом плане не так сильно отличается от действовавшего раньше законодательства о милиции.
Вместе с тем полагаем, что полиция должна быть структурой, ориентированной в первую очередь на оказание услуг гражданам. Это позволит решить многие проблемы граждан, но и укрепит доверие последних к полицейским силам.
...
Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (в ред. от 21.07.2014) // Российская газета. 1993. 25 дек.
Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. // Собрание законодательства РФ. 2001. № 2. Ст. 163.
Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый Резолюцией 2200А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 г // Бюллетень Верховного Суда РФ. № 12. 1994
Европейская конвенция о выдаче от 13 декабря 1957 г. // Собрание законодательства РФ. 2000. № 23. Ст. 2348
Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20 апреля 1959 г // Собрание законодательства РФ. 2000. № 23. Ст. 2349
Европейская конвенция о пресечении терроризма от 27 января 1977 г // http ://constitution. garant.ru/act/right/megdunar/2541141/
Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности от 8 ноября 1990 г. // Собрание законодательства РФ. 2003. № 3. Ст. 203
Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания от 26 ноября 1987 г. // Собрание законодательства РФ. 1998. № 36. Ст. 4465
Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г. // Собрание законодательства РФ. 1999. № 13. Ст. 1489
Конвенция Содружества Независимых Г осударств о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г // Собрание законодательства РФ. 1995. № 17. Ст. 1472
Федеральный закон от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (в ред. от 04.07.2016) // Собрание законодательства РФ. 2011. № 7. Ст. 900.
Федеральный Закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ. 2011. № 49 (ч. 1). Ст. 7020.
Федеральный закон от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 30 (ч. 1). Ст. 4595.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в ред. от 28.12.2016) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
Федеральный закон от 4 мая 2011 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 30.12.2015) // Собрание законодательства РФ. 2011. № 19. Ст. 2716.
Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» (в ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 17. Ст. 1455.
Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» (в ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ. 2004. № 34. Ст. 3534.
Федеральный закон от 03.07.2016 № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» // Собрание законодательства. 2016. № 27 (Часть I). Ст. 4160.
Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (в ред. от 28.12.2013) // Собрание законодательства РФ. 2011. № 15. Ст. 2037.
Указ Президента Российской Федерации от 01.03.2011 № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» (в ред. от 21.12.2016) // Собрание законодательства РФ. 2011. № 10. Ст. 1334.
... всего 58 источников